бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Ликвидность и платежеспособность

какой-либо конкуренции между РЕПО и ломбардным кредитованием не должно быть,

потому что совер­шенно различны сроки предоставления средств на условиях РЕПО

и ломбарда и совершенно по-разному решается вопрос о собственности на

государственные ценные бумаги. При ломбардном кредитовании государственные

ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, при осуществлении

операций РЕПО они переходят в собственность Центрального банка, хотя банку

предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.

Возможности дальнейшего совершенствования инструментов денежно-кредитного

регулиро­вания в значительной степени обусловлены уровнем развития денежного

рынка. В связи с этим Банк России не только проводит мониторинг всех

сегментов денежного рынка, но и всемерно содействует развитию их

инфраструктуры, чтобы использовать в своей политике более совер­шенные

инструменты "тонкой настройки".

3.2. Надзор Национального банка в банковской деятельности

Банковская система включает эмиссионные и неэмиссионные банки. Неэмиссионные

банки в свою очередь подразделяются на ком­мерческие и специализированные. К

специализированным банкам от­носятся инновационные, инвестиционные,

ссудосберегатедьные, бир­жевые ипотечные и т.д. Неэмиссионные банки могут

создавать консорциумы, ассоциации и иные объединения, куда могут входить и

уч­реждения парабанковской системы.

В кредитной системе любого государства банковская система является ключевым

звеном, концентрирующим основную массу кре­дитных и финансовых операций.

Структурное построение банковской системы имеет особенно­сти в каждой стране.

Существует два основных типа построения банковской систе­мы государства:

одноуровневая и двухуровневая.

В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения выполняют

аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между

банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип по­строения банковской

системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле

мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества

платежных средств в эко­номике сводились к жестким ограничениям операций с

наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему

безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках

единого ссудного фонда страны система основывается на построении

взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертика­ли и по

горизонтали. При этом происходит разделение администра­тивных функций и

операционных, связанных с обслуживанием хозяй­ства. Центральный банк страны

остается банком в полном смысле это­го слова только для двух категорий

клиентов: коммерческих и специа­лизированных банков и правительства. (85, с.

5)

Переход на экономические методы управления и хозяйствова­ния в середине -

конце восьмидесятых годов, ориентация на формиро­вание рыночных структур

выявили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых

условиях.

Государственное регулирование денежно-кредитной c4iepbi может осуществляться

достаточно успешно лишь в том случае, если государ­ство через центральный

банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных

институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются

базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в

нескольких взаимо­связанных направлениях:

1. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление

ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их спо­собности своевременно

покрывать требования вкладчиков. Это произво­дится прежде всего за счет

учетной, или дисконтной, политики, а также установления норм обязательных

банковских резервов.

2. Управление государственным долгом путем государственного ре­гулирования в

условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной

задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на

рынок ссудных капиталов. Для этого цент­ральный банк использует различные

методы управления государствен­ным долгом:

- покупает или продает государственные обязательства;

- изменяет цену облигаций;

- варьирует условия их продажи;

- различными способами повышает привлекательность последних для частных

инвесторов.

3. Регулирование объемов кредитных операций и денежной эмис­сии, прежде

всего, для воздействия на хозяйственную активность.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с правитель­ством ежегодно

разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке,

установленном Конституцией Республики Бела­русь и другими законодательными

актами.

Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулиро­вания в 1999 г.

являлись: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения,

адекватного динамике и структуре показа­телей развития реального и бюджетного

секторов экономики; стиму­лирование долгосрочного инвестиционного

кредитования, поддер­жание процентных ставок денежного рынка на реальном

положи­тельном уровне со снижением их поминальной величины по мере снижения

темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обес­печение устойчивости

национальной валюты; качественное, надеж­ное обеспечение расчетно-платежного

процесса.

Для удовлетворения экономического оборота расчетно-платежными средствами,

исходя из намеченных на 1999 г. объема роста ре­ального ВВП на 3-4 %,

ограничения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита

государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в

размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних

руб­левых кредитов Национального банка — не более 35,037 трлн. р. за год.

(26, с. 94)

Контроль за приростом рублевой денежной массы осуществлял­ся за счет

лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.

Регулирование банковской ликвидности оказывает влия­ние на структуру

банковских ссуд и депозитов, величину денежной мас­сы, уровень рыночной нормы

процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение

ссудных капиталов между част­ным и государственным секторами, уровень

процентных ставок и бан­ковскую ликвидность. Размещение государственных

долговых обяза­тельств в банковской системе приводит к увеличению денежной

эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Итак, существуют три основные направления кредитной политики, между которыми

имеется тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому меры, принятые, правительством

в данной области, всегда будут носить слож­ный и неоднозначный характер.

Рассмотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную

политику, государство воздей­ствует на кредитный рынок.

Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономи­ки направлена

либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кре­дитная экспансия),

либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях

падения производства и увеличения безработи­цы центральные банки пытаются

оживить конъюнктуру путем расшире­ния кредита и снижения нормы процента,

Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием

диспропорций в эко­номике. В таких условиях центральные банки стремятся

предотвратить экономический бум. (4, с. 29)

Для регулирования экономики ими используются следующие мето­ды денежно-

кредитной политики: общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных

капиталов в целом; селективные, предназначенные для регулирования конкретных

видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.

К общим методам относятся такие инструменты кредитной поли­тики, как:

- учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного

регулирования. Возникновение этого инструмента было связано с превращением

цент­рального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучи­тывали

у него свои векселя или получали кредиты йод собственные долговые

обязательства. Повышая ставку но кредитам (учетную ставку, или ставку

дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать

заимствования. Это затрудняло пополнение бан­ковских ресурсов, вело к

повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных

операций;

- операции на открытом рынке, которые заключаются и продаже или покупке

центральным банком у коммерческих банков государствен­ных ценных бумаг,

банковских акцептов и других кредитных обяза­тельств по рыночному или заранее

объявленному курсу. В случае покуп­ки центральный банк переводит

соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их

резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов.

Таким обра­зом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции

банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования;

- установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной

стороны, способствует улучшению банковской ликвиднос­ти, а с другой —

является прямым ограничителем инвестиций. Измене­ния норм обязательных

резервов - метод прямого воздействия на кре­дитоспособность банков, однако

многие экономисты считают его слиш­ком сильным, и он редко используется. (4,

с. 30)

К селективным методам денежно-кредитной политики относят:

- контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под

залог биржевых ценных бумаг, потребительским ссудам па покупку товаров в

рассрочку и но ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита

обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда

государство стремится перераспреде­лить последние в пользу отдельных отраслей

или ограничить объемы потребительского спроса;

- регулирование риска и ликвидности банковских операций. Госу­дарственный

контроль за риском во всем мире усилился в последние два десятилетия.

Характерно, что риск банковской деятельности определяет­ся не через оценку

финансового положения должников, а путем соотно­шения выданных кредитов с

суммой собственных резервов.

Одной из центральных задач управления коммерческим бан­ком является

поддержание оптимального соотношения между ликвидностью банка и его

прибыльностью, доходностью его операций. Напомним, что под ликвидностью

понимается способность банка своевременно погасить свои финансовые

обязатель­ства за счет имеющихся у него наличных денежных средств, продажи

активов или мобилизации ресурсов из других источ­ников (покупки на рынке и г.

д.). Банк должен постоянно обес­печивать определенный уровень ликвидности,

чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность.

Требования ликвидности вступают в определенное противоре­чие с целевой

функцией максимизации дохода на единицу ак­тивов. Чем выше ликвидность

активов, хранящихся в порт4)еле банка, тем меньше риск, связанный с ними, но

тем соответствен­но ниже уплачиваемая по ним процентная ставка. Искусство

управления банком и состоит в том, чтобы обеспечить наивыс­шую норму прибыли

на капитал, вложенный в активы, не выходя при этом за рамки принятых

стандартов платежеспособности.

Ликвидность может быть обеспечена двумя путями: создани­ем запаса ликвидных

активов или путем быстрой мобилизации ресурсов на денежном рынке в виде

депозитов и займов. второй путь становится в последние годы все более и более

популярным среди крупных банков, тогда как “складирование” ликвидности в

форме хранения на балансе низ­кодоходных быстро реализуемых активов более

распространено среди мелких и средних кредитных учреждений, не имеющих

доступа к денежному рынку. (22, с. 270)

Следует отметить, что коммерческие банки ак­тивно внедряются в инвестиционную

сферу, успеш­но действуют в составах финансово-промышленных групп,

консорциумов, часто вступая в партнерские отношения с реципиентами,

становятся их акционе­рами.

При этом, говоря о перспективах инвестицион­ной деятельности коммерческих

банков, следует принимать во внимание трудности и неудачи, с ко­торыми они

сталкиваются на этом поприще. Однако уже сейчас можно сказать, что банки

довольно ус­пешно действуют в сфере инвестиционного креди­тования и

продолжают наращивать свои усилия в этой области. Все это предполагает

развитие анали­за, позволяющего банкам наиболее грамотно и с на­именьшим

риском заниматься, например, проект­ным финансированием. (21, с. 4)

Известно, что потребность реального сектора в средне- и долгосрочных

банковских займах велика. В настоящее время доля финансовых средств,

выда­ваемых на инвестиционные проекты, равна пример­но 10 % оборота

финансового рынка. Это связано прежде всего с ограниченностью инвестиционного

капитала коммерческих банков.

Ликвидность оценивается на основе способности банка превращать свои активы в

денежные или другие платежные средства для оплаты предъявляемых обязательств

в случае, если имеющихся в наличии платеж­ных средств для этого не хватает.

Банки должны иметь доступные ликвидные активы, которые можно легко обратить в

наличность, или воз­можность увеличить свои фонды при малейшем намеке на

требование выполнения обязательств.

Управление ликвидностью банка включает в себя проведение как активных, так и

пассивных операций, подразумевая наличие доступных ресурсов для быстрого

увеличения ликвидности.

Основными источниками таких ресурсов традицион­но являлись межбанковский

рынок (МБК) и рынок ГДО, однако несоблюдение ряда необходимых правил работы

на МБК и использование межбанковских кредитов не по назначению большинством

участников рынка привело в августе 1995 года к кризису доверия и почти

полному разрушению рынка МБК. Кризис оказался настолько глубоким, что даже

спустя год полностью не восстанови­лось его нормальное функционирование. На

сегодняш­ний день остается только рынок ГДО, его надежность полностью зависит

от готовности государства выполнять взятые на себя обязательства. Таким

образом, если в си­лу каких бы то ни было причин государство откажется от

погашения обязательств, банки смогут рассчитывать лишь на собственные

денежные средства и возвратность выданных ссуд (качество кредитного

портфеля). (87, с. 25)

В 1987 г. было принято решение о проведении первого этапа банковской реформы

no реорганизации одноуровневой системы. Была создана новая структура

государственных банков, определены их функции.

Первый этап реформы послужил базой для построения в республике банковской

системы, соответствующей мировым требованиям.

С 1991 г. осуществляется второй этап реформирования банковской системы -

строится двухуровневая банковская система.

В соответствии с законами "О Национальном банке РБ" и "О банках и банковской

деятельности в РБ" банковская система включает два уровня: Национальный банк

и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются

универсальными. Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам.

Это - разработка и про­ведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное

и валютное регулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового

агента и др. (85, с . 4)

Коммерческие банки выполняют такие классические функции, как кредитование,

расчеты, аккумуляция денежных средств.

Получают развитие и новые виды услуг: трастовые операции, операции с ценными

бумагами и др.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Нацбанк является

центральным банком органы.

Исполнительным коллегиальным органом Нацбанка является Совет директоров во

главе с председателем правления Нацбанка, кото­рый избирается сроком на б

лет.,

Нацбанк имеет право издавать нормативные акты, предписа­ния, обязательные для

исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их

регистрации в Минюсте.

Перед Нацбанком стоят следующие ответственные задачи: ре­гулирование

денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты,

координация денежно-кредитной сферы; ока­зание помощи кредитным учреждениям в

их развитии.

Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Прави­тельства РБ, также

как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является

юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие

фонды- Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.

Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую

часть любой экономической политики. В пользу этого можно привести несколько

конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость. Но сравнению с фискальной кредитно-денежная политика

может быстро меняться.

2. По своей природе кредитно-денежная полити­ка мягче и консервативнее в

политическом отношении, чем фискальная. Изменение государственных расходов

непосредственно влияет на пере­распределение ресурсов. В то же время

кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому

представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказы­вают, что

изменение денежного предложения и количества денег в обра­щении - ключевой

фактор определения уровня экономической активнос­ти и фискальная политика

относительно неэффективна.

Однако следует признать, что кредитно-денежная политика имеет определенные

недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Как известно, коммерческие балки являются учреждениями, ко­торые но могут

функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их

предназначения как финансовых посред­ников, соединяющих косвенным образом

заемщиков и кредиторов. Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное

состояние про­изводства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня

жиз­ни являются одним из факторов, определяющих состояние банков­ской системы

Республики Беларусь.

Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной

репутации банков, устанавливает им определенные ог­раничения, нормативы, как

обязательные для исполнения, так и ре­комендательные, которые регулируют-

деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности,

платежеспособности.

Национальный банк Республики Беларусь Правилами регули­рования деятельности

банков в области платежеспособности, лик­видности и крупных рисков определяет

ликвидность как способ­ность банка своевременно осуществлять платежи по своим

обяза­тельствам,

Управление риском ликвидности - ежедневная задача руково­дящих работников

банка, однако до сих пор нет доступной и повсе­местно приемлемой формулы для

определения потребностей банка в ликвидных средствах. В экономике любой

страны постоянно проис­ходят различные изменения: случайные, сезонные,

циклические и долговременные. Такие события, как стихийные бедствия,

забастов­ки, паника, неординарные экономические пли политические дей­ствия

могут серьезно повлиять на уровень вкладов и потребность в кредитах. (20, с.

89)

Сезонные изменения повторяются ежегодно и обычно имеют от­ношение к

производству и переработке сельскохозяйственной про­дукции. Циклические

изменения предвидеть сложнее, чем сезон­ные. В период спада деловой

активности спрос на кредиты и вклады сокращается. Долговременные колебания

являются результатом та­ких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережениях,

инвестици­онных процессах, численности занятого населения, техническом уровне

производства.

Очевидно, что па уровень вкладов влияют многие экономичес­кие факторы,

которые делают планирование ликвидности крайне необходимым.

Нацбанк и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, сборов и

пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как

часть прибыли, в установленном разме­ре, перечисляется в республиканский

бюджет.

Свои доходы Нацбанк и его учреждения получают исключительно от банковской

деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением

Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.

Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая

основа его функционирования определяется За­коном РБ "О Национальном Банке

Республики Беларусь". (85, с. 5)

Основными функциями Нацбанка РБ являются: денежно-кредитное регулирование;

валютное регулирование; выполнение фун­кций центрального депозитария;

организация межбанковских расчетов и кассовое обслуживание коммерческих

банков; консультирование, кредитование и осуществление функций финансового

агента Правите­льства и местных органов власти; организация совместно с

Минфином кассового исполнения бюджета; выдача лицензий на совершение

бан­ковских операций; надзор за банками, филиалами, представительства­ми

банков по соблюдению ими безопасности и ликвидною функцио­нирования;

регулирование внешнеэкономической банковской деятель­ности, обеспечение

единого порядка бухгалтерского учета и отчетно­сти в банковской системе

республики.

Специалист Нацбанка по письменному распоряжению од­ною из его руководителей

могут посещать любые предприятия и бан­ки, инспектировать их бухгалтерские

счета и другие документы, полу­чать от них информацию, которая необходима для

исполнения лицен­зионных и надзорных функций.

Для денежно-кредитного регулирования Нацбанк использует централизованные

кредитные ресурсы. Источниками их формирования служат: собственный капитал

Нацбанка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов);

временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов,

открытых в Нацбанке; средства перечисляемые коммерческими банками в

централизован­ный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.

Заключение

Подводя итог выполненной работе, сформулируем основные результаты

исследования и выводы, сделанные на их основе.

Формируя структуру баланса, банк должен руководствоваться следующими

основополагающими принципами:

- Чем больше доля первоклассных ликвидных средств в об­щей сумме активов, тем

выше ликвидность. В международной бан­ковской практике самой ликвидной частью

актива считается кассо­вая наличность, под которой понимаются не только

деньги в кассе, но и денежные средства, находящиеся на текущем счете данного

кредитного института в Центральном банке. Ликвидными статьями в странах с

рыночной экономикой считаются первоклассные краткос­рочные коммерческие

векселя, которые банк может переучесть в Центральном банке, ценные бумаги,

гарантированные государством. Менее ликвидными являются банковские инвестиции

в долгосроч­ные ценные бумаги, так как их реализация за короткий срок не

все­гда возможна. Как трудноликвидные активы рассматриваются дол­госрочные

ссуды и вложения в недвижимость.

- Чем больше доля высокорисковых активов в балансе банка, тем ниже его

ликвидность. Так, в сложившейся практике к надеж­ным активам принято относить

наличные денежные средства, а к высокорисковым — долгосрочные вложения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.