бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Ликвидность и платежеспособность

целенаправленную политику в области пассивных и активных операций. Высокий

уровень ликвидности позволяет наиболее эффективно работающим банкам

преодолевать конъюнк­турные колебания спроса и предложения, быстро направлять

свои средства в наиболее перспективные сферы деятельности. Ликвид­ность

служит важнейшей характеристикой финансового положе­ния кредитных учреждений

и для того, чтобы оценить финансовое положение банка применяются различные

коэффициенты.

Помимо выполнения базовых функций банки предлагаю) клиентам множество других

финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные

операции для кор­пораций и частных лиц, связанных с передачей имущества и

упра­вление банку на доверительной (трастовой) основе, покупкой для клиентов

ценных бумаг, управлением недвижимостью, выполне­ние гарантийных функций по

облигационным выпускам и т. д.

Другая сторона деятельности банков связана с выпуском и рыночным размещением

ценных бумаг. Как уже говорилось выше, в СЩА коммерческим банкам разрешены

операции только с облигациями федерального правительства и местных органов

власти, но они не имеют права размещать и покупать за соб­ственный счет

ценные бумаги корпораций (акционерных компа­нии). В Германии, Швейцарии и

других странах Западной Европы банки могут свободно выполнять нее операции с

ценными бума­гами частых компаний. (22, с. 26)

В целом выполнение депозитно-расчетных операций, кредит­ного обслуживания и

других важных функций позволяет коммер­ческие банки занимать уникальное место

в кредитной системе.

Как любое другое капи­талистическое предприятие, работающее и условиях рынка,

банк подвержен риску потерь и банкротства. Естественно, что стре­мясь

максимизировать прибыль, руководство банка одновремен­но стремится свести к

минимуму возможность возникновения убытков. Две эти цели в известной мере

противоречат друг другу, что обусловлено противоположностью интересов

владельцев (ак­ционеров) банка и его вкладчиков. Первые ориентируются на

получение максимально! о дохода и готовы идти на риск. чтобы извлечь

дополнительную прибыль; для вторых же главное значе­ние имеет сохранность их

средств, доверенных банку. Поддержа­ние оптимального соотношения между

доходностью и риском составляет одну из главных и наиболее сложных проблем

управ­ления банком.

Риск ассоциируется с неопределенностью, последняя же связа­на с событиями,

которые трудно или невозможно предвидеть. Для банка основные виды риска

связаны со структурой его портфеля, т. е. с набором финансовых активов, в

которые вложе­ны ресурсы банка.

Основным недостатком коммерческих ссуд было то, что она не учитывала кредитных

потребностей развивающейся экономики, поскольку строгое соблюдение теории

запрещало банкам финансировать рас­ширение предприятий и оборудования,

приобретение домов, земли. Эта теория не смогла учесть относительную

стабильность банков­ских вкладов. Банковские вклады могут быть изъяты по

первому требованию, но вряд ли все вкладчики одновременно снимут свои вклады.

Стабильность вкладов позволяет банку размещать средства на умеренно длительные

сроки без ущерба для ликвидности. Теория исходила из того, что при нормальном

экономическом процессе все ссуды могут быть погашены своевременно.

Действи­тельно, в периоды высокой деловой активности промышленные и торговые

компании не встречают трудностей при погашении своих обязательств. Однако в

периоды экономического спада или финан­совой паники цепочка "наличные —

товарные запасы — реализа­ция — дебиторы по расчетам — наличные" нарушается.

Поэтому фирме или компании становится затруднительно, а порой и невоз­можно

погашать банковскую ссуду. Недостаток этой теории за­ключается также в том, что

краткосрочная самоликвидирующаяся ссуда в условиях нормального экономического

развития обеспечи­вает ликвидность. (20, с. 307)

Теория перемещения основана на утверждении, что банк может быть ликвидным,

если его активы можно переместить или продать кредиторам или инвесторам за

наличные. Если кредиты не пога­шаются в срок, то переданные в обеспечение

ссуды товарно-мате­риальные ценности могут быть проданы на рынке за наличные,

а в случае нужды в средствах можно обратиться к рефинансированию Центрального

банка. В данном случае условием покрытия потреб­ностей отдельного

коммерческого банка в ликвидных ресурсах является постоянное наличие активов,

которые можно продать. Соответственно, банковская система будет ликвидной,

если Цент­ральный банк будет свободно покупать предлагаемые к переучету

активы. При этом легко реализуемые рыночные ценные бумаги долгое время

рассматривались в качестве прекрасного источника ликвидных резервов,

поскольку такие ценные бумаги можно превратить в наличные деньги. Поэтому на

них часто ссылаются как на резервы второй очереди. Чтобы обеспечить

конвертируе­мость без задержек и потерь, вторичные резервы должны отвечать

трем требованиям: короткий срок погашения, высокое качество и реализуемость.

Они должны быть защищены от кредитного риска и риска изменения рыночных

процентных ставок, а также прода­ваться на рынке с краткосрочным

уведомлением.

В отношении срока погашения к активам, используемым как резерв ликвидности,

не предъявляется определенных требований, но общим правилом является: чем

короче срок, тем лучше.

Инструменты поддержания ликвидности банковской си­стемы (далее – инструменты)

группируются в следующие уров­ни:

первый уровень – постоянно доступные инструменты;

второй уровень – инструменты, доступные с согласия или по инициативе

Национального банка;

третий уровень – инструменты дополнительной поддержки,

доступные с согласия или по инициативе Национального банка.

К инструментам первого уровня относятся:

усреднение фонда обязательных резервов (далее – ФОР) от рублевых ресурсов;

однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт");

гарантированный выкуп Национальным банком государственных ценных бумаг у

банков – первичных инвесторов на ус­ловиях РЕПО.

Указанные инструменты являются постоянно доступ­ными механизмами ресурсной

поддержки и могут быть исполь­зованы по первому требованию банка в течение

одного рабоче­го дня в пределах установленных для банка индивидуальных

лимитов. Данные инструменты позволяют гибко обеспечить первичную потребность

рынка в необходимой сверхсрочной ликвидности в автономном режиме. Их задачей

является созда­ние запаса времени на принятие Национальным банком

концеп­туальных решений по тактическим вопросам поддержания лик­видности

банков.

На первом уровне задача ограничения эмиссионных последствий от операций

поддержания ликвидности решается двумя способами. Во-первых, принцип

усреднения, положенный в основу формирования ФОР от рублевых ресурсов,

предпола­гает, что изъятие части средств фонда должно быть полностью

компенсировано предварительным либо последующим накоп­лением эквивалентного

запаса средств на счете обязательных резервов в рамках одного месяца, что

практически не имеет эмиссионных последствий. Во-вторых, в отличие от

бесплатно­го заимствования из ФОР использование кредита "овернайт" и

гарантированного выкупа государственных ценных бумаг имеет своей целью

поднять стоимость ресурсов на денежном рынке и, таким образом, также служит

фактором, сдерживающим кредитную экспансию банков. (91, с. 15)

К инструментам второго уровня относятся:

ломбардный кредит по фиксированной ставке;

ломбардный аукцион;

покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;

покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение

следующих 30 дней, на условиях "до погаше­ния";

покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;

операции по встречному размещению депозитов;

переучет векселей.

Особенностью инструментов второго уровня является необходимость согласования

объемов рефинансирования с На­циональным банком. Это представляется

необходимым элемен­том при реализации жесткой денежно-кредитной политики,

предусматривающей контроль за монетарными агрегатами.

Для инструментов второго уровня устанавливается общий лимит задолженности,

лимиты по отдельным видам опе­раций и индивидуальные лимиты по банкам не

устанавливают­ся.

Второй уровень поддержания ликвидности банковской системы рефинансирования

позволяет обеспечить преимущест­венно адресную поддержку банков, имеющих

решающее значе­ние для обеспечения бесперебойности расчетов всей банков­ской

системы, на более длительный по сравнению с инструмен­тами первого уровня

срок – до 30 дней. Данные инструменты ориентированы на поддержку банков под

непосредственным контролем Национального банка в условиях значительного (как

правило, сезонного) оттока средств.

Инструменты третьего уровня, также предполагающие предварительное получение

согласия Национального банка на осуществление рефинансирования, либо

инициируемые самим Национальным банком, включают в себя:

ломбардный аукцион;

покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;

покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение

следующих 30 дней, на условиях "до погаше­ния";

покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;

операции по встречному размещению депозитов.

Лимиты по инструментам третьего уровня не устанавливаются. Инструменты

данного уровня задействуются по более высокой процентной ставке, чем

инструменты второго уровня, и активизируются при условии полного

использования общего ли­мита, устанавливаемого по инструментам второго

уровня.

Посредством инструментов третьего уровня в периоды наибольшего давления на

платежную систему и при возникновении прочих непредвиденных ситуаций по

решению Нацио­нального банка обеспечивается удовлетворение потребностей

банков в ликвидности на срок до 30 дней при одновременной мотивации банков к

сокращению сроков рефинансирования по­средством установления повышенного

размера процентных ста­вок по инструментам.

Национальным банком осуществляются операции, на­правленные на ограничение

кредитной экспансии банков по­средством связывания избыточной рублевой

ликвидности и поддержания основных ставок денежного рынка на необходимо

высоком уровне.

Операции Национального банка по приему рублевых средств банков в депозиты,

как правило, на срок до 7 дней, преследуют цель формирования нижнего порога

по процентным ставкам денежного рынка, в то время как другая группа операций

(продажа ценных бумаг на условиях РЕПО и "до погашения", продажа иностранной

валюты на условиях СВОП) ориентирова­на на связывание свободных ресурсов

банков и задание пара­метров функционирования денежно-кредитной системы

преимущественно в более долгосрочной перспективе. Кроме этого. инструментом

изъятия ликвидности банковской системы фак­тически является доперечисление

банками средств в фонд обя­зательных резервов для поддержания его необходимой

средней величины.

Управление системой регулирования ликвидности заключается в определении

набора (структуры) доступных операций и в установлении размера процентных

ставок и лимитов по ним.

Определение набора активных инструментов и выбор общих параметров

функционирования системы регулирования ликвидности банковской системы в

течение 2000 года будут из­меняться в соответствии с этапами выхода на единый

курс бе­лорусского рубля, определенными Основными направлениями.

Ставки по операциям поддержания ликвидности бан­ковской системы

устанавливаются Национальным банком исхо­дя из необходимости поддержания

реального положительного значения ставок инструментов второго и третьего

уровней с учетом установленного размера базовой ставки рефинансиро­вания

Национального банка и складывающейся конъюнктуры финансовых рынков.

Условием качества и реализуемости отвечает целый ряд видов ценных бумаг.

Наиболее подходящим для вторичных резервов являются казначейские векселя, а

также другие ценные бумаги правительства и его органов. Также могут

использоваться акцепты и коммерческие бумаги, реализуемые на открытом рынке.

Бан­ковский акцепт представляет собой акцептованную банком тратту со сроком

платежа обычно до 180 дней. Коммерческие бумаги представляют собой векселя,

выпускаемые корпорациями на сра­внительно короткие сроки, обычно не более 4-6

месяцев. Чтобы занимать деньги таким способом, корпорация должна обладать

очень высокой кредитоспособностью.

Хотя теория перемещения в известной степени обоснована, сотни банков,

следовавших ее указаниям, не избежали проблемы ликвидности в 20-30-е годы

текущего столетия. Банк может иметь в своем портфеле первоклассные ценные

бумаги, но в условиях стагнации производства особенно при кризисе, когда

испытывается всеобщая нехватка, ликвидности, реализовать часть активов не

представляется возможным. Поэтому экономические кризисы со­провождаются

биржевыми кризисами. Курсы ценных бумаг резко падают и подрывают возможности

рефинансирования на финан­совом рынке. (20, с. 38)

Согласно теории ожидаемого дохода банковскую ликвидность можно планировать,

если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы

заемщиков. Она не отрицает рассмотренных выше теорий, но подчеркивает, что

увязка доходов заемщика с погашением ссуды предпочтительнее, чем акцепт на

обеспечение кредита. Данная теория утверждает, что на банков­скую ликвидность

можно воздействовать, изменяя структуру сро­ков погашения кредитов и

инвестиций. Краткосрочные кредиты промышленности более ликвидны, чем средне-

и долгосрочные ссуды, а кредиты потребителям на оплату покупок в рассрочку

более ликвидны, чем ссуды под жилье или строения. Теория признает развитие и

быстрый рост отдельных видов кредитов, в настоящее время составляющих

значительную часть кредитного портфеля коммерческих банков: срочных кредитов

деловым фир­мам, потребительских кредитов с погашением в рассрочку.

Кре­дитный портфель, значительную часть которого составляют кре­диты,

предусматривающие ежемесячные или ежеквартальные пла­тежи в счет погашения

основного долга и процентов, ликвиден, поскольку регулярные потоки наличных

средств легко планиро­вать.

Теория ожидаемого дохода содействовала тому, что многие банки положили в

основу формирования портфеля инвестиций эффект ступенчатости: ценные бумаги

так подбираются по срокам погашения, чтобы поступления были регулярными и

предсказуе­мыми. В этом случае портфель инвестиций по показателю

регу­лярности платежей наличными приближается к портфелю креди­тов с

регулярным погашением долга и процентов.

Общие и индивидуальные лимиты по операциям (уров­ням операций) поддержания

ликвидности банковской системы определяются в зависимости от максимального

прогнозируемо­го уровня оттока средств в течение месяца (далее —

макси­мальный отток средств), который, как правило, характерен для периода

налоговых перечислений в бюджет.

Порядок принятия решений по регулированию ликвид­ности должен позволять

банкам ориентироваться на относи­тельную стабильность в краткосрочной

перспективе лимитов по инструментам поддержания ликвидности и ставок,

соответствующих уровню цен финансовых рынков, а также оперативность процедуры

принятия решений о предоставлении рефинансиро­вания.

Лимиты по инструментам поддержания ликвидности банковской системы первого

уровня, а также общий лимит по инструментам второго уровня утверждаются

постановлением Совета директоров Национального банка на основе предложе­ний

Комитета по операциям Национального банка не реже одно­го раза в квартал.

Процентные ставки по национальной валюте (за исключением учетной ставки

Национального банка) устанавливаются Комитетом по операциям Национального

банка на основе оперативного анализа, представляемого Департаментом

моне­тарного регулирования. Установленные процентные ставки вво­дятся в

действие распоряжением заместителя Председателя Правления Национального

банка, курирующего Департамент монетарного регулирования.

Ставки по иностранной валюте устанавливаются Департаментом международных

операций на основе оперативного анализа конъюнктуры зарубежных финансовых

рынков.

Принятие решений об удовлетворении поступающих заявок банков на

рефинансирование через инструменты второ­го и третьего уровней осуществляется

в рамках установленных лимитов и действующих процентных ставок заместителем

Председателя Правления Национального банка, курирующим Департамент

монетарного регулирования, с учетом предложе­ний Департамента монетарного

регулирования, за исключением операций по покупке и продаже государственных

ценных бумаг. котировку которых в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа"

осуществляет Департамент ценных бумаг в рамках лимитов, утвержденных

постановлением Совета директоров, и объемов операций, согласованных с

Департаментом монетарно­го регулирования. (91, с. 16)

В соответствии с Основными направлениями в рамках первого этапа формируются

необходимые условия для перехо­да к политике "скользящей фиксации".

Потребность банковской системы в дополнительной ликвидности в период вне

"налоговой недели" должна по возможности полностью удовлетворяться за счет

инструментов первого уровня. Это не исключает возможности банков получать

рефинансирование но инструментам второго и третьего уровней.

Индивидуальные лимиты по инструментам первого уровня устанавливаются исходя

из необходимости покрытия до 50 % максимального оттока средств. Процентные

ставки по кредиту "овернайт" и гарантированному выкупу ГЦБ устанавли­ваются

ниже ставки рефинансирования, но выше уровня сред­ней доходности

межбанковского рынка, характерной для пери­одов его относительно стабильного

функционирования.

Общий лимит по инструментам второго уровня уста­навливается исходя из

необходимости суммарного покрытия до 80-100 % максимального оттока средств за

счет инструментов поддержания ликвидности первого и второго уровней. Ставки

по инструментам второго уровня устанавливаются выше ставки рефинансирования,

и их реальное значение должно быть не ме­нее 0,5% в месяц.

В отдельных случаях, при исчерпании лимитов второ­го уровня, поддержание

ликвидности банков может быть осу­ществлено за счет механизмов третьего

уровня. Процентные ставки по инструментам третьего уровня устанавливаются

вы­ше процентных ставок по операциям второго уровня. При этом их значения

определяются в зависимости от ситуации на фи­нансовом рынке и задач

Национального банка.

Начало второго этапа характеризуется, в частности, выходом на единый курс

белорусского рубля. Одной из основ­ных целей Национального банка на этом

этапе является под­держание курса белорусского рубля на стабильном и

прогнози­руемом уровне.

Изменение системы регулирования будет заключаться в переводе процесса

регулирования ресурсной базы банков на преимущественное использование

операций покупки-продажи иностранной валюты. Для этого предполагается

сократить ли­миты по операциям всех уровней. Потребность в ресурсной

под­держке банков В промежутке между инструментами первого уровня (с

ограниченным объемом и относительно невысокой стоимостью) и инструментами

второго уровня (с повышенной стоимостью) будет удовлетворяться через операции

покупки-продажи иностранной валюты Национальным банком у банков. Стоимость

ресурсной поддержки посредством таких операций будет более приемлемой по

сравнению с инструментами второ­го и третьего уровней как следствие

планируемой управляемой девальвации курса белорусского рубля.

Посредством этого будут созданы необходимые пред­посылки для восстановления

доверия банков к операциям по­купки-продажи иностранной валюты как

инструментам регули­рования собственной ресурсной базы.

Кредитование банков под залог ценных бумаг и осуществление операций по

покупке государственных ценных бумаг на условиях РЕПО и "до погашения"

сохранятся для ресурсной поддержки банков, в частности, после исчерпания

возможностей поддержания их ликвидности посредством операций с использованием

иностранной валюты в связи с ограничением, налагаемым лимитом открытой

валютной позиции.

Известны три главных вида портфельных рисков:

- кредитный риск;

- риск ликвидности;

- риск изменения процентных ставок.

Кредитный риск – это риск неплатежа по банковской ссуде или ценной бумаге.

Он связан с качеством портфеля ссуд. Можно выделять три разновидности

кредитного риска: риск злоупотреблений, риск по иностранным кредитам, риск

неплатежа по внут­ренним займам.

Злоупотребления – наиболее распространенная причина без­надежной

задолженности банкам в начале 80-х гг.; на нее прихо­дилось свыше половины

всех банковских банкротств в США. Речь идет о выдаче директорами и высшими

служащими “друже­ских” кредитов родственникам, друзьям, деловым партнерам без

должного обеспечения и обследования финансового положения заемщика.

Риск иностранных кредитов обнаружился с особой силой в 70-х гг. в связи с

массовыми задержками платежей но кредитам заемщиками из развивающихся стран.

Это явилось причиной банкротства ряда крупных американских банков. Например,

в 1974 году по этой причине обанкротился “Фрэнклин нэшнл бэнк” с активами в

3,7 млрд. долл. (22, с. 27)

Неплатежи по внутренним займам связаны с трудностью учета всех факторов,

влияющих на платежеспособность заем­щика. Главное средство борьбы с

неплатежами такого рода — диверсификация портфеля банковских ссуд, ведущая к

рассредо­точению риска.

Другой вид банковского риска риск ликвидности. Он связан с невозможностью

быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства без потерь. Банки

располагают двумя источниками обеспечения ликвидности — внутренними и

внеш­ними. Внутренняя ликвидность воплощена в определенных видах

быстрореализуемых активов, для которых имеется устойчивый рынок и которые

являются падежным объектом помещения денег в (лазах инвестора. Примером могут

служить краткосрочные государственные ценные бумаги (казначейские векселя

сроком 1, 3, 6, 9 месяцев), которые легко реализуются на денежном рынке.

Внешняя ликвидность может быть обеспечена путем приобрете­ния банком на рынке

таких обязательств, которые увеличат его запас ликвидных средств – например,

покупкой у другого банка резервных остатков, приобретения пе­редаваемых

вкладных сертификатов и т. д. При этом банк, про­водя политику

“управления обязательствами”, не только повышает свою ликвидность, но и

может обеспечивать себе дополнительный доход, с выгодой используя подученные

средства.

Сторонники теории управления пассивами считают, что банки могут решать

проблему ликвидности путем привлечения дополнительных средств с рынка.

Первоначально в защиту этой теории выступали крупные банки ведущих финансовых

центров, но вскоре ее приняли повсеместно. Для пополнения ликвидных ресурсов

банки занимают средства также у Центральных банков. Расшире­ние масштабов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.