|
Экономическая география 50 вопросовЭкономическая география 50 вопросовИстория развития экономической географии Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил человечества и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной деятельности, природных богатствах и их использования в тех или иных регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и развития геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только в 17 в. — «Всеобщая география» географа Варения. Термин «экономическая география» впервые применил Ломоносов. Для него ЭГ была наукой наполненной экон. содержанием и неразрывно связанной с картографией. Таким образом, в 18 в. в России на основе геогр. трудов и в рамках сложившейся в Западной Европе статистики начинает складываться ЭГ как самостоятельная наука. Но в полной мере она сформировалась в первой половине 19 в. В это время появляются работы по экон. районированию, содержащие экон.-геогр. характеристики р-нов. Это было обусловлено: большими накопленными ЭГ сведениями, углублением процесса терр-ного разделения труда, появлением новых пром-ных и с/х р-нов, необходимостью экон. районирования страны с целью изучения меняющейся географии производительных сил. В этом направлении работал русский ученый в области ЭГ Арсеньев, выпустившего свой труд об опыте экон. районирования России. В книге его выделяются десять «пространств» с учетом их геогр. положения, с оценкой природных ресурсов, особенностей прошлого развития и перспективами на будущее. Важные положения теории ЭГ были сформулированы Огаревым: о том, что р-ны следует рассматривать в динамике (в развитии), экон. районирование должно опираться на законы полит. экономики, при районировании следует исходить из развития «главных материальных сил», определяющих перспективу р-на. Т.е., например, если в этом р-не есть какие-то значительные запасы минеральных ресурсов, то необходимо дальнейшее развитие р-на строить на разработке и переработке этого сырья. ЭГ проблемы рассматривал и Менделеев, его интересовали вопросы хоз-ной оценки природных ресурсов и геогр. положение частей России, проблемы районирования. Все эти труды русских ученых как и достижения зарубежных послужили основой для становления СЭГ в советское время. Это было особенно необходимо в связи с огромными преобразованиями в размещении производительных сил, происходящих в России. В 20-е гг. была проделана огромная научная и практическая работа по организации нового районного направления терр-ной организации общества, важную роль сыграли в этих работах Александров, Баранский и др. Ими была разработана методология районирования, которая не утратила своей научной ценности и сейчас. Практически была осуществлена задача по терр-ной организации страны. В Московском университете была открыта кафедра ЭГ. В целом для ЭГ тех лет были характерны следующие черты: . комплексные геогр. экспедиции, развитие геогр. краеведения и формирование экон. картографии; . борьба за целостность ЭГ, единство геогр. наук; . формирование отдельных направлений по изучению географии отдельных отраслей, географии городов, стран и др. Но развитие ЭГ не обошлось без идеологизации, неизбежной в те времена. Были разгромлены многие направления, без которых ЭГ нашей страны стала резко отставать от мирового уровня — это и демография, и полит. география. В ту пору влияние ЭГ на экон. развитие страны ослабло. Современный этап развития геогр. наук и СЭГ характеризуется углублением международного сотрудничества географов, повышением роли СЭГ в изучении проблем природопользования и дальнейшего развития страны и ее р- нов. В мировой ЭСГ все большее внимание уделяется изучению проблем территорий как объекта целостного геогр. познания. Терр-ная организация общества становиться важной областью управления, которая требует научного обоснования. Понятие терр-ной организации общества охватывает все вопросы, связанные с терр-ным разделением труда, размещением производительных сил, региональных различий в произ-ных отношениях, расселения людей, взаимоотношений общества и природы, проблем региональной соц.-экон. политики. Зарубежная экономическая география. Теория Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил человечества и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной деятельности, природных богатствах и их использования в тех или иных регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и развития геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только в 17 в. — «Всеобщая география» географа Варения. Огромен вклад западных ученых Тюнена, Вебера, Кристаллера, Леша и др. В развитии ЭСГ. В 20-е гг. в Германии вышла книга Тюнена, в которой рассматривалась модель «изолированного государства». В этом труде он намного опередил свое время, создав модель пространственного размещения систем с/х вокруг центра потребления (рынка), в зависимости от расстояния до рынка (в его книге это центр абстрактного изолированного государства) изменяется способ использования земли и характер ведения с/х (инверсия колец Тюнена). Таким образом, Тюненом был открыт метод математического моделирования систем пространственных экон. зон, который нашел практическое применение в СЭГ лишь в 20 в. Западная геогр. наука развивалась по многим направлениям. Ее интересовали проблемы природопользования, эти темы отражены в работах американца Марша. Немецкий географ Ратцель был основателем антропогеографии. В своем труде «Политическая география» он применил биологическую теорию Дарвина к развитию человеческого общества. Согласно его концепции людские сообщества должны вести столь же жестокую борьбу за существование в условиях окружающей природной среды, как растения или животные. Эта концепция получила название — социальный дарвинизм. По ней государство подобно организму должно либо расти, либо погибнуть, но никогда не может находиться в состоянии покоя. Когда оно расширяет свои границы за счет др. государства, это является отражением внутреннего напряжения. Сильные государства должны располагать пространством для своего роста. Ратцель писал также о праве «высших» рас увеличивать свое жизненное пространство за счет «низших». Особенности истории разных государств, их противоречия и конфликты объяснялись влиянием геогр. условий. Создатели французской школы «географии человека» использовали многое из его концепции, отказавшись от его полит.-геогр. идей. Создавались работы коммерческой географии, рассматривавшей наиболее выгодные модели терр-ного размещения производительных сил на территории. Значительную работу по размещению пром-ти создал немецкий экономист Вебер. Согласно его учению о штандорте (размещении) пром-ное предприятие стремиться занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, что обеспечивает минимальные издержки для предпринимателя. Вебер первым сделал это учение составной частью ЭГ. Он видел в ней науку о теоретическом обосновании размещения на определенной территории. Он ввел также методы расчета, для установления месторасположения предприятия путем построения изопан — линий равных издержек произ-ва. В 20 в. теория зарубежной ЭГ развивалась в следующих направлениях: Поиск пространственных закономерностей в размещении производительных сил, расселения населения. Это направление связано с именами Кристаллера и Леша, которые предприняли попытку открыть закономерности размещения населенных пунктов, установили определенные иерархические ступени в этом размещении (теория «центральных мест»). «Количественная революция» в географии, которая началась в 60-е гг. благодаря трудам американских экон. географов Берри, Бунге, Гаррисона, и английских ученых Хаггета, Харвея, Чорли и др. Суть этого направления отражена в так называемой математической географии, т.е. в широком применении математических подходов и статистических методов в геогр. исследованиях с использованием компьютерного программирования. Региональная концепция, получившая большое распространение в виде изучения регионов, р-нов, экон. районирования Эти исследования стали важным средством терр-ной организации произ-ных сил. Необходимость комплексного решения региональных проблем привела к появлению новой сферы научной деятельности — региональной науке. В 54г под руководством американского экономиста Изарда (Айзарда) группа ученых — экономистов, географов, социологов, др. специалистов образовали Ассоциацию региональной науки в качестве международной организации. В Пенсильванском университете (США) факультет географии был переименован в факультет региональной науки, который возглавил Изард. Целью его деятельности была названа разработка «основ теории размещения и пространственного взаимодействия видов человеческой деятельности в их экон., соц. и полит. контекстах», а также «совершенствование методов анализа региональных систем. Как научные исследования, так и обучение здесь в значительной степени опираются на математические модели и количественные методы». Закономерности, принципы и факторы размещения произ-ных сил РФ Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся тесная связь явлений общественной жизни. Закономерности размещения производительных сил означает: планомерное, пропорциональное размещение произ-ва по территории страны (с учетом остальных факторов, этот принцип позволяет задействовать трудовые ресурсы, полнее обеспечивать потребности различных регионов и их развитие); рациональное терр-ное разделение труда, это выражается в специализации р- нов или территорий, что позволяет повышать производительность, и рациональнее использовать трудовые и др. ресурсы; комплексное, гармоничное развитие хоз-ва страны и экономики р-нов, это является основой для обеспечения среднего уровня жизни для населения всех территорий; выравнивание уровней соц.-экон. развития и обеспечение развития экономики всех терр-ных структур. При размещении произ-ва по территории страны кроме закономерностей необходимо соблюдение основных принципов. Принципы размещения — это правила, которыми руководствуются при размещении производительных сил в целях более полного использования природно-ресурсного потенциала и соц.- экон. условий территории. Основные принципы размещения производительных сил: . единство экон. районирования с административным делением; . приближение произ-ва к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам и р-нам потребления; . первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; . учет требований укрепления обороноспособности страны при размещении хоз- ных объектов; . всемерное сокращение потерь труда в процессе произ-ва и обращения готового продукта; . реализация преимуществ и экон. выгод международного разделения труда при размещении производительных сил; . учет необходимости охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; . приоритет общегосударственных интересов; . учет долгосрочных перспектив соц.-экон. развития страны и отдельных регионов. На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения: . природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.); . социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.); . технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил); . экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал); . экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения). 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ КУРСА ЭГ исследует процессы не только в природной сфере, но и в хоз-ной деятельности человека и в социальной (общественной) сфере. Фактически она является геогр. наукой, которую точнее будет называть «социально- экономической географией» (СЭГ). Предмет курса — изучение соц. и экон. процессов и явлений, происходящих в геогр. оболочке, терр.-хоз. систем, их взаимодействий между собой и с природными комплексами. Объект изучения — геогр. оболочка, целостная и непрерывная оболочка Земли, где осуществляется хоз-ная деятельность человека. Эта часть оболочки Земли, которая включает в себя все формы и структуры организации жизни человека называют «ойкумена». Она включает в себя все сферы жизни общества — производительную (экономическую), демографическую, социальную, политическую, культурную, духовную, бытовую и др. И изучают ее многие науки. СЭГ изучает часть этих проблем — пространственная (терр-ная) организация ойкумены, т.е. СЭГ изучает пространственную организацию общества в конкретных природных условиях. Для практического руководства хоз- вом страны, организации оптимального взаимодействия природы и хоз-ва необходимо изучение таких объектов ЭГ как экон. регионы и р-ны, ТПК, города. СЭГ тесно связана с др. геогр. науками. Если физическая география изучает прир.-терр. явления, география природных ресурсов — природные ресурсы, то СЭГ — соц.-экон. Терр-ные явления. В ходе расширения хоз-ной деятельности человека усиливается влияние человека на природную среду. Поэтому роль СЭГ увеличивается и она начинает играть главную роль среди геогр. наук. Любое экон.-геогр. исследование не возможно без определенных методов. Главные методы исследования СЭГ: общенаучные (исторический, сравнительный, системный анализ, математического моделирование), географические (картографический, типологии и районирования, полевых исследований), экономические (балансовый, технико-экономический, экономическо- математического моделирования), социологические. Методы получения исходной информации: лабораторный, анкетирования, статистический. Методы анализа и обобщения информации: Математико-статистического моделирования, экспертных оценок, классификации и т.д. Для СЭГ не возможны экспериментальные методы. Объекты слишком велики, чтобы использовать метод проб и ошибок, отрицательный результат может оказать слишком отрицательное влияние на экономику рассматриваемой территории. СЭГ идет др. путем: она анализирует уже имеющийся опыт хоз-го развития территорий, оценивает эффективность повторения с учетом геогр. специфики рассматриваемой территории, т.е. проводит сравнительное исследование. Экон.-геогр. исследования проводятся поэтапно. Каждый из этих этапов дает результаты, позволяющие решать поставленные задачи. Первый этап — сбор фактических данных, инвентаризации, описание и картографирование объектов, формирование банка данных по исследуемой территории. Второй этап — прогнозирование, т.к. собрать данные этого не достаточно. Необходимо выявить из этих данных сущность экон.-геогр. процессов. А в конечном счете — установить законы формирования и развития ТПК различных видов. На основе этого можно сделать достоверный прогноз. Третий этап — конструирование оптимальных терр-ных сочетаний, экон.-геогр. обоснование проектов и их развития. Это наиболее ответственный и завершающий этап ЭГ исследования. Результаты таких исследований могут быть использованы в планировании развития территорий и всей страны. В задачи СЭГ входит изучение множество различных комплексов, отличающихся по своему составу и элементам: терр-ные комплексы — пром-ные, с/х, транспортные, комплексы, включающие население и населенные пункты, комплексы непроиз-ного назначения и т.д. В конечном итоге задачей СЭГ является выработка научных основ для рациональной терр-ной организации нар. хоз-ва, инфраструктуры и прогнозирования их развития. 2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЫНОК ТРУДА 7. НАСЕЛЕНИЕ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗ-ВА Население является главной производительной силой общества и основным потребителем материальных благ и услуг. При размещении произ-ных комплексов на той или иной территории необходимо учитывать социально-демографический потенциал, трудовые ресурсы (экономически активное население), динамику и структурные изменения. Поэтому население, трудовые ресурсы — это важный фактор терр-ной организации хоз-ва. Экономически активное население это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном произ-ве и непроиз-ной сфере. Трудовые ресурсы —экономически активное население в возрасте 16-55 лет для женщин и 16-60 лет для мужчин. Численность населения зависит от естественного движения (воспроизводства) — совокупности процессов рождаемости, смертности и естественного прироста. На численность может влиять и миграция населения (переселение) и демографическая политика (система административных, экономических и пропагандистских мер с помощью которых государство влияет в первую очередь на рождаемость). К началу 98г население РФ - 147,8млн человек. Из них 73% (108млн) - городское, 27% (39млн) - сельское. К июлю 98г составило 146,5 млн., сократившись за 6 месяцев 0,2%. Сокращение происходит за счет естественной убыли (превышении числа умерших над родившимися ), которая лишь на 39% компенсировалась миграционным приростом. РФ входит в число крупнейших стран мира по численности населения (более100млн). Прогноз динамики численности населения: к 2000г при нулевой миграции численность составит 143млн, 2003г - 142млн, 2015г - 139млн. Естественный прирост населения не компенсирует высокую смертность. Некоторые специалисты считают, что численность может увеличиваться за счет притока населения, тогда динамика будет такой: 2015г - 150млн. Демографическое развитие можно представить в виде спирали. До 92г население медленно росло за счет превышения количества рожденных над количеством умерших, т.е. за счет естественного прироста. В настоящее время смертность превышает рождаемость на 6 человек на каждую тысячу жителей. Рождаемость составляет 8%, смертность - 14%. Коэффициент естественного прироста составляет 6% (с отрицательным знаком). Динамику численности населения определяют русские (81,5%). Но рождаемость у русских ниже, чем например, у мордвы, татар, чувашей и др. народов. Около 20млн русских находятся в дальнем зарубежье. Продолжительный период население РФ проходило через «демографический переход», выделяются фазы демографического перехода: . на 1тыс человек - 55% прироста (архетип); . рождаемость высокая, смертность снижается (традиционный или аграрный тип); . рождаемость резко снижается, смертность тоже (переходный тип) — этот тип характерен для России; . смертность низкая, достигает стабильной величины, рождаемость имеет маленький но стабильный прирост (индустриальный тип переходящий в постиндустриальный). Россия выдержала 3 демографических кризиса и сейчас находится в состоянии 4- го: 1915-22гг - 1-я мир. война, революция; 1930-36 - голод, репрессии; 1941- 48 - последствия 2-й мир. Войны; с 1995 г. - результаты ухудшения соц.- экон. положения населения, экологии, мед. обслуживания, соц. защиты. Динамика изменения численности населения России во второй половине 20 в. характеризуется снижением рождаемости и увеличением смертности. На каждые 100 девочек рождается 105-106 мальчиков. Самая высокая смертность в городах (в Москве и С-Петербурге умерших в 3 раза больше чем родившихся). Высокая смертность характерна для Вологодской обл., Северо-западного р-на, Центрального, Центрально-Черноземного, Уральского, Сахалина, Камчатки. Низкая смертность наблюдается в республиках Северного Кавказа. Самые низкие показатели рождаемости в Европейской части, самые высокие — на Северном Кавказе. Снижение рождаемости в привело к сокращению численности, уменьшению доли детей, увеличению доли пенсионеров. В результате изменилась половозрастная структура населения — молодежи меньше, чем стариков, т.е. для России характерно состояние демографического старения. Средняя продолжительность жизни в РФ - 64г (у мужчин - 59 лет, у женщин 68). В РФ 24% населения - пенсионеры, 11,6% от экономически активного населения- безработных (ноябрь 98г). Женское население составляет - 53%. В настоящее время нац. состав меняется. Последняя перепись (89г) отметила рост жителей малых и коренных народов России. Русские замедлили темпы прироста. Если в 1979г русских было 84,4%, то в 89г - 81,5%. Мордовский народ сохранил численность населения, всего в России проживало 1млн350тыс человек (в 1926-39гг). В Мордовии мордва составляет 32%, эрзян - 160тыс (проживают на востоке республики), мокшан - 180тыс (проживают на западе). Русские в республике составляют 60%, татар 5%, есть украинцы, чуваши. Рынок труда — это соотношение спроса и предложения на трудовые ресурсы. Число безработных в 95г в РФ 8,7%, в Мордовии 10,2% но существует скрытая форма безработицы (отпуска, неполная рабочая неделя). Число безработных с каждым годом увеличивается. Рынок труда только формируется. Открылись биржи труда, но активного участия в создании рабочих мест не принимают, а произ- во находится в кризисе. За чертой бедности находятся в РФ 25%, в Мордовии — 35%. В России сокращается доля экономически активного населения — 68млн человек. 3. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В последние десятилетия получает все большее распространение такая новая форма хозяйствования как создание свободных экономических зон (СЭЗ). В мировой практике они появились в конце 50-х - начале 60-х гг., а к началу 90-х по разным оценкам их насчитывалось уже от 400 до 700. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота. Использование выгод ЭГП реализуется прежде всего в том, что СЭЗ, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком. В них устанавливается особый административно-правовой режим. Что же касается мер по привлечению иностранного капитала, то к ним относятся: освобождение от Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |