|
Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики Россииторговых точек, с оборотом, составляющим десятки миллиардов рублей (неденоминированных). Это усложняет работу налоговых инспекторов при проверке деклараций, которая занимает больше времени, чем положено. Федеральный закон от 29. 12. 95 №222-Ф3" Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства практически на работает. По данным на 1 октября 1997года в Красноярском крае оплатили патенты только 490 человек, или 0, 6% зарегистрированных в налоговых органах индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Что же сдерживает их от перехода на упрощенную систему налогообложения? Указанный закон не отменяет ведение книги учета доходов и расходов и представление декларации в налоговые органы. Кроме того, предприниматели платят по прежнему другие налоги, установленные местными органами власти. Инспектору порой не хватает времени, чтобы проверить большое количество документов, которые имеются у каждого предпринимателя, вследствие чего, для предпринимателей открываются широкие возможности по укрытию своих доходов. В результате оказывается, что сумма уплачиваемого ими подоходного налога меньше, чем стоимость патента, который им пришлось бы приобрести.[12] В ГНИ по г. Волжскому по состоянию на 1. 01. 1998 года перешли на упрощенную систему налогообложения и оплатили патенты 18 малых предприятий и 16 индивидуальных предпринимателей, что составляет соответственно 0, 5% и 0. 12% от числа зарегистрированных. За 1997 год от одного индивидуального предпринимателя поступило в среднем 287, 7 тыс. рублей подоходного налога, что эквивалентно среднемесячному налогооблагаемому доходу 200 тыс. рублей. И это при том, что из 12633 индивидуальных предпринимателей у 1456 выявлены нарушения налогового законодательства . Дополнительно начислено платежей в сумме 1255, 3 млн. рублей, в том числе штрафных санкций и пени в сумме 384,4 млн. рублей. Сравнение среднемесячного налогооблагаемого дохода индивидуального предпринимателя с городскими данными по минимальной потребительской корзине( 400 тыс. рублей) и среднемесячной заработной плате ( 840 тыс. рублей) дают основания полагать о существенном недообложении предпринимателей и скрытие ими доходов. (Все показатели в недоминированных суммах). Кроме того, в ходе рейдов и проверок выявлено 636 российский и 377 иностранных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.[13] А сколько их не выявлено. Приведенные данные свидетельствуют как о необходимости скорейшего реформирования налогового законодательства и устранении нестыковок и противоречий с другими законодательными актами, так и реформировании системы органов, реализующих налоговый механизм. Это главная проблема сегодняшнего дня, которую был призван решить Налоговый кодекс. Вместе с тем, все превратности принятия Налогового Кодекса происходят на наших глазах. По мнению министра финансов РФ М. М. Задорнова наряду с Правительственным вариантом, учитывающим рассмотрение огромного количества поправок и конструктивных предложений рабочих групп принятого ранее в первом чтении проекта Налогового Кодекса, в Государственной Думе имеется около 10 альтернативных вариантов. Предварительное ознакомление с ними свидетельствует о том, что большей частью они не только противоречат налоговой теории и выработанной международной практикой общепринятым подходом при построении систем налогообложения, но в случае принятия могут привести к коренной ломке сложившейся в стране налоговой системы с самыми непредсказуемыми последствиями. Принятие Государственной Думой в первом чтении любого из внесенных на ее рассмотрение альтернативных проектов Налогового Кодекса отбросит процесс налогового реформирования далеко назад, приведет к неоправданной потере времени и сделает проблематичным принятие налогового кодекса в 1998 году. В то же время проведение налоговой реформы является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации и обеспечения начала и дальнейшего динамического ускорения экономического роста в стране.[14] Видимо сегодня, на конец апреля, однозначно сказать когда будет принят Налоговый Кодекс и каким он будет не может никто. Вместе с тем специалистами налоговых служб( в том числе и ГНИ по г. Волжскому) постоянно высказываются мнения о проблемах и путях совершенствования налогообложения предпринимательства, которые несмотря на свою субъективность, представляют конкретный практический интерес. ( Данные по материалам публикуемым в "Налоговом вестнике" за 1996- 1998 гг. и по опросу специалистов ГНИ по г. Волжскому). Так, например, отсутствие такого важного показателя деятельности налогового органа как рентабельность налога( соотношение между затратами налогового органа по сбору налога и реальным налогам) показывающим чистый доход поступлений в бюджет, привело к низкоэффективному, требующих высоких материальных затрат поиску методов управления процессами налогообложения и другим негативным явлениям.[15] Более того, никто и никогда не делал никакого обоснования в необходимой потребности налоговых работников для эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства ( и других нормативных актов) с учетом их сложности, противоречивости и т. д . и количеством плательщиков. Так в ГНИ по г. Волжскому в 1997 году состояло на налоговом учете 12633 индивидуальных предпринимателей, 11нотариусов, 80270 физических лиц, плательщиков налога на имущество, 62895-налога на землю, 42098- налога с владельцев транспортных средств. Кроме того проверяется правильность удержания подоходного налога у 4202 юридических лиц, обрабатываются тысяча сведений о выплатах, не связанных с основным местом работы и на все это- 55 налоговых работников.[16] То, что численность налоговиков необходимо привести в соответствие хотя бы с какими то нормами, упрощая при этом налоговое законодательство и налоговый механизм, совершенно очевидно. Этому может способствовать и освобождение налоговых инспекций от выполнения несвойственных им функций: ведение госреестра отдать регистрирующим органам; контроль за лицензионной деятельностью- лицензирующим органам; контроль за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы -органам Госкомитета по труду; контроль за применением контрольно-кассовых машин -торговым инспекциям и комитетам защиты прав потребителей, выдачу десятков тысяч справок в судебные и правоохранительные органы - собственникам информации и т. д. Одной из важнейших проблем действующей системы налогообложения является определение стоимости (рыночной цены) продукции, работ, услуг налогоплательщика и имущества, принадлежащего ему на праве собственности. В связи с этим, из-за отсутствия научно-обоснованных методик определения рыночной цены товара( работ, услуг) для целей налогообложения сложилась ситуация, когда один объект имеет как минимум две оценочные стоимости. Поэтому для определения реальной рыночной стоимости объектов налогообложения и сокращения потерь налогов целесообразно в кратчайшие сроки решить вопрос о создании и применении не противоречащему законодательству, но обязательному для налогоплательщика механизму определения рыночной цены товара(работ, услуг) для целей налогообложения. В условиях стихийного рынка и отсутствием возможности у большинства предпринимателей в полном объеме, документально, с учетом всех норм и правил подтвердить произведенные расходы, на основании этого механизма очевидные расходы можно было бы принимать и без подтверждающих документов. Наделение налоговых инспекций таким правом существенно снизило бы остроту одной из самых серьезных причин, побуждающих предпринимателей скрывать свои доходы. При решении вопроса о совершенствовании структуры управления налогами, представляется интересным то. что во многих зарубежных странах работа по сбору местных налогов проводится не централизованно, а отдельными департаментами в соответствии с законодательством, определяющим границы полномочий местных органов власти по сбору налогов, исходя из потребностей местного бюджета. В связи с тем, что большинство налогов с физических лиц поступают в местные бюджеты, при создании подобных департаментов могла бы в полной мере проявиться заинтересованность местных органов власти в задействовании всех имеющихся возможностей по координации местных властных структур, комплектованию необходимой численности, материальному оснащению, оперативному корректированию местных нормативных актов, сопоставлению результатов и затрат на их достижение - и, как следствие, значительное повышение эффективности механизма налогообложения. Следующей важнейшей проблемой является пропаганда налоговых знаний. Сегодня информация, консультирование и пропаганда по всем параметрам налогообложения населения делается на общественных началах без какого либо финансирования и выделения дополнительной численности силами налоговых служб. Без государственной программы, без финансирования, без широкого, бесплатного распространения информационных и методических материалов, без внедрения элементарных навыков налоговой культуры в системе начального и среднего образования пропаганда налоговых знаний не пойдет. В связи с этим остро возникает потребность элементарного, но обязательного налогового тестирования при регистрации предпринимателей. У нас никакой профессией нельзя заниматься без подготовки, кроме такой серьезной, как деятельность индивидуального предпринимателя. Вот и появляются тысячи ошибок, слез, разочарований, обманов, финансовых и других санкций. В ГНИ по г. Волжскому за 1997 год только к административной ответственности привлечено 1325 физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, с наложением штрафов в сумме 365513 тыс. рублей.(недедоминированных). Налогообложение совокупного годового дохода производится на основе деклараций, Однако за рубежом декларация содержит сведения как о доходах, так и о расходах налогоплательщика на потребление, тогда как российское налоговое законодательство предусматривает декларирование только доходов физического лица. Действующая система налогообложения физических лиц построена на основе личных доходов. По-видимому, настало время исчисления "подушного" налога в семье, что по сути позволило бы пойти на замену многих социальных льгот и выплат, которые сегодня осуществляются за счет бюджета. Кроме того, такое исчисление налога позволило бы при создании механизма контроля за учетом доходов и расходов гражданина проводить реальное налоговое расследование в случае обнаружения несоответствия между доходами и расходами семьи в целом и каждого отдельного ее члена. Необходимо также ввести такую систему вычетов и скидок, чтобы неналогооблагаемый доход на каждого члена семьи был не меньше уровня минимальной потребительской корзины, индексируемого с учетом инфляции. Людям трудно понять, что выражает минимальная месячная оплата труда в размере 83,49 рубля, если стоимость потребительской корзины на 1 человека 400 рублей и она постоянно увеличивается. Вольно или невольно, чтобы прожить и прокормить семью доходы будут скрывать. По действующему законодательству плательщики подоходного налога учитываются по месту постоянного проживания, а имущественных налогов- по месту нахождения имущества(плательщики налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, могут также учитываться и по месту оформления наследства или дарения, либо по месту жительства). В результате сложившегося положения оказалось практически невозможным учесть получаемые гражданами доходы и расходы на потребление, выявить нарушения налогового законодательства в случае заключения мнимых сделок с целью ухода от налогообложения, проанализировать другие методы уклонения от налогообложения. Следующей немаловажной проблемой (в связи с чрезвычайно низкой эффективностью) является совершенствование механизма упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, Здесь мнения специалистов разделились. Большинство считает, что назрела необходимость отменить добровольный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения для некоторых категорий физических лиц( особенно занимающихся торгово-закупочной деятельностью). Если законом органам местного самоуправления будет предоставлено право решать этот вопрос, то необходимо: во первых - сделать для отдельных видов деятельности выкуп патента обязательным независимо от количества зарегистрированных видов, но по большей стоимости; во вторых- в стоимость патента включать не только величину подоходного налога, но и другие налоги, устанавливаемые местными органами власти, что упростит систему налогообложения, в третьих- предпринимателей, работающих по патенту освободить от ведения книги учета доходов и расходов и представления отчетности в налоговые органы. Это обеспечит более реальные поступления в бюджет и облегчит участь предпринимателей Другое направление- переход на принципиально иную форму работы с индивидуальными предпринимателями, в основу которой должен быть положен не доход, а конкретные, легко просчитываемые и проверяемые количественные объекты: метраж магазина, киоска, склада, число посадочных мест в кафе, численность наемных работников, вид деятельности и т. д. Оба эти варианта представляют серьезный интерес, однако принятия решений и выбор вариантов потребует сложной законодательной и организационной работы. Существенным дополнением к вышесказанному, в связи с широчайшим распространением занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью( особенно торгово-закупочной) без государственной регистрации, требуется законодательно ужесточить меры воздействия на нарушителей, иначе и те кто платят налоги из-за солидарности перестанут ( ведь торгуют то вместе). Основная мера наказания сегодня - административный штраф от двух до пяти минимальных оплат труда. Это, конечно, пустяки, Другие меры, включая уголовное наказание, по действующему законодательству применить практически невозможно и под них в г. Волжском за 1997 год попали единицы. Ужесточение мер к нарушителям и упорядочение процессуального механизма их применения будет обеспечивать большое экономическое и морально -воспитательное значение не только для нарушителей, но и для законопослушных налогоплательщиков. Конечно же, одни карательные меры никогда не дадут желательных результатов. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня никаким нормативным документом не предусмотрены поощрительные стимулы для законопослушных налогоплательщиков, а это могло бы сыграть весомую роль в совершенствовании механизма налогообложения. З А К Л Ю Ч Е Н И Е В рамках данной работы, на основе анализа развития предпринимательства и механизма его налогообложения в условиях рыночной экономики России, сделана попытка обозначить проявившиеся реалии и тенденции, проблемы сегодняшнего дня и пути совершенствования налогообложения индивидуального предпринимательства. Вместе с тем следует отметить, что совершенствование налогообложения предпринимательства лишь составляющая налоговой политики государства, а налоговая политика государства- один из инструментов реализации экономической политики страны. Объективности ради стоит подчеркнуть, что налоговая политика не является панацеей от кризисных явлений экономики. Общий кризис производства и предпринимательства, усугубленный кризисом платежей, влекущим за собой огромный дефицит оборотных средств может углубиться жесткими налоговыми изъятиями при усилении фиксальной функции. В то же время никакие налоговые льготы не помогут, если бизнес изначально не прибылен и неэффективен. Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако суперльготный режим налогообложения не стал основой для прогресса в отечественном аграрном секторе. Для проведения социально-ориентированной, взвешенной экономической политики на основе и при помощи такого важнейшего инструмента, как адекватная, научно -обоснованная налоговая политика, нужна сильная политическая воля всех властных структур государства, их единение для достижения цели. Политические игры вокруг обсуждения Налогового Кодекса, Бюджета страны на 1998 год, непринятие первого и задержка с принятием второго, мартовско - апрельский правительственный кризис свидетельствует об обратном. В этой ситуации центр тяжести решения первоочередных вопросов может переместиться к региональным и местным органам власти. Действительно на местах исчерпаны далеко не все возможности и резервы по стабилизации экономики, созданию более благоприятных условий для функционирования малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Весомым фактором реализации этих задач должна стать целенаправленная налоговая политика региональных и местных органов власти, при формировании которой могли бы быть полностью или частично использованы предложения по совершенствованию налогообложения индивидуального предпринимательства и налогового механизма, приведенные в данной работе. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21октября1994г. Часть первая. /с предисловием д. ю. Н. Проф. Ю. К. Толстого /Научно-издательский центр"Альфа", коммерческо-издательская фирма" Равена", С-Петербург,1994. 2. Комментарий части первой Гражданского Кодекса Россйской Федерации /под общ. ред. В. Д. Карповича / Фирма "Спарк" Москва, 1995. 3. Налоговая система Российской Федерации. Том 1, третье издание/М. Инфра -М, 1996 4. Все о подоходном налоге. Документы и комментарии / Авторы и сост. М. Сокол и др. М. :Журнал "Налоговый вестник". 1997. 5. Налоги. Учебное пособие/Под ред . Д. Г. Черника. М. :Финансы и статистика, 1996. 6. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: справочник/ М. Фонд "Правовая культура", 1995. 7. С. Ш. А. Государство и рынок/М. Наука, 1991. 8. Блинов А. Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса //РЭЖ. 1995. №2-М.: Финансы и статистика. 9. Савченко В. Феномен предпринимательства (экспериментальный курс) //РЭЖ. 1995. №9-М.: Финансы и статистика. 10. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого бизнеса) // Общество и экономика. 1996. №№ 9-12- М.: Наука. 11. Кибиткина Л. А. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица.//Дело и право. 1995. №3. 12. Блохин С. Н. Шкарин А. Ю. Индивидуальный предприниматель./ М. :"Буквица". 1997. 13. Лапин М. С. Лапин С. М. Предприниматель без образования юридического лица. /М.: Инфра-М. 1997. 14. Фомина О. А. Правовое регулирование подоходного налогообложения физических лиц в зарубежных странах.// Налоговый вестник. 1995. №3. Фомина О. А. Льготы по подоходному налогу с физических лиц: зарубежный опыт и российская законодательная практика. //Налоговый вестник. 1995. № 6. 16. Потапов В. И. О некоторых вопросах налоговой политики. //Налоговый вестник. 1995. №7. ПотаповВ.И.Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах. //Налоговый вестник . 1995. №7. Потапов В. И. Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах.//Налоговый вестник. 1995.№8. Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации(№88-Ф3) // Налоговый вестник. 1995. №8. Комардина А. П. О новой инструкции "По применению Закона Российской Федерации" О подоходном налоге с физических лиц".//Налоговый вестник.1995. №11. Починок А. П. Налоговая реформа: долгий извилистый путь. //Налоговый вестник.1996.№1. Сокол М. П. Об итогах декларационной кампании 1996года.//Налоговый вестник. 1997.№3. Брызгалин А. В. Мифы современного налогообложения.//Налоговый вестник.1997. №4. Фомина О. А. Зарубежный опыт налогового планирования.//Налоговый вестник.1997.№5. Комардина А. П. Новое в налогообложении доходов физических лиц.// Налоговый вестник.1997.№6. Федулов В. В. Как достичь налогового благополучия.//Налоговый вестник.1997.№7. Подпарин Ю. В. Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий -проблемы и пути ее совершенствования. //Налоговый вестник.1997. №10. Дедова Л.И. Предприниматели ждут налоговых изменений(результаты социологического опроса) //Налоговый вестник. 1997. №10. Шаталов С. Д. После принятия Налогового кодекса выиграют все: работники, работодатели, налоговики.(Комментарии к утверждениям оппонентов). //Налоговый вестник. 1997.№11. Присягина Г. Н. Общие вопросы совершенствования налоговой системы и проблемы налогообложения физических лиц. //Налоговый вестник.1997. №12 Пансков В. Г. Перспективы налогообложения в 1998 году.//Консультант. 1998.№1. Федеральный закон от 31 декабря 1997г. №159-Ф3"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" О подоходном налоге с физических лиц".//Налоги и платежи.1998.№2 Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 .№35"По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"(с изменениями и дополнениями №№1-5)//Налоги и платежи.1998.№2. Справка к Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995г. №35"По применению Закона Российской Федерации" О подоходном налоге с физических лиц".//Налоги и платежи.1998. №2. Федосеев Н. А. Комментарий к изменениям и дополнениям №5 Инструкции ГНС РФ от 29. 06. 95 №35//Консультатнт.1998.№5. Разумов С.И. Комментарий к Федеральному закону от 31.12. 97 №159- Ф3.//Консультант.1998.№5. Юмаев М. М. Соблюдение экономических критериев эффективности налоговой системы Российской Федерации с позиций подоходного налога с физических лиц.//Налоговый вестник. 1998. №2 Рагимов С. Н. И мал золотник и пока дорог.//Налоговый вестник.1998.№2 Бобков С. В. Правительственный налоговый кодекс-правда и домыслы.(По материалам пресс-конференции Министра финансов РФ М. М. Задорнова, состоявшейся 10 февраля 1998 года)//Налоговый вестник. 1998. №3. Пахомов Н. И. О работе налоговых органов с предпринимателями без образования юридического лица.//Налоговый вестник.1998. №3. 41. Постановление Конституционного суда РФ от 24. 02.98.№7-П- Приложение к газете "Финансовая Россия №7, февраль, 1998, официальные документы. 42. Аналитические записки ГНИ по г. Волжскому за 1995-1997годы. ----------------------- 1Л. И. Дедова. Предприниматели ждут налоговых изменений. Налоговый вестник № 10.1997 год. Стр. 58 [1] С. Н. Блохин, А. Ю. Шкарин. Индивидуальный предприниматель. М. Буквица 1997 г. Стр. 5 [2] М. С. Лапин, С. М. Лапин. Предприниматель без образования юридического лица. М. ИНФРА-М, 1997, стр. 14. [3] Предпринимательство в цифрах. «Волжская правда» 19. 03. 98. №52 [4] В. Н. Казакова. Об изменении численности налогоплательщиков, поставленных на учет в государственных налоговых инспекциях Российской Федерации. Налоговый вестник, №5, 1997год, стр.38-39. 1М.П. Сокол. Об итогах декларационной кампании 1996 года. Налоговый вестник, №3, 1997 год, стр. 16-17 1 США: Государство и рынок.-М. Наука, 1991, стр.3 2 Налоги., учебное пособие под редакцией Д. Э. Н. проф. Д. Г. Черника. М."Финансы и статистика", 1996, стр.385 [5] В. И. Потапов. Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах. Налоговый вестник №7, 1995г. стр. 18 [6] О. В. Мещерякова. Налоговые системы раз- витых стран мира. (справочник). М. Фонд правовая культура, 1995, стр.27. [7] О.В. Мещерякова. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. М. Фонд правовая культура, 1995г, стр.61 [8] О. В. Мещерякова. Налоговые системы развитых стран мира(справочник) М. Фонд правовая культура, 1995г, стр. 95 [9] Официальные документы. Приложение к газете "Финансовая Россия"№7. Февраль 1998г. [10] И мал золотник, и пока дорог. С. Н. Рагимов Налоговый вестник №2 1995г. стр.25-26 [11] Н. И. Пахомов. " О работе налоговых органов с предпринимателями без образования юридического лица". Налоговый вестник № 3 1998год, стр. 24 [12] Аналитическая записка ГНИ по г. Волжскому за 1997 год. [13] Правительственный налоговый кодекс- правда и вымыслы. По материалам пресс-конференции Министра финансов РФ М. М. Задорного состоявшейся 10 февраля 1998 года. Налоговый вестник №3 1998 год стр. 3-4. [14] Г. Н. Присягина. "Общие вопросы совершенствования налоговой системы и проблемы налогообложения физических лиц. Налоговый вестник № 12, 1997г. стр. 25 [15] Аналитическая записка ГНИ по г. Волжскому за 1997 год. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |