бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России

Действовавшая до 01. 01. 98 (в нарицательной стоимости рубля 1997года):

|Размер облагаемого | Сумма налога |

|совокупного дохода, | |

|полученного в календарном | |

|году | |

| До 12 000 000 | 12% |

|руб. | |

|От 12 000001 до 24 000 000 |1440000 руб. +20% с суммы, превышающей |

|руб. |12000000руб. |

|От 24 000001 до 36 000 000 |3840000 руб.+25% с суммы, превышающей |

|руб. |24000000руб |

|От 36 000001 до 48 000 000 |6840000 руб.+30% с суммы, превышающей |

|руб. |36000000руб |

|От 48 000001 и выше |10440000руб.+30% с суммы, превышающей |

| |48000000руб |

Действующая с 01. 01. 98 (в нарицательной стоимости рубля 1998 года):

|Размер облагаемого совокупного | Сумма |

|дохода, |налога |

|полученного в календарном году | |

| До 20 000 руб. | 0, 12 |

|От 20 001руб до 40 000 руб |2 400 руб+15% с суммы, превышающей |

| |20 000 руб |

|От 40 001руб до 60 000 руб |5 400 руб+20% с суммы, превышающей |

| |40 000 руб |

|От 60 001руб до 80 000 руб |9 400 руб+25% с суммы, превышающей |

| |60 000 руб |

|От 80 001руб до 100000руб |14400руб+30% с суммы, превышающей |

| |80 000 руб |

|От 100001руб и выше |20400руб+35% с суммы, превышающей |

| |100000руб |

Кроме изменения ставок и размера облагаемого совокупного дохода

Федеральный закон от 31.12.97г. № 159-Ф3 предусматривает ряд

дополнительных мер социальной и регулирующей направленности.

Среди них:

С 1 января 1998 года лицо, получающее доход до 5000 руб. в год

(нарицательная стоимость рубля 1998 года), будет иметь право на

ежемесячный вычет из совокупного налогооблагаемого дохода в сумме,

соответствующей двукратному размеру минимальной месячной оплаты труда

вместо однократного, который оно получало ранее. С доходом от 5000 руб. до

20 000 руб. как и раньше - в размере минимальной месячной оплаты труда,

если более 20000 руб. в год, это лицо право на вычет иметь не будет.

Аналогично будут предоставляться вычеты на детей и иждивенцев. Эти

вычеты производятся помесячно. Если к какому-то месяцу физическое лицо с

начала года получит более 5 000 руб. или 20 000 руб., то с этого месяца и

будет изменен режим проведения этих вычетов. Изменен размер пени за

несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога. Вместо 0,5% суммы

задолженности за каждый день просрочки будет взыскиваться 1/300 ставки

рефинансирования Банка России.

Налог уплачивается в следующем порядке:

в течение текущего года ( до 15 июля, до 15августа, до 15ноября,)

плательщики вносят авансовые платежи по 1/3 годовой суммы налога,

исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики, впервые привлекаемые

к уплате налога, -по 1/3 начисленного налога с предполагаемого дохода на

текущий год;

уплата авансовых платежей налога производится на основании платежного

извещения, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот

налог;

по истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному

годовому доходу, полученному от всех источников, включая доходы за любую

выполненную работу на предприятиях, в учреждениях, организациях и у иных

работодателей. Разница между суммой налога, уплаченной (удержанной) за

отчетный год, и суммой налога, рассчитанной по фактическому совокупному

годовому доходу, подлежит взысканию с плательщика или возврату ему

налоговым органом не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. Пересчет

по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть

закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за

отчетным.

При начислении авансовых платежей в течение года или при увеличении

ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога платежное извещение

должно быть вручено налогоплательщику не позднее чем за 15 дней до

наступления очередного срока уплаты. Если платежное извещение не может быть

вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается

в оставшиеся сроки уплаты равными долями. При начислении авансовых платежей

по истечении второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в 2

срока по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него. При

начислении авансовых платежей по истечении последнего срока уплаты налог

уплачивается через месяц после вручения платежного извещения.

В случае привлечения плательщика к уплате налога производится равными

долями в 2 срока: через месяц после вручения платежного извещения и через

месяц после установленного срока уплаты.

При значительном увеличении или уменьшении дохода плательщика в

течение года налоговый орган по его заявлению производит перерасчет

авансовой суммы налога по срокам уплаты, которые еще не наступили.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, имеют возможность строить свои

взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами не на основе Закона

Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", а в

соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об упрощенной

системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства". В этом случае подоходный налог на доход, полученный

от предпринимательской деятельности, заменяется уплатой предпринимателем

годовой стоимости патента, дающего право осуществлять эту деятельность. Это

право не распространяется на индивидуальных предпринимателей, имеющих

совокупный валовой доход от своей деятельности за последние 12 месяцев

свыше 100 000-кратного минимального размера оплаты труда.

Переход индивидуальных предпринимателей на работу по патенту

производится по их заявлению в налоговый орган, которое подается не позднее

чем за 1 месяц до начала очередного квартала по определенной форме.

Решение о переводе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему

налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ в этом

выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления.

Патент выдается сроком на 1 календарный год. Дубликат патента хранится в

налоговом органе. При получении патента в налоговом органе индивидуальный

предприниматель должен предъявить для регистрации книгу учета доходов и

расходов. В книге указываются фамилия, имя, отчество индивидуального

предпринимателя, вид осуществляемой деятельности, местонахождение, номера

расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на

первой странице фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи.

На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила

обращения с отчетностью, установленные действующим законодательством

Российской Федерации. При утрате патента он подлежит возобновлению

налоговым органом с наложением на индивидуального предпринимателя штрафа,

размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта

Российской Федерации.

Стоимость патентов утверждается органами государственной власти

субъектов Российской Федерации по совместному предложению финансовых и

налоговых органов на каждый вид предпринимательской деятельности. Расчет

стоимости патентов на каждый год производится исходя из средних по

территории соответствующего субъекта Российской Федерации данных о

фактических средних суммах совокупного годового дохода по группе лиц,

осуществляющих данный вид деятельности. Она должна соответствовать величине

подоходного налога по ставке 30% от среднего совокупного годового дохода.

Поскольку средние размеры совокупного дохода физических лиц по конкретным

видам деятельности могут изменяться, стоимости патентов могут быть

пересмотрены не реже 1 раза в год. Граждане, осуществляющие одновременно

несколько видов предпринимательской деятельности, должны оплачивать патент

по каждому виду. Выплата стоимости патента осуществляется индивидуальными

предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, которые

устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской

Федерации.

По истечении срока действия патента по заявлению индивидуального

предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной(годичный) срок

действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. В

соответствии с законодательством Российской Федерации индивидуальные

предприниматели имеют право отказаться от работы по патенту и перейти на

систему уплаты подоходного налога. Эта процедура осуществляется после

подачи ими заявления в налоговый орган.

Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет

стоимости патента осуществляется налоговыми органами в соответствии с

Законом Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР" от

21 марта 1991г. № 943-1 ( в редакции от 13 июня 1996г) и другими

законодательными актами. При утрате патента он подлежит возобновлению

налоговым органом с соблюдением предусмотренных законодательством

Российской Федерации условий и наложением штрафа.

Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями,

перешедшими на упрощенную систему, ведется в книге учета доходов и

расходов. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15

марта 1996г. №27 индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в

соответствии с указаниями Инструкции Государственной налоговой службы

Российской Федерации" О подоходном налоге с физических лиц" от 29 июня

1995г. № 35 с дополнениями и изменениями.

Контроль за соблюдением налогового законодательства (и ряда других

нормативных актов) индивидуальными предпринимателями возложен на налоговые

органы. Государственным налоговым инспекциям предоставлено право:

1. производить у граждан Российской Федерации, иностранных граждан

проверки денежных документов, деклараций о доходах и других документов,

связанных с исчислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в

бюджет;

2. получать безвозмездно от проверяемых налогоплательщиков

необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при

проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну,

определяемую в установленном законодательством порядке;

контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами,

занимающимися предпринимательской деятельностью. Требовать от граждан

устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других

обязательных платежей в бюджет и законодательства о предпринимательской

деятельности;

4. получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и

иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия

необходимые для правильного налогообложения справки, документы и их копии,

касающиеся деятельности налогоплательщика. Должностные лица налоговой

службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

5. обследовать при осуществлении своих полномочий производственные,

складские, торговые и иные помещения граждан, используемые для извлечения

доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения (с

соблюдением соответствующих правил). В случаях отказа граждан допустить

должностных лиц государственной налоговой инспекции к обследованию

указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять

облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении

дохода, и по аналогии налогообложения лиц, занимающихся сходной

деятельностью;

6. приостанавливать операции занимающихся предпринимательской

деятельностью граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных

финансово-кредитных учреждениях в случаях отказа представить

государственной налоговой инспекции и ее должностным лицам деклараций и

других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных

обязательных платежей в бюджет;

изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или

занижении дохода ли о сокрытии иных объектов от налогообложения, с

одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;

8. применять к гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

всей суммы сокрытого или заниженного дохода;

штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении- штрафа в 2-

кратном размере этой суммы;

10% причитающихся сумм налогов за отсутствие учета объектов

налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного порядка, а

также за отказ представить налоговые декларации и другие документы,

необходимые для исчисления и уплаты налогов, или их несвоевременное

представление;

пени с налогоплательщика в соответствии с законодательством в случае

задержки уплаты налога от неуплаченной суммы налога за каждый день

просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты по день уплаты

включительно.

взыскивать в бюджет недоимки по налогам, а также суммы штрафов и иных

санкций с граждан в судебном порядке;

10. возбуждать ходатайства о запрещении нарушителям законодательства

заниматься предпринимательской деятельностью;

11. предъявлять в суд и арбитражный суд иски:

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего

полученного по таким сделкам дохода;

о взыскании неосновательно приобретенного имущества (не по сделке, а

в результате других незаконных действий);

12. налагать административные штрафы в размере от 2 до 5 минимальных

месячных размеров оплаты труда, а при повторном нарушении в течении года

после наложения административного взыскания - от 5 до 10 минимальных

месячных размеров оплаты труда на граждан:

виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением

установленного порядка, в несвоевременном представлении декларации о

доходах или отказывающихся представить их;

виновных во включении в декларацию искаженных данных;

не выполняющих необходимые для правильного налогообложения требования

представить справки и документы, провести обследование помещений, устранить

выявленные нарушения.

При обнаружении нарушения налогового законодательства или

законодательства о предпринимательской деятельности работники налоговых

органов составляют протокол об административном нарушении налогового

законодательства по утвержденной форме, в котором указываются сведения о

нарушителе, состав нарушения(например, реализация товара без свидетельства

о регистрации в качестве предпринимателя, отсутствие учета, отсутствие

декларации или несвоевременное ее представление, включение в декларацию

искаженных данных и т. п. ), наименование нормативных документов и пунктов

или статей, которые нарушены. Кроме того, нарушителю разъясняются права и

обязанности, предусмотренные законодательством на случаи административных

правонарушений.

Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять их коммерческую

тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц. Ущерб(включая упущенную

выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего

осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них

обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке.

Действующий налоговый механизм предпринимательства достаточно сложен,

противоречив, регулируется большим количеством законных и подзаконных

актов, в которые вносится множество изменений, и не обеспечивает в полной

мере фискальной и регулирующей функций налогов, соответствующих сегодняшним

условиям развития рыночной экономики.

Так в связи с необязательностью ведения бухгалтерского учета

индивидуальными предпринимателями, отсутствием элементарных юридически-

бухгалтерских навыков, невозможностью сформировать пакет надлежащим образом

оформленных подтверждающих документов на расходы( особенно в сфере торгово-

закупочной деятельности), предприниматели вынуждены скрывать доходы, чтобы

не увеличивать налогооблагаемую базу.

При всей множественности вычетов и скидок, их социальная значимость

(за исключением расходов на приобретение и строительство жилого дома,

квартиры, дачи, садового домика)недостаточно способствуют развитию

предпринимательства.

Обязательные отчисления в Пенсионный фонд ( до 1. 01. 97г. -5%, с 1.

01. 97г. -28%) с с совокупного годового дохода предпринимателя при

вышеперечисленных условиях еще более подталкивает предпринимателя на

укрытие доходов( Не случайно указанное Постановлением Конституционного суда

РФ от 24. 02. 98 №7-П признано не соответствующим Конституции Российской

Федерации. [10]

Ставку подоходного налога( по сравнению с применяемыми в странах с

развитой рыночной экономикой) нельзя считать чрезмерной, вместе с тем

необлагаемый доход, даже самый льготный, ниже уровня стоимости минимальной

потребительской корзины или в лучшем случае практически равняется ему.

2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его

совершенствования на современном этапе.

Представленный в предыдущих разделах анализ развития

предпринимательства в России, зарубежного опыта налогообложения малого

бизнеса в сравнении с налоговым механизмом предпринимательства у нас

показывает, что дальнейшее продвижение вперед без решения целого ряда

накопившихся или нерешенных проблем невозможно.

Это особенно ярко иллюстрирует конкретная практическая информация из

регионов.

Так из информации советника налоговой службы П ранга к. э. н. С. Н.

Рагимова (г. Москва) можно сделать вывод, что согласно "Бюллетеня о малом

предпринимательстве", выпускаемом Мосгоркомстатом, в Москве на начало

1997года зарегистрировано 176 тысяч малых предприятий, треть из которых-

предприятия торговли и общественного питания. На них занято с учетом

совместителей и выполняющих работы по договорам подряда 3, 3 млн. человек,

что составляет более половины самодеятельного населения. Расчеты,

проведенные на основании информации Мосгоркомстата, показали, что средняя

официальная зарплата работника малого предприятия в 1996году была на уровне

200 тыс.руб. в месяц (неденоминированных), в то время, как этот показатель

по городу в целом составил 1100 тыс. рублей. При таком соотношении в

зарплатах остается только гадать, о секретах массового стремления населения

столицы добровольно пополнить ряды

" малооплачиваемых ".

Специалисты утверждают, что в коммерческих организациях, основу

которых составляют малые предприятия, зарплата в 2-3 раза выше, чем в

отчетах.

По данным налоговых органов города из 552 тысяч состоящих на учете, к

малым относятся около 200 тысяч, из которых отчетность и налоговые расчеты,

в том числе пустые, сдает 121 тысяча.

За 9 месяцев 1997 года малыми предприятиями уплачено 6,6% общих

поступлений в консолидированный бюджет Москвы, а в среднем одним малым

предприятием-43,4млн.рублей, или на порядок меньше, по сравнению с

предприятиями, не относящимися к этой категории.

В то же время средняя сумма уплаченного налога подавляющего

большинства малых предприятий(83%) была в пределах 26-27 млн. рублей в год

или 2, 2 млн. руб. в месяц. Это уже становится соразмерным затратам,

которые общество несет на содержание налоговых органов по обслуживанию этой

категории плательщиков.

Известно, что налогов в стране много и они разные можно себе

представить как трудно предпринимателям , если изменений в

законодательстве за прошедшие годы было около 3 тысяч.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов

малого предпринимательства предусматривает сокращение числа налогов и

платежей , сводит до минимума отчетности, которую может вести менее

квалифицированный работник, или даже сам предприниматель.

И что же? На упрощенную систему отчетности перешли около 500

предприятий, или менее 0, 5 % .В среднем каждым из них за 9 месяцев 1997

года уплачено налогов 15, 7 млн. рублей или в 3 раза меньше, по сравнению с

аналогичным показателем по всей группе малых предприятий. Более того,

некоторые из предприятий перешедших на упрощенную систему налогообложения

намереваются вернуться к старому методу.[11]

Н. И. Пахомов, советник налоговой службы 1 ранга из Красноярского

края информирует, что из-за больших перегрузок работники налоговых органов

сталкиваются с определенными проблемами по обеспечению полноты учета

налогоплательщиков, правильности учета доходов и расходов, своевременности

уплаты налогов в бюджет.

Большинство индивидуальных предпринимателей осуществляет наем

работников по гражданско-правовым договорам, что затрудняет учет доходов.

Некоторые предприниматели являются владельцами нескольких крупных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.