|
Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке|Динамика выручки за 1 ц молока и картофеля по территориям | |Дальнего Востока (тыс. руб) | |Территории |1990 |1994 |1995 |1996 |1997 |1997 к | | | | | | | |1990, раз | |Картофель | | | | | | | |Дальний Восток |39 |68 |141 |218 |234 |6000 | |Республика Саха |45 |141 |131 |368 |304 |6755 | |Амурская область |35 |44 |72 |117 |133 |3800 | |Молоко | | | | | | | |Республика Саха |172 |67 |190 |366 |395 |2296 | |Амурская область |115 |23 |112 |149 |180 |1593 | Индекс цен на промышленную продукцию и услуги в целом по Российской Федерации в 5 раз превышает индекс цен на сельскохозяйственную продукцию, а на продовольственные товары в 2,8 раза. Доля сельского хозяйства в конечной цене резко упала и составляет от 12 до 40% по отдельным продуктам. Значительная часть дохода, созданная в сельском хозяйстве, реализуется и используется в других отраслях, отрасль теряет его при приобретении ресурсов и продаже сельскохозяйственного сырья. Снижение инфляции в 1996-1997 годах при отсутствии государственной поддержки аграрного сектора означало закрепление крайне неблагоприятных для сельского хозяйства ценовых соотношений. Особенно неблагоприятные условия сложились на продукцию молочно-мясного скотоводства. Эта отрасль была основной в сельскохозяйственных предприятиях Дальнего Востока. Сельскому хозяйству региона еще в течение продолжительного времени придется работать в условиях диспаритета цен. Поэтому необходима разумная поддержка молочного скотоводства и, прежде всего, на федеральном уровне. В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора. Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное Правительство и органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово- кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление аграрного производства на новой социальной, организационной и технической базе. 2.3. Финансово-кредитная политика и ее последствия В странах с эффективной рыночной экономикой финансово-кредитная политика государства ориентируется на обеспечение доходов производителей сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности производства и его концентрацию в районах с наиболее благоприятными условиями. При этом применяются прямые и бюджетные выплаты в виде субсидий и дотаций, государственное финансирование различных программ, развитая система кредитования, обеспечивающая доступ к кредиту. В России в ходе реформ финансово-кредитная политика постоянно меняется. Но в процессе этих изменений прослеживается устойчивая тенденция ухода государства из экономики. Это увеличивает влияние стихийных факторов, отрицательно сказывается на сельскохозяйственном производстве и усиливает проявление кризиса. В дореформенный период сельское хозяйство Дальнего Востока значительную часть средств получало в виде надбавок к закупочным ценам. Они составляли 40% к себестоимости сельскохозяйственной продукции по региону, в основных сельскохозяйственных территориях 32-36%, а в северных 57-62%. Выплачивались надбавки из федерального бюджета. В процессе реформ выплачиваются дотации на отдельные виды продукции и компенсации по отдельным видам ресурсов. Значение этих выплат постоянно снижается. Если в 1990 г. выплаты в себестоимости продукции составляли по Дальнему Востоку 40%, то в 1997 г. 13,6%, а в Амурской области лишь 9% (табл. 24). |Таблица 24 | |Отношение надбавок, дотаций, компенсаций к себестоимости | |сельскохозяйственной продукции, % | |Территории |1990 |1994 |1995 |1996 |1997 | |ДВ район |40 |14,9 |17,4 |12,9 |13,6 | |Республика Саха |59 |29,6 |19,7 |19 |19,6 | |Амурская область |36 |7,1 |12,7 |7,7 |9,0 | С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по региону, в 2,2 раза - в Амурской области. Под влиянием этих процессов произошло перераспределение дотаций в районы с наименее благоприятными условиями. В республике Саха (Якутия) выплачивается третья часть дотаций региона, при объеме ее валовой продукции 19%, а в Амурской области выплачивается дотаций 12% при удельном весе валовой продукции 22% (табл. 25). |Таблица 25 | |Распределение производства валовой продукции сельского хозяйства, дотаций и| |компенсаций по территориям Дальнего Востока, % | |Территории |1990 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. | |Валовая продукция | |Дальний Восток |100 |100 |100 |100 |100 | |Республика Саха |10,7 |19,7 |18,8 |18,1 |19,3 | |Амурская область |25,9 |20,2 |17,6 |19,4 |21,8 | |Выплаты дотаций и компенсаций | |Дальний Восток |100 |100 |100 |100 |100 | |Республика Саха |18,1 |44,1 |24,7 |34,0 |33,1 | |Амурская область |22,5 |7,6 |12,7 |11,0 |12,4 | Таким образом, в современных условиях объем выплат слабо увязан с объемами и эффективностью производства, а определяется структурой народного хозяйства и возможностями бюджета. Об этом свидетельствует сопоставление уровня поддержки республики Саха и Амурской области. В республике Саха в последние годы основная поддержка (95%) оказывалась из местного бюджета и в 4,5-6 раз превышала размеры поддержки в Амурской области (табл. 26). |Таблица 26 | |Уровень государственной поддержки сельского хозяйства | |Источники поддержки |Республика Саха |Амурская область | | |1995 |1996 |1997 |1995 |1996 |1997 | |1.Получено из федерального|10,84 |13,81 |25,4 |89,5 |50,3 |44,8 | |бюджета, млрд. руб. | | | | | | | |в т.ч. дотации и |5,44 |5,01 |11,4 |56,4 |37,2 |40 | |компенсации | | | | | | | |2.Получено из местного |240,3 |537, 5 |504,4 |51,3 |48,8 |88,5 | |бюджета, млрд. руб. | | | | | | | |в т.ч. дотации и |173,3 |290,4 |309,1 |30,6 |29,7 |68,4 | |компенсации | | | | | | | |3. Всего получено |251,14 |551,31 |529,8 |140,8 |99,1 |133,3 | |поддержки, млрд, руб. | | | | | | | |4. Приходится средств |15,6 |23,5 |20,4 |9,3 |3,9 |4,5 | |поддержки на 100 руб. | | | | | | | |валовой продукции, руб. | | | | | | | Аналогичное положение складывается и с распределением капитальных вложений. На Амурскую и Еврейскую автономную области, в которых сосредоточено 43% сельскохозяйственных угодий и 61% пашни, приходилось от 6,6 до 13% капитальных вложений (табл. 27). |Таблица 27 | |Капитальные вложения за счет всех источников финансирования (в действующих | |ценах), млрд. руб. | |Территории |1994 |1995 |1996 |1997 | | |Сумма |% |Сумма |% |Сумма |% |Сумма |% | |Дальний Восток |1108,27|100 |1806,78|100 |2060,16|100 |1167,39|100 | |Республика Саха |229,17 |20,7|446,72 |24,7|524,15 |25,4|298,07 |25,5| |Еврейская АО |28,11 |2,5 |24,99 |1,4 |19,02 |0,9 |11,12 |1,0 | |Амурская область |118,35 |10,7|122,3 |6,8 |118,26 |5,7 |139,58 |11,9| В капитальных вложениях, осуществляемых за счет местных бюджетов, на Республику Саха приходится от 66 до 82%, а на Амурскую область 6,8-20%. Под влиянием этих процессов повышается удельный вес сельскохозяйственной продукции, производимой в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат. Передача поддержки аграрного сектора на региональный уровень является экономически неоправданной мерой. Целесообразно восстановить выплату дотаций на продукцию животноводства из федерального бюджета. Это позволит повысить эффективность использования средств и будет способствовать формированию единого рыночного пространства на территории России. С началом реформ была разрушена система кредитования, обеспечивавшая сельское хозяйство необходимыми оборотными средствами. В 1991-1992 гг. Центробанком выделялись для сельского хозяйства кредитные ресурсы на льготных условиях: крестьянские хозяйства платили 25%, другие производители сельскохозяйственной продукции 50% от учетной ставки. В этот период возврат кредитных ресурсов превышал 90%. С 1993 года льготы были отменены, и кредитование велось под высокую учетную ставку Центробанка, уровень которой в 1994 году достиг 213%. Коммерческие банки, выдавая кредит из собственных средств, значительно повышали учетную ставку. Они ориентировались на высокую оборачиваемость средств и норму прибыли в торговле, не учитывали реальных экономических процессов в аграрном секторе. В результате сложилась ситуация массового невозврата ссуд, росли пени и штрафы. Размеры задолженности стали приближаться к издержкам производства и объемам выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 28). Вместе с процентами и штрафными санкциями задолженность превышала полученный кредит в 3-4 раза, а по отдельным территориям превышала выручку в 2-3 раза. Правительство было вынуждено пролонгировать возврат кредитов и процентов по ним. В итоге потери оказались значительно большими для государства и банков по сравнению с порядком проведения льготного кредитования. |Таблица 28 | |Соотношение выручки и переоформленной задолженности по централизованным | |кредитам 1993-1994 гг. | |Территории |Издержки |Выручка, |Переоформ. |Отношение | | |1995 г., |млрд. руб. |задолжен., |задолженности | | |млрд. руб. | |млрд. руб. |к: | | | | | |изд. |выруч. | |Дальний Восток |3206 |1901,2 |1651,6 |51 |87 | |Республика Саха |699,3 |461,5 |208 |30 |45 | |Амурская область |558 |285,1 |286,4 |51 |100 | Одновременно были отменены централизованные кредиты для сельского хозяйства и введен товарный кредит. Товарный кредит ведет к принудительному заимствованию определенных видов ресурсов, натурализации и удорожанию ресурсов. В 1995 г. цена горюче-смазочных материалов, поступающих по товарному кредиту, была выше розничных цен на 40-45%, в 1996 г. - на 25- 30%. То есть, введение товарного кредита способствовало отвлечению дополнительных средств из сельского хозяйства. Товарный кредит осуществлялся централизованно и децентрализованно различными компаниями на коммерческой основе. Товарный кредит распространен в практике различных стран, однако при его проведении обязательно выдерживается условие: цены на материально- технические ресурсы не должны превышать розничные цены на них, сложившиеся в регионе. С 1997 г. товарный кредит заменен кредитованием из специального фонда на коммерческой основе с уплатой 25% учетной ставки центрального банка. В 1997 г. из бюджета России в фонд льготного кредитования было выделено 2,8 трлн. руб. и предусматривался возврат товарного кредита в размере 4,5 трлн. руб. Отбор банков для работы с фондом льготного кредитования проводился на основе конкурса. Такое право получили 12 банков, которые разрабатывали различные условия перегарантирования. В итоге на Дальнем Востоке возможность пользоваться кредитом получили 8-10% сельскохозяйственных предприятий. Сроки оформления кредитных договоров затягиваются, сокращаются кредитные средства, поступающие непосредственно в хозяйства. В вопросах краткосрочного кредитования основной задачей является обеспечение доступности кредита для основной массы субъектов хозяйствования в аграрном секторе и его возвратности. Отход от кредитования неплатежеспособных хозяйств неправомерен. Число таких хозяйств в регионе превышает 95%. Неплатежеспособность большинства из них вызвана экономической политикой. Проведение банкротства и ликвидации этих хозяйств вызовет резкий рост безработицы и станет смертельным для многих сельских поселений. Постоянное изменение условий краткосрочного кредитования, высокие учетные ставки, завышение цен при товарном кредитовании способствовали росту инфляции издержек в аграрном секторе и росту задолженности предприятий АПК, стимулировали усиление неплатежей. Неплатежи выступают основным фактором дальнейшей дестабилизации экономики. В этих условиях банковский капитал не заинтересован в выдаче долгосрочных ссуд на развитие производства и его структурную перестройку. В сложившейся ситуации основным видом долгосрочного кредитования выступает лизинг техники, осуществляемый в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.94 г. N 686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”. Оператором по лизинговым операциям выступает АО “Росагроснаб” и его региональные снабженческие предприятия. Техника передается лизингопользователям с правом выкупа и погашением ее стоимости в срок от 3 до 5 лет. Агроснаб взимает 1,5% в год от стоимости объекта лизинга. Первоначальная цена не индексируется. В последние годы лизинг является практически единственным источником поступления техники. В регионе более 90% техники в сельское хозяйство поступает по лизингу. Проведение лизинговых операций привело к повышению отпускных цен заводами-производителями техники. Коммерческие банки устанавливают высокие ставки по лизинговым операциям. В итоге цены на технику, реализуемую по лизингу, оказываются выше свободных цен на 20-30%. Это ведет к росту затрат в сельском хозяйстве и ухудшает его экономическое положение. В соответствии с решениями Правительства размер средств федерального лизингового фонда, выделяемого в региональные лизинговые фонды, уменьшается на величину долга региона по лизинговым платежам. В результате этот источник долгосрочного кредитования и поддержания материально-технической базы становится неустойчивым, определяется не значением региона в производстве сельскохозяйственной продукции, а его финансовыми возможностями (табл. 29). |Таблица 29 | |Размер поставок ресурсов по лизингу (млрд. руб.) | |Территории |1995 г. |1996 г. |1997 г. | |Республика Саха |6,4 |6,0 |0,86 | |Амурская область |14,8 |5,0 |3,6 | При проведении лизинга не всегда учитываются потребности и интересы покупателей, не обеспечивается возврат лизинговых средств, продолжается рост цен на технику, поступающую по лизингу. Однако эта система должна получить дальнейшее развитие. Целесообразно срок лизинга увеличить до 6-9 лет, вплоть до величины нормативного срока эксплуатации техники, снизить величину первого взноса до 10-20% стоимости техники. Учитывая длительность производственного периода и сезонность поступления сельскохозяйственной продукции, необходимо ввести годовую периодичность погашения лизинговых платежей. Наряду с развитием лизинга, для ускорения структурной перестройки и повышения эффективности целесообразно создать федеральный и региональные фонды долгосрочного кредитования АПК. В целом либерализация цен, отсутствие целенаправленной финансово- кредитной политики, изменение экономических условий обусловили экономическое положение сельского хозяйства. 2.4. Экономическое состояние аграрного сектора Дальнего Востока Изменение уровня цен, тарифов, финансово-кредитной политики привели к инфляционному росту издержек на производство сельскохозяйственной продукции. На Дальнем Востоке влияние неустранимых удорожающих факторов усилило этот процесс. В результате затраты на единицу продукции в регионе растут более высокими темпами, чем в среднем по России и другим регионам. В 1990 г. себестоимость 1 ц продукции по отдельным видам в регионе превышала среднероссийские показатели на 30-76%, а в 1997 г. в 2,1-3,2 раза.. Разрыв в уровне затрат постоянно увеличивается (табл. 30). |Таблица 30 | |Динамика себестоимости сельскохозяйственной продукции | | |Россия |Дальний Восток |ДВ к РФ,% | |Виды продукции |1990, |1997, |1997 к|1990, |1997, |1997 к|1990 |1997 | | |руб./ц|тыс. |1990 |руб./ц|тыс. |1990 | | | | | |р. | | |р. | | | | |Зерно |12 |51 |4250 |21 |123 |5857 |175 |241 | |Картофель |24 |100 |4166 |37 |230 |6216 |154 |230 | |Овощи откр. гр. |17 |99 |5823 |30 |247 |8933 |176 |249 | |Привес КРС |341 |1564 |4586 |574 |4106 |7153 |168 |252 | |Привес свиней |258 |1587 |6151 |345 |5159 |14953 |133 |325 | |Привес птицы |163 |1085 |6656 |212 |3148 |14849 |130 |290 | |Молоко |42 |177 |4214 |73 |499 |6835 |173 |281 | |Яйцо |70 |388 |5542 |95 |811 |8536 |135 |209 | Наибольший рост себестоимости наблюдается по приросту свиней и птицы. Этот процесс обусловлен прежде всего внешними причинами: опережающим ростом цен на корма, тепловую и электрическую энергию и другие виды материальных ресурсов, ростом платежей по обслуживанию кредитов. В то же время мощности комплексов по производству свинины используются на 3-18%, на бройлерных птицефабриках на 5-20% от проектных. Одновременно в результате отсутствия средств на приобретение кормов и других ресурсов нарушается технология, среднесуточный прирост свиней на откорме снизился с 400-450 гр. до 120-160 гр., бройлеров с 22-25 гр. до 7-8 гр. Снижение продуктивности усиливает рост затрат. Рост затрат по зерну, картофелю, молоку и приросту крупного рогатого скота в 2,1-2,6 раза ниже, чем по приросту свиней, так как в этих отраслях используется основная часть ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Поэтому для прекращения роста затрат на сельскохозяйственную продукцию прежде всего необходимо устранить внешние факторы: рост цен на ресурсы, тарифов на энергию и услуги, учетных ставок за кредит, вызванные действиями как федеральных, так и региональных органов власти и финансовых структур. В результате изменения цен произошли сдвиги в структуре затрат. При этом собственные затраты сельского хозяйства растут медленнее. Так, если в 1990 г. затраты на оплату труда с отчислениями составляли 30-33% от всех затрат, то в 1997 г. они составили 15-20%. В то же время размер отчислений во внебюджетные фонды в 1991 году составлял 4,4% к уровню заработной платы, или 1,3-1,4% в себестоимости, или 4,7-6,3% от себестоимости в 1997 г. 31,6%. В материальных затратах снизилась доля семян, посадочного материала и минеральных удобрений, запасных частей и ремонтных материалов. При сокращении расхода кормов промышленного производства в 3-4 раза их доля в затратах увеличилась на 20-32%. При уменьшении расхода нефтепродуктов, электроэнергии, топлива из-за роста цен их доля в затратах увеличилась в 2- 4,1 раза. Из-за удорожания вновь вводимых и переоценки имевшихся основных фондов доля амортизации в затратах увеличилась в 3,1-4 раза. Оплата услуг, выполненных сторонними организациями, при многократном их сокращении в физическом объеме в структуре затрат возросла в 1,8-2,5 раза. В 1,5-2 раза вырос удельный вес прочих затрат. Эти структурные сдвиги практически полностью определяются опережающим ростом цен в промышленности, тарифов на электроэнергию и транспортные услуги. Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно на них повлиять не могут. Усилилась дифференциация территорий по себестоимости отдельных видов продукции (табл. 31). С меньшими затратами производится зерно, картофель, овощи, молоко в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |