бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

Амурской области.

Использование технологии мясного скотоводства и навыки коренного

населения обеспечивают относительно низкие издержки при производстве мяса

крупного рогатого скота в Республике Саха.

Часть роста издержек на единицу продукции объясняется ухудшением

работы предприятий, прежде всего снижением продуктивности, урожайности,

ростом потерь в результате нарушения трудовой и технологической дисциплины.

Как показывают расчеты, сохранение урожайности зерновых на уровне 14-16

ц/га, сои - 9-12 ц/га, картофеля 140-160 ц/га, овощей 180-200 ц/га и

годового надоя 2,5 - 3 тыс.кг, среднесуточного прироста крупного рогатого

скота 360-400 гр., а свиней - 300-400 гр. позволило бы сдержать рост

издержек на 30-40% и многим предприятиям - работать рентабельно. Поэтому в

выходе из кризиса важную роль должны играть коллективы, их прямая

заинтересованность в высоких производственных показателях.

|Таблица 31 |

|Изменение соотношения затрат на единицу продукции по территориям |

|Дальнего Востока (за 100% принят наименьший показатель) |

|Виды продукции |Зерно |Картофель |Овощи |Молоко |

|Территории |1990 |1997 |1990 |1997 |1990 |1997 |1990 |1997 |

|Дальний Восток |110 |107 |112 |155 |150 |168 |116 |132 |

|Республика Саха |173 |133 |156 |246 |200 |216 |146 |144 |

|Амурская область |100 |100 |113 |111 |130 |100 |106 |100 |

|Макс. отклонение |73 |188 |156 |146 |305 |116 |65 |44 |

|Территории |Привес КРС |Привес |Привес птицы|Яиц |

| | |свиней | | |

|Дальний Восток |118 |156 |147 |194 |114 |205 |125 |151 |

|Республика Саха |100 |100 |242 |176 |193 |442 |144 |260 |

|Амурская область |111 |157 |173 |389 |107 |259 |123 |166 |

|Макс. отклонение |18 |57 |142 |289 |93 |342 |94 |289 |

Снижение реальных доходов населения, локальный монополизм

заготовителей и переработчиков сдерживают рост цен на сельскохозяйственную

продукцию. Рост выручки отстаёт от роста цен на промышленную продукцию, от

роста розничных цен и как результат - от роста себестоимости. Выручка за 1

ц. с 1990 по 1997 гг по региону увеличилась: зерна в 3330 раз, картофеля -

6000, овощей открытого грунта - 7060, молока - 2600, мяса крупного рогатого

скота - 1520, мяса свиней - 4940, мяса птицы - 4430, яиц - 6950 раз. В то

же время рост выручки имеет значительные колебания по территориям. В худшем

положении оказываются регионы с благоприятными условиями для сельского

хозяйства. Так, если выручка за молоко в целом по региону выросла в 2600

раз, то в Амурской области в 1590 раз. В 1997 г. выручка за 1 ц зерна

колебалась от 89 тыс. руб. в Амурской области до 530 тыс. руб. в Республике

Саха. Выручка за 1 ц молока в Амурской области в 1998 г. составила 180 тыс.

руб. при себестоимости 378 тыс. руб.

Отсутствие средств в местных бюджетах для поддержки сельского

хозяйства ведёт к его перемещению в менее благоприятные регионы. При этом

происходит изоляция рынков отдельных территорий, не формируется единое

экономическое пространство региона. В худшем положении оказались

территории, поставлявшие до реформ продукцию в другие административные

единицы. Изменилось соотношение цен на отдельные виды сельскохозяйственной

продукции. При проведении сравнения за базу были приняты цены реализации

картофеля, так как этот вид продукции производится во всех территориях

Дальнего Востока, и его реализация идёт по различным каналам. По отношению

к ценам на картофель, цены на овощи и яйцо незначительно выросли, а на

остальные продукты стали ниже (табл. 32).

|Таблица 32 |

|Соотношение цен реализации на отдельные виды продукции |

|по Дальнему Востоку |

|Продукция |1990 г. |1994 г. |1997 г. |1997 г. к 1991 г. |

|Зерно |0,84 |0,28 |0,47 |0,56 |

|Картофель |1 |1 |1 |1 |

|Овощи откр. грунта |0,87 |1,42 |1,02 |1,17 |

|Молоко |3,46 |0,67 |1,5 |0,43 |

|Мясо КРС |17,1 |3,07 |4,35 |0,25 |

|Мясо свиней |12,64 |4,64 |10,4 |0,82 |

|Мясо птицы |9,12 |3,76 |6,62 |0,72 |

|Яйцо |3,15 |2,35 |3,65 |1,16 |

Наибольшее снижение произошло по мясу крупного рогатого скота и

молоку. Такая картина прослеживается по всем административным единицам

Дальнего Востока (Прилож. 21). Основная отрасль сельского хозяйства региона

молочно-мясное скотоводство - поставлена в наиболее жёсткие экономические

условия. Это ведёт к уничтожению молочного поголовья независимо от

принимаемых административных мер.

В результате отсутствия рыночной инфраструктуры значительная часть

продукции реализуется с транспортных средств, через собственную розничную

сеть, обменивается по различным вариантам бартера. Это создаёт условия для

занижения цен и различных злоупотреблений. Стихийно развивающийся рынок

ставит в трудные условия сельское хозяйство региона из-за увеличения

поставок по импорту картофеля, овощей, продукции животноводства. Лучше

адаптируются к рыночным условиям предприятия, имеющие собственную

переработку и самостоятельно реализующие продукцию потребителю. В этом

случае разница между потребительскими ценами и заготовительными достаётся

производителю. Но для такого варианта развития требуются значительные

объёмы инвестиций.

Под воздействием диспаритета цен, жёсткой финансово-кредитной

политики, сжатия спроса и либерализации внешней торговли в сельском

хозяйстве Дальнего Востока рост затрат на производство превышает рост

выручки по всем продуктам (табл. 33).

|Таблица 33 |

|Соотношение роста затрат и выручки за продукцию сельского хозяйства |

|Продукция |Себестоимость |Выручка |Затраты/ |

| | | |выручка |

| |1990, |1997, |1997 к |1990, |1997, |1997 к | |

| |руб./ц |тыс. р.|1990 |руб./ц |тыс. р.|1990 | |

|Зерно |21 |123 |5857 |33 |110 |3333 |1,76 |

|Картофель |37 |230 |6216 |39 |234 |6000 |1,04 |

|Овощи |30 |247 |8230 |34 |240 |7060 |1,16 |

|Молоко |73 |499 |6840 |135 |351 |2600 |2,63 |

|Мясо КРС |574 |4106 |7150 |670 |1018 |1519 |4,70 |

|Мясо свиней |345 |5159 |14950 |493 |2434 |4937 |3,02 |

|Мясо птицы |212 |3148 |14849 |356 |1550 |4353 |3,41 |

|Яйцо |95 |811 |8536 |123 |855 |6951 |1,22 |

Наибольший разрыв в росте затрат и выручки сложился по продукции

животноводства. Прирост затрат опережал рост выручки по мясу крупного

рогатого скота в 4,7 раза, мясу свиней - 3,02, мясу птицы - 3,41 и по

молоку - 2,63 раза. По территориям эти различия еще сильнее.

Для приостановления дальнейшего спада и начала восстановления

сельскохозяйственного производства прежде всего необходимо создать

экономические условия для безубыточной работы молочно-мясного скотоводства

и других отраслей животноводства в хозяйствах, обеспечивающих

среднеотраслевые показатели продуктивности. Это создаст условия для

стабилизации и наращивания производства. Иначе любые принимаемые меры будут

неэффективны. Без дифференцированного подхода к регулированию условий

хозяйствования выход аграрного сектора региона из кризиса невозможен.

В результате изменения условий хозяйствования и показателей

деятельности предприятий в 1997 г. только реализация картофеля имела

рентабельность 9%, вся остальная продукция была убыточной. В 1990 г. 96%

сельскохозяйственных предприятий были рентабельными, чистый результат

составил 2,1 млрд. руб. прибыли, рентабельность + 54%. В 1997 г. менее 8%

предприятий закончили год с прибылью; чистый результат с учетом дотаций и

компенсаций составил 1777 млрд. руб. убытка, убыточность составила по

региону - 43%, а по Амурской области - 52 % (табл. 34).

Ниже среднего уровня по региону убыточность сельского хозяйства

Республики Саха. Это объясняется прежде всего размерами поддержки из

местных бюджетов и структурой производства. Полное отсутствие поддержки и

резкое снижение производственных показателей послужили основными факторами

убыточности сельского хозяйства Амурской области.

|Таблица 34 |

|Удельный вес прибыльных предприятий |

|и совокупная рентабельность сельского хозяйства, % |

|Территории |Прибыльные |Совокупная |

| |предприятия |рентабельность |

| |1990 г. |1997 г. |1990 г. |1997 г. |

|Дальний Восток |96 |8 |54 |43 |

|Республика Саха |99 |11 |107 |30 |

|Амурская область |99 |8 |48 |52 |

Сельскохозяйственные предприятия оказались закредитованными. Только по

централизованным кредитам, выданным в 1993-1994 гг., было переоформлено в

1995 г. в государственный внутренний долг по региону 1651,6 млрд. рублей. В

последующем появилась задолженность за товарный кредит. Кредиторская

задолженность постоянно растет и превышает дебиторскую по отдельным

территориям в 10 раз.

Так изучение финансового состояния предприятий АПК Амурской области

показало, что на 1.04.1998 г. пролонгированная задолженность сельского

хозяйства составила 102,7 млн. деноминированных рублей, по товарным

кредитам 1995 и 1996 гг. 52,1 млн. рублей. Текущая кредиторская

задолженность достигла 284 ,1 млн. руб., из них 32,9% составила

задолженность в пенсионный фонд, 32,3% долги за электроэнергию, 6,6%

задолженность по заработной плате, 4,2% по подоходному налогу, 5,9% по

прочим налогам. Кредиторская задолженность в 11,6 раза превышала

дебиторскую. Аналогичное положение и в других территориях Дальнего Востока.

Кредиторская задолженность в 2-5 раз превышает стоимость выручки от

реализации продукции.

Большинство сельскохозяйственных предприятий региона

неплатежеспособны, их банкротство сдерживается тем, что в условиях сельской

местности люди не могут изменить род занятий. Выход из кризиса невозможен

без принятия согласованного комплекса финансовых, экономических и

организационных мер на федеральном и региональном уровне.

Из-за неудовлетворительного финансового положения в сельском хозяйстве

не действует система страхования. В 1997 г. страхование урожая осуществляли

единичные предприятия. Дальний Восток является регионом повышенного риска,

и здесь ежегодно отдельные территории страдают от стихийных бедствий. Без

организации стабильного страхования и погашения не менее 50% взносов по

страхованию урожая из средств федерального бюджета нельзя рассчитывать на

повышение устойчивости финансового положения сельского хозяйства.

Как показали расчеты, сельское хозяйство Дальнего Востока даже при

сохранении дореформенных объемов производства, уровня урожайности и

продуктивности было бы убыточным. При современном уровне цен на

промышленные ресурсы нерентабельным было бы производство всех видов

сельскохозяйственной продукции. То есть основным фактором критического

финансового положения сельскохозяйственного производства является

реализация принятых на государственном уровне решений по либерализации цен,

внешнеторговой деятельности, финансово-кредитной системы и ликвидация

государственной поддержки АПК.

Таким образом, действующий экономический механизм реформ стал главным

тормозом перехода к рыночным отношениям, направленным на повышение

конкурентоспособности и развитие агропромышленного производства.

Конкурентоспособность производства выявляется на рынке и определяется

способностью производимой продукции отвечать запросам потребителей; она

определяется качеством продукции, ее потребительскими свойствами, уровнем

цен, устанавливаемых при продаже, и доходами населения. В сложившихся

условиях в большинстве территорий Дальнего Востока окупаются затраты на

производство картофеля и яиц. По остальным продуктам окупаемость затрат

колеблется от 89% по зерну до 25% по привесу крупного рогатого скота.

Производство зерна, сои, молока, мяса на Дальнем Востоке при действующих

условиях не только не конкурентоспособно, но и экономически

нецелесообразно.

Однако без местного производства невозможно обеспечить полноценное

питание, в то же время ликвидация сельскохозяйственного производства

приведет к оттоку населения и подорвет возможности выхода региона из

кризиса, усилит территориальные претензии приграничных государств.

Для решения всего комплекса накопившихся экономических и социальных

проблем необходима разработка и реализация системы мер по развитию и

совершенствованию методов проведения аграрной реформы как на региональном,

так и на федеральном уровне.

3. Предложения по развитию аграрной реформы на Дальнем Востоке

Основные причины, определившие развитие и углубление кризиса в

аграрном секторе могут быть сведены в две группы. Первую по значению группу

составляют факторы ухудшения внешних экономических условий для сельского

хозяйства: возникновение и усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную

и промышленную продукцию, ухудшение условий реализации сельскохозяйственой

продукции из-за ошибок в приватизации перерабатывающих предприятий,

сокращение объемов реализации в итоге снижения платежеспособного спроса

населения и роста продовольствия, сокращение, а по многим направлениям

прекращение государственной поддержки, необеспеченность финансовыми и

материальными ресурсами принимаемых федеральных программ.

Одновременно сформировалась и усиливает проявления кризиса группа

внутренних причин. Среди них поспешность и ошибки при реформировании

колхозов и совхозов, снижение интенсивности производства, переход к

примитивным технологиям, в итоге снижение продуктивности и урожайности,

медленная структурная перестройка производства, утрата экономических

элементов во внутрихозяйственном механизме хозяйствования, низкая социально-

трудовая активность работников сельского хозяйства.

Поэтому прежде всего необходимо осуществить меры общесистемного

характера: снизить цены на топливно-энергетические ресурсы, транспортные

тарифы, установить ставку процента за краткосрочный кредит на уровне

средней рентабельности в отраслях материального производства. Это будет

способствовать ослаблению диспаритета цен. Наряду с общими шагами требуется

комплекс мер государственной поддержки сельского хозяйства, направленных на

стабилизацию экономической ситуации.

3.1. Совершенствование государственного регулирования

сельскохозяйственного производства

В условиях переходного периода государственное регулирование должно

способствовать адаптации различных сельскохозяйственных предприятий и

организаций к работе в рыночной экономике, преодолению убыточности

сельского хозяйства, созданию условий для простого и в последующем

расширенного воспроизводства, структурной перестройке и повышению

эффективности сельского хозяйства. При регулировании сельскохозяйственного

производства применяются различные формы: прямая бюджетная поддержка в виде

дотаций и компенсаций; безвозвратные капитальные вложения; возвратные

капитальные вложения; краткосрочное кредитование из специального фонда;

долгосрочные кредиты, товарный краткосрочный и долгосрочный кредит;

поддержка территорий с экстремальными условиями и неблагоприятной

структурой производства.

Система поддержки должна быть гибкой, учитывать изменения

экономической ситуации, способствовать формированию единого рыночного

пространства, сосредоточению производства в районах с благоприятными

условиями и низкими издержками.

С помощью дотаций и компенсаций поддерживается элитное семеноводство и

племенное дело, обеспечивающие воспроизводственный потенциал сельского

хозяйства. Такая поддержка должна сохраняться на любых этапах развития для

стимулирования научно-технического прогресса. Она носит целевой характер,

но затрагивает небольшое число опытно-производственных, семеноводческих и

племенных хозяйств.

В то же время с помощью дотаций необходимо поддерживать отрасли,

имеющие большое социальное, экономическое и экологическое значение. К таким

отраслям сельского хозяйства относится молочо-мясное скотоводство. Эта

отрасль получила повсеместное развитие, в ней занята значительная часть

работников сельского хозяйства, продукция этой отрасли используется в ряде

отраслей перерабатывающей промышленности. Только скотоводство позволяет

трансформировать многие виды продукции растениеводства в продукты,

пригодные для человека. Сочетание скотоводства с различными отраслями

растениеводства позволяет рационально использовать земельные ресурсы. Эта

отрасль использует значительную часть естественных кормовых угодий, то есть

она является социально и экономически значимой отраслью для всех регионов

России.

В то же время эта отрасль поставлена в наиболее жесткие экономические

условия. Из-за своих качеств большая часть молока реализуется через

перерабатывающие предприятия, а рост закупочных цен оказался минимальным. С

уменьшением доходов населения сократился спрос на молочную продукцию, что

сдерживает рост закупочных и розничных цен.

Передача поддержки продукции животноводства на бюджеты территорий

привела к тому, что в основных сельскохозяйственных районах молочное

скотоводство не получает дотаций. Отрасль с 1993 года убыточная и

сохраняется за счет других отраслей. Рентабельных отраслей все меньше. Без

решения проблем скотоводства невозможно решить проблему стабилизации и

дальнейшего восстановления сельского хозяйства. Поэтому необходимо

восстановить выплату дотаций на молоко из федерального бюджета. Это будет

способствовать формированию единого рыночного пространства и позволит

унифицировать основной вид поддержки сельского хозяйства. Дотации

необходимо выплачивать всем производителям, реализующим молоко

перерабатывающим предприятиям, муниципальным учреждениям и

спецпотребителям.

Минимальный уровень доходов, при котором есть экономических смысл

продолжать производство, должен обеспечивать безубыточность отрасли. Для

обеспечения безубыточности уровень дотаций целесообразно определять исходя

из средних по Российской Федерации затрат при средних условиях и средней

продуктивности скота. Введение дотаций на таком уровне позволит

товаропроизводителям со средними условиями и обеспечении средней

продуктивности осуществлять полное возмещение затрат и создаст предпосылки

для сохранения поголовья.

Как показали расчеты по материалам 1997 года, в Российской Федерации

безубыточность молочного скотоводства возможно обеспечить при выплате

дотаций 600 тыс. руб. (600 деноминированных руб.) на 1 т реализованного

молока. При этом в регионах с более благоприятными условиями производство

молока станет рентабельным. Это послужит сигналом для стабилизации

поголовья и увеличения производства молочной продукции в территориях с

наиболее благоприятными условиями при минимальных затратах.

В регионах с менее благоприятными условиями в хозяйствах, обеспеченных

собственными кормами, имеющих показатели продуктивности выше средних,

перерабатывающих и самостоятельно реализующих молочные продукты,

производство молока станет рентабельным. В результате во всех регионах

появятся хозяйства, заинтересованные в увеличении производства, так как

появится возможность получения прибыли. Товаропроизводители при таких

условиях будут заинтересованы в росте продуктивности и снижении затрат.

При условиях значительно хуже средних молочное скотоводство необходимо

дополнительно поддерживать из местных бюджетов. Исполнительные органы

власти на территориях и сейчас используют эти методы. Целесообразно

поддерживать производство лишь тех продуктов, которые невозможно завезти

или завоз их с учетом транспортных расходов обходится дороже производства

на месте.

Всего на дотации на молоко по Российской Федерации потребуется 8-9

млрд. руб. в год. Дальневосточные территории получат 140-160 млн. руб.

дотаций. Этого недостаточно для преодоления убыточности. Но будут созданы

условия для стабилизации положения в эффективно работающих предприятиях и

формирования точек роста, а главное, скажется стабилизирующее влияние на

положение отрасли в основных сельскохозяйственных районах Дальнего Востока.

Наряду с этим введение и гарантированная выплата дотаций на молоко из

федерального бюджета будут способствовать развитию отрасли в крестьянских

хозяйствах.

Применение дотаций целесообразно в течение 3-5 лет, по завершении

этого периода и увеличении объемов производства в районах с наименьшими

затратами их уровень может быть откорректирован и изменены механизмы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.