|
История народного хозяйства Украины и зарубежных странтребует введения жесткого менеджмента и режима экономии, роста производительности труда, повышения качества и снижения себестоимости продукции, ее своевременного сбыта потребителям по ценам рыночной конъюнктуры. Настоящий хозяин только так и действует. Он четко управляет процессами приобретении необходимых ресурсов по принципу "как можно дешевле", превращая их как можно быстрее (эффективнее - в непрерывном потоке) в готовые высококачественные товары с минимумом затрат, и продажи этих товаров по принципу "как можно дороже" (но точно учитывая спрос и платежеспособность покупателей). Как правило, экономического выигрыша в конкуренции товаропроизводителей добивается тот, кто стремиться иметь больший объем прибыли за счет не искусственного подъема цен выше их реального стоимостного уровня, с соответствующим ограничением круга покупателей, а наоборот - выпуска массы более дешевых и более качественных товаров и продаже их самому широкому кругу потребителей. Прибыль от "больших объема и многообразия товаров" почти всегда больше и стабильнее по сравнению с прибылью, которая получена за счет дороговизны единичных или мелких партий товаров. Овладеть товарным рынком - значит удовлетворить спрос и получить деньги от наибольшей массы покупателей. Ввиду критического кризисного состояния экономики Украины, когда подавляющее большинство промышленных и аграрных предприятий, да и само государство, оказались на грани банкротства, для обеспечения выхода из него необходимо создать экономические условия для мощного импульса к действию мотивационного фактора развития предпринимательства и труда, усилить рыночную платежеспособность за счет упорядочения систем оплаты труда, налогообложения, кредитования, валютно-финансового регулирования и т.д. Таким образом фундаментом новой экономической стратегии Украины являются: -экономический интерес человека к свободному предпринимательству, развитию товарного производства и рынка, которое обеспечивают конкретные собственники-хозяева, выпускающие товары и услуги в структуре, в качестве и стоимости под потребительский спрос; -введение в оборот твердой конвертируемой денежной единицы вместо обесцененного рубля; -научно-технический прогресс с применением активной инновационной, инвестиционной и структурной политики; -переход на принципиально новую модель экономики макро- и микроэкономического уровней, равноправное функционирование разных форм собственности и хозяйствования, крупных, средних и мелких его систем, конкурентноспособных на внутреннем рынке; -знание и умение осуществлять современный бизнес на здоровой экономической основе, управлять этим сложным процессом, пользуясь законами воспроизводства и рынка, рыночной конкуренции; -высокая культура, организованность и дисциплина во всех сферах человеческой деятельности. Радикальная экономическая реформа имеет два решающих направления. Первое ее направление - реформа валютно-финансовой и кредитной систем: Она включает в себя введение конвертируемой валюты, активное осуществление комплекса антиинфляционных мер - преодоление бюджетного дефицита, бесконтрольной эмиссии денег, экономически неоправданной внутренней и внешней задолженности в целях обеспечения устойчивого курса гривны. Для этого нужно: а) нарастить производство конкурентноспособной продукции (товаров и услуг) как для внутреннего, так и для внешнего рынков, имея ввиду соответствующее увеличение экспорта и импорта, обеспечение сбалансированного внешнеторгового оборота, без чего превратить Украину в равноправного партнера мирохозяйственных связей невозможно; б) создать резервный валютный фонд в иностранной валюте, который бы страховал стабильность денежной единицы в условиях довольно изменчивой конъюнктуры рынка.(Для создания такого фонда наряду с наращиванием внешнеторгового оборота, увеличением валютных поступлений от экспорта и туризма можно, даже как исключение, использовать часть внешних кредитов, хотя это неэффективное их применение, так как они "замораживаются" и не дают прямых прибылей. В) создать собственный золотой и алмазный фонд, включая в них и другие высокоценные товары с наиболее стабильными ценами на внешнем рынке. (Это тоже станет своеобразным резервным фондом конвертируемой валюты. Для этого Украине необходимо иметь свою часть золотого и алмазного фондов бывшего СССР и наладить добычу золота из собственных месторождений. Имея запас драгоценностей, государство может выпускать "Золотой заем" для продажи за валюту или же заложить его в гарантию стабильной стоимости денежной единицы). Но, исходя из того очевидного факта, что Украина сегодня не имеет ни необходимого объема конкурентноспособных товаров, ни фонда конвертируемой валюты, ни золотого и алмазного запасов, государство вынуждено будет начинать или с договоренности об общей монетарной единице, или с выпуска собственных бумаг, денег, которые на первом этапе не будут иметь внешней конвертируемости. Но выпуск собственных национальных денег, является действительно эффективной мерой тогда, когда будут гарантироваться стабильность и скорость их обращения, а также возможность покупать за них любой товар или любую услугу без всяких ограничений. Это определяет их высокий авторитет как среди производителей, так и сред потребителей. Такие деньги способны будут выполнять огромную стимулирующую функцию в деле повышения производительности труда, развертывания массовой предпринимательской деятельности и накопление товарного рынка. Если же с момента появления новые деньги начнут входить в инфляционный "Штопор", то они не оправдают своего главного назначения и даже валютных расходов на выпуск и введение. Одновременно необходимо изменить валютно-финансовую и кредитную политику, подчинив ее стимулированию предпринимательства, обеспечению равновесия спроса и предложения на товарных рынках, ускоренного развития рыночной экономики. Второе направление реформы - осуществление коренного изменения экономической и отраслевой структуры народного хозяйства, форм и методов хозяйствования с ориентацией на потребности изменчивого рынка. Экономика, в которой 70% приходится на отрасли так называемой группы "А" и лишь 30% на отрасли группы "Б" искусственно деформирована. Структурная перестройка не возможна без соответствующего первоначального капитала, мощных экономических стимулов, инвестиций и новейших технологий четкой системы хозяйственного управления на микро- и макоэкономическом уровне. Структурная перестройка народного хозяйства выдвигает ряд требований. Во-первых: необходимо ускорить конверсию оборонных отраслей, их переориентацию на создание современных технологий для переоснащения производства продукции под запросы внутренних и внешних потребителей, а также на непосредственный выпуск товаров, особенно когда он технологически возможен без коренной капиталоемкой модернизации. Именно эти предприятия и объединения призваны поднять общий технологический уровень нашего производственного потенциала и производства товара, конкурентноспособного на наших рынках. Во-вторых: нужно провести деверсификацию капитала в крупных промышленных объединениях и на предприятиях, превратить их в комплексные хозяйственные системы, которые кроме основного (профильного) продукта, будет производить многообразие товаров непосредственно на потребительский рынок. В-третьих: следует разумно осуществить разгосударствление и приватизацию, создав настоящую предпринимательскую среду и рыночную конкуренцию на современных цивилизованных началах. В-четвертых: государство создает все условия для либерализации рыночных отношений и цен, для развития торговли и возможностей свободного перелива не только готовых товаров, но и инвестиций, трудовых и материальных ресурсов, то есть совокупного капитала, в те сферы, где наибольший дефицит и самая высокая норма прибыли. В-пятых: функционируя в условиях рыночного регулирования хозяйственные системы, независимо от размеров и форм собственности могут стать восприимчивыми к новейшим научно-техническим разработкам, постоянно следить за технологическим и организационным обновлением хозяйства, ибо без такого невозможно выжить в конкурентной борьбе. В-шестых: приоритет в стратегическом курсе развития экономики Украины следует отдать прежде всего, обеспечению энергетической, продовольственной и экологической безопасности народа. В связи с мизерными запасами нефти на собственной территории, особенно остро стоит проблема с жидким топливом и смазочными материалами. С переходом на расчеты в конвертируемой валюте за сырье, импортируемое из России, нефть придется закупать в объемах из расчета на весьма расточительную энергоемкость хозяйства и необходимость загрузки мощностей нефтеперерабатывающей промышленности на сумму 7,4 миллиардов, а газ - 7 миллиардов долларов. На покрытие только этих затрат предстоит существенно увеличить экспорт своих товаров на внешние рынки в расчетах по мировым ценам. К тому же остродефицитными для экономики Украины являются древесина, хлопок и многие известные металлы. Что осложняет экономическую ситуацию на Украине. Выйти из нее могут помочь: -применение жесткой политики энерго и ресурсосбережения. -постепенный переход от экспорта сырья на производство и экспорт более дорогих покупаемых товаров конечного потребления. - широкое использование (там, где это возможно) возобновляемых местных энергоисточников ( энергии солнца, воды, ветра, термальных вод, малых рек, а также биоэнергетики). - поиски и введение в хозяйственный оборот принципиально новых, экологически чистых энергоносителей (в частности газовой энергетики, источников водородной энергии), а также гарантий безопасности атомной энергетики. В-седьмых: Украина имеет наибольшие возможности выйти в ближайшее время из продовольственного кризиса и экспортировать сахар, растительное масло, льняные ткани и готовые изделия из них, пшеницу, алкогольные напитки (водку, вина высших сортов), табачные изделия и т.д. Если умело выделить зоны производства экологически чистых продуктов питания, наладить их глубокую переработку и надлежащую товарную упаковку с помощью современных технологий мирового уровня, то наши продукты будут конкурентноспособными даже на высоко насыщенном Европейском рынке. Для этого необходимо выработать и ввести разумную аграрную и агропроизводственную политику, исходя из экономических интересов крестьянства, его собственного выбора относительно форм и методов хозяйствования. Крестьянин должен стать свободным хозяином земли, других средств производства, продуктов и доходов, то есть настоящим предпринимателем в рыночной экономики. Система его взаимоотношений с поставщиками машин, удобрений и других промышленных товаров и услуг, а также с покупателями сельскохозяйственной продукции и в том числе с государством, должна строиться на принципах перепродажи по паритетным ценам, которые обеспечивали бы высокую, стабильную доходность и рост накоплений крестьянских хозяйств, кооперативных и государственных систем. Но экономика Украины достигнет современного мирового уровня лишь тогда, когда все ее звенья возглавят специалисты-профессионалы с глубоким знанием проблем воспроизводства и рынка не только внутреннего, но и внешнего; когда они будут разговаривать со своими зарубежными коллегами на одном профессиональном языке, находить с ними общие экономические интересы, смогут быть конкурентноспособны в своих экономических и организационно- управленческий действий. В современных трудных условиях в определении экономической стратегии нужно быть особенно внимательными, не попасть на влияние на сегодня модных, но настолько же и легковесных идей как экономического романтизма, так и экономического авантюризма. Рыночная экономика - это эффективная в тоже время жесткая система реализма и выживания. Она основывается исключительно на высоком уровне экономических интересов, знаний и умения на точных расчетах эффективно вести хозяйство, организовать беспрерывный процесс совершенствования технологий, купли необходимых ресурсов, продажи готовых товаров и управлять им, на объективных законах рыночной экономики на теории функционирования в ней валютно-финансовой системы, различных форм собственности в условиях конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка. 4.2. Проблемы хозяйственного взаимодействи Украины с государствами СНГ. Распад СССР породил в бывших союзных республиках две противоположные тенденции. С одной стороны, бывшие союзные республики стремились закрепить свой национальный суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За этим, главным образом, стояло расхождение реальных экономических интересов, обусловленное различиями в развитии производительных сил и предшествовавший период, и желание мексимальнео использовать национальные ресурсы для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в условиях ухудшающейся экономической ситуации. С другой стороны, все более настойчивыми становились требования сохранить ранее существовавшие производственно- технологические связи с другими бывшими союзными республиками, и в первую очередь, с Россией. Это обосновывалось наличием единой сети транспортных коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции научно- технического потенциала, общностью технических условий поизводства, единством использования стандартов и прочими условиями. Итог 1995 года, завершившего четвертый год самостоятельной экономической политики, большинству новых независимых государств дал немало для экономического анализа ситуации, сложившейся в противоречивой обстановке, а также дла выработки возможных путей восстановления нарушенных связей. В 1995 году, как и в предыдущие несколько лет, в бывших союзных республиках отмечалось постоянное ухудшение функционирование экономики. Так, в странах СНГ в 1994-1995 годах продолжалось падение объема валового национального продукта (ВНП), которое в среднем составило 19% и 16% соответственно. В 1995 году объем ВНП в этих станах продолжал падать, уровень падения составил от 7,5% в Узбекистване до 35,6% в Грузии. В то же время лишь в Туркменистане омечался рост ВНП, в первую очередь за счет роста сельскохозяйственного производства, где важнейшей экспортной культурой был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки нефтепродуктов. Спад промышленного производства был еще более глубоким. В целом за период 1990-1994 гг.сокращение ощего объема призводства в странах СНГ достигло почти 50% для России и 60% для Латвии, Литвы, Молдовы и некоторых других бывших республик СССР. В целом основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году в сопоставимых ценах к 1991 году указана в таблице. Основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году к 1991 году ( по данным Статкомитета СНГ ) (%, в сопоставимых ценах) | |Валовой |Общий | |Капита|Индекс | | |внутренн|объем |Валова|льные |потреби| | |ий |промышл|я |вложен|тельски| | |продукт |енной |продук|ия |х цен | | | |продукц|ция | |(раз) | | | |ии |сельск| | | | | | |ого | | | | | | |хозяйс| | | | | | |тва | | | |Азербайджан |46 |53 |56 |113 |2369 | |Армения |40 |50 |4 |20 |12,2 | |Беларусь |65 |68 |82 |47 |3207 | |Грузия |25 |24 |46 |3 |- | |Казахстан |57 |52 |79 |29 |5615 | |Киргизия |52 |42 |73 |23 |582 | |Молдова |48 |51 |66 |15 |909 | |Россия |51 |56 |79 |39 |742 | |Таджикистан |51 |48 |52 |33 |764 | |Туркменистан |149,4 |66 |108 |- |4236 | |Узбекистан |83 |98 |94 |52 |1129 | |Украина |60 |62 |77 |43 |10790 | |Всреднем по содружеству |61 |56 |78 |41 |1604 | Глубокий кризис в 90-е годы также вызвал резкое падение производства в Украине. Начиная с 1990 года происходило постоянное нарастание кризисных явлений. Пик кризиса пришелся на период с октября 1993 года по январь 1994 года, когда отметка максимаьного падения ВНП достигла 45%. В какой-то мере 1994 год можно назвать обнадеживающим, поскольку именно в этом году наметилась определенная производственная и финансовая стабилизация. К сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением производства в декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%. Выпуск промышленной продукции в феврале и марте 1995 года практически стабилизировался, что дает некоторые надежды на дальнейшую экономическую стабилизацию в Украине. Однако слабые признаки стабилизации все же не дают ясной перспективы для большинства отраслей экономики Украины. В первую очередь тревогу вызывают низкие темпы проводимых реформ. Таким образом, впервые возникшие в экономике положительные тенденции пока еще не являются следствием долго ожидаемого перелома в экономическом развитии и не приобрели устойчивого характера. В то же время в экономике продолжают сохраняться и углубляться кризисные явления, особенно в машиностроительном и некоторых других секторах. Эти процессы вызвала значительное обострение социально-экономической обстановки, рост скрытой безработицы. Из материалов Минстата Украины следует, что на конец 1995 года уровень безработицы по стране составил 0,49% населения трудоспособного возраста. Одовременно Министерство статистики сообщило, что в условия неполной занятости на протяжении года в промышленности работал почти каждый третий работник. Приведенные цифры свидетельствуют о довольно медленном развитии рыночных отношений в Украине. В ряде стран СНГ, в том числе в России, Молдове и др., процессы рыночных преобразований набрали значительно большие обороты. Намного больше создано рыночных структур и значительно шире ведется процесс разгосударствления имущества предприятий. Однако эти процессы несут с собой и большие лишения, трудности, а в ряде отраслей распад производственных структур. К примеру, в 1995 году безработица в такой сравнительно небольшой стране, как Молдова, достигла 23%, практически остановились все крупные предприятия машиностроительного профиля, зависящие от поставок сырья и комплектующих из других стран СНГ. Можно смело утверждать, что одной из главных причин падения объемов ВНП в странах СНГ было постепенное прекращение межреспубликанской торговли. Действительно, уже в 1992 году торговля между странами бывшего СССР сократилась на треть. В 1993 году она упала еще на одну треть, а в 1994 году падение было более одной трети. Объм экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1995 году оценивался в 36 трлн.руб., в том числе экспорт - 15 трлн.руб. Экспортные операции в 1995 году осуществлялись в основном с Россией, Молдовой и Беларусью, импортные - с Россией и Туркменистаном. Анализ показывает, что отрицательное влияние падения межреспубликанской теории наиболее болезненно проявляется в экономиках небольших стран СНГ, степень зависимости которых от внутрисоюзного рынка была более значительной. К сложным экономическим, политическим и социальным аспектам переходного периода в странах СНГ следует добавить также и тот факт, что техническая помощь и инвестиции из- за рубежа были значительно ниже ожидаемых. Таким образом, к началу 1996 года сложилась настоятельная необходимость попытаться приостановить падение производства и направить торговлю и экономическое сотрудничество между странами СНГ и Балтии на новую, рыночно ориентированную основу. В опубликованном в конце 1994 года докладе экспертов международного валютного фонда (МВФ) дается оценка экономической обстановки в бывших республиках СССР и излагается взгляд МВФ на пути дальнейших преобразований в их торговле. "Не внушающая оптимизма картина"- так МВФ оценивает перспективы экономического развития региона. Однако в исследовании отмечается, что распад СССР создал уникальную возможность для выработки торговой политики с новыми сувереными странами. По оценкам МВФ, уровень инфляции в республиках бывшего СССР составил в 1994 году 457,4%, а в 1995 году - 85,2% ( в 1992-1993 гг.этот показатель превышал 1200%). По мнению экспертов МВФ, в то время как большинство стран мира почувствует реальные блага от либерализации торговли, большинство новых независимых государств, в особенности Украина и Беларусь, по-прежнему будут ощущать экономических ущерб от продолжающегося процесса разрыва экономических связей. Во главу угла в своих рекомендациях МВФ ставит процесс либерализации торговли в странах СНГ и на первое место выдвигает снятие контроля над экспортом. И хотя эта мера связана с необходимостью решения других проблем - либерализации цен и валютного обмена, выработки ответственной финансовой политики и т.д., уже на первой стадии возможно снятие таможенного контроля в количественном выражении. Три года становления содружества независимых государств для истории - лишь мгновение, но за эти годы произошло стремительное разъединение молодых государств, сопровождавшееся глубоким кризисом как политического, так и экономического характера. Три года поиска путей и средств преодаления возникших противоречий породили стремление к развитию региональных интеграционных процессов нового характера, обосновали необходимость поиска подходов к двустороннему и многостороннему экономическому сотрудничеству. Последние три года убедительно доказывают, что без восстановления бывших хозяйственных связей невозможно быстро преодолеть повсеместные кризисные явления и приостановить спад производства. Договор о создании экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 года, явился закономерным и объективным итогом происходящих в СНГ процессов и заложил основу согласованной стратегии по преодолению кризисных явлений и реформированию всей экономической сферы СНГ. Главной особенностью договора является то, что он провозглашает принцип уважения суверенитета каждого государства и невмешательства в дела друг друга, уважения прав и свобод человека, неприменения экономического давления во взаимоотношениях. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |