|
Мониторинг качества жизни населения муниципального образованияотраслей материального производства, в том числе, отраслей оборонно- промышленного комплекса; определение возможностей создания мест профессионального обучения и переподготовки кадров и т.п. Необходимо осуществлять наблюдение за такими характеристиками занятости как общая численность работающих, в том числе: в госсекторе и в частном секторе, из них в разрезе отраслей и видов численности; число вакантных рабочих мест, в том числе по секторам экономики, в сфере общественных работ, из них: для рабочих, для работников профессий интеллектуального труда; уровень безработицы, в % (отношение численности безработных к рабочей силе); численность граждан не занятых трудовой деятельностью в том числе: трудоспособных, ищущих работу, из них: признано безработными получающими пособие по безработице; заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках; структура безработных: половозрастной состав; уровень застойной безработицы (удельный вес среди безработных с периодом безработицы >0.5 года, более 1 года)[36]. Анализ состояния правопорядка и безопасности граждан связан с проведением аналитических работ по определению уровня и характера преступности, эффективности предпринимаемых усилий, направленных на улучшение положения дел в этой сфере, с использованием следующих основных показателей: уровень преступности в расчете на 10000 населения); преступления, зарегистрированные по линии уголовного розыска и выявленные аппаратом ОБЭП (по видам), ед.; количество преступлений совершенных в общественных местах, ед.; количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, ед.; число лиц совершивших преступления связанные с наркотиками, ед. Выяснение социального самочувствия населения предполагает выявление его отношения к уровню своего материального благополучия, состоянию здоровья, степени личной безопасности, ходу экономических реформ, ценностям и идеям рыночной экономики, готовности и способности активно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, оценки степени социальной напряженности в обществе, политическим свободам и т.п. Информационной основой мониторинга социального самочувствия населения региона являются данные специальных социологических опросов различных демографических и социально- психологических групп населения, специалистов. Подходы к анализу состояния социального благополучия, развиваемые сотрудниками Кембриджского университета, рассмотрим на примере отношения населения к политической свободе. В числе индикаторов политических свобод, которые , по мнению авторов, не менее важны, чем показатели дохода, свобода от полицейского ареста, задержания, содержания в тюрьме без предъявления обвинения; свобода вероисповедания; свобода публиковать, издавать и читать книги любого содержания и политической направленности; право поиска информации и пропаганды идей; свобода от политической цензуры; свобода от полицейского обыска в жилом помещении без официальной санкции; свобода передвижения в пределах собственной страны; свобода радио- и телевизионных передач от государственного контроля; право женщин на равенство. Для оценки степени политической свободы авторы предложили семибалльную систему[37]. Оценкой в один балл оценивались политические системы, в которых большинство граждан и семей имеют право и возможность участвовать в выборах, а политические партии могут быть свободно созданы для борьбы за власть; в два балла -политические системы, где не всегда реализуются возможности политической свободы из-за исключительной бедности населения, феодальной социальной структуры, социальных волнений или других ограничивающих обстоятельств; в три балла - когда, несмотря на возможность свободного выбора лидеров или представителей власти, существует большой риск государственных переворотов, крупномасштабного вмешательства в результаты выборов и частых недемократических акций; в четыре балла - когда всеобщие демократические выборы блокируются конституционно или играют незначительную роль в распределении власти; в пять баллов - когда выборы полностью контролируются или ограничиваются, а результаты имеют малое значение; в шесть балов - когда отсутствуют выборы или проводятся при единственном кандидате, причем суть голосования сводится к демонстрации всенародной поддержки системы; в семь баллов - вариант диктатуры, а также политической системы, навязанной извне. Также по семибалльной системе авторы оценивают наличие гражданских прав у населения. Одним баллом оценивается положение, когда законность утвердилась, свобода выражения мнения возможна и реализуется в средствах массовой информации; двумя - страны, стремящиеся к определенному уровню гражданских прав, однако не достигшие желаемого из-за противоречий в обществе, невежества людей или отсутствия средств массовой информации и ограничения их деятельности законом; тремя - системы с "парадным мундиром" гражданских свобод и правительствами, с которыми можно дискутировать или которые могут быть под угрозой импичмента, хотя политические проблемы в этих странах могут решаться введением военного положения, арестами и заключением в тюрьмы и т.д.; четырьмя - страны с широким спектром гражданских свобод, но где, однако, существуют нелегальные партии и учреждения; многие страны этой группы прошли стадию революционной ситуации; пятью -страны, где гражданские права часто отменяются без основания, средства массовой информации слабы и контролируются правительством и цензурой; шестью - страны, где нет гражданских прав, хотя и предполагается, что они имеют приоритет, а критика власти дозволена в ограниченном объеме; семью - страны, о политической системе которых внешний мир никогда не был информирован, где критика власти невозможна и граждане не имеют никаких прав. Одной из важнейших структурных составляющих образа жизни населения является социальная напряженность в обществе, анализ которой особенно важен в современном периоде политических и экономических трансформаций. Социальную напряженность принято описывать в различных терминах: противоречия, конфликты, неудовлетворенность, столкновения, противостояние, недоверие и др. He сложилось еще единого мнения об ее факторах, механизмах, формах проявления и развития. Тем не менее, уже сегодня можно рекомендовать следующую систему индикаторов для анализа и оценки социальной напряженности[38]: степень осознания группой (общностью) своих основных потребностей как таковых; степень удовлетворенности принятыми и доступными данной группе способами реализации потребностей и распределения благ; уровень притязаний (требований) на дополнительные материальные и другие блага, оценка деятельности социальных, и прежде всего, государственных институтов по организации регулирования удовлетворения потребностей и реализации интересов; требования к государственным институтам по изменению системы способов реализации потребностей и распределения благ данной группы и (или) всего общества. Все перечисленные индикаторы отражают отношение групп населения к своим потребностям и интересам, к социальным институтам. Это отношение сопровождается определенной совокупностью чувств и настроений, которые также необходимо рассматривать в качестве важнейших направлений анализа социальной напряженности. Среди этой группы показателей можно выделить: чувства, настроения по поводу удовлетворения основных потребностей и реализации интересов; чувства, настроения по поводу действующих способов удовлетворения потребностей, распределения благ; чувства, настроения по поводу деятельности институтов, отвечающих за обеспечение способов реализации потребностей и интересов.[39] Дополнительно к отмеченным показателям социальной напряженности рекомендуется использовать индикаторы, характеризующие готовность социальных групп защищать и отстаивать свои основные потребности и интересы. Причем, особенно важным представляется аспект готовности, связанный с формированием в социальной группе поведенческих установок к определенным массовым общественным действиям в защиту своих интересов, прежде всего по отношению к соответствующим государственным институтам. Именно эта форма готовности защищать интересы может порождать наиболее опасные для социальной стабильности ситуации, что обуславливает включение этого индикатора в сферу мониторинга образа жизни населения. Итак, мы ознакомились с подробной характеристикой основных направлений мониторинга качества жизни населения. 2.2 Система показателей оценки качества жизни населения. Информационный фонд мониторинга качества жизни населения в общем случае представляет собой систематизированные за ряд лет данные о состоянии здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая система показателей для количественной оценки качества жизни населения- этого важнейшего ориентира социального развития. Такое положение обусловлено новизной и сложностью проблемы и безусловно затрудняет формирование комплекса показателей на местном уровне, однако попытки создания подобной системы уже совершались, результат одной из них мы и рассмотрим[40]. Следующий комплекс показателей оценки качества жизни населения в значительной мере ориентирован на действующую систему государственной и ведомственной статистической отчетности, а также на утвержденную в 1998 г. постановлением Госкомстата России "Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования", и только в отдельных случаях предполагает использование специальных методов получения данных. Он включает первичные и сводно- групповые показатели, представленные соответственно в таблицах 1 и 2. Сводно-групповые показатели, определяющиеся на основе первичных, редназначены для получения оценки отдельных аспектов качества жизни населения. ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ЖИЗНИ В МО «ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН» В рамках научно-исследовательской работы, проводимой в 1997 году в Муниципальном Образовании « Всеволожский район » ( в соответствии с договором № Н-1 от 31 декабря 1996 между Институтом социально-экономических проблем Российской Академии наук и Администрацией муниципального образования) в ряде других был проведен также мониторинг уровня жизни населения, сделаны выводы на основании полученных результатов, даны практические рекомендации и намечены пути развития. В связи с тем, что перед исследователями не стояла задача детального исследования непосредственно качества жизни населения, проанализированы в основном статистические показатели уровня жизни населения без учета ценной субъективной информации, которую могли бы дать социологические опросы. Но, даже, единственный опрос – экспертный (среди депутатов собрания представителей, работников районной администрации, руководителей предприятий и организаций района)-по определению сравнительной остроты проблем района показал, что самой острой оказалась проблема низкого уровня жизни населения). Однако данная работа наглядно показывает о реальности и необходимости проведения подобных исследований, а также дала муниципальному образованию поистине бесценную информацию о направлениях его социального и экономического развития в данных условиях на период 1997-2005 годы. В связи с долгосрочностью сделанных прогнозов результаты проведенной работы полезны для рассмотрения и в данный момент. Ценность составляет также то, что полученные в результате данные представляются в сравнении: - с показателями за последние несколько лет, то есть, показана динамике, - с показателями по Ленинградской области в целом, а также Санкт- Петербурга. В данной дипломной работе данная информация ценна еще и тем, что показывает, каким образом и в какой мере результаты мониторинговых исследований могут быть востребованы и использованы для принятия конкретных управленческих решений и разработки соответствующих программ, нацеленных на улучшение ситуации в той или иной сфере. 3.1 Уровень жизни населения 3.1.1 Доходы и цены Основным фактором, определявшим уровень жизни населения в условиях кризисного развития экономики, являлись темпы инфляции, выражающиеся в росте цен и тарифов на товары и услуги. Согласно данным Санкт- Петербургского комитета государственной статистики за 1995 г. по отношению к 1990 г. цены на товары и тарифы на услуги выросли в Ленинградской области в 4477 раз, в том числе на продовольственные товары (без алкоголя) в 4358 раз, на непродовольственные товары — в 2516 раз и платные услуги в 14163 раза. В результате за этот период реальная заработная плата рабочих и служащих Всеволожского района снизилась в 3 раза (составив 32% от уровня 1990 г.). В последние годы темпы роста инфляции резко упали, что видно из следующих данных (табл. 6.1). Это явилось следствием не экономического роста, а главным образом ограничений в области потребления (задержек выплат по заработной плате, пенсиям, низкого уровня минимальных доходов). Таблица 3.1 Динамика цен и тарифов на товары и услуги в Ленинградской области, раз. | |1991 к|1992 к|1993 к|1994 к|1995 к|1996 к| | | | | | | | | | |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 | |Всего товары и платные |3,61 |21,96 |7,6 |3,22 |2,3 |1,22 | |услуги | | | | | | | |Все товары |3,73 |22,37 |6,53 |2,9 |2,2 |1,19 | | Продовольственные товары |3,77 |25,77 |3,39 |3,12 |2,2 |1,08 | |(без алкоголя) | | | | | | | | Непродовольственные товары|3,67 |17,36 |6,73 |2,63 |2,2 |1,23 | | Платные услуги | | | | | | | Вместе с тем, было приостановлено падение реальной заработной платы (табл. 3.2). Таблица 3.2 Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих Всеволожского района | |Единицы |Годы | | |измерения|1995 |1996 | |Средняя заработная плата вместе с |тыс. руб.|425,8 |644, 0 | |социальными выплатами — всего | | | | |Индекс цен на товары и услуги за 9 |% |100,0 |118,0 | |месяцев 1996 г. | | | | |Индекс реальной заработной платы |% |100,0 |128,0 | |Бюджет прожиточного минимума (БПМ) |тыс. руб.|278,1 |359,0 | |Приходится БПМ на заработную плату |раз |1,53 |1,79 | |К Ленинградской области: | | | | | номинальная заработная плата |% |91,0 |88,8 | | реальная заработная плата |% |91,1 |91,3 | |Место среди районов области по: | | | | | номинальной заработной плате |единиц |10 |8 | | реальной заработной плате |единиц |9 |7 | |Минимальный размер оплаты труда: | | | | | в декабре 1995 г. |тыс. руб.|60,5 |- | |в декабре 1996 г. |тыс. руб.|- |75,9 | Заработная плата по отраслям экономики характеризуется следующими данными (табл. 3.3). Таблица 3.3 Средняя заработная плата работников, занятых в экономике Всеволожского района в 1995-1996 гг.,(тыс. руб.) | |Удельный |Средняя |1996 г.| | | |зарплата | | | |вес |1995 |1996 |в % к | | |занятых в | | |1995 г.| | |1995 г. | | | | |Всего в экономике района, в том |100,0 |391,8 |608,7 |155,3 | |числе: | | | | | | промышленность |17,4 |402,7 |485,1 |120,5 | | сельское хозяйство |14,4 |422,4 |718,9 |170,2 | | транспорт и связь |5,2 |358,1 |908,7 |253,7 | | строительство |7,1 |623,6 |692,7 |111,1 | | торговля и материально-техническое |10,7 |241,3 |195,7 |81,1 | |снабжение | | | | | | жилищно-коммунальное хозяйство |6,7 |444,8 |785,9 |176,7 | | здравоохранение, физкультура и |8,8 |328,9 |502,6 |152,8 | |социальное обслуживание | | | | | | образование |12,1 |279,4 |481,9 |172,5 | | банки и кредитные учреждения |0,7 |... |1300,2 |... | | управление и прочие организации |16,2 |... |976,9 |... | Характерна низкая заработная плата в промышленности, в отраслях бюджетной сферы и особенно в торговле, что свидетельствует об утрате ее стимулирующей и воспроизводящей роли. Соотношение в уровнях оплаты труда работников с самой низкой и наиболее высокой заработной платой выросло с 1:4 в начале 90-х годов до 1:26 в настоящее время. В условиях резкого сокращения реальной заработной платы угрожающий характер приняли задержки выплаты заработной платы. Другим важнейшим источником денежных доходов населения являются пенсии (табл. 3.4). Таблица 3.4 Пенсионное обеспечение Всеволожского района в 1996 г. | |Факт |В % к | | | |области | |Средний размер пенсий, тыс. руб. |258,7 |90 | |Минимальная пенсия, тыс. руб. |219,6 |100 | |Бюджет прожиточного минимума пенсионера, тыс. |220,5 |100 | |руб. | | | |Приходится БПМ пенсионера (раз) на: | | | | среднюю пенсию |1,2 |80 | | минимальную пенсию |0,996 |100 | |Удельный вес пенсионеров в общей численности | | | |населения: | | | | Всеволожский район |23,0 |- | | Ленинградская область |21,9 |- | Ситуацию с пенсионным обеспечением следует рассматривать как кризисную. Действующая пенсионная система не обеспечивает тесной увязки трудового вклада и размера пенсий, не вызывает материальной заинтересованности работников в формировании пенсионного фонда. Низкий размер пенсий у подавляющей части пенсионеров не позволяет им иметь доходы даже на уровне прожиточного минимума. На среднюю пенсию пенсионер может приобрести товаров и услуг, равноценных по Важным источником денежных доходов населения района являются денежные сбережения. Имеет место их значительный рост. В 1996 г. по отношению к 1994 г. денежные сбережения выросли в 6,3 раза и составили 95,8 млрд. руб. Средний вклад в 1996 г. достиг 433143 руб. Однако отрицательные социальные последствия обесценивания вкладов выражаются в неуверенности людей в будущем (ожидание очередной реформы) и отсутствии веры, что государство вернет те денежные сбережения, которые они потеряли в результате инфляции. Поэтому наиболее обеспеченная часть населения предпочитает расходовать свои деньги на приобретение долларов. В 1996г. средний вклад в долларах составил 1000 или 5600000 в рублевом эквиваленте. Реализация денежных доходов отражается в их структуре: по Ленинградской области 75% всех доходов приходится на покупку товаров и услуг. 3.1.2 Потребительский рынок На развитие потребительского рынка влияют три основных фактора: цены на товары и тарифы на услуги; размеры производства товаров народного потребления на местном рынке и импорт товаров. Для исключения влияния цен на товары и тарифов на услуги, стоимость потребления 1994 г. оценивалась в ценах и тарифах 1995 г. (табл. 3.5). Таблица 3.5 Структура и темпы роста материальных благ и услуг населения Всеволожского района в 1995 г. (в %) | |Структура потребления |1995 г. в % к 1994 г. | | |Ленинград-|Всеволож-с|Ленинград-|Всеволож-с| | |ская |кий район |ская |кий район | | |область | |область | | |Весь объем материальных |100,0 |100,0 |114,2 |103,2 | |благ и услуг, всего | | | | | |в том числе: | | | | | | розничный товарооборот |84,2 |86,2 |114,3 |99,6 | | платные услуги |15,8 |13,8 |113,6 |132,1 | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |