|
Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востокепостоянно сокращается. Розничный товарооборот на душу населения в сельской местности в 4 раза уступает городским показателям. В то же время ликвидируются автобусные маршруты, и сельское население оказывается в затруднительном положении. Все это стимулирует миграцию сельского населения, в первую очередь молодежи. Таким образом, в ходе реформ ни одна из социальных проблем не была решена, они еще больше обострились. В процессе выхода из кризиса прежде всего необходимо обеспечить восстановление стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы и повышение доходов сельского населения. 2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора. Радикальная экономическая реформа, начатая в 1992 году, направлена на коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин не могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям. 2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание. С начала экономических реформ за основу была принята схема монетарного макроэкономического регулирования. В плане практических действий это привело к сосредоточению внимания на финансовой стабилизации, а не на росте эффективности производства. Это предопределило и предпринятые шаги реформ. Прежде всего либерализацию цен, направленную на сжатие покупательского спроса населения и спроса предприятий на инвестиционные ресурсы, сокращение объёма кредитов за счёт резкого повышения ставок кредитования, обеспечение сбалансированности на внутреннем рынке путём либерализации внутренней и особенно внешней торговли. Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением акций. Это был ультрареволюционный подход к реформе, когда абстрактная схема, декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов власти. Но все экономические действия были прикрытием для решения главной политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной собственности. Либерализация цен привела к гиперинфляции. В то же время стоимость основного капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов началась только через два года. Оборотные средства практически были конфискованы - они не переоценивались. Это привело к обесцениванию основных средств и стимулировало проведение приватизации. Ваучерная приватизация позволила передать государственную собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной собственности в руки крупных частных собственников. Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых групп , банков. Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были направлены на разрушение общественного производства, а не на повышение эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у коллективов и в целом у общества. При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя (табл. 19). Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности при минимальных затратах со стороны новых собственников. Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен. | | | | |Таблица 19 | |Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ | |Перио|Методы и практические |Декларированная цель |Полученные | |д |шаги | |экономические | | | | |результаты | |1992-|Либерализация цен |Согласование спроса и |Разрушение | |1993 | |предложения, |экономической базы | | | |макроэкономическое |государственного | | | |равновесие |регулирования | | |Либерализация торговли|Насыщение товарного |Модификация отношений | | | |рынка |собственности, | | | | |стимулирование мелкой | | | | |частной собственности | | |Реорганизация, |Рост эффективности |Разрушение | | |акционирование и |производства путем |общественной | | |приватизация |передачи собственности|собственности путем ее| | |предприятий |работникам, |диффузии | | | |формирование слоя | | | | |собственников | | | |Ограничение денежной |Борьба с инфляцией, |Обесценение | | |массы, отказ от |обеспечение финансовой|общественного, | | |индексации основных и |стабильности |акционерного и мелкого| | |оборотных средств | |частного капитала | |1994-|Переход к денежной |Формирование |Перераспределение | |1996 |приватизации |стратегических |собственности, рост | | | |собственников |стоимости активов, | | | |фондового рынка, |скупка акций | | | |стимулирование |иностранными | | | |инвестиций |инвесторами | | |Ограничение массы |Контроль над |Поглощение мелкого | | |платежных средств |инфляцией, сокращение |капитала, уменьшение | | | |бюджетного дефицита |числа мелких | | | | |держателей акций | | |Попытка |Поддержка |Ухудшение положения в | | |государственного |отечественных |экспортно-ориентирован| | |регулирования, |товаропроизводителей, |ных от-раслях, | | |введение валютного |стимулирование |снижение стоимости | | |коридора |производства |акций, формирование | | | | |государственно-монопол| | | | |истичес-ких групп | |1997-|Ограничение массы |Стабилизация |Спад производства, | |1998 |платежных средств, |финансового состояния,|усиление портфельных | | |поддержание курса |обеспечение |инвестиций, переход | | |рубля |конвертируемости |права собственности к | | | | |крупным отечественным | | | | |и иностранным | | | | |инвесторам | | |Либерализация доступа |Пополнение бюджета, |Свободный вывоз | | |иностранных инвесторов|снижение его дефицита |капитала при | | |на рынок ГКО ОФЗ | |осложнении ситуации на| | | | |мировых рынках, полная| | | | |зависимость от внешних| | | | |инвесторов | | |Продажа |Пополнение бюджета, |Перераспределение | | |государственных |финансирование |собственности в пользу| | |пакетов акций |государственного долга|крупного капитала, | | |рентабельных | |последующее снижение | | |предприятий | |доходов | 2.2. Изменение ценовой среды Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями. В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно- энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно- энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20). Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям. |Таблица 20 | |Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, | |раз) | |Вид производства, |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1995 в % | |территория | | | | | |к 1990 | |Топливный комплекс | |Амурская область |0,8 |127 |1 |21 |2,7 |5760 | |Республике Саха |2,2 |188,1 |6,2 |2,7 |2,6 |18011 | |Лесной комплекс | |Амурская область |3,0 |20 |13,7 |3,8 |1,9 |5934 | |Республике Саха |3,7 |18,3 |12,5 |4,1 |2,8 |2959 | |Сельское хозяйство | |Амурская область |2 |7,9 |8,8 |4 |2,7 |1501 | |Республике Саха |1,6 |6,9 |14,4 |4 |2,9 |1844 | На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21). Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию. |Таблица 21 | |Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским | |хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1) | |Виды продукции |1991 |1994 |1995 |1997 | |Трактор ДТ-75 |1,93 |2671 |7359 |19125 | |Трактор МТЗ-80 |1,86 |4568 |6086 |14482 | |Мин. удобрения |2,00 |1352 |5297 |18750 | |Дизельное топливо |2,25 |6822 |22970 |26625 | |Автобензин |1,53 |4946 |15491 |19923 | В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены, по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции. Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые часто были ниже закупочных. С января 1992 г. цены на сельскохозяйственную продукцию были полностью освобождены, а дотации и надбавки к ним не выплачивались. Расчет строился на формирование соотношения цен под влиянием спроса и предложения. Большая часть продукции сельского хозяйства представляет предметы первой необходимости. Поэтому рост цен на нее ограничивался как федеральными, так и местными органами власти. В то же время снижение реальных доходов населения привело к сокращению спроса. Сельскохозяйственные предприятия испытывали затруднения со сбытом продукции, стали проявляться признаки перепроизводства. Все это сдерживало рост цен на продукцию сельского хозяйства и усиливало диспаритет (табл. 22). |Таблица 22 | |Выручка за 1 центнер реализованной сельскохозяйственной продукции (тыс. | |руб.) | |Виды |Территории |1990 |1994 |1995 |1996 |1997 |1997 к | |продукции | | | | | | |1990, | | | | | | | | |раз | |Зерно |РФ |29 |10 |32 |64 |64 |2206 | | |Д. Восток |33 |19 |53 |89 |110 |3333 | |Картофель |РФ |30 |26 |84 |99 |110 |3666 | | |Д. Восток |39 |68 |141 |218 |234 |6000 | |Овощи |РФ. |25 |38 |82 |105 |116 |4640 | | |Д. Восток |34 |97 |158 |229 |240 |7058 | |Молоко |РФ |65 |21 |83 |108 |127 |1953 | | |Д. Восток |135 |46 |173 |297 |351 |2600 | |Мясо КРС |РФ |372 |91 |272 |380 |487 |1309 | | |Д. Восток |670 |209 |485 |814 |1018 |1519 | |Мясо |РФ |311 |156 |495 |721 |893 |2871 | |свинина | | | | | | | | | |Д. Восток |483 |316 |971 |1776 |2434 |4937 | |Мясо птиц |РФ |253 |168 |477 |769 |887 |3505 | | |Д. Восток |354 |256 |728 |1255 |1550 |4353 | |Яйца, тыс. |РФ |108 |97 |283 |433 |465 |4305 | |шт. | | | | | | | | | |Д. Восток |123 |160 |475 |716 |855 |6751 | На Дальнем Востоке цены на сельскохозяйственную продукцию выросли больше, чем в среднем по Российской Федерации. Однако их индекс по отдельным продуктам был в 5,6-17,5 раза ниже индекса цен на основные промышленные ресурсы производственного назначения. Таким образом, под влиянием географических и природных условий на Дальнем Востоке диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию проявляется сильнее. Вследствие этого аграрный сектор региона разрушается более высокими темпами. То, что обвальный, нерегулируемый переход от централизованного к свободному ценообразованию вел к разрушению аграрного сектора, стало ясно после короткого периода. Поэтому с мая 1992 г. были введены дотации на молоко и молокопродукты, скот и птицу, яйцо, дифференцированные по зонам; дотации на шерсть, лен, коноплю и сою введены с 1994 года. В 1992 г. специальным соглашением правительства, заготовителей и производителей определялись рекомендуемые цены на зерно, семена масличных культур и сахарную свеклу, закупаемые в Федеральные фонды. Рекомендуемые цены на продукцию, поступающую в региональные фонды, устанавливались в субъектах федерации. Однако рекомендуемые цены не были обязательными для субъектов рынка, и их применение не получило распространения. В декабре 1994 года был принят Федеральный закон “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”. В соответствии с этим законом вводились гарантированные закупочные цены, а также коэффициенты соотношения закупочных и оптовых цен на продовольствие. Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию для федеральных нужд были введены в 1995 г.; на продукцию, поступающую в региональные фонды, они устанавливались на местах органами исполнительной власти. Но финансовые ресурсы для обеспечения гарантированных цен были недостаточны, а на продукцию животноводства не предусматривались. Поэтому их применение не способствовало стабилизации аграрного рынка, а породило новые противоречия. В ряде случаев гарантированные цены были выше рыночных цен, что затрудняло реализацию продукции переработчикам. Ухудшение общей экономической ситуации, сложности с формированием доходной части федерального бюджета, снижение средств, выделяемых на поддержку АПК, привело к тому, что с 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства передана регионам. Органам исполнительной власти субъектов федерации дано право определять перечень дотируемой продукции и размер дотаций, исходя из возможностей региональных бюджетов. В этих условиях часть регионов не выплачивает дотаций на продукцию животноводства из своих бюджетов, не регулирует отпускные цены. В итоге происходит дифференциация территорий по уровню цен, не связанная с условиями производства. Часто стимулируется производство в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат (табл. 23). Наименьшие темпы роста выручки наблюдаются в Амурской области, хотя в ней сосредоточены основные площади сельскохозяйственных угодий. На продукцию, поступившую из других регионов на переработку, дотации не выплачиваются. В этих условиях разрушается единое рыночное пространство и создаются условия для взаимной изоляции регионов. В 1997-1998 гг. возможности федерального и региональных бюджетов еще больше сократились. Доля аграрного сектора в расходной части бюджета Российской Федерации в 1998 г. составила менее 2% против 12% в 1991 году. Поэтому активная ценовая политика практически не проводится. Ценовая политика 1992-1998 гг., сориентированная на либерализацию и полный уход государства из экономики, привела к глубокому диспаритету цен и не позволяет решать экономические и социальные проблемы аграрного сектора. Производители сельскохозяйственной продукции не могут приобретать технику, горючее, средства защиты растений и животных, элитные семена и племенных животных. Это ведет к разрушению потенциала, переходу к примитивным технологиям, дальнейшему сжатию внутреннего рынка и автаркии сельского хозяйства. |Таблица 23 | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |