бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая география 50 вопросов

управление, наука и высшее образование.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой

характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми

трассами сформировались пром-ные узлы.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр

науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение

(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.

отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки

Москвы, хим., полиграфической.

6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в

доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и

полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы

осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями.

Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и

трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это

совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными

узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и

осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов,

крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе

определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида

транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием

природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном

под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных

сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения

городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.

Железнодорожный транспорт

Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится

основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями

страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог).

Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка

больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва.

Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30

км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и

мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо

(с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск,

Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются

кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие

магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их

меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь.

После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ.

Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д.,

др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги

Москва - С-Петербург так и не начат).

Автомобильный транспорт

Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой

маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы

непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт

осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где

отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во

многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но

только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от

Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах

число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с

запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень

затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для

Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.

Морской транспорт

Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны

Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской

транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По

тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже

выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое

место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые

снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются

внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты,

обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря

осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна

проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении

Крайнего Севера.

Речной транспорт

Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а

сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные

грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов.

Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего

перевозки грузов в экономически развитой части страны.

Авиационный транспорт

Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов

не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя

скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.

Трубопроводный транспорт

Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по

затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь

газ, многие продукты переработки нефти.

Связь

Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой

стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие

уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически

выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи,

недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации

очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь

оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и

телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального,

спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью

(цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка

трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать

составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи.

8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ХОЗ-ВА

Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным,

историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по

совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория,

которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва,

своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная

организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной

специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.

территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют

определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и

соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения

производительных сил, определяющей их развитие.

Группы факторов размещения:

. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная

оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);

. социально-демографические (численность населения и его расселение,

половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,

естественное и механическое движение населения, уровень и темпы

урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых

ресурсов и др.);

. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на

данном этапе развития производительных сил);

. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,

уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем

капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический

прогресс, произ-ный и научный потенциал);

. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному

использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и

трудовых условий для населения).

Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:

специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)

комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)

наличием единой системы управления.

Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий

определенный потенциал.

Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от:

уровня экон. развития,

особенностей формирования трудовых ресурсов,

степени концентрации и специализации произ-ва,

освоенности территории (в первую очередь транспортная),

естественных условий произ-ва,

наличия природных ресурсов.

Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют

опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении

терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом

выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е.

узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура

хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль

транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами

сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-

ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы:

Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной

структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль

Волги.

9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Роль и место России в мировом сообществе определяется не только

состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации,

геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и

военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося

мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают

индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию,

характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники,

информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в

этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися

странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в

мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в

развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.

Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка

войти в мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши),

геополитическое положение, ее экономического, демографического и

интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья —

все это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в

многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство

— инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной

экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в

экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение

демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует

включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира,

производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в

полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные

проблемы невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит

баланс сил в мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение

демократического государства) в интересах мирового сообщества. Мировая

общественность оказывает финансовую помощь через Мировой банк и

Международный валютный фонд, но они не обладают финансовыми средствами

достаточными для поднятия такой огромной страны. С др. стороны существует

мнение, что эта финансовая помощь и условия ее предоставления ведут к

превращению России в сырьевой придаток развитых стран и ослаблению ее

влияния на мировые процессы. Инвестиции в сырьевые отрасли не способны

поднять экономику, необходимы инвестиции в высокотехнологичные произ-ва,

находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился на 39,6%, (по уровню ВВП на

душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира, Египта, Туниса). Доля России

в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%.

Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе,

т.к. невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы.

Это подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и

ОБСЕ. Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с

Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только

определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему

и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления

ЕС), Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению

ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы

и Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может

помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО

(Всемирной торговой организации) по многим причинам, одна из которых —

неконкурентоспособность отечественных товаров.

Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу.

Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз

машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда,

а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге

страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо

использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в

различные международные экон. отношения.

В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без

укрепления внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное

место в мировой экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств

Юго-Восточной Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая

организация), получило приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран-

экспортеров нефти, контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики

характеризуется интенсивностью внешнеэкономических связей.

Международные эксперты признают, что экономика России уже не является

командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы

соц. сферы и ставится цель — правовое государство.

Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное

геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через

порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств,

увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран

Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще

более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с

руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и

АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России.

Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В

то же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией,

Вьетнамом, Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось

второстепенным. С течением времени и со сменой министра иностранных дел

(вместо Козырева пришел Примаков) начали налаживаться более тесные контакты

со странами Востока, Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон.

сотрудничеству с Ираком мешают международные санкции, договору о поставке

оборудования для атомных станций препятствовали США (по причине возможного

«двойного» использовании.

Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского

экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта

приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля

продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед

страной стоит задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения

сырьевой составляющей и увеличения продукции переработки и машиностроения.

В результате экон. кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%.

Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и

оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г

экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть

составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт

всего ТЭК. 95% производимого в стране алюминия экспортируется из-за падения

внутренних потребностей. Часть идет через Лондонскую биржу металлов, в США,

на Украину и во многие др. страны. Экспорт России металлов и особенно стали

встречает нередко сопротивление конкурентов на мировом рынке. При этом нас

обвиняют в демпинговых ценах на металлы и грозят применить международные

санкции. Продукция машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ

и некоторые развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой

продукции). Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная

техника закупают страны СНГ и Востока.

Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать

продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х

продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия

обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической

пром-ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и

др. странах.

В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами

Востока. Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов

Индии (90% экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего

экспорта является военная техника.

В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в

основном в пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика

(Филипп Морис в С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон &

Джонсон). Но кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не

способствует продвижению западных инвестиций в российскую экономику.

10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей

материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает

отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление

перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля,

общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и

духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-

во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз-

ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции

(например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть).

Отраслевой структуре свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые

произ-ные связи.

В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них

занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет

77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля

занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход -

15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт -

3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой

продукт - 6,7%, нац. доход - 13%.

Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких

десятков отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного

назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно растет.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем:

. проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5 продукции

имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных отраслях

(высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий уровень

произ-ва предметов для населения);

. низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов

растет;

. сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы реформ

(устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в

отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными

предприятиями и т.д.).

Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и

агрегатов, изготовление которых производится на специализированных

предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И

в разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных

предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых —

филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения

располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования.

Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье.

Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных

магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции.

Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для

населения ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах

России.

Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс)

ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их

транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит:

1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую,

торфяную и уранодобывающую отрасли;

2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки

топлива и энергии.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие

разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая

потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный

комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и

связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры,

жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических

организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги

можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое

обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование,

культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и

т.д.).

Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей

нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и

межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.