|
История народного хозяйства Украины и зарубежных странК основным целям экономического союза относятся: формирование условий стабильного развития экономик сторон, поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений, создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов, совместное осуществление экономических проектов, решения разнообразных социально- экономических задач. Достижение этих целей предполагает обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную денежно-кредитную, налоговую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику. Стороны согласились, что экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через межгосударственную ассоциацию свободной торговли, таможенный, валютно- денежный союзы. В договоре особое место занимают торгово-экономические отношения. В целях создания межгосударственной ассоциации свободной торговли стороны договорились в своих взаимоотношениях обеспечить последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, алогов и сборов, гармонизацию таможенного законодательства, упрощение таможенных процедур. Такое внимание к таможенным проблемам связано, в первую очередь, с тем, что ранее существовавшие связи по специализации и кооперированию были разрушены из-за возникших таможенных барьеров. Тарифные и нетарифные ограничения в торговле ведут к разрыву связей поставшиков с потребителями, что приводит к прямым потерям прибыли предприятиями, уменьшению национального дохода в масштабах государства, недополучение налогов. Кроме того таможенные барьеры приносят и косвенные потери. Государства вынуждены нести огромные потери по оформлению таможенных процедур и по организации государственного регулирования внешней торговли. В результате это ведет к ограничению конкуренции, к монополизации многих производств, а в итоге к повышению цен и отсутствию стимулов к технологическому и управленческому совершенствованию. В развитие положений договора 15 апреля 1994 года было подписано соглашение главами государств СНГ об образовании межгосударственной ассоциации свободной торговли, предусматривающее в будущем достижение прозрачности границ. С момента заключения договора о создании экономического союза в СНГ был разработан и утвержден Перспективный план интеграционного развития СНГ на 1994-1995 и последующие годы. В соответствии с этим планом приняты такие важные документы, как соглашение о создании зоны свободной торговли, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, Концепция Платежного союза государств СНГ, Концепция Таможенного союза, проект основ таможенных законодательств СНГ, а также концепция взаимного правового урегулирования хозяйственных отношений и другие документы. С развитием этих соглашений 21 октября 1994 года был создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), в президиум которого вошли вице-премьеры стран-учатсниц СНГ. В качестве рабочего органа МЭК, включающая в себя уполномоченных представителей стран СНГ. Украина как ассоциированный член СНГ и Экономического Союза принимает участие в работе МЭК. И все же, несмотря на подписанные важные документы и усилия сторон, кризисные явления продолжаются и даже углубляются во всех странах СНГ, плохо решаются оговоренные в соглашениях вопросы, не изживаются противоречия в позициях стран-партнеров, не ликвидируются искусственные ограничения на путях импорта-экспорта, что наносит большой ущерб становлению содружества. Таким образом, проблем и трудностей в формировании и становлении экономического союза остается еще много. Ведь во всех принятых межгосударственных документах в рамках СНГ единственным субъектом экономических отношений выступает государство. В этих документах не нашлось места для непосредственных производителей и потребителей. А ведь рыночные отношения строятся, в первую очередь, через формирование новых субъектов рыночных отношений. В большинстве принятых документов отсутствует глубокая концептуальная проработка проблем интеграции в рамках СНГ, последовательность и ясность в становлении самой интеграции. В концепции развития СНГ также не определены пути использования иностранного капитала, отсутствует обоснование критериев соотношения национальных и интеграционных факторов социально-экономического развития, не оговариваются условия переориентации стран СНГ на международные стандарты и мировые цены. К указанным недостаткам можно добавить также низкую активность, а может быть, даже и бездеятельность многочисленных международных экономических и валютно- финансовых институтов. В результате страны СНГ не получают от них необходимой поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства, в приватизации госсобственности, в структурной перестройке производства и сферы обслуживания. Можно утверждать: прошедшие три года существования СНГ показали, что как политики, так и ученые-практики в большинстве своем осознали-неизбежность распада национальных экономик, получить преимущества от их интеграции на новой основе помогло бы согласование новыми независимыми государствами политики по основным направлениям проводимых в них реформ. Важную роль в этой связи должны сыграть создание зон свободной торговли, таможенного и платежного союзов и основанное на этом налаживание активных деловых связей, с новыми торгово-промышленными партнерами как на региональой, так и многосторонней основе. Требуется также дальнейшее освобождение от тарифных барьеров, лицензий, квот, исключение проявлений протекционизма и торговых ограничений. Многое предстоит сделать для сближения политики конкуренции, торговых режимов и правил торговли, решения практических проблем транзитных перевозок. Для коренного улучшения работы в области платежей и финансирования производственных программ необходимы меры по укреплению коммерческих банков, созданию рынка региональных валют, отмене ограничений на обмен валюты в рамках СНГ, оказанию поддержки в становлении национальных валютных рынков. С укреплением СНГ, безусловно, должен произойти рост интеграции этих стран в европейскую и мировую экономику. Как показала жизнь, проблема урегулирования платежно-расчетных отношений новых независимых государств оказалась одной из самых сложных в развитии экономических связей между ними. По существу, сложилась ситуация, когда эти связи оказались не обеспеченными соответсвующим механизмом расчетов и платежей. Это явилось одной из главных причин нарушения хозяйственных связей между товаропроизводителями новых независимых государств. Распад рублевого пространства и введение государствами своих валют лишь усугубили ситуацию. Таким образом, отсутствие механизма платежно-расчетных отношений, особенно в условиях краха рублевой зоны, привело экономики стран СНГ на грань катастрофы. Назрела срочная необходимость наряду с определением стратегической линии в этих вопросах согласовать комплекс практических мер для поддержания хотя бы минимального уровня хозяйственных связей и предотвращения полной дезинтеграции экономик стран бывшего СССР. В долгосрочном плане наиболее целесообразно, как это подтверждает мировая практика, движение к поливалютному платежному союзу стран содружества. Но этот путь достаточно долгий и связан с решением многих проблем. Для эффективной работы платежного союза в первую очередь необходимо создать внутреннюю инфраструктуру валютного рынка в тех странах, которые пожелают присоединиться к союзу. Время для создания валютного рынка стран СНГ на базе рубля уже упущено, национальные валюты были введены повсеместно, а механизм их котировки не создан. В большинстве новых независимых государств валютный рынок создавался по образцу российского и нередко с помощью России. Это принесло все недостатки российского валютного рынка в страны СНГ, перенесло на их валютное пространство российскую инфляцию, поскольку курс рубля к доллару явно экономически необоснован, а все новые мягкие валюты, как правило, еще слабее рубля. В качестве меры по первичному регулированию платежно-расчетных отношений необходимо ввести в странах СНГ вместо биржевого курса официально фиксированные курсы валют по отношению к СКВ. И если национальные банки стран СНГ будут поддерживать эти курсы хотя бы какое-то время, котировки национальных валют будут в значительно большей степени отражать существующие экономические реальности. В нынешних же условиях обменные курсы национальных валют стран СНГ могут рассматриваться только как расчетные и сами по себе не обеспечивают эквивалентного обмена. В существующей ситуации первоочередным долно стать согласование порядка взаимных расчетов на межгосударственных и межбанковских уровнях, а также механизма балансирования платежей и котровок национальных валют, принципов осуществления торговых и неторговых платежей. Итак, торговые связи нарушены, национальные валюты введены, катастрофически ухудшается экономическая ситуация в странах СНГ, которые не имеют серьезных валютных запасов. На этой основе повсеместно проявляется соблазн требовать доллары и марки за экспортируемые товары. Межреспубликанской торговле нанесен смертельный удар. В этих условиях страны СНГ не спасет, если каждое правительство объявит свою валюту конвертируемой и откроет границы для торговли со всем миром. Более реальный выход из складывающейся ситуации, по мнению экономистов из Института международной экономики США, заключается в создании платежного союза, по аналогии с западноевропейским, созданнам после второй мировой войны. По их мнению, эта идея жизнеспособна, если валюта стран СНГ будут конвертируемы в текущих расчетах. Предлагается, что система долна функционировать следующим образом. Предприятия получают СКВ за товары, вывозимые за пределы СНГ, и валюту импортера в межреспубликанской торговле. Таким образом, экспортеры будут вынуждены обменивать имеющуюся у них твердую валюту на местную. Импортерам же придется расплачиваться в СКВ за товары из стран, не входящих в СНГ, и для этого они должны иметь возможность обменивать местную валюту на твердую, но при этом будут рассчитываться своими местными деньгами за товары из других стран СНГ. В результате в каждой из стран СНГ будет накапливаться запас валют остальных стран - членов содружества. После расчетов в рамках платежного союза страны СНГ с активным торговым сальдо получают возможность кредитовать страны содружества, имеющие торговый дефицит. В сочетании с системой многосторонних безвалютных расчетов это в значительной степени снизит зависимость стран СНГ от запасов СКВ. При этом правила платежного союза должны обязывать должников погашать часть задолженности твердой валютой. В решении проблем урегулирования платежно-расчетных отношений активную роль длжен играть вновь созданный Межгосударственный банк, одной из функций которого должно стать осуществление многосторонних клиринговых расчетов. Многосторонний клиринг все же позволяет хоть в какой-то мере поддерживать взаимные поставки продукции, в то же время клиринговые расчеты имеют свои собственные проблемы. В первую очередь, это довольно значительное завышение стоимости продукции. Так, если Россия поставляет Беларуси сырье, энергоносители и металлы по мировым ценам, то и в стоимость конечной продукции они входят по этим ценам. В результате увеличения цены за счет транспортных издержек и нередко неэффективных всевозможных затрат самой Беларуси на производство готовой продукции цена на нее оказывается выше мировой, а качество-ниже. Россия и другие страны СНГ отказываются покупать такую продукцию по этим ценам, а дешевле она продаваться не может, поскольку будет убыточной. В результате осуществления взаимных поставок сырья в обмен на готовую продукцию реализация ее замораживается и растет отрицательное сальдо Беларуси перед Россией. Проблема покрытия сальдо при клиринговых расчетах ранее в рамках СЭВ решалась путем выделения своим партнерам-должникам технических кредитов с последующим их переоформлением в государственные. Использование же не двусторонннего, а многостороннего клиринга позволяет в определенной мере сгладить проблему сальдо взаимных поставок, но в целом проблемы не решает. Для более оплного решения проблемы нужны межгосударственные договоренности в рамках СНГ, учитывающие предоставление нарантий по выплате долга, которые на сегодня не предоставляются. Предлагаемая система недостаточно эффективна для решения долгосрочных задач, однако в переходный период ее можно использовать. Жизнь сейчас настоятеьно требует неотложного решения острейших проблем взаиморасчетов новых независимых государств. Если они в ближайшее время не будут найдены, СНГ ожидает дальнейшее разрушение экономических свыязей с негативными последствиями для всех без исключения стран. Пожалуй, наиболее трудным в организации этого платежного союза может стать вовлечение в него стран, обладающих активным торговым сальдо, поскольку правила союза обяжут их предоставлять кредиты более слабым партнерам. Конечно, нельзя расчитывать на то, что использование национальных валют в качестве одной из форм межгосударственных расчетов решит все проблемы, связанные с нехваткой СКВ у стран СНГ. Однако подобная форма расчетов может повысить заинтересованность предприятий этих стран в расширении их внешнеэкономических контактов с зарубежными партнерами, что также позволит поддерживать внещнеторговый оборот на более высоком уровне. Причины резкого сокращения торговли между странами СНГ лежат на поверхности. Картину кризиса в области торговли между государствами содружества, кроме постоянного спада промышленного производства, дополняет также введение таможенных пошлин, переход взаиморасчетов на СКВ и, как следствие,- свертывание кооперационных связей между предприятиями. Упомянутое выше создание в рамках СНГ платежного и таможенного союзов пока является делом будущего. Пока же проблему поддерживания внешнеторговых отношений с ближними соседями на минимально необходимом уровне Украина, как и другие республики бывшего СССР, решает с помощью заключения двусторонних экономических соглашений. По существу, эти соглашения являются одной из форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, так как договаривающиеся государства берут на себя обязательства осуществлять на клиринговой основе поставке узкой номенклатуры продукции, освобожденной к тому же от экспортных пошлин. Однако, как показывает реальность, ни одно из государств содружества не выполняет в полном объеме заключенные торгово- экономичнские соглашения. По информации статистического комитета СНГ, Россия выполнила поставки большинства товаров лишь на 50% и даже менее, а партнеры России свои обязательства выполняли в еще меньшей степени. В целом практически для всех государств СНГ можно отметить значительное отставание в выполнении межправительственных соглашений по поставкам многих видов продукции, что, безусловно, оказывает огромное негативное влияние на экономическое развитие всех государств СНГ. На сегодня очевидным фактом стала необходимость восстановления связей с бывшими республиками СССР с целью стабилизации экономической ситуации в каждой из них. Однако ключевой проблемой остается вопрос эквивалентности обмена между бывшими союзными республиками. Так, рассчеты по внешнеторговым ценам, приводимы статкомитетом СНГ, показывают, что в рамках перераспределения национального дохода в 1995 году Россия передавала другим республикам 6,8% своего национального дохода, Беларусь - 5,6%. В то же время другие республики в соответствии с этим получали дотации к своему произведенному национальному доходу в размере: Казахстан - 26%, Узбекистан - 25%, Украина - 6,9%. Исторически сложившаяся в СССР система межреспубликанского разделения труда не может рассматриваться как оптимальное. Поэтому при формировании нового экономического союза необходима разработка новой схемы сотрудничества. Первые реальные попытки скоординировать экспортно-импортную политику СНГ пока были безуспешными. Наиболее целесообразным представляется при разработке торговой политики СНГ взять за основу принципы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Совместимость с нормами ГАТТ приобретает для стран СНГ еще более важное значение ввиду того, что 5 ее стран-членов начали процесс вступления в эту международную организацию, а за ними могут последовать другие страны. По определению ГАТТ, зона свободной торговли ( ЗСТ ), или то, что хотят создать страны СНГ, это группа из двух или более таможенных территорий, где на товары, произведенные на этих территориях, отменены таможенные пошлины и иные таможенные барьеры в отношении практически всей торговли между этими территориями. Второе важное условие ЗСТ состоит в том, что ее цель должна сводиться к содействию торговле в рамках данной территории и не создавать барьеров в торголе с другими странами за пределами ЗСТ. Третьим важным элементом ГАТТ считает необходимость создания ЗСТ в течение 10-летнего периода в соответствии с заранее установленным планом и графиком. Согласно требованиям ГАТТ, должна быть также разработана конкретная программа, согласующаяся с необходимостью либерализации торговли между странами СНГ. Немаловажным также является положение ГАТТ о ЗСТ, касающееся свободного регионального транзита, которые в принципе должно решить основные проблемы предпринимательского сектора. С этой цель одновременно с реформой структуры грузовых перевозок в СНГ необходимо будет отменить пошлины на транзит. Стало крайне актуально осуществление дополнительных мер в СНГ, направленных на улучшение применения в рамках региона международных конвенций о перевозке грузов, а также о стимулировании и рационализации экспедирования грузов. В этой связи также предстоит срочно решить вопрос о том, в каких пределах могут действовать бюро по фрахтованию тоннажа для организации обратного фрахта. Отсутствие координации экспорта-импорта в СНГ в настоящее время породило серьезную проблему реэкспорта товара в третьи страны, из-за которого несут убытки все страны СНГ. Речь идет о так называемом несанкционированном реэкспорте. С целью его недопущения в СНГ предполагается создание системы информирования партнеров о передвижении товаров, подлежащих тарифному лицензированию. В случае реэкспорта товара в третью страну возможным решением могла бы быть выплата 50-процентной валютной выручки стране происхождения товара. Для того, чтобы либерализация торговли в странах СНГ была эффективной, предполагается изменить также административную и предпринимательскую практику осуществления внешнеторговой деятельности. На смену бартеру и другим формам централизованной торговли должна прийти самостоятельная торговля между предприятиями стран СНГ. В течение согласованного периода времени будет осуществлен постоянный отказ от обязательных и предварительных списков товаров с указанием количества и цен, которые прилагаются к двусторонним соглашениям. Создание ЗСТ СНГ ни в коей мере не должно стать изолированным процессом. Развитие региональной экономической интеграции должно одновременно сопровождаться интегрированием в мировую торговую систему и ее экономические институты. С другой стороны, интегрирование стран СНГ в мировую торговую систему должно стать опорой для их региональной интеграции. Все страны СНГ сейчас находятся на переходном этапе. Чтобы всем им присоединиться к ГАТТ, потребуется определенное время для того, чтобы привести свои правовые и административные системы в соответствие с соглашениями ГАТТ. В значительной мере вступлению стран СНГ в ГАТТ может помочь техническое содействие международных учреждений системы ООН. Для того, чтобы ЗСТ СНГ стало действенной, весьма существенным представляется сотрудничество этих стран в деле гармонизации, упрощения процедур торговли, а на более поздней стадии-и унификации таможенных процедур, формальностей таможенного контроля и документации, а также постепенная отмена некоторых из названных элементов во взаимной торговле стран СНГ в рамках ЗСТ. Самый рациональный путь в этом отношении- следовать международной практике и соблюдать типовые правила и положения, содержащиеся в ряде международных конвенций и соглашений. Для осуществления более эффективных методов международной торговли и подходов к таможенному контролю в странах СНГ в рамках ЗСТ предстоит создать интегрированную электронную систему обработки данных и документации, которая бы охватывала все торговые потоки. В заключение хотелось бы отметить, что в рамках бывшего СССР происходят огромные, исторической важности изменения, к которым приковано внимание мирового сообщества. Этот интерес не случаен, поскольку с укреплением СНГ ожидается развитие параллельного процесса его интегрированности в европейскую и мировую экономику, а это процесс взаимовыгодный. Добрая воля стран СНГ, направленная на развитие стабильных торговых отношений между ними,-залог успеха в решении этой жизненно важной для всех стран задачи. ----------------------- [1] К.Маркс и Ф.Энгельс Соч. т.19,с.18. 1 Ленин В.И. Полн. Собрание сочинений. Т.34, с.307. 1 Ленин В.И. полн собр.соч. т.44,с.197. [2] См.: Тенденцii украiнськоi економiки. Мiсячний бюлетень (червень 1995 р.). Европейский центр макроэкономического анализа Украины, с.6. [3] См.: Украiна у цифрах у 1994 роцi. Краткий статистический справочник. К., 1995, с.15. [4] См.: Статистический бюллетень за первое полугодие 1995 года №1. К., Минстат Украины, июль 1995 года., с .3. [5] См.: National incom data and related statistics. United Nations, New York, 1994, p. 3-176. [6] См.: Отчет о человеческом развитии. 1994. New York, 1994, с. 129-131 ( данные Мирового Банка ). [7] См.: The World Bank Atlas. 1995. Washington, 1995, p. 18-19. [8] См.: Тенденцii украiнськоi економiки. Мiсячний бюлетень ( червень 1995 р.), с.8. [9] См.: Россия в Мировой экономике начала 1990-х годов. М., ИМЭМО РАН, 1995, с.14. [10] См.: "Голос Украины" от 7 октября 1995 г., с.1. [11] См.: Економiчна доповiдь Президента Украiни 1994 р. К., 1994, с.67. [12]См.: Тенденцii украiнськоi економiки. Мiсячний бюлетень ( червень 1995 р.), с.22. [13] См.: там же Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |