бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История народного хозяйства Украины и зарубежных стран

обеспечивала рабочей силой, и государству, которому она гарантировала

поступление налогов. Для крестьянина же община стала серьезным

ограничителем юридической свободы.

В Украине же общинные владения были редкостью. Этим и диктовалась другая

особенность осуществления реформы в Украине. Около 85% крестьян

Правобережья и почти 70% Левобережья вели единоличное хозяйство. Поэтому

большинство украинских крестьянских семей получали индивидуальное право на

землю и несли личную ответственность за выплату долга. Так укреплялась и

без того сильная привязанность украинских крестьян к частной собственности,

отличавшая их от крестьян в России.

Реформа 1861 года освобождала крестьян от личной зависимости от помещиков,

но отнюдь не превращала их в полноправных граждан. Прежде всего, взамен

свободы они должны были обеспечить помещику так называемые выкупные

платежи. Судились они по- прежнему не как все другие сословия, а в

специальных судах, которые за малейшую провинность могли приговорить

крестьянина к телесному наказанию. Предоставляя крестьянским общинам право

самоуправления, реформа в тоже время сохраняла надзор за их деятельностью

со стороны правительственных чиновников, обычно назначаемых из местных

дворян.

Большие сложности возникали у крестьян и при осуществлении своего права

владеть землей. Из-за отсутствия денег у крестьян для выплат за свой надел

правительство предлагало выплатить помещикам за крестьян 80% стоимости

продаваемых земель в форме казенных облигаций, а крестьяне в свою очередь

должны были выплатить всю ссуду с процентами в течение 49 лет. Остаток

стоимости земельного надела крестьяне должны были сами выплатить помещику и

отработать на него определенное количество времени. Кому даже такие условия

были не по силам, предлагался крошечный дарственный надел в 2,5 акра.

Дворовые люди ( в Украине их было около 440 тыс. ) получали полное

освобождение без всякой компенсации помещикам, но и без предоставления

земли.

Реформа изменила положение не только помещичьих, но и государственных и

удельных крестьян, а также рабочих посессионных и вотчинных мануфактур.

Согласно специальному положению удельные крестьяне в течение двух лет

должны были выкупить свои наделы и перейти в разряд крестьян-

собственников. Государственные крестьяне могли выкупить свои земельные

участки, внося определенную сумму оброка, однако это было под силу очень

немногим. Большинство сохранило свои наделы и выплачивало за них оброчную

подать. Рабочие вотчинных мануфактур наделялись землей, если они

пользовались ею до 1861 г. Посессионные рабочие, которые пользовались

землей до реформы, получали надел. В общем, государственные крестьяне

освобождались быстрее и на более выгодных условиях, чем помещичьи. Впрочем,

на Правобережье положение государственных крестьян мало изменилось к

лучшему.

В целом крестьяне были разочарованы реформой- и особенно бывшие крепостные.

Не получив немедленно в свое полное распоряжение землю, они попали также в

финансовую кабалу. По селам прокатилась волна бунтов. Сила ее была не

одинакова в разных регионах. На Левобережье и в Южной Украине волнений было

сравнительно немного. Зато на Правобережье, где жила еще память о

гайдамаках и социально- экономическим противоречиям придавала остроту

религиозная и этическая вражда между украинским православным крестьянством

и католической польской шляхтой, повсюду разгорались очаги локальных

бунтов. Но власти быстро наводили порядок, а крестьяне возвращались к

добыванию хлеба насущного, правда, теперь уже в сильно изменившихся

условиях.

"Великие реформы" не совершили никакой революции в жизни украинцев- как,

впрочем, и всех остальных подданных Российской империи. И все же жизнь в

России и Украине значительно изменилась. Кроме освобождения крестьян, этому

способствовали развитие земской системы местного самоуправления и повышение

роли закона и права. В общем, несмотря на очевидные и серьезные недостатки

этих реформ, последующая социально- экономическая модернизация империи без

них была бы невозможна.

Для Украины значение реформ было тем более велико, что до 1861 г.

крепостные крестьяне составляли здесь около 42% населения, в то время как в

среднем по империи - всего 35%. Да и сами возможности осмысления и

выражения национальных особенностей и местных интересов украинцев

расширялись, поскольку улучшалось качество образования, юридической защиты

и местного самоуправления. Отныне самые разнообразные идеологи, в том числе

идеологи национального самосознания, могли распространяться гораздо легче и

беспрепятственней.

Литература :

1. Субтельный О."Украина: история"-К.:Либидь, 1994.-736с.

2. Чунтулов В.Т. и др. "Экономическая история СССР: Учеб.для экон.вузов.-

М.:Высш.школа, 1987.-368 с.

3. История СССР,1861-1917: Учеб.для студентов пед.ин-тов по специальности

"История"/В.Г.Тюкавкин, В.А.Корнилов, А.В.Ушаков, В.И.Старцев; Под

ред.В.Г.Тюкавкина.-М.:Просвещение, 1989.-463 с.

2.3 Промышленный переворот и капиталистическая индустриализация на Украине.

Развитие промышленности Украины нельзя рассматривать в отрыве от России в

целом, ибо Украина была составной частью Российской империи. В то время

русская и украинская буржуазия еще не имела капиталов, достаточных для

развития отечественной промышленности. В украинскую промышленность хлынули

иностранные капиталы. Главным образом капитал помещался в угольную и

металлургическую отрасли. Цены на продукцию этих отраслей росли, что

обеспечивало максимальную прибыль. Иностранные капиталы на первых порах

содействовали некоторому развитию угольной и металлургической отраслей.

Цены на продукцию этих отраслей росли, что обеспечивало максимальную

прибыль.

Иностранные капиталы содействовали на первых порах некоторому развитию

угольной и металлургической промышленности на Украине. Но, хищнически

используя богатства и рабочую силу, используя отнюдь не передовую рабочую

технику, вывозя с Украины огромные прибыли, получаемые за счет безудержной

эксплуатации пролетариата, они вместе с тем сдерживали размах

индустриализации страны, превращая ее в свою полуколонию. Иностранный

капитал, разрушая на Украине докапиталистические производственные

отношения, ставил ее экономику в зависимость от себя. Это является одной из

особенностей промышленного переворота и капиталистической индустриализации

на Украине.

Период развития доимпериалистического капитализма на Украине был

сравнительно непродолжительным. 80-90 гг. 19 века были годами расцвета

капитализма на Украине. Однако расцвет этот кончается, и в начале 20 века

промышленность Украины переживает тяжелый и продолжительный кризис. Однако

рассмотрим поподробнее основные черты развития капитализма, в процессе чего

легко будет увидеть особенности капиталистической индустриализации.

Существенной чертой исторического развития царской России, включая и

Украину, являлось позднее вступление на путь капитализма.

До 60-х годов 19 века на Украине преобладало крепостническое помещичье

хозяйство, тормозившее развитие капиталистических производственных

отношений. Однако еще со второй половины 18 века в стране протекал процесс

разложения феодального хозяйства, развивались товарно- денежные отношения,

возрастало количество промышленных предприятий и количество рабочих,

работающих на них, углублялись внутренние и внешние рынки. И уже ко второй

половине 19 века высвобождались элементы капитализма. Вскоре после реформы

1861 года капиталистические производственные отношения- господствующие и в

России и в Украине.

Несмотря на значительные остатки крепостничества, тормозившие рост

производительных сил, развитие промышленного капитализма на Украине шло все

более быстрыми темпами. За период с 1865 по 1890 годы число рабочих на

крупных капиталистических предприятиях выросло более чем вдвое. Но важно

знать, что развитие промышленности на Украине началось несколько позже, чем

в Великороссии. Объясняется это тем, что Украина, до ее воссоединения с

Россией в 1654 году, подвергалась жестокой эксплуатации и жестокому гнету.

Производительные силы ее вследствие этого развивались крайне медленно.

К концу 19 века промышленность на Украине достигает своего наивысшего

расцвета. К этому времени Донбасс покрывается густой сетью железных дорог.

В 1880-84 гг. была сооружена чрезвычайно важная для Донбасса магистраль-

Екатерининская железная дорога, в 1893 году была построена Юго- Восточная

железная дорога. Были также построены подъездные пути, связывавшие между

собой главные промышленные центры Донбасса. Все это значительно облегчило

вывоз продукции и дало ему новые заказы на металл и уголь.

За период с 1891 по 1900 гг. было открыто большое количество новых

предприятий. С каждым годом возрастала концентрация рабочих.

Россия, а вместе с ней и Украина, являлись объектом соперничества

капиталистически развитых стран, стремившихся овладеть рынком, поскольку

они стояли в разряде сравнительно отсталых в экономическом отношении стран.

Перед страной стояла угроза утраты государственного суверенитета и

превращения ее в колонию западно- европейского и американского

империализма.

Русский капитализм, опутанный феодальными пережитками не мог обеспечить

быстрого подъема производительных сил страны. Русский царизм явился на

помощь. Но он покровительствовал капитализации промышленности антинародными

средствами, путем кабальных займов, привлечения иностранного капитала и

подкармливания капиталистической верхушки за счет усиления угнетения и

эксплуатации трудящихся. Это неслыханное угнетение трудящихся масс в

конечном счете подрывало базу экономического развития России.

В основе экономической политики русского царизма лежало стремление

обеспечить промышленность рынками сбыта товаров по максимально высоким

ценам при одновременной и всесторонней защите интересов помещиков. На

защиту интересов русской буржуазии была направлена внешняя политика.

Начиная с 70-х годов 19 века в России вводятся одно за другим ограничения

на ввоз паровозов и подвижного ж/д состава. Введена, а затем повышена

пошлина на чугун, металлоизделия, каменный уголь и др. К началу 90-х годов

таможенный тариф достигает 33% стоимости привозных товаров, что носило уже

заградительный характер. В результате этого внутри страны значительно

повысились цены.

В конце 19 века начинается усиленный поток в страну иностранных капиталов.

С 1895 по 1901 гг. сумма капиталов, вложенных в предприятия возросла с 245

млн. до 975 млн. рублей. приток капитала с одной стороны ускорял развитие

отдельных отраслей промышленности , с другой стороны тормозил развитие

промышленности вцелом.

Протекционистская политика царизма, будучи прогрессивной в начальный период

развития фабрично- заводской промышленности, уже в конце 19 века была

сугубо реакционной, она задерживала экономическое развитие страны и служила

интересам лишь верхушки финансовой олигархии и крупных промышленников.

Протекционистская политика во внешней торговле постоянно дополнялась внутри

страны казенными заказами. Казне принадлежало свыше 70% всей ж/д сети,

также ей принадлежали многие заводы и порты.

Министерство финансов нередко делало заказы еще несуществующим заводам.

Заказы были произведены раньше, чем начиналось строительство заводов.

Понятно, что предварительные заказы производства способствовали еще

большему выкачиванию казенных средств в карманы капиталистов.

Казенное подкармливание вело к тому, что капиталисты не заботились об

удешевлении и улучшении качества своих товаров, это направление политики

приводило к иному ограблению трудящихся и задержке развития рынка, также к

ослаблению предпринимательства. Это также одна из особенностей

капиталистической индустриализации на Украине.

Увеличились налоги. По "высочайше утвержденному 22 мая 1895 года мнению

Госсовета" примерно треть зарплаты удерживалась в форме различного рода

налогов и сборов.

В результате увеличения налогов покупательная способность трудящихся

уменьшилась, а развитие внутреннего рынка задерживалось.

Хотя налоги были очень велики, однако госдоходы отставали от расходов и

казне приходилось покрывать разницу усиленными кредитными операциями,

обращением к внутренним и внешним займам сплошь и рядом на чрезвычайно

невыгодных условиях, закабалявших страну.

Для того, чтобы лучше осмыслить особенности капиталистической

индустриализации, нужно отдельно рассмотреть некоторые отрасли

промышленного комплекса страны.

1. Каменноугольная промышленность и металлургия.

Строительство железных дорог на Украине увеличивало спрос на уголь. Цены на

уголь быстро росли. В угольную промышленность Донбасса стал притекать

иностранный капитал, поэтому добыча угля быстро поднималась.

Возник вопрос о расширении возможностей для сбыта угля не только в

различных районах страны, но и на важнейших рынках. В связи с этим в 1889

году был открыт Мариупольский порт.

Широкая торговля донецким углем содействовала развитию парового угольного

флота, медленно, но стало развиваться судостроение.

Уже в конце 19 века в Донбассе и Криворожье возникли крупные предприятия,

где первое место занимало Новороссийское общество каменноугольного,

железного и рельсового производства, созданного английскими капиталистами (

Дж. Юз). Усилилась разработка месторождений каменного угля. Реформа 1861

года получила особенно большое развитие в Донбассе. За первое десятилетие

после реформы добыча угля увеличилась в 2,6 раза, за второе- более чем в 5

раз.

Увеличение добычи угля сопровождалось усилением концентрации производства в

Донбассе. Так, в 1890 году в Донбассе было 768 шахт, в 1898г.- 760 шахт,

причем количество мелких шахт уменьшилось на 116, а крупных- увеличилось на

108.

Крупнейшими предприятиями каменноугольной промышленности в Донбассе явились

Корсуньские копи Южно- Русского общества, Александровские копи

Новороссийского общества, дававшие вместе 136 миллионов пудов угля.

Удельный вес Донбасса в общей добыче угля России все более возрастал. В 60-

х годах Донбасс давал 32,8 % общей добычи, в 90-х гг.-50% и в 1900г.-68,9%

угля.

Выросла численность рабочих на каменноугольных копях. На протяжении 6 лет

(1895-1900) количество рабочих, занятых в каменноугольной промышленности

Донбасса увеличилось с 32523 до 82420, т.е. более чем в 2,5 раза.

Однако в связи со всеохватывающим развитием страны добывавшегося угля не

хватало, поэтому цены на уголь были высокими. Донецкий уголь был дороже

заграничного. Вследствие этого повышалась пошлина на ввозимый в страну

уголь, которая дважды повышалась. И хотя в стране ощущалась недостача угля,

промышленники стали вывозить его за границу. В Донбассе можно было

установить современную технику угледобычи, механизировать процессы

производства. Однако углепромышленники юга России ( по большей части

иностранцы ) с целью сохранения высоких цен за счет сохранения отсталости

Российской империи ( также и Украины ), пользуясь дешевизной рабочей силы,

ограничивались применением дедовской техники. Капиталисты принебрегали

элементарными правилами безопасности шахтеров, желая сэкономить деньги.

Вследствие чего погибали сотни шахтеров, а тысячи искалеченных

выбрасывались на улицу. Если вспомогательные работы были кое- как

механизированы, то добыча угля производилась вручную. Поэтому

производительность была очень низкая, повышалась очень медленно, а значит

рост добычи угля достигался за счет увеличения числа рабочих.

С конца 19 века начинается разработка месторождений железных руды

Криворожья. Центр добычи железной руды перемещается с Урала на юг России,

на Украину. На протяжении 8 лет общеимперская добыча руды выросла в 8 раз,

в частности на Урале в 4 раза, на юге России- в 158 раз.

В связи с этим стали создаваться металлургические заводы, основываются в

связи с этим различные общества.

В 1895 году было основано Русско- Бельгийское металлургическое общество,

построившее Петровский металлургический завод. В том же году основывается

Донецко- Юрьевское металлургическое общество, тоже выстроившее

металлургический завод.

В 1896 году основывается Никополь- Мариупольское горнометаллургическое

общество. Им был выстроен трубный завод, созданный на американский капитал.

Позже завод расширился. Одновременно было создано Таганрогское

металлургическое общество, в основном на французский капитал. Обществом

создан металлургический завод. В 1897 году бельгийское общество Провиданс

выстроило вблизи Мариуполя металлургический завод и несколько

металлургических заводов в Донбассе.

К началу 1900 года в Донбассе и Криворожье было уже 17 крупных

чугунолитейных заводов. Вокруг них строилось много мелких и средних

рудников и заводов, которых в 1895 году на Украине насчитывалось не менее

100.

Таким образом, к концу 19 века основная масса чугуна производилась на юге

России, на Украине, вдвое больше, чем на Урале, т.е. центр металлургической

промышленности перемещается на Украину. Это также является одной из

особенностей капиталистической индустриализации.

Металлургия на Украине развивалась быстрее, чем га Урале. К множеству уже

приведенных причин можно добавить благоприятные природные условия, а также

более развитая сеть железных дорог.

Южные заводы почти не производили рыночных товаров, а были заняты

преимущественно казенными заказами.

Рост горнозаводской промышленности сопровождался ростом концентрации

производства.

Вместе с ростом выплавки чугуна растет производство стали и железа. Около

80% всего чугуна, выплавлявшегося в империи, поступало в переработку на

полупродукт.

В этот же период Украина становится основным районом производства рельсов (

76% от всей произведенной продукции в империи). Царское правительство

усиленно покровительствовало рельсопромышленникам. Был запрещен

беспошлинный ввоз рельсов иностранного производства. Государство покупало

рельсы по повышенным ценам. Вследствие этого возникали новые

рельсопрокатные заводы, укрупнялись старые. Вскоре по империи их было 11,

из них 4 самых крупных- на Украине.

Быстро растущая капиталистическая промышленность, увеличивая спрос на

средства производства, вызывает повышение цен на них и приток капитала

прежде всего в данную отрасль производства. Именно это и позволило

предпринимателям получение утроенных прибылей.

Засилье иностранного капитала и миллиардные займы, заключенные царем во

Франции и Англии, приковали царизм к англо- французскому империализму и

превратили Россию в их полуколонию.

Царская Россия (включая Украину) оставалась страной относительно отсталой,

зависимой, полуколониальной.

Она являлась рынком сбыта товаров и вывоза капитала для империалистов, хотя

сама Россия боролась за рынки сбыта для своих товаров ( зерно, сахар и

др.).

Между капиталистами разных стран шла все более острая борьба за получение

преимуществ на вывоз капитала в Россию. Росли инвестиции. Опять они шли в

горнорудную и металлургическую промышленность. В 1900 г. 70% всех

акционерных капиталов горной промышленности России принадлежало

иностранцам. На Украине этот уровень составлял 80-90%. Этот путь развития в

порядке насаждения извне составлял одну из особенностей промышленного

развития Украины.

Таким образом угольная и металлургическая промышленность России в 90-е годы

сделала значительный шаг вперед, главным образом за счет Украины, хотя

далеко не в такой степени, чтобы ликвидировать экономическую отсталость

России. Не хватало угля, чугуна. На Украине металлический голод ощущался

везде. Крестьянские телеги сооружались без железных частей, железные гвозди

представляли в крестьянском хозяйстве большую ценность. В области тяжелой

промышленности в России почти не получило развитие тяжелое машиностроение.

Основная часть тяжелой индустрии Украины обслуживала железные дороги. В

целях закабаления экономики России иностранные экономисты избегали

разностороннего развития промышленности, особенно тяжелого машиностроения.

Таким образом, главной особенностью развития каменноугольной промышленности

и металлургии было то, что в данном случае капиталистическая

индустриализация шла с целью наживы, т.е. иностранные капиталисты

вкладывали деньги с целью получить огромные прибыли при небольшом развитии

промышленности, чтобы не дать России подняться в ряд высокоразвитых стран.

2. Не меньший интерес представляет развитие машиностроительной

промышленности.

Крупная машинная индустрия представляет высокую ступень развития

капитализма в промышленности. На Украине развитие машинного производства

приобретает крупный размах только после реформы 1861 года. Однако и после

нее крепостнические пережитки и засилье иностранного капитала тормозит

развитие машинного производства. Машиностроение и в дальнейшем оставалось

самой отсталой отраслью народного хозяйства Украины. Почти все ввозилось из-

за границы.

Поворотным моментом в истории машиностроения является начало 90-х годов,

когда начала быстро развиваться металлургическая база машиностроения.

Растет производство с/х машин и орудий труда, чего не было до реформы.

Объясняется это тем, что до реформы феодальное хозяйство носило

преимущественно натуральный характер и основывалось на ручной технике и

даровой крепостной рабочей силе.

Перемещение центра с/х машиностроения из северо- западного промышленного

района на юг России, на Украину сопровождалось усилением концентрации

промышленных предприятий. На Украине находилось 177 предприятий с/х

машиностроения из 826 общеимперских, в эту цифру не входят кустарные

предприятия.

Быстрое развитие с/х машиностроения свидетельствует о том, что капитализм

на Украине, как и во всей России, уже полностью созрел и являлся тем

фактором, которых вызывал все более возрастающее потребление машин в

сельском хозяйстве.

В помещичьих хозяйствах Украины работало много тысяч вольнонаемных рабочих.

Применение машин в с/х вело к концентрации производства, распространению

капиталистической кооперации в землевладении. Но оно было доступно только

крупным хозяевам. Количество наемных рабочих сохраняется, заменяется

женским и детским, который низко оплачивается.

И все- таки, несмотря на относительно быстрое развитие капитализма в

сельском хозяйстве Украины, уровень сельскохозяйственного машиностроения

был все еще далеко недостаточным. Тракторов комбайнов не было. Второе

место после производства сельскохозяйственных машин занимало на Украине

транспортное машиностроение, которое было сосредоточено в Харькове,

Луганске, Николаеве и некоторых других городах. Паровозы изготовлялись на

Харьковском и Луганском заводах. Продукция этих заводов составляла 35-40%

всего выпуска паровозов в России.

Судостроительная и судоремонтная промышленность Украины была

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.