|
Экологическая экспертизазакона. При размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных изменений в окружающей природной среде. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций должны предприниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения, традиционных мест массового отдыха и лечения населения. При размещении, проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы при наличии соответствующего заключения ГЭЭ по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ). Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов (в соответствии с требованиям статьи 11 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст.49 настоящего Закона), должны обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения. При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, экологически безопасное удаление, переработка либо захоронение коммунально-бытовых отходов. В целях охраны окружающей природной среды вокруг крупных городов и промышленных центров, крупных, экологически вредных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования, с ограниченным режимом природопользования. Экологические требования при использовании радиоактивных материалов (ст.50) касаются как проектирования, так и реализации соответствующих мероприятий, для чего проектировщики, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных материалов), не допускать превышения установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения предусматривать информирование или немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности, о повышенных уровнях радиации, опасных для здоровья человека и окружающей природной среды, планировать и принимать меры к ликвидации очагов заражения. Предприятия, учреждения, организации, граждане, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными материалами, по решению (на основе заключения ГЭЭ) специально уполномоченных на то органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно- эпидемиологического надзора лишаются права реализации проектов или пользования ими либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков. Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещаются. Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве (ст.51) учитываются при проектировании и работе многих предприятий, учреждений, организаций. При этом необходимо соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды. Министерством здравоохранения РФ (ранее - Госкомсанэпиднадзора РФ) совместно с органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ периодически утверждаются списки химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в продуктах питания. Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Минздрава России. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и ОС. Правила охраны ОС в интересах охраны здоровья человека от экологически вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, санэпиднадзора (Минздрава РФ). Нарушение указанных правил, создающее угрозу здоровью человека химическим загрязнением ОС, влечет за собой запрещение проектируемых и реализуемых мероприятий по производству, хранению, транспортировке, применению соответствующих химических препаратов по решению гос. органов. Требования охраны окружающей природной среды от вредного биологического воздействия (ст. 52) необходимо учитывать и соблюдать при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, технологий, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду. Также должны соблюдаться нормативы предельно допустимых концентраций в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ). Должны также обеспечиваться условия для экологически безвредного производства, хранения, транспортировки, использования и удаления микроорганизмов и биологических веществ, разрабатываться и осуществляться мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий вредного биологического воздействия на ОС, здоровье человека и его генетический фонд. Запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения. Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем биологического воздействия на окружающую природную среду осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области санитарно- эпидемиологического надзора (Минздрава РФ). Превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на ОС, нарушение порядка производства, хранения, использования биологических видов микроорганизмов и веществ влечет за собой приостановление или прекращение проектирования или работы предприятий, иных объектов, являющихся источниками данного загрязнения по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области санэпиднадзора (после соответствующей экспертизы). Требования охраны окружающей природной среды от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст.53) прпредназначены для предупреждения вредного воздействия и устранения интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц. Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду производственного и транспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Меры, гарантирующие соблюдение указанных нормативов, разрабатываются при планировке и застройке городов, других населенных пунктов, проектировании строительства и реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушного транспорта. Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем воздействия на окружающую природную среду физических факуторов осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами контроля и надзора РФ (Госкомэкологии, Минздрава, Госатомназдора и др.). Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или прекращение соответствующими гос. органами проектирования или работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков. Требования охраны окружающей природной среды от производственных и бытовых отходов (ст.54) также учитываются при планировании, пректировании и осуществлении хозяйственной деятельности. При этом органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила. Складирование и захоронение отходов должно производиться в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, санэпиднадзора (Минздрава РФ). Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты. Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов также должно производится с разрешения специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами Мнздрава РФ. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния ОС. Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и реализации деятельности предприятий и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ). Существуют специальные экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности (ст.55), которые в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых ситуаций), точно также как и обычные требования - к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации обычных предприятий, сооружений и иных объектов. В соответствии с законодательством РФ военные органы обязаны не допускать, а в случае его возникновения - возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью человека. Требования по охране озонового слоя Земли (ст.56) должны соблюдаться как при проектировании, так и при хозяйственной деятельности. Их выполнение обеспечивается: планированием и организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов; установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя; регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой; применением мер ответственности за нарушение указанных требований. В соответствии с международными соглашениями министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны планировать и сокращать, а в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается и контролируется специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, о чем сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям. Нарушение установленного порядка производства или использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение проектирования и деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды (после ГЭЭ). Требование запрета разработк и реализация проектов, существенно влияющих на окружающую природную среду (ст.57) является одним из наиболее общих и важных экологических требований, касающихся экологической эеспертизы. В соответствии с ним запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды. Все перечисленные выше экологические требования базируются на системе нормирования, регламентируемой в общем виде в разделе IV обсуждаемого закона, в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (ПДК, ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий - ПДВ, ПДС, ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или прекращены (после соответствующей ГЭЭ) по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОС и санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ). К данным нормативам относятся: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст.26), предельно допустимых выбросов и сбросов (ст.27), предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст.28), в т.ч. радиационных (ст.29), а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве (ст.30), нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания (ст.31), экологические требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам (ст.32), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст.33) и нормативы санитарно-защитных зон (ст.43). Фактически процедура нормирования относится к виду послепроектной государственной ЭЭ (экологическому аудиту), хотя данное направление ЭЭ законодательно не определено как таковое и рассматривается как функция экологического контроля. Оно затрагивает кроме объектов промышленности также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики, городское строительство, деятельность, связанную с использованием радиоактивных материалов, а также химических и биологических веществ в народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и оборонные объекты. Сюда же законодательство относит деятельность, связанную с образованием вредных веществ, воздействующих на состояние климата (потепление) и озоновый слой. Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории (предпроектная стадия); обоснования в проектной документиации; обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная стадия). Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных таким образом экологических требований к обосновывающим документам, является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Ограниченный объем данного учебного пособия на позволяет подробно останавливаться на конкретных требованиях, но электронный текст Инструкции прилагается к пособию для самостоятельного изучения. Кроме данного документа общего характера существует ещё несколько десятков ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные экологические и другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования. Структурированный перечень этих документов приводится в приложении к Программе по данному курсу, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в приложении к приказу Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397. Глава 2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. (ОВОС) Тема № 5. ОВОС КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ Российское законодательство содержит требование разработки оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) до реализации любого проекта, так или иначе влияющего на состояние элементов окружающей среды. В связи с этим безусловно можно утверждать, что цели разработки ОВОС - превентивные меры, вполне отвечающие по смыслу термину "охрана окружающей среды". Для предотвращения любых негативных последствий различной человеческой деятельности необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия. Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности, формально включает в себя несколько этапов, начиная с декларации о намерениях, прединвестиционного обоснования, технико-экономического обоснования (ТЭО) и расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. Фактически сюда же следует относить и планирование послепроектной стадии. Согласно закону "Об экологической экспертизе" (ст. 3 и 14) любой этап разработки проекта должен сопровождаться разделом, имеющим характер ОВОС. При этом на каждом из этапов осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки проекта, так и характером выводов, завершающих ОВОС. На этапах, когда требуется только обосновать необходимость данной деятельности, цель ОВОС - показать экологическую возможность её осуществления и сформулировать экологические предпосылки возникновения тех или иных экологических проблем, связанных как с региональными особенностями территории, так и с отраслевой спецификой деятельности. Соответственно, проектная стадия, когда известны и качественные и количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных количественных (или экспертных - качественных) оценок возможных последствий, с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические решения, которые позволяют или избежать или свести к минимуму нежелательные последствия. Согласованные таким образом с проектными решениями оценки составляют сущность раздела ОВОС, являющегося неотъемлемой частью проекта, и вместе с ним представляются на ГЭЭ. Сопоставление двух понятий. вынесенных в название курса, сделанное во Введении показывает их принципиальное отличие: "экологическая экспертиза" (обычно воспринимаемая как ГЭЭ) - это контрольная проверка результатов исследований и прогнозов, чем по сути и является ОВОС. Процедура ОВОС в общем виде закреплена в Положении об ОВОС в РФ, а Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |