бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая география 50 вопросов

сократилась на 2,5млн га Посевы пшеницы — на 22%, овса — на 7%, ячменя — на

5%, кукурузы — на 56%

Животноводство. В составе его выделяют отрасли: скотоводство, свиноводство,

овцеводство, птицеводство, коневодство и т.д. Скотоводство — разведение

крупного рогатого скота, дает самый большой объем продукции: мясо (2/5

мяса) и молоко. Направления скотоводства: молочное, молочно-мясное,

мясомолочное и мясное.

Структурные изменения в с/х связанные с политикой государства (финансовая и

ценовая политика, кредитно-инвестиционная), с диспаритетом цен на с/х

продукцию и пром-ную продукцию привели к снижению эффективности с/х.

Снизилось использование удобрений, сократился парк техники, не соблюдается

агротехническая технология и т.д. Это привело к снижению произ-ва с/х

продукции, снижению платежеспособности с/х предприятий, к фактическому

банкротству многих хоз-тв. Происходящие изменения форм собственности не

привели к заметным результатам. Фермерские хоз-ва не находят поддержки, а

разразившийся кризис усугубил все проблемы с обеспечением техникой,

удобрениями и т.д.

Поголовье крупного рогатого скота за годы реформ сократилось на 10%, Свиней

— 7на 125, птицы — на 5%, овец и коз — на10%.

Главная проблема с/х в технической отсталости, слабой семенной базе,

состарившихся трудовых ресурсах (средний возраст 55 лет). Перспектива

развития в перевооружении, внедрении новых агротехнологий и использование

качественного семенного материала, совершенствование формы организации

труда.

Третье звено АПК — перерабатывающая пром-ть, слагаемая из пищевой и

легкой пром-ти. Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания

(пищевыми концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными

продуктами растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно

связана с с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают

две группы:

1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная,

сахарная, чайная, консервная, рыбная)

2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная,

кондитерская, хлебопекарная, макаронная).

Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа

тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно

меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например,

предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во

скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом

необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание

простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от

наличия сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к

местам потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную

обработку и перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые

отрасли ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя.

Мясокомбинаты имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х

комплексах. Такой же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти.

Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование,

недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не

обеспечивает всей потребности в продуктах питания.

Легкая пром-ть. Она включает в себя около 30крупных отраслей. Ее продукция

непосредственно влияет на уровень жизни населения. Это трудоемкая пром-ть.

Ее предприятия не очень велики и не требуют больших затрат воды и энергии.

Поэтому размещение предприятий различно, с ориентацией: на потребителя, на

сырьевую базу, на то и др.

Текстильная пром-ть находится в глубоком кризисе по многим причинам:

устаревшее оборудование, низкое качество продукции, разрыв связей с

поставщиками (хлопок из Ср. Азии), финансовый кризис, снижение

капиталовложений и т.д. Это можно сказать обо всей легкой пром-ти.

28. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ

Производительные силы — это людские ресурсы и средства произ-ва, которые

используются для произ-ва материальных благ. Размещение производительных

сил это —действия по терр-ному размещению предприятий сферы материального

произ-ва с учетом уже функционирующих терр-ных структур.

Размещение основывается на терр-ном разделении труда — на хоз-ной

специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.

территорий. Оно должно учитывать многие конкретные условия На размещение

производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы

размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые

являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их

развитие.

Группы факторов размещения:

. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная

оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);

. социально-демографические (численность населения и его расселение,

половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,

естественное и механическое движение населения, уровень и темпы

урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых

ресурсов и др.);

. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на

данном этапе развития производительных сил);

. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,

уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем

капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический

прогресс, произ-ный и научный потенциал);

. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному

использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и

трудовых условий для населения).

Одним из основных технико-экономических факторов терр-ного размещения

произ-ва является ЭГП — это отношение данного объекта (страны, города,

предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др.

странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.).

Существующее размещение произ-ных сил сложилось в ходе исторического

развития.

Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения и

высокой плотностью размещения производительных сил. При снижении доли в

населении России (1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный

потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85%

пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского

населения составляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-

ств в крупных городах. В Европейской России находятся крупнейшие городские

агломерации и 12 городов-«миллионеров». Терр-ная структура расселения и хоз-

ва имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах

пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. В Западном

макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие

группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП,

историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными

проблемами. Этот макрорегион является металлургической базой и

специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей

мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные

материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся

здесь легкой (текстильной) пром-ти.

Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины

(75%). Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).

Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно-

энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно

с запада на восток. Поэтому здесь сконцентрированы производительные силы

добывающих отраслей. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть,

уголь) активно используются на предприятиях переработки западных р-нах. На

азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны,

запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов,

преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья, но удорожание

всех работ на Севере в 2-5 раз затрудняет размещение здесь производительных

сил. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как

абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в

1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. -

32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население

концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то

же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например,

если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в

1990г. — более 1,3млн. человек. Восточный макрорегион — главная топливно-

энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд

цв. металлов, рыбы и лесопродуктов.

30. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие

разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая

потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный

комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и

связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры,

жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических

организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги

можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое

обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование,

культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и

т.д.).

Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей

нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и

межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают

квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери

времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-

ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует

духовный мир человека.

Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они

живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное

размещение населения.

Коммуникационная система РФ включает транспорт и связь, основная

задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и

веществ.

Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между

отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение

потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида

транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта

взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.

Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву,

включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха,

туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон

отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс.

культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д.

Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р-

ны, образованные:

. на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия,

живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи)

. вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург)

. вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск).

Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые

ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных

конфликтов.

31. ЭГП КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ЭГ

Одним из основных категорий курса является экон.-геогр. положение

(ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к

объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам,

крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр.

положения, которое является внешним условием существования и развития

исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр.

объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость.

Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально-

аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и

крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер,

т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть

реализовано или нет. Расположение рассматриваемого объекта на морских путях

ведущих через проливы выгодно, но выгодно только в том случае, если пролив

соединяет экономически мощные страны. Иногда сам объект создает свое

положение. Возможно превращение Москвы, а не Коломны в столицу было

исторически случайным. Но став столицей Москва сама сформировала свое

выдающееся положение в узле сухопутных дорог.

Категория политико-географическое положение родственно ЭГП — это

положение страны относительно союзников и врагов при данной международной

полит. обстановке. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входят

компоненты:

. трансп.-геогр. положение — по отношению транспортной сети, с учетом ее

мощности, скорости, стоимости, загруженности) особенно выделяется

приморское положение, которое является существенным фактором экон.

развития;

. пром.-геогр. положение — относительно источников энергии, центров

обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз;

. агрогеографическое положение — относительно продовольственных баз и

основных центров потребления с/х продукции;

. рыночное положение — относительно рынков сбыта;

. демографическое положение — относительно нахождения трудовых ресурсов.

. рекреационно-географическое — положение объекта относительно мест отдыха.

Кроме того рассматривается положение объекта в р-не, области, стране.

Выделяются положения относительно центров — рассматривается центральное

положение, периферийное и т.д. Различаются макро, микро положения.

Основные подходы к оценке ЭГП начинают обычно с расстояния от него до

др. объектов (геодезическое расстояние — по прямой, фактическое —по

существующим путям, экономическое — измеряемое затратами, по условным

отрезкам — например «через два квартала»). Затем оценивается положение

внутри ареала государства, город и т.д.) Центральное положение всегда

выгоднее периферийного. Глубинное положение безопаснее, но затрудняет

внешние связи, пограничное — опасней, но благоприятствует развитию

внешнеэкономических связей. Для объекта очень важно количество соседей. Чем

больше соседей первого порядка (непосредственно граничащих с объектом), тем

больше у них ресурсный потенциал, тем выгодней положение. У Центрального р-

на 5 соседей первого порядка и это дает ему дополнительные преимущества по

сравнению с Дальневосточным р-ном. Для оценки ЭГП государств используются

термины «континентальное», «мировое положение», для положения объекта

внутри страны — макро, мезо, микро положение. Для С-Петербурга

макроположение описывается относительно Европейской части РФ, мезоположение

— относительно Ленинградской обл., микроположение — относительно дельты

Невы. Значение ЭГП хорошо прослеживается на судьбах таких городов как Рига,

С-Петербург, Астрахань.

ЭГП экон. р-на можно оценить по плану:

. положение относительно Центрального р-на

. к государственной границе

. к морям мирового океана и внутренним

. число сухопутных соседей первого порядка, их совокупный природно-

ресурсный, людской и экон. потенциал

. положение по отношению к путям сообщения

. к основным топливно-энергетическим, ресурсным, металлургическим и

продовольственным базам

. к основной полосе расселения.

32. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ И АЗИАТСКОЙ РОССИИ

Европейская Россия

В России р-ны и их группы входят в состав крупных макрорегионов: Западного

(Европейская Россия) и Восточного (Азиатская Россия). Это макрорегионы

отличаются историческими особенностями заселения, освоения территорий,

экон. развития.

Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории,

составляющей 25% от площади страны. При снижении доли в населении России

(1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается

постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х

продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет

75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах

В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12

городов-«миллионеров».

Здесь благоприятные природные условия как для жизни людей, так и для

развития основных отраслей хоз-ва.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва имеет радиально-кольцевой характер.

Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами

сформировались пром-ные узлы.

В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы,

объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями,

своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и

расселения, современными проблемами.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда

факторов:

1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и

учебных баз страны;

2. старопромышленного характера;

3. наличия высококвалифицированных кадров;

4. выгодного экон.-геогр. положения;

5. благоприятных транспортных связей;

6. использования преимущественно привозного сырья и энергии.

Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на

наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях,

перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим.,

металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой

(текстильной) пром-ти.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием

выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса

предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической

перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника,

радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная. Здесь производят машины

и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения

(автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный

комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде

всего металлургия.

На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,

деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, Электроэнергетика

включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и

ГАЭС.

АПК можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с

черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20%

подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции

(мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть:

мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй р-н АПК

— в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х

и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад , где

занимаются льноводством и молочным животноводством.

Для обеспечения экономики и ее городов сырьем и топливом создан мощный

транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,

отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени

напоминает конфигурацию ж/д. Главные водные перевозки Западной зоны

осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая

в стране система авиалиний расходится от Москвы.

При структурной перестройке экономики резко повысится роль наукоемких

произ-ств (верхних этажей), которые приобретут также и экспортную

направленность, при сокращении удельного потребления и экспорта энергии и

сырья — в этом перспектива этого региона. Развитие экономики в европейских

р-нах будет происходить преимущественно за счет технического перевооружения

действующих предприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями,

конверсии военной пром-ти при сокращении численности занятых в сфере

материального произ-ва.

Азиатская Россия

Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины

(75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны

мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).

Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно-

энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно

с запада на восток.

В отличие от радиально-кольцевого характера хоз-ва европейской части,

азиатская структура определяется главными транспортными осями — Транссибом,

БАМом и Северным морским путем.

Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей

Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр.

своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного

макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири

(газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в

силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км)

может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или

остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В

то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти

Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны.

Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с

суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает

более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4

Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты

(нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и

удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере

в 2-5 раз.

Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными

ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере

концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой

древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв.

и редких металлов, запасы хим. сырья.

Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло

как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в

1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. -

32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население

концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.