|
Мониторинг качества жизни населения муниципального образования3.1.9 Проблема бедности Согласно данным различных бюджетных обследований, не менее 25-45% населения области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Применительно к Всеволожскому району это означает, что 47-85 тыс. человек находятся за нижней чертой бедности. К ним относятся следующие категории граждан: 4. неработающие пенсионеры по возрасту с неполным трудовым стажем; 5. получатели социальных пенсий; 6. получатели пенсии по случаю потери кормильца; 7. инвалиды 1-2 группы и неработающие инвалиды 3 группы; трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидами первой группы или престарелыми гражданами старше 80 лет; 9. одинокие престарелые граждане; 10. беременные женщины; 11. женщины, имеющие детей до 3 лет; 12. многодетные семьи; 13. неполные семьи; 14. семьи инвалидов с детьми; 15. дети военнослужащих срочной службы. По данным бюджетных обследований, разрыв в доходах в первой 10- процентной группой, где среднедушевой доход в 2,4 раза ниже БПМ, и десятой группой (3,2 БПМ ) составляет 8 раз. Сегодня многие социальные пособия, выполняющие функцию социальной помощи, назначаются и выплачиваются без учета доходов семьи, по существу безадресно. Различные виды пособий получает почти половина населения, хотя реально в них больше всего нуждаются граждане, имеющие доходы ниже прожиточного минимума. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов, реальные средние размеры пособий остаются низкими. Такие пособия не имеют сегодня экономического смысла, поскольку не гарантируют социальной защиты малоимущих слоев населения. Необходимо повысить обоснованность предоставления социальных выплат с точки зрения их функциональной направленности. В связи с этим резко возрастает роль бюджета прожиточного минимума, как средства социальной защиты, определяющего нижнюю границу материальной обеспеченности населения. 3.1.10 Прожиточный минимум как средство социальной защиты населения В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 60-8 от 11 ноября 1992 г. «О направлении Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации», нормы потребления продуктов питания установлены в следующих размерах с корректированием на местные условия (табл. 3.11). Таблица 3.11 Годовые нормативы потребления продуктов питания БПМ населения Ленинградской области |Наименование |В сред-|Продуктовые наборы по социально-демогра-| |продуктов |нем на |фическим группам | |питания |душу на|мужчины |женщины |пенси|дети |дети | | |селения|16-59 |16-54 |онеры|0-6 |7-15 | | |кг в |лет |года | |лет |лет | | |год | | | | | | |1.Хлебопродукты |133,1 |177,4 |125,5 |120,8|64,4 |112,3| |1.1.Бобовые |4,5 |6,0 |4,5 |3,7 |0,0 |2,0 | |1.2.Мука пшеничная |19,5 |20,0 |17,0 |25,0 |17,0 |18,0 | |1.3.Рис |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |4,0 | |1.4.Крупа (кроме |6,9 |8,0 |5,9 |4,9 |6,0 |6,0 | |риса) | | | | | | | |1.5.Хлеб пшеничный |64,3 |76,0 |66,0 |57,0 |30,0 |70,0 | |1.6.Хлеб ржаной |70,5 |117,0 |63,0 |5,0 |20,0 |40,0 | |1.7.Макаронные |4,9 |4,9 |4,8 |5,8 |4,0 |4,0 | |изделия | | | | | | | |2.Картофель |130,4 |165,0 |130,0 |100,0|85,0 |135,0| |3.Овощи |101,0 |86,0 |102,0 |102,0|85,0 |120,0| |3.1.Капуста |50,0 |42,0 |51,0 |50,0 |40,0 |50,0 | |3.2.Огурцы и помидоры|2,8 |2,0 |2,0 |2,0 |5,0 |5,0 | |3.3.Столовые |49,0 |42,0 |49,0 |50,0 |40,0 |65,0 | |корнеплоды | | | | | | | |4.Фрукты и ягоды | | | | | | | |4.1.Фрукты свежие |16,1 |13,7 |10,7 |9,7 |28,8 |38,8 | |5.Сахар и |20,0 |20,1 |17,9 |18,8 |19,7 |26,1 | |кондитерские изделия | | | | | | | |5.1.Сахар |19,0 |18,3 |17,0 |18,0 |18,0 |24,0 | |5.2.Конфеты |0,8 |0,7 |0,7 |0,7 |1,0 |1,0 | |5.3.Печенье |1,2 |0,7 |0,7 |0,7 |2,0 |3,0 | |6.Мясопродукты |27,3 |31,0 |24,4 |18,1 |18,7 |33,5 | |6.1.Говядина |7,0 |8,0 |5,6 |4,0 |8,0 |12,0 | |6.2.Баранина |0,6 |0,8 |0,5 |0,4 |0,0 |0,0 | |6.3.Свинина |1,4 |1,9 |1,9 |0,7 |0,0 |2,0 | |6.4.Птица |16,1 |20,0 |16,0 |13,0 |10,0 |18,0 | |6.5.Колбасные изделия|0,7 |0,6 |0,6 |0,5 |1,0 |2,0 | |7.Рыбопродукты |1,7 |12,7 |10,7 |12,7 |8,7 |12,5 | |7.1.Рыба свежая |10,9 |12,0 |10,0 |12,0 |8,0 |11,0 | |7.2.Сельдь |0,8 |0,7 |0,7 |0,7 |0,7 |1,5 | |8.Молокопродукты |210,4 |167,8 |143,9 |147,8|279,0|303,4| |8.1.Молоко цельное |110,0 |104,0 |89,0 |99,0 |130,0|128,0| |8.2.Сливки и сметана |2,0 |2,0 |0,8 |2,0 |1,9 |2,8 | |8.3.Масло животное |2,5 |1,8 |1,8 |1,8 |4,0 |5,0 | |8.3.Творог |9,8 |9,9 |9,9 |8,0 |10,0 |12,0 | |8.4.Сыры разные |2,3 |2,5 |2,0 |2,0 |2,0 |3,0 | |9.Яйца (штук) |152,0 |180,0 |150,0 |90,0 |150,0|180,0| |10.Масло |11,8 |13,5 |10,6 |8,9 |6,9 |11,7 | |растительное, | | | | | | | |маргарин | | | | | | | |10.1.Маргарин |5,2 |6,0 |4,5 |3,1 |2,1 |3,1 | |10.2.Масло |7,0 |8,0 |6,5 |6,0 |5,0 |9,0 | |растительное | | | | | | | Для всего населения продовольственная корзина рассчитана на 2240 килокалорий (белок 74 г., в т. ч. животного происхождения — 21 г.). Эта калорийность далека от стандартов развитых стран (3300 килокалорий) и почти соответствует питанию в развивающихся странах (например, в беднейших государствах Южной и Юго-Восточной Азии — 2100 килокалорий). Методическими указаниями было предусмотрено, что остальные расходы (на непродовольственные товары и услуги) рассчитываются из заданных процентных соотношений. Эти соотношения в Ленинградской области следующие(в %): Все расходы — 100,0 в том числе на: продовольственные товары — 68,5 непродовольственные товары — 19,2 платные услуги — 8,1 налоги — 4,2. В 1992 г. были «отпущены» цены и тарифы на товары и услуги. При указанной структуре бюджета прожиточного минимума (БПМ) произошло следующее его удорожание(табл. 3.12): Таблица 3.12 Динамика БПМ населения Ленинградской области в декабре 1991 года и 1996 года (при аналогичной структуре) | |Расходы в месяц | |Статьи расходов |в ценах декабря |в ценах декабря | | |1991 года (руб.) |1996 года (тыс. | | | |руб.) | |Продовольственные товары |147,0 |210,0 | |Непродовольственные товары |41,2 |58,8 | |Платные услуги |17,4 |24,8 | |Налоги |9,0 |12,9 | |ИТОГО в месяц |214,0 |306,5 | По сравнению с декабрем 1991 г. в декабре 1996 г. БПМ населения увеличился в 1425 раз, а индекс продовольственных товаров (без алкоголя) за этот же период — в 1239 раз. Более значительный темп роста БПМ населения по сравнению с индексом увеличения розничных цен на продовольственные товары объясняется более высоким удельным весом товаров (хлебопродукты) с более резким уровнем повышения цен, чем это имело место в реальном потреблении населения. Стоимость БПМ населения дифференцируется в зависимости от социально-демографической группы. В декабре 1996 г. эта дифференциация была следующая (табл. 3.13). Таблица 3.13 Дифференциация стоимости БПМ по социально- демографическим группам в Ленинградской области(декабрь 1996г., тыс. руб. | |В сред|ВПМ по социально-демографическим | | |нем на|группам | | |душу |мужчи |жен- |пенси-|дети |дети | | |населе|ны |щины |онеры |0-6 |7-15 | | |- | | | | | | | |ния |16-59 |16-54 | |лет |лет | | | |лет |года | | | | |Продовольственная корзина |210,0 |234,8 |191,9 |178,1 |177,3 |248,8 | |Непродовольственная |58,8 |81,5 |66,6 |27,3 |45,8 |63,4 | |корзина | | | | | | | |Платные услуги |24,8 |33,5 |27,4 |15,0 |16,5 |24,9 | |Налоги |12,9 |27,4 |22,4 |- |- |- | |Итого БПМ за месяц |306,5 |377,2 |308,3 |220,5 |239,6 |337,1 | Практическое значение это имеет на федеральном и региональных уровнях для установления минимальных размеров заработной платы, пенсий, различного рода пособий (на детей, для малообеспеченных) и компенсаций за квартирную плату и коммунальные услуги. Рассчитываемые Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области БПМ не полностью учитывают фактического изменения структуры потребления населения и, в первую очередь, рост удельного веса расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Это требует корректировки в расчетах прожиточного минимума на перспективу. 3.1.11 Стратегия повышения уровня жизни на период 1997-2005 годов Основными приоритетами и направлениями повышения уровня жизни в перспективе должны быть: стабилизация и повышение среднедушевых реальных доходов; постепенное выравнивание доходов и опережающее повышение уровня жизни малоимущих слоев населения; последовательное решение жилищной проблемы с переводом развития жилищно- коммунального хозяйства на самоокупаемость; возможно полное удовлетворение потребностей населения в услугах медицинских учреждений; всемерное развитие системы образования. Политика в области доходов должна предусматривать стабилизацию и рост основных источников дохода — заработной платы, пенсий и различного рода доплат (денежного и натурального характера)малоимущим слоям населения. С учетом этого и снижения инфляции за пределами 2000 г. до 2-5% в год, важнейшие показатели доходов населения района прогнозируются нами в следующих параметрах (табл. 3.14). Необходимым внешним условием реализации прогноза должно стать совершенствование регулирования оплаты труда на федеральном уровне в 1998- 2005 гг., а именно: осуществление разносторонних мер, направленных на то, чтобы заработная плата всегда была главным источником денежных доходов населения; Таблица 3.14 Основные показатели денежных доходов населения Всеволожского района в 1995-2005 годах | |Единицы |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 | | |измерения| | | | | | | | |Заработная плата |тыс. руб.|339 |614 |650 |720 |765 |920 |1290 | |в экономике | | | | | | | | | |района, | | | | | | | | | |в т.ч.: | | | | | | | | | |в промышленности |тыс. руб.|329 |543 |600 |690 |750 |850 |1250 | |Средняя пенсия |тыс. руб.|231 |259 |292 |320 |380 |480 |710 | |Прожиточный |тыс. руб.|299 |306 |408 |450 |486 |510 |560 | |минимум — всего | | | | | | | | | |ПМ |тыс. руб.|331 |341 |450 |495 |535 |560 |620 | |трудостпособ-ного| | | | | | | | | |работника | | | | | | | | | |ПМ пенсионера |тыс. руб.|215 |220 |291 |320 |346 |360 |400 | |Приходится ПМ на | | | | | | | | | |заработную плату | | | | | | | | | |в: | | | | | | | | | |экономике |раз |1,02 |1,8 |1,4 |1,4 |1,4 |1,6 |2,1 | |промышленности |раз |1,0 |1,6 |1,3 |1,3 |1,3 |1,5 |2,0 | |на пенсию |раз |1,1 |1,2 |1,0 |1,0 |1,1 |1,3 |1,8 | |Удельный вес лиц,|% |55 |50 |45 |40 |35 |35 |10 | |имеющих доход | | | | | | | | | |ниже ПМ | | | | | | | | | стимулирующее воздействие на рост производства, который способствовал бы росту социальных инвестиций и выводу работников по найму из числа беднейшего населения; средняя заработная плата в бюджетной сфере не должна быть ниже 80-85% от складывающейся в условиях рынка средней заработной платы в промышленности; повышение размеров минимальной оплаты труда должно приблизить ее размер к прожиточному минимуму трудоспособного работника и осуществляться на основе нового социального норматива — минимальной часовой оплаты труда. установление порядка, при котором большая задолженность по выплате заработной платы (за три месяца и более) является основанием для применения процедур, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве); административная и уголовная ответственность конкретных лиц за неоправданную задержку заработной платы. Основными звеньями пенсионной реформы на федеральном уровне должны стать: разработка эффективного механизма для исчисления и пересчета пенсий, учитывающих более полно трудовой вклад каждого работника. своевременное проведение индексации пенсий в связи с ростом стоимости жизни; упорядочение пенсионных льгот, предоставляемых по условиям труда, с учетом их особенностей в регионах; На местном уровне следует способствовать трудоустройству пенсионеров, желающих внести свой вклад в развитие экономики района. Необходимо совершенствование структуры ПМ должно в 1997-2005 гг. с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации: состояния экономики и возможностей финансирования выплат социального характера из федерального и местного бюджетов; уровня жизни и прежде всего реальных доходов и реальной заработной платы, структуры потребления материальных благ и услуг; социально-демографического фактора и, прежде всего, возрастно-половой структуры населения; тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг на уровне областей и их районов. Основные направления развития жилищной сферы района в перспективе должны предусматривать достижение к концу периода нормативной обеспеченности жильем и улучшение его комфортности (табл. 3.15 и 3.16). Таблица 3.15 Обеспеченность населения Всеволожского района жилой площадью в 1995- 2005 годах | |Ед. |1995|1996|1997|1998|1999|2000|2005| | |изм. | | | | | | | | |Обеспеченность общей |кв. м |19,1|19,5|20,3|20,3|20,3|21,0|22,0| |площадью |на чел.| | | | | | | | |Обеспеченность жилой |кв. м |11,6|12,0|12,5|12,8|13,0|13,0|15,0| |площадью |на чел.| | | | | | | | |Удельный вес |% |7,4 |7,3 |7,2 |7,1 |7,0 |6,0 |- | |коммуналь-ных квартир | | | | | | | | | |Государственные |млрд. |2,4 |- |7,9 |3,0 |9,4 |9,4 |9,5 | |капвло-жения в |руб. | | | | | | | | |строительство жилья | | | | | | | | | Таблица 3.16 Обеспеченность населения Всеволожского района коммунальными удобствами в 1995- 2005 годах | |Ед. |1995|1996|1997|1998|1999|2000|2005| | |изм. | | | | | | | | |Удельный вес жилья в | | | | | | | | | |го-родской местности, | | | | | | | | | |обору-дованной: | | | | | | | | | |водопроводом |% |78,3|79,0|80,0|82,0|85,0|85,0|90 | |канализацией |% |77,2|79,0|79,5|81,5|85,0|86,0|90 | |центральным отоплением |% |81,4|82,0|82,0|82,5|83,0|85,0|90 | |ваннами |% |69,0|70,0|71,0|72,0|73,0|75,0|80 | |газом |% |78,0|78,5|79,0|80,0|81,0|82,0|85 | |горячим водоснабжением |% |61,0|61,5|62,0|63,0|64,0|65,0|70 | |в сельской местности: | | | | | | | | | | водопроводом |% |58,0|58,5|59,0|60,0|61,0|62,0|65 | | канализацией |% |56,3|57,0|58,0|59,0|60,0|61,0|65 | | центральным |% |67,3|69,0|70,0|71,0|72,0|73,0|78 | |отоплением | | | | | | | | | | ваннами |% |51,1|52,0|53,0|54,0|55,0|56,0|58 | | газом |% |59,4|60,0|61,0|62,0|63,0|64,0|70 | | горячим |% |41,2|42,0|43,0|44,0|45,0|46,0|50 | |водоснабжением | | | | | | | | | Целью жилищной политики на новом этапе является обеспечение улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим семьям и военнослужащим. Это потребует: расширения источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства с увеличением доли внебюджетного финансирования; поэтапного перехода жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного финансирования при обеспечении социальной защиты малоимущих слоев населения; совершенствования структуры жилого фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья; расширения привлечения средств населения за счет оказания государственной поддержки в виде безвозмездных субсидий, кредитов, льгот по налогообложению; предоставления муниципального жилья малообеспеченным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет местного бюджета; обеспечения дифференцированного подхода к повышению оплаты жилищно- коммунальных услуг, предусмотрев полную оплату для семей с высоким доходом и усиление социальной защиты малоимущих слоев населения; повышения тарифов, которое начиная с 1998 г., следует осуществлять постепенно, в пределах 25% в год, с компенсацией квартирной платы и стоимости коммунальных услуг в семьях, где доход ниже прожиточного минимума, рассчитанного по предлагаемой выше методике. Одним из основных направлений в перспективном периоде является улучшение обслуживания населения услугами учреждений здравоохранения (табл. 3.17). Таблица 3.17 Основные показатели развития здравоохранения Всеволожского района в 1995-2005 годах | |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 | |Приходится на 10000 | | | | | | | | |человек населения: | | | | | | | | | врачей |28,7 |30 |30 |30 |30 |30 |35 | | среднего мед. персонала |62,8 |63 |63 |63 |63 |63 |65 | |Приходится больничных коек|59,3 |55,2 |55,2 |55,2 |55,2 |55,2 |70 | |на 10000 чел. | | | | | | | | |Амбулаторно-поликлинически|72,4 |61,5 |60 |59 |59 |59 |65 | |е учреждения. Число | | | | | | | | |посещений на 10000 чел. | | | | | | | | |населения, тыс. посещений | | | | | | | | В период до 2000 г., в связи с отсутствием финансовых ресурсов на строительство больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений, намечается стабилизация показателей развития коечного фонда и численности обслуживающих население врачей и среднего медицинского персонала. В дальнейшем, до 2005 г., намечается некоторое их увеличение. Особое внимание в период до 2005 г. должно уделяться развитию системы образования (табл. 3.18). Таблица 3.18 Показатели развития системы образования Всеволожского района (на начало учебного года) | |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 | |Количество школ |41 |41 |41 |41 |41 |41 |42 | |В них учащихся тыс. чел. |26,1 |26,4 |26,2 |26,1 |26,05|26,0 |28,0 | |Из них обучаются: | | | | | | | | | в 1 смену |22,1 |22,9 |22,8 |22,8 |22,85|22,7 |26,0 | | во 2 смену |4,0 |3,5 |3,4 |3,3 |3,2 |3,3 |2,0 | |Количество мест в школах, |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |29,0 | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |