|
Мониторинг качества жизни населения муниципального образованиярассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований. Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во- вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики, смягчение социальной напряженности. Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо отметить: - непрерывность наблюдения за объектами, - периодичность снятия информации о происходящих изменениях, - сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени, - развитие системы социально-экономического мониторинга территории на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения, - расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов. Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности. 1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых в современной России. Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально- экономической политике. В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них[23]: 1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ) 2.Всероссийское панельное исследование 3.Бюджетное исследование Госкомстата 4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи, опубликованный Министерством труда и социального развития 5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС) Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее см. Приложение 1). 1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и его роль в принятии управленческих решений В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в результате проведения мониторинга, является необходимым условием организации эффективного управления муниципальным образованием. Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных параметрах их изменения в перспективном периоде. Интересны и актуальны предположения о формировании управленческих рекомендаций на основе мониторингового диагностирования и прогнозирования, широком привлечении для достижения этих целей специальных методов наблюдения и обработки данных. Но стройная научно обоснованная система взглядов по теории и практике социального мониторинга отсутствует фактически.[24] На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым в статистическом контексте, как это имеет место в русском языке( во многих публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно этих переменных). Термин “мониторинг” не так нов в английском языке, как в русском. Раньше он употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным глоссариям, то мы увидим, что этому термину приписываются следующие значения: 1. наблюдение 2. отслеживание 3. надзор 4. управление В последние годы управленческий аспект мониторинга (control) наложился на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг” подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он может быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять политическим деятелям предвидеть события. Социальная функция мониторинга имеет ряд следствий, касающихся положения и задач тех лиц, которым поручено ведение инструментами мониторинга, сбор статистической информации, проведение обследований, анализ доступной информации и т.д.: - мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения, - мониторинг связан с проблемами принятия решений, - мониторинг не может быть централизованным, - мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается. В связи с этим встает вопрос: какова же тогда роль специального подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной структуре. Многие министерства или другие административные структуры имеют такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга. Что касается децентрализованного подхода: когда мы говорим, что мониторинг не может быть централизованным, это не меняет чего-либо в круге задач специальных отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные подразделения, принимающие решения, сами решают, в какой области проводить мониторинг и использовать полученные результаты для принятия соответствующих решений, можно обеспечить реальную пользу деятельности специализированных отделов. Их вклад заключается в том, чтобы определять, как проводить мониторинг, а не в том, что должно быть предметом мониторинга и не в определении характера использования результатов. Они играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом, службы, которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации, одновременно обеспечивая ее качество. Это важная и незаменимая функция: создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно отслеживали последствия своих действий.[25] Итак, измерение качества жизни населения имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении социальными процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи, замыкающей контур управления (рис.3). Соответственно, такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу и должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является разновидностью социального мониторинга.[26] Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении и обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития муниципального образования. |внешняя среда | |факторы и условия | |жизнеобеспечения | |функционирующие | |подсистемы | |жизнеобеспечения | |усиление социальной | |направленности | |социальных институтов | |объектив| |Субъект| |перераспределение | |ная | |ивная | |ресурсов | |составля| |составл| | | |ющая | |яющая | | | |качества| |качеств| | | |жизни | |а жизни| | | | | | | | | | | | | |корректировка | | | | | |целей и задач | |оценка | |качества жизни | | | |анализ | |тенденций | |развития | | | |принятие | |решений | Рис.1.3. Качество жизни как функция социального менеджмента Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города. Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема разработки комплексной социально-экономической программы перспектив развития. Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде очертить действительное состояние всех управленческих систем города, наметить точки роста или пробелы в управлении. Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния городского сообщества, и необходимо внедрение мониторинга. Результаты социологического мониторинга могут служить базой для создания комплексного плана социального развития, который охватывает все структурные элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности, предусматривает поэтапное решение поставленных задач. В то же время принятый администрацией план не является жесткой структурой, всегда возможна его корректировка. Планирование и прогнозирование развития городского сообщества позволяет раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать цели и задачи органов управления с потребностями населения… 1.3.5 Обеспечение мониторинга И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни населения и его основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.[27] Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных. Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих: - здоровье населения; - уровень жизни населения; - образ жизни населения; - социально-экономический потенциал территории и т. д. Информационной основой социально-экономического мониторинга территории могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно – эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д. Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей. Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности. Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом. ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 Покомпонентный анализ качества жизни населения муниципального образования. Итак, как мы выяснили, мониторинг качества жизни населения может осуществляться по трем отмеченным выше основным направлениям (см. Глава 1) Рассмотрим теперь каждое из намеченных направлений мониторинга более подробно. 2.1.1 Состояние общественного здоровья. Прежде чем наметить пути анализа уровня общественного здоровья населения необходимо определиться с сущностью этой категории. Сегодня существует множество определений здоровья, которые пытаются охватить все многообразие этого феномена. Представляется конструктивным подход к определению категории здоровья, как такого состояния структуры, функций и адаптационных возможностей человека, которые обеспечивают ему данное качество жизни в данное время и в данной среде. Анализ состояния здоровья населения как важнейшего компонента качества жизни предполагает возможность количественной оценки величины здоровья. Существует два основных способа ее измерения. Первый, наиболее распространенный в практике диспансерных обследований, состоит в непосредственном измерении значимых показателей структуры, функций и адаптационных резервов человека, сравнении их с нормативами, субъективном оценочном их интегрировании и оценке в виде "здоров", "практически здоров", "относится к группе риска" и "нуждается в наблюдении и коррекции". Могут быть и другие градации и по числу, и по качественным характеристикам. Недостатки такого подхода состоят в трудности интеграции большого числа разноплановых показателей болезненности. По существу, речь идет об оценке величины отклонения от общепринятой нормы максимально хорошего состояния (уровня) здоровья. Между тем, этот уровень не является постоянным, имеет множество значений, обусловленных факторами времени и среды. Другой способ оценки величины здоровья состоит в использовании конечных социально значимых показателей, к которым относятся средняя продолжительность жизни, характеристика воспроизводства населения (репродукция) и морально-психологический комфорт или самочувствие. В этих показателях интегрируются изменения многочисленных показателей структуры, функции и адаптационных возможностей человека[28]. Следует заметить, что в настоящее время в разной мере изучены подходы к количественной оценке перечисленных показателей здоровья, что, конечно, объективно затрудняет решение конкретных вопросов анализа. Вместе с тем, такое суждение о величине здоровья создает предпосылки использования достаточно хорошо развитого аппарата квалиметрии для получения интегральных количественных оценок величины здоровья населения. В качестве индикаторов, характеризующих в обобщенном виде состояние здоровья населения, могут быть использованы такие, как средняя продолжительность жизни, смертность, в том числе детская и материнская и т.п. Для того, чтобы управлять здоровьем населения, необходимо воздействовать на основные факторы, определяющие его уровень. Современная гигиеническая наука считает[29], что состояние здоровья населения определяется тремя основными факторами: генофондом популяции, состоянием окружающей среды и социально-экономическими факторами (жилищные условия, питание, доступность физической культуры, возможности для рекреации и проведения полноценного досуга, уровень здравоохранения). Из этого следуют основные направления оценки и анализа факторов, влияющих на здоровье населения. В настоящее время установлено, что средняя продолжительность жизни, другие показатели здоровья людей в значительной мере зависят от степени загрязнения окружающей среды, а показатели состояния здоровья населения могут выступать функцией состояния природной среды. Поэтому необходим мониторинг сложившейся экологической ситуации, включающий оценку и сравнение параметров качества отдельных компонентов природной среды с действующими нормативами, проведение специальных медико-экологических исследований, направленных на выявление негативно влияющих факторов окружающей среды на здоровье населения с учетом их комплексного воздействия, выделение зон с различной степенью напряженности экологической ситуации. Оценка экологической ситуации в городе должна включать сравнение параметров качества отдельных компонентов природной среды с действительными нормативами, определяющие тенденции и степени их изменения за ретроспективный период, расчет величин ущерба, вызываемого этими процессами, выявление и ранжировку значимости основных источников, ухудшающих качество окружающей среды. Входе экологического мониторинга рассматриваются основные природные и антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды проводится анализ поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, рациональности использования земельных ресурсов, воздействия шумового, электромагнитного и радиационного фона на окружающую среду. Основные направления экологического мониторинга связанны с оценкой состояния поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду. При оценке состояния поверхностных и подземных вод необходимо провести инвентаризацию основных источников загрязнения водной среды региона, установить концентрации вредных веществ в сточных водах и водоемах, сравнить их с ПДК. Оценка состояния атмосферного воздуха также предполагает инвентаризацию основных источников, загрязняющих атмосферу. Особое внимание необходимо уделить влиянию на загрязнение атмосферного воздуха транспорта, в первую очередь автомобильного. Для оценки его воздействия на состояние воздушного бассейна рекомендуется использовать показатели, характеризующие степень загрязнения атмосферы бензаниреном, угарным газом, окислами азота. Также следует дать оценку удельному весу вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу от стационарных источников, доля уловленных и обезвреженных загрязнителей в общем количестве вредных веществ, затраты на охрану атмосферы и т.д. Оценка состояния почв и почвенного покрова связана с анализом процессов загрязнения его промышленными и бытовыми отходами, сравнением величин придельных количеств химических веществ в почве с их текущими значениями. Анализ вредных воздействий шума и радиации на население включает в себя выявление зон шумового и радиационного дискомфорта, где превышаются соответствующие санитарные нормы. В рамках мониторинга должна быть произведена оценка влияния сложившейся (прогнозной) экологической обстановки в городе, в его административных районах на основе характеристики здоровья населения, его заболеваемость, продолжительность жизни и т.д. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |