|
Экономическая география 50 вопросовуправление, наука и высшее образование. Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической. 6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями. Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д. Железнодорожный транспорт Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог). Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва. Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30 км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо (с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск, Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь. После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ. Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д., др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги Москва - С-Петербург так и не начат). Автомобильный транспорт Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт. Морской транспорт Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты, обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении Крайнего Севера. Речной транспорт Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов. Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего перевозки грузов в экономически развитой части страны. Авиационный транспорт Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров. Трубопроводный транспорт Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты переработки нефти. Связь Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи, недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального, спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью (цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи. 8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗ-ВА Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным, историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория, которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва, своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др. территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения: . природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.); . социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.); . технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил); . экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал); . экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения). Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.: специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК) комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва) наличием единой системы управления. Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий определенный потенциал. Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от: уровня экон. развития, особенностей формирования трудовых ресурсов, степени концентрации и специализации произ-ва, освоенности территории (в первую очередь транспортная), естественных условий произ-ва, наличия природных ресурсов. Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е. узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр- ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги. 9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Роль и место России в мировом сообществе определяется не только состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации, геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют. Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка войти в мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши), геополитическое положение, ее экономического, демографического и интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья — все это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство — инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира, производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные проблемы невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит баланс сил в мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение демократического государства) в интересах мирового сообщества. Мировая общественность оказывает финансовую помощь через Мировой банк и Международный валютный фонд, но они не обладают финансовыми средствами достаточными для поднятия такой огромной страны. С др. стороны существует мнение, что эта финансовая помощь и условия ее предоставления ведут к превращению России в сырьевой придаток развитых стран и ослаблению ее влияния на мировые процессы. Инвестиции в сырьевые отрасли не способны поднять экономику, необходимы инвестиции в высокотехнологичные произ-ва, находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился на 39,6%, (по уровню ВВП на душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира, Египта, Туниса). Доля России в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%. Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе, т.к. невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы. Это подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и ОБСЕ. Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления ЕС), Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы и Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО (Всемирной торговой организации) по многим причинам, одна из которых — неконкурентоспособность отечественных товаров. Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу. Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда, а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в различные международные экон. отношения. В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без укрепления внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное место в мировой экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая организация), получило приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран- экспортеров нефти, контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики характеризуется интенсивностью внешнеэкономических связей. Международные эксперты признают, что экономика России уже не является командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы соц. сферы и ставится цель — правовое государство. Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России. Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В то же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией, Вьетнамом, Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось второстепенным. С течением времени и со сменой министра иностранных дел (вместо Козырева пришел Примаков) начали налаживаться более тесные контакты со странами Востока, Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон. сотрудничеству с Ираком мешают международные санкции, договору о поставке оборудования для атомных станций препятствовали США (по причине возможного «двойного» использовании. Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед страной стоит задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения сырьевой составляющей и увеличения продукции переработки и машиностроения. В результате экон. кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%. Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт всего ТЭК. 95% производимого в стране алюминия экспортируется из-за падения внутренних потребностей. Часть идет через Лондонскую биржу металлов, в США, на Украину и во многие др. страны. Экспорт России металлов и особенно стали встречает нередко сопротивление конкурентов на мировом рынке. При этом нас обвиняют в демпинговых ценах на металлы и грозят применить международные санкции. Продукция машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ и некоторые развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой продукции). Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная техника закупают страны СНГ и Востока. Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической пром-ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и др. странах. В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами Востока. Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов Индии (90% экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего экспорта является военная техника. В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в основном в пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика (Филипп Морис в С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон & Джонсон). Но кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не способствует продвижению западных инвестиций в российскую экономику. 10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля, общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз- во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз- ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции (например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть). Отраслевой структуре свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые произ-ные связи. В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет 77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход - 15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт - 3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой продукт - 6,7%, нац. доход - 13%. Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно растет. Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем: . проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5 продукции имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных отраслях (высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий уровень произ-ва предметов для населения); . низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов растет; . сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы реформ (устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными предприятиями и т.д.). Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов, изготовление которых производится на специализированных предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И в разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых — филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования. Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье. Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции. Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для населения ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах России. Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс) ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит: 1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную и уранодобывающую отрасли; 2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки топлива и энергии. Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.). Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |