|
Мониторинг качества жизни населения муниципального образованияПри всей значимости влияния фактора состояния окружающей среды на здоровье населения необходимо отметить, что он далеко не единственный. Хорошо известно, что улучшение здоровья населения является прежде всего производным положительной динамики социальных и экономических условий. Эффективная экономика выступает важнейшим условием обеспечения высокого уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха и т.п. Поэтому в рамках мониторинга уровня общественного здоровья следует провести оценку состояния развития отмеченных сфер обслуживания населения. Анализ уровня медицинского обслуживания предполагает оценку степени соответствия существующей сети лечебно-профилактических учреждений, обеспеченности их кадрами, медицинской техникой и оборудованием, медикаментами, структуры заболеваемости населения. При анализе основных закономерностей заболеваемости населения наряду с оценкой уровня и структуры общей заболеваемости следует рассмотреть особенности заболеваемости его отдельных возрастных и профессиональных групп, частоту и структуру заболеваемости с временной утратой трудоспособности, причины и уровень стойкой нетрудоспособности - инвалидности. Анализ уровня медицинского обслуживания населения предполагает также оценку его обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и больничной (стационарной) сетью, оборудованием совершенной техникой, соответствия численности и квалификации медперсонала принятым нормам, наличия и доступности лекарств и медикаментов. Для оценки медицинского обеспечения населения могут быть использованы следующие показатели: мощность амбулаторно – поликлинических учреждений в смену, тыс. посещений; общее число больничных коек (по видам), ед.; количество аптек, ед.; товарооборот аптек, млн. руб.; численность врачей (в разрезе специальностей), чел.; численность среднего медицинского персонала, чел.; численность фармацевтов и т.п. На здоровье населения важное влияние оказывает качество питания. Обобщающей оценкой уровня и качества питания во всем мире приняты обеспеченные им среднесуточные количества на душу населения килокалорий и граммов белка, в том числе животного происхождения. В ходе аналитических работ необходимо провести оценку потребления населением основных продуктов питания по следующим группам: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, молоко и молочные продукты в пересчете на молоко; яйца; рыба и рыбопродукты; сахар; масло растительное; картофель; овощи и бахчевые; хлебные продукты, а также оценить насыщенность местного рынка продуктами питания по объему и ассортименту, качество реализуемых продовольственных товаров, выяснить влияние фактического потребления продуктов на здоровье различных групп населения региона. Важным направлением мониторинга состояния общественного здоровья является оценка обеспеченности населения жильем с учетом уровня его благоустройства, характера заселения, соответствия современным планировочным и гигиеническим требованиям. Обобщающим показателем жилищной обеспеченности, в дополнение к жилой площади может выступать стоимость жилых фондов в сопоставимых ценах, на которой отражается и капитальность домов, и оборудование их всеми видами удобств (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газоснабжением, лифтами, мусоропроводами, электроплитами, телефоном, ваннами и душами). Жилищные условия населения определяются по размеру принадлежности жилища (частный, государственный и муниципальный фонды) и его благоустройство. В ходе мониторинга должна быть определена доля семей, проживающих в квартирах соответствующих правилам, нормам и требованиям, предъявляемым к уровню благоустройства и планировки жилья. Среди основных социально-экономических факторов, определяющих состояние здоровья населения, значительное место занимает доступность физической культуры, возможность для рекреации и проведения полноценного досуга. Анализ состояния физкультурного движения связан с оценкой уровня физкультурной работы с населением по месту жительства, оценкой состояния спортивных сооружений, эффективности их эксплуатации. Оценивая состояние сферы рекреации и досуга, следует рассмотреть уровень и тенденции развития зон массового отдыха, доступность их для различных групп населения. Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной работы и возможности рекреационной сферы в городе, можно указать число коллективов физкультурников, ед.; число физкультурников, тыс. чел.; объем реализации платных услуг населению млн. руб.; состояние материально – технической базы объектов физкультуры и спорта (стадионы с трибунами, ед./тыс. мест; футбольные поля, ед.; искусственные бассейны для плавания, ед.; гребные станции, ед. и т.п.); суммарная мощность / вместимость объектов оздоровительного отдыха[30]. 2.1.2 Уровень жизни населения. Анализ уровня жизни населения производится в целом по муниципальному образованию в разрезе территориально-административных единиц, основных социальных групп населения с учетом принятых в обществе стандартов качества жизни в направлениях оценки доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных товаров и т.п. При анализе уровня жизни населения используются различные индикаторы. Обобщенная оценка уровня жизни может быть произведена путем определения индекса жизни (индекса потребительских цен), характеризующего изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (исходя из фактической структуры потребительских расходов населения) в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде.[31] Анализ доходов населения предполагает рассмотрение реальных общих доходов населения, реальных располагаемых личных доходов, денежных доходов, средних доходов и средней заработной платы. Реальные общие доходы населения определяются как личные с добавлением стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления с поправкой на изменение потребительских цен. Реальные располагаемые доходы населения определяются как личные располагаемые доходы с поправкой на изменение у потребительских цен. Личные доходы населения - это все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного подсобного хозяйства; доходы, полученные от индивидуальной трудовой деятельности; денежные поступления из общественных фондов потребления и т.п. Личные располагаемые доходы определяются как личные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Денежные доходы населения (доходная часть баланса денежных доходов и расходов населения) включают все поступления финансовых средств населению от предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и суммы, удерживаемые в уплату налогов и других платежей, стоимость продуктов и услуг, предоставляемых населению в счет причитающихся ему денежных доходов. Средний доход и средняя заработная плата работников исчисляется, исходя из суммы средств, направленных на потребление в расчете на одного занятого. В средства, направляемые на потребление, включаются следующие выплаты в денежной и натуральной формах: расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, дивиденды, проценты, выплачиваемые по акциям трудового коллектива в имущество предприятия, учреждения, организации. Средняя заработная плата работников исчисляется исходя из фонда оплаты труда, вознаграждений по итогам работы за год и единовременных поощрений работников. Оценка потребления и расходов населения предполагает определение общих объемов потребления населением материальных благ и услуг, денежных и потребительских расходов населения, покупательной способности средней заработной платы. Общий объем потребления населением материальных благ и услуг включает полную их стоимость (платных, льготных и бесплатных), полученных населением за счет доходов по труду, поступлений из финансовой системы и общественных фондов потребления. Денежные расходы населения (расходная часть баланса денежных доходов и расходов населения) включает все расходы населения, связанные с уплатой финансовых средств предприятиям, учреждениям и организациям. Потребительские расходы населения являются частью денежных расходов населения, направленной на приобретение потребительских товаров и услуг. Покупательная способность средней заработной платы определяется через количество основных продовольственных непродовольственных товаров и услуг, которые можно приобрести среднюю заработную плату и рассчитывается в целом по муниципальному образованию, а также в разрезе основных социальных групп путем сопоставления средней заработной платы стоимости потребительской корзины. Последняя определяется исход из расходов на нормативное потребление продуктов питания фактически сложившихся средних затрат на непродовольственные товары и услуги и размеров налогов и взносов.[32] При оценке денежных сбережений населения необходимо учитывать, что они включают наличные деньги на руках населения, вклады в сберегательных и иных банках, облигации, полисы по страхованию жизни, казначейские обязательства, векселя, акции и другие ценные бумаги. Существенной характеристикой уровня жизни населения является величина накопленного имущества. При оценке стоимости накопленного домашнего (личного) имущества следует иметь ввиду, что его надо рассматривать как часть национального богатства находящегося в собственности населения и предназначенного для удовлетворения его потребностей. Оно разделяется на имущество производственного и потребительского назначения. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения определяется по следующим позициям: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, холодильник, морозильник, стиральная машина, пылесос, легковой автомобиль, мотоцикл, мопед, фото- и киноаппаратура и т.п. Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум, который представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.[33] Он определяется в целом по населению и социально-демографическим группам. Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни при формировании и реализации социальной политики в Российской Федерации и ее территориальных образованиях. На федеральном уровне прожиточный минимум служит для обоснования минимальных размеров заработной платы, минимальных пенсий, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. На уровне района главной функцией прожиточного минимума является обоснование размеров пособий по бедности и субсидий по компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным семьям. Основными факторами, определяющими размеры прожиточного минимума являются: утвержденные Министерством труда и социального развития на основе рекомендаций медицинских учреждений нормативы потребления продуктов питания; розничные цены и тарифы на услуги, регистрируемые органами статистики на местах. Структура прожиточного минимума утверждается один раз в пять лет по Российской Федерации, в ее субъектах — законодательными (представительными) органами по представлению органов исполнительной власти. Прожиточный минимум рассчитывается с учетом влияния на его стоимость природно- климатических условий региона, местных особенностей потребления материальных благ и услуг отдельными социально-демографическими группами. Величина прожиточного должна определяться ежеквартально в среднем на душу населения и по социально-демографическим группам. Базовые социальные нормативы устанавливаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации после консультаций с объединениями профсоюзов, исходя из поэтапного (в течение 5 лет) приближения указанных социальных нормативов к прожиточному минимуму. Размеры пенсий, стипендий и других социальных выплат устанавливаются в соотношении с соответствующими базовыми нормативами. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого)ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, считается малообеспеченной и имеет право обратиться за государственной социальной помощью, оказываемой в виде денежного пособия и различных видов натуральной помощи, социальных услуг и льгот. Максимальный размер денежного пособия равен разнице между среднедушевым доходом семьи(гражданина) и величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Финансирование расходов по выплате государственных социальных пособий должно осуществляться из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из величины прожиточного минимума, установленного органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при рассмотрении соответствующих бюджетов на предстоящий год и закрепляться договором между Российской Федерацией и ее субъектом. В случае, если величина прожиточного минимума, установленного органами исполнительной власти субъекта РФ, выше величины, рассчитанной на основе методических указаний Министерства труда и социального развития, выплата той части социального пособия, которая образуется за счет превышения, производится только за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. При анализе культуры и искусства следует определить степень удовлетворения его потребностей в услугах детских дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ, ПТУ, клубных учреждений, музеев, выставочных залов, театров, библиотек и т.п. Анализ состояния коммунального хозяйства включает определение объема услуг, предоставляемых коммунальными службами населению, включая водопроводно-канализационное и энергетическое обеспечение. В процессе анализа состояния водопроводно-канализационного хозяйства определяются объемы водопотребления и канализационного водоотведения сточной жидкости, а также достигнутый уровень водоснабжения и канализации по сравнению с нормативным. Для оценки надежности систем водоснабжения и канализации учитывается степень бесперебойной подачи воды и отведения стоков в соответствии с действующими стандартами. Определяется потребность сетей и сооружений в капитальном ремонте, реконструкции, замене. Эти данные сопоставляются с объемом ремонтно-реконструктивных и строительных работ, оценивается необходимость и возможность расширения объемов водопотребления и отведения стоков, повышения надежности работы инженерных систем, а также потребность в их расширении. Аналогично производится мониторинг степени развития коммунальной энергетики. В частности, рассматривается достигнутый уровень электро-, газо- и теплоснабжения, определяется степень удовлетворения потребностей в использовании тепла, газа и электроэнергии, состояние сетевого хозяйства и сооружений. Анализ обеспеченности населения услугами бытового характера включает определение объема реализации платных услуг в расчете на одного жителя, исследование наличия и доступности, в том числе финансовой, для населения услуг предприятий бытового обслуживания в разрезе основных видов деятельности: ремонт и индивидуальный пошив обуви, швейных, меховых изделий; ремонт бытовых машин и приборов, техническое обслуживание транспортных средств; химчистка, услуги прачечных, фотоателье, парикмахерских, бань и душевых; ремонт и изготовление мебели; услуги прокатных пунктов, ритуальные услуги и т.п. Анализ обеспеченности населения услугами транспорта и связи основывается на определении следующих основных индикаторов: "насыщенность транспортной сети (трамвайной, троллейбусной, автобусной, метрополитена); объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта, в т.ч. автобусами общего пользования, трамваями, троллейбусами, метрополитеном; удельный вес перевозок пассажиров отдельными видами транспорта; объем грузооборота; наполняемость общественного транспорта по видам); среднее время поездки; емкость существующих АТС и т.п. При мониторинг уровня жизни населения в современных условиях экономического реформирования особенно важное значение приобретают вопросы, связанные с состоянием защиты его социально уязвимых групп[34]. Социальная защита трудоспособных слоев населения должна выражать ся преимущественно в расширении их возможностей зарабатывать на достойное существование в поддержке их инициативы и предпринимательства. В особую группу необходимо выделить трудоспособных граждан которые в результате экономических преобразование потеряли работу или могли оказаться в числе временно высвобожденных, беженцев из стран «ближнего зарубежья», лиц, освободившихся из мест заключения, лиц БОМЖ. Иначе решаются вопросы социальной защиты тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход – многодетные, молодые и неполные семьи, дети, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды. Обобщенную оценку социальной защищенности инвалидов, пенсионеров, студентов, молодежи, членов молодых, неполных и многодетных семей можно провести с использованием показателя реальной покупательной способности средней пенсии (стипендии, пособия). Средний размер пенсии исчисляется исходя из суммы пенсий работающих пенсионеров, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий и т.п. с учетом единовременных ежемесячных выплат. Средний размер пособий определяется исходя из суммы выплат пособий многодетным и одиноким матерям, по беременности и родам, на рождение, потребление, на детей в малообеспеченных семьях и т.п., единовременных выплат. При определении среднего размера стипендии учитываются все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально- технических школ и училищ, курсов, институтов усовершенствования, аспирантам и т.д., выплачиваемых за счет государственного бюджета, средств предприятий и организаций. Как известно, функции социальной защиты населения осуществляются на уровне федерации, органов регионального и муниципального управления, трудового коллектива. В условиях становления местного самоуправления особо значимой становится деятельность по защите социально уязвимых групп населения на уровне отдельных муниципальных образований. Именно здесь имеются наиболее благоприятные условия для организации адресной социальной поддержки. Обусловлено это следующими соображениями. На уровне региона, федерации могут приниматься "в среднем" совершенно правильные решения по социальной защите пенсионеров, инвалидов и т.п. Вместе с тем, качество жизни пенсионеров, например, в настоящее время определяется не только собственно размерами пенсионной обеспечения , но и рядом других причин: состоянием здоровья , желанием и возможностью работать, наличием или отсутствием семьи, родных, близких, характером внутрисемейных отношений, жилищными условиями, социальными интересами, возможностью самостоятельного обслуживания себя в быту и т.п. Аналогичные соображения можно привести применительно и к другим социально слабозащищенным группам населения. Поэтому следует стремиться при организации аналитических работ в сфере социальной поддержки населения оценку и анализ проводить не только в целом по муниципальному образованию, но в разрезе конкретных групп социально незащищенного населения, а в пределе - отдельных индивидуумов. 2.1.3 Образ жизни населения. Важной структурной составляющей качества жизни населения является также образ жизни. Образ жизни - понятие, характеризующее ценностные установки и особенности их реализации в повседневной жизни в сфере трудовой деятельности, быта, использования свободного времени, удовлетворения духовных потребностей.[35] Мониторинг образа жизни целесообразно проводить в рамках основных социальных групп населения. В условиях становления рыночной экономики мониторинг образа жизни населения в значительной мере связан с исследованием уровня занятости населения, процессов обеспечения общественного порядка и личной безопасности, поддержания благоприятного социально-психологического климата в обществе, формирование у населения, в первую очередь у молодежи, ценностных ориентации, соответствующих общечеловеческим нравственным нормам и т.п. Анализ занятости предполагает исследование не только количественных и качественных показателей рынка труда (числа вакантных мест, в том числе, в сфере общественных работ, уровня безработицы, половозрастного и социально- профессионального состава безработных), но и структуры занятости по секторам экономики; выявление тенденций перераспределения высвобождаемых из Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |