бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая география 50 вопросов

местоположению относительно, например, узлов путей сообщения, морских

побережьев, пром-ных центров и т.д. ЭГП представляет собой сложную систему,

в которую входит ряд компонентов:

1. трансп.-геогр. положение, т.е. положение по отношению к транспортной

сети (с учетом ее мощности, степени загруженности, скорости и стоимости

перевозок);

2. пром.-геогр. — положение относительно источников энергии, центров

обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз;

3. агрогеофизическое — положение относительно продовольственных баз и

основных центров потребления с/х продукции;

4. рыночное — положение относительно рынков сбыта продукции;

5. демографическое — положение относительно сгустков населения, трудовых

ресурсов и научно-технических кадров;

6. рекреационно-географическое — положение относительно мест отдыха и

туризма.

Кроме того выделяются ЭГП в зависимости от положения — центральное,

периферийное, глубинное и т.д.

К экономико-техническим факторам терр-ного размещения произ-тв

является и материально-техническая база, которая является результатом

предшествующего исторического развития. Но эта база является только

предпосылкой, при современном уровне развития производительных сил,

неизбежно приходиться проводить реконструкцию старых предприятий и строить

новые, внедрять новую технику и технологию, совершенствовать

инфраструктуру.

Кроме того существуют и др. технико-экономические факторы:

материалоемкость, водоемкость, топливо и энергоемкость, трудо и

наукоемкость. Например, во всех отраслях машиностроения затраты труда выше,

чем в др. отраслях. Поэтому предприятия размещаются в местах с

высококвалифицированной рабочей силой. Специализация предприятий зависит от

размещения, например судостроение — на берегах морей.

Отраслевая структура хоз-ва России. Отраслевая структура нар. хоз-ва — это

соотношение различных отраслей материального произ-ва и непроиз-ной сферы.

Произ-ная сфера включает отрасли, производящие материальные блага (пром-ть)

или осуществление перемещения по территории (транспорт), строительство,

торговля, общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие

бытовые и духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-

коммунальное хоз-во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных

отраслей нар. хоз-ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов

продукции (например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-

ть).

В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них

занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет

77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля

занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход -

15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт -

3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой

продукт - 6,7%, нац. доход - 13%.

Структура и территориальная организация пром-ти. Пром-ть имеет сложную

структуру, на ее развитие влияет форма организации общественного произ-ва,

специализация, концентрация, комбинирование. Концентрация — процесс

увеличения размеров предприятий и повышение доли крупных предприятий в

объеме произ-ва товаров. Наиболее высока концентрация в черной металлургии,

энергетике, тяжелом машиностроении.

Специализация — сосредоточение произ-ва определенного продукта или его

части или технологического процесса обособленно в отдельных отраслях или

предприятиях. Специализация бывает: предметная, подетальная,

технологическая.

Кооперирование — система длительных и устойчивых произ-ных связей между

предприятиями, совместно изготавливающих определенную продукцию.

Комбинирование — сочетание на одном предприятии разных произ-ных процессов

и произ-тв, при которых из одного вида сырья или энергии получается

несколько видов продукции.

45. ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ, ВИДЫ

УСЛУГ

Произ-вом товаров нар. потребления занимаются многие комплексы и

отрасли нар. хоз-ва Р: машиностроительный комплекс выпускал автомобили,

бытовую технику и аппаратуру, химическая — множество бытовых предметов и

бытовые хим. средства, легкая и текстильная пром-ть — огромный ассортимент

бытовых товаров. Но произ-во этих товаров всегда отставало от темпов

развития приоритетных отраслей. Товары отечественного произ-ва из-за

устаревшего оборудования и технологий не могут составить конкуренцию

зарубежным аналогам.

Легкая пром-ть. Она включает в себя около 30 крупных отраслей. Ее

продукция непосредственно влияет на уровень жизни населения. Это трудоемкая

пром-ть. Ее предприятия не очень велики и не требуют больших затрат воды и

энергии. Поэтому размещение предприятий различно, с ориентацией: на

потребителя, на сырьевую базу, на то и др.

Текстильная пром-ть находится в глубоком кризисе по многим причинам:

устаревшее оборудование, низкое качество продукции, разрыв связей с

поставщиками (хлопок из Ср. Азии), финансовый кризис, снижение

капиталовложений и т.д. Это можно сказать обо всей легкой пром-ти. В

настоящее время разработана программа развития автомобильной пром-ти,

предпринимаются попытки оживить текстильную и легкую пром-ть.

Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде

вещи, а в форме деятельности. Сферу услуг — это бытовые услуги,

здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги

банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и

курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на

материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и

т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос.

управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.

Сфера услуг и входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные

кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней

и тем самым повышают производительность труда в произ-ной сфере. Соц.

влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир

человека. Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они

живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное

размещение населения.

Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву,

включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха,

туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон

отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс.

культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д.

Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р-

ны, образованные:

. на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия,

живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи)

. вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург)

. вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск).

Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые

ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных.

Многие отрасли сферы услуг (здравоохранение, образование и др.) в настоящее

время реформируются, при этом в условиях экон. кризиса испытывают острую

нехватку средств не только на реформирование и поддержание материальной

сферы, но и на зарплату работающим в этой сфере.

46. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Международное разделение труда (МРТ) — это специализация страны в

рамках международного рынка. Отрасли международной специализации — такие

отрасли, которые в большей мере ориентированы на экспорт продукции и

определяют «лицо» страны в международном разделении труда. Международное

разделение труда способствует укреплению между странами торгово-

экономических связей. Специализация страны в определенной отрасли

складывается при условии:

1. Страна должна обладать преимуществом перед др. странами в развитии

данной отрасли. Например природными ресурсами, трудовыми ресурсами,

удобством трансп.-геогр. положения, высокой квалификацией рабочих,

наличием значительного капитала и др. Обычно действует несколько

факторов.

2. Существуют внешние рынки сбыта, где данных товаров не хватает и цена

выше чем на внутреннем рынке. Например спрос в западной Европе вызвал

развитие произ-ва натурального каучука и олова в юго-восточной Азии.

3. Затраты на поставку продукции не должны поглощать всю разницу в цене на

месте произ-ва и на рынках сбыта. Разница в цене должна покрыть расходы

на доставку, таможенные пошлины и учитывать прибыль торговых компаний,

занимающихся экспортом.

Последнее условие находится в прямой зависимости от развития транспорта и

транспортной сети. МРТ — неизбежный процесс при создании мирового хоз-ва и

складывался исторически и зависит от неравномерности распределения

природных и др. ресурсов в мире.

Внешняя торговля и мировой рынок появились давно, в период геогр.

открытий и развития торговли между странами. В древности торговля шла в

Средиземноморье, в средние века —в Европе и странах Америки. МРТ сложилось

позже, когда между странами сложились произ-ные и экон. связи в

международном масштабе. Мировой рынок появился в период мануфактурного

капиталистического произ-ва. МРТ сложилось в 19 в., а мировое хоз-во — в

конце 19 и начале 20 вв. Развитие МРТ определяется группами факторов:

1. прир.-геогр. и экон.-геогр. факторы — неравномерность обеспечение,

природными и трудовыми ресурсами (почвенные, сырьевые, трудовые),

различие в ЭГП;

2. результатами научно-технического прогресса (НТР). С развитием эти

факторы становятся преобладающими;

3. соц.-полит. и соц.-экон. — внешняя политика, участие в международном

разделении труда, особенности исторического развития, традиции экон.

связей, уровень экон. и научно-технического развития.

Всемирное разделение труда лежит в основе развития всемирного хоз-ва ВХ —

сложное экон. система взаимодействующих нац. хоз-тв всех стран мира, связи

которых усиливаются по мере углубления всемирного разделения труда.

Основные терр-ные компоненты ВХ:

. крупнейшие по экон. потенциалу государства и регионы (США, Западная

Европа, Япония, КНР, Россия и др.);

. ведущие международные региональные системы (в Европе — Европейское

сообщество, в Америке — Северная Америка (США, Канада, Мексика), в

Азиатско-Тихоокеанском регионе — АПЕК.

Для современного этапа характерно усиление целостности ВХ, которое

проявляется экон. интеграцией (например, ЕС — это единый рынок и сейчас

вводит единую валюту). Изменение в терр-ной структуре ВХ. Например

усиливается роль АСЕАН в мировой экономике.

Участие РФ на мировом рынке не соответствует его потенциалу.

Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз

машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда,

а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. Доля в

мировом экспорте РФ составляет 1,5%. Объем российского экспорта в 98г

составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта приходится на ТЭК.

Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля продукции

машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. В итоге страна

оказалась вне главных тенденций мирового развития. РФ еще слабо использует

выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение РФ в различные

международные экон. отношения.

48. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Размещение произ-ва должно учитывать конкретные условия (и прежде всего

ЭГП) и подчиняться определенным закономерностям. Закономерности размещения

производительных сил означает:

. планомерное, пропорциональное размещение произ-ва по территории страны (с

учетом остальных факторов, этот принцип позволяет задействовать трудовые

ресурсы, полнее обеспечивать потребности различных регионов и их

развитие);

. рациональное терр-ное разделение труда, это выражается в специализации р-

нов или территорий, что позволяет повышать производительность, и

рациональнее использовать трудовые и др. ресурсы;

. комплексное, гармоничное развитие хоз-ва страны и экономики р-нов, это

является основой для обеспечения среднего уровня жизни для населения всех

территорий;

. выравнивание уровней соц.-экон. развития и обеспечение развития экономики

всех терр-ных структур.

При размещении произ-ва по территории страны кроме закономерностей

необходимо соблюдение основных принципов. Принципы размещения — это

правила, которыми руководствуются при размещении производительных сил в

целях более полного использования природно-ресурсного потенциала и соц.-

экон. условий территории. Основные принципы размещения производительных

сил:

. единство экон. районирования с административным делением;

. приближение произ-ва к источникам сырья, топлива, электроэнергии,

трудовым ресурсам и р-нам потребления;

. первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных

видов природных ресурсов;

. учет требований укрепления обороноспособности страны при размещении хоз-

ных объектов;

. всемерное сокращение потерь труда в процессе произ-ва и обращения

готового продукта;

. реализация преимуществ и экон. выгод международного разделения труда при

размещении производительных сил;

. учет необходимости охраны окружающей среды и рационального использования

природных ресурсов;

. приоритет общегосударственных интересов;

. учет долгосрочных перспектив соц.-экон. развития страны и отдельных

регионов.

На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные

факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон.

условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил,

определяющей их развитие. Группы факторов размещения:

. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная

оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);

. социально-демографические (численность населения и его расселение,

половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,

естественное и механическое движение населения, уровень и темпы

урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых

ресурсов и др.);

. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на

данном этапе развития производительных сил);

. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,

уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем

капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический

прогресс, произ-ный и научный потенциал);

. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному

использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и

трудовых условий для населения).

Одним из основных технико-экономических факторов терр-ного размещения произ-

ва является ЭГП — это отношение данного объекта (страны, города,

предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др.

странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП

— это вид геогр. положения, которое является внешним условием существования

и развития исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо

геогр. объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая

изменчивость. Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это

индустриально-аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных

центров и крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный

характер, т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может

быть реализовано или нет. ЭПГ сложно поддается типологии, но можно выделить

типы объектов по их местоположению относительно, например, узлов путей

сообщения, морских побережьев, пром-ных центров и т.д. ЭГП представляет

собой сложную систему, в которую входит ряд компонентов:

1. трансп.-геогр. положение, т.е. положение по отношению к транспортной

сети (с учетом ее мощности, степени загруженности, скорости и стоимости

перевозок);

2. пром.-геогр. — положение относительно источников энергии, центров

обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз;

3. агрогеофизическое — положение относительно продовольственных баз и

основных центров потребления с/х продукции;

4. рыночное — положение относительно рынков сбыта продукции;

5. демографическое — положение относительно сгустков населения, трудовых

ресурсов и научно-технических кадров;

6. рекреационно-географическое — положение относительно мест отдыха и

туризма.

Кроме того выделяются ЭГП в зависимости от положения — центральное,

периферийное, глубинное и т.д.

К экономико-техническим факторам терр-ного размещения произ-тв

является и материально-техническая база, которая является результатом

предшествующего исторического развития. Но эта база является только

предпосылкой, при современном уровне развития производительных сил,

неизбежно приходиться проводить реконструкцию старых предприятий и строить

новые, внедрять новую технику и технологию, совершенствовать

инфраструктуру.

Кроме того существуют и др. технико-экономические факторы:

материалоемкость, водоемкость, топливо и энергоемкость, трудо и

наукоемкость. Например, во всех отраслях машиностроения затраты труда выше,

чем в др. отраслях. Поэтому предприятия размещаются в местах с

высококвалифицированной рабочей силой. Специализация предприятий зависит от

размещения, например судостроение — на берегах морей.

50. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Общество для удобства делит свою территорию на крупные части, удобные

для управления — регионы. Регион — это целостная прир.-соц. структура,

выделенная для решения актуальных задач рационального размещения

производительных сил и комплексного развития хоз-ва территорий.

Региональная политика прежде всего должна учитывать:

природные условия,

комплекс природных и трудовых ресурсов,

сложившуюся материально-техническую базу,

соц. инфраструктуру.

Региональная политика должна быть направлена на:

. рациональное размещение и терр-ную концентрацию произ-ва,

. рациональное терр-ное разделение труда и специализацию региона,

. комплексное развитие регионов,

. выравнивание соц.-экон. уровней развития регионов,

. совершенствование произ.-экон. связей внутри региона и между регионами,

. развитие социально-бытовой инфраструктуры,

. рациональное использование миграционных процессов и др.

Но в ходе реформ и разразившегося кризиса в экономике страны региональная

политика проводится не достаточно эффективно, что обусловлено экон. и

финансовыми трудностями. Объем выпускаемой пром-тью продукции продолжает

снижаться, пром-ть уже существующая испытывает острую потребность в

инвестициях, тем более их не хватает для размещения в регионах новых произ-

тв. Правительство и региональные власти стремятся привлечь в новые произ-ва

иностранные инвестиции, создаются программы развития регионов, но не всегда

находятся под них финансовые средства. Т.к. гос. инвестиций в произ-во

регионов не достаточно, а частный инвестор вкладывает деньги исходя из

своих интересов, то ни о рациональном размещении, ни о выравнивании соц.-

экон. уровней регионов, ни о комплексном развитии регионов речь в настоящее

время не идет. Развитие социально-бытовой инфраструктуры практически

—затормозилось. Рациональное использование миграционных процессов

практически не осуществляется из-за финансовых трудностей, эмигранты из

ближнего зарубежья не могут найти ни жилья, ни работы. В последние годы

наблюдается отток населения с Севера, т.к. общий кризис в стране особенно

сказался на ухудшении условий жизни людей в северных р-нах с сырьевой

специализацией. Территория Севера испытывает огромные трудности: северный

завоз продовольствия начинается с запозданием из-за финансирования и

осуществляется не в полном объеме, престарелое население не занятое в произ-

ной сфере необходимо переселять, но нет достаточно средств. Восточный

макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом.

Поэтому Дальневосточный регион испытывает затруднения из-за тарифов на ж/д

перевозки. Сахалин и Курилы оказались не обеспечены на зиму

энергоресурсами, завозимыми морским транспортом. Калининградская обл.

Северо-западного региона оказалась в трудном положении, т.к. большую часть

продовольствия завозили из-за границы, финансовый кризис вызвал резкое

подорожание завозимых продуктов питания.

РФ состоящая из 89 субъектов федерации, складывающиеся в центральные

регионы и регионы удаленные от центра, в условиях переходного периода и

экон. кризиса слабо управляется федеральным центром. Экон. районирование

унаследовало архаичную систему адм.-терр. деления. Развитие регионов и

экон. р-нов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной

политики центра. Но в условиях экон. кризиса финансирование осуществляется

неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика

выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе

«Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий», сегодня около

30 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его

дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию

«тянуть одеяло на себя». Региональная политика не способна пока преодолеть

многие трудности отношений центра с регионами. Свободные тарифы на

транспорт топливо и энергию вытесняют северные и восточные регионы из

общероссийского экон. пространства. Их торгово-экономические отношения

переключаются с внутренних р-нов России на страны Азиатско-Тихоокеаского

региона. Оттуда дешевле завозить энергоносители и продовольствие, туда

стремиться и сбыт сибирских и северных товаров. В сложившихся геополит. и

экон. условиях целостность России во многом зависит от правильной

региональной политики государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.