|
Диплом: Ликвидность и платежеспособностьНастоящий норматив рассчитывается также по каждому эмитенту, в ценные бумаги которого банком произведены вложения, включая государство – эмитент государственных ценных бумаг, кроме Республики Беларусь. Настоящий норматив рассчитывается также по совокупной сумме требований к банку-заемщику, в том числе сумме внебаласовых обязательств. Для управления банковской ликвидностью вводится ограничение размера выдачи кредита одному заемщику, т. е. определяется максимальный размер риска на одного заемщика. Такой коэффициент (К3) рассчитывается по следующей формуле: К3 = К/С, где К — совокупная задолженность по ссудам одного заемщика + 50% суммы забалансовых обязательств, выданных банком в отношении донного заемщика, С — собственный капитал банка. Контроль за соблюдением максимального риска на одного ссудозаемщика осуществляется ежедневно. Кредит, для которого сумма риска на одного заемщика превышает 15% собственного капитала банка, считается "крупным" кредитом. Такие кредиты подлежат особому контролю со стороны руководства банка и решение об их выдаче должно приниматься правлением банка с учетом заключения экономической службы или совета банка. В отношении пайщиков или акционеров данного банка значение показателя К3 устанавливалось в меньшей величине. Суммарный остаток задолженности по всем крупным кредитам, выданным банком с учетом забалансовых обязательств, не должен превышать восьмикратного размера собственного капитала банка. О всех выдачах "крупных" кредитов и их погашении коммерческие банки предоставляют сведения Главным управлениям Национального банка по месту нахождения корреспондентского счета. Если сумма всех "крупных" кредитов, включая межбанковские кредиты, превысит установленный восьмикратный размер собственного капитала до 50%, то требования по платежеспособности удваиваются, если же превышение составит более 50%, то требования по платежеспособности утраиваются. (5, с. 382) Правилами регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков ограничивается размер межбанковского кредита (как предоставленного, так и привлеченного) - не более 100% собственного капитала банка. Предельный размер межбанковского кредита определяется как отношение остатка задолженности по рублевым и валютным (как предоставленным другим банкам, так и привлеченным от других банков) к сумме собственных средств банка на конкретную дату. Контроль за соблюдением предельного размера межбанковского кредита осуществляется ежедневно. Для оценки платежеспособности, ликвидности и крупных рисков Национальным банком установлены следующие значения нормативов, рассчитанных в целом по балансу банка: · коэффициент платежеспособности (К1) — не менее 10%; · коэффициент ликвидности (К2) — не менее 1; · максимальный размер риска на одного заемщика (К3) – не более 30% собственного капитала банка. Норматив рассчитывается и в случае, если банк принимает на себя только внебалансовые обязательства (в размере кредитного эквивалента суммы внебалансовых обязательств в отношении какого-либо юридического или физического лица). Из совокупной суммы требований к заемщику исключаются: гарантии и поручительства, выданные под встречные гарантии иностранных первоклассных банков' и международных финансовых организаций; выданные банком гарантии другому банку, если обеспечением данной гарантии является размещенный в банке-контрагенте межбанковский кредит (депозит). Под взаимосвязанными заемщиками (лицами) понимаются юридические и физические лица-заемщики, связанные между собой экономически и (или) юридически, а именно имеющие общую собственность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основные, дочерние и зависимые общества, а также имеющие совмещение одним физическим лицом руководящих должностей таким образом, что финансовые трудности одного из заемщиков обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей другого (других) заемщика (заемщиков). Максимальный размер риска на одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, в первые два года деятельности банка не может превышать 20 процентов собственного капитала банка, в последующие годы деятельности - 25 процентов. Максимальный размер риска на одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, в отношении заимствований участников (акционеров) банка (как юридических лиц, так и физических лиц) в случае, если доля участника (акционера) в уставном капитале банка не превышает 5 процентов. Совокупная сумма требований, включая кредитный эквивалент суммы внебалансовых обязательств, имеющихся у банка в отношении одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, превышающая 15 процентов собственного капитала банка, рассматривается в качестве крупного кредитного риска. Данный показатель рассчитывается в отношении всех видов заемщиков (включая акционеров). (89, с. 47) Показатель “максимальный размер крупных кредитных рисков” представляет собой отношение совокупной суммы крупных кредитных рисков к собственному капиталу банка. Совокупная величина крупных кредитных рисков, выданных банком, включая взаимосвязанных заемщиков, с учетом кредитного эквивалента забалансовых обязательств, не может превышать шестикратного размера собственного капитала банка. Решение о выдаче крупных кредитов должно в обязательном порядке приниматься уполномоченным органом управления банка,, или кредитным советом (комитетом) и оформляться в установленном порядке. Контроль за соблюдением максимального размера крупных кредитных рисков на одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, осуществляется ежедневно исходя из размера собственного капитала банка на последнюю отчетную дату и размера требований банка к заемщику, включая кредитный эквивалент суммы забалансовых обязательств. Обо всех выдачах крупных кредитов банки в трехдневный срок после выдачи кредита информируют Национальный банк Республики Беларусь (Главное управление Национального банка Республики Беларусь) исходя из разграничения функции надзора с указанием наименования и формы собственности заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, даты выдачи и погашения, суммы кредита, совокупной задолженности по данному заемщику, включая взаимосвязанных заемщиков, вида обеспечения кредита. При осуществлении кредитования заемщика на консорциальной основе максимальный размер риска по данному заемщику рассчитывается каждым банком- кредитором, включая банк-агент, в отдельности по сумме имеющейся задолженности по кредиту (межбанковскому кредиту), предоставленному в пользу данного заемщика. При предоставлении отчетности по максимальному размеру риска на данного заемщика банк-агент обязан справочно привести данные по размеру общей ссудной задолженности заемщика, получившего консорциальный кредит и ссудной задолженности (размеру межбанковского кредита), приходящейся на каждого из остальных банков-кредиторов. Максимальный размер риска на одного заемщика-инсайдера представляет собой отношение совокупной суммы требований, включая кредитный эквивалент сумм внебалансовых обязательств, выданных банком в отношении одного инсайдера, к собственному капиталу банка. Из совокупной суммы требований исключаются активы и внебалансовые обязательства. Под инсайдерами понимаются физические и юридические лица, связанные с банком, к которым относятся: физические лица: - участники (акционеры) банка, которые имеют более 5 процентов долей (акций) банка; - члены органов управления банка; - члены кредитного совета (комитета) банка; - руководители юридических лиц - участников; - руководители структурных подразделений банка (до уровня не ниже начальника управления), а также его филиалов и дочерних предприятий; - лицо, которое по доверенности от имени участника (акционера) использует право голоса на более чем 5 процентов долей (акций) юридического лица - участника банка; - жены, мужья, дети, родители, братья, сестры; - бывшие инсайдеры; - участники (акционеры) банка, которые имеют более 5 процентов долей (акций) банка; - дочерние и зависимые юридические лица банка; - юридические лица, владеющие 20 и более процентами долей (акций) юридического лица — участника (имеющего более 5 процентов долей (акций) банка) или являющиеся его вышестоящим (головным) предприятием; - юридическое лицо, в котором руководящими работниками являются муж, жена, дети, родители, братья, сестры; - юридические лица, которым принадлежит более 20 % долей (акций). Максимальный размер кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру - физическому лицу, не может быть более 2 процентов собственного капитала. Совокупная величина кредитов, выданных инсайдерам - физическим лицам, не может, превышать 3 процентов собственного капитала банка. Максимально допустимое значение максимального размера риска на одного инсайдера-участника (акционера), который имеет более 5 процентов долей (акций) банка и взаимосвязанных с ним лиц в первые два года деятельности банка не может превышать 15 процентов собственного капитала банка, в последующие годы - 20 процентов. (89, с. 48) Под взаимосвязанными участниками (акционерами) понимаются юридические и физические лица - участники, связанные между собой экономически и (или) юридически, а именно имеющие общую собственность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основные, дочерние и зависимые общества, а также имеющие совмещение одним физическим липом руководящих должностей таким образом, что финансовые трудности одного из участников обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей другого (других) участника (участников). Совокупная величина рисков на инсайдеров-участников (акционеров) определяется как суммарное значение рисков по всем инсайдсрам-участникам, доля которых в уставном капитале банка превышает 5 процентов, и устанавливается в размере 50 процентов собственного капитала банка. Максимальный размер кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру - юридическому лицу, не может быть более 15 процентов собственного капитала. Совокупная величина кредитов, выданных инсайдерам — юридическим лицам не может превышать 30 процентов собственного капитала банка. Контроль за соблюдением максимального размера кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру, осуществляется ежедневно исходя из размера собственного капитала на последнюю отчетную дату. Размер кредитов (депозитов), купленных банковских векселей и депозитных сертификатов, предоставленных банкам-нерезидентам стран - не членов ОЭСР, не должен превышать 100 процентов собственного капитала банка. Контроль за соблюдением предельного размера межбанковского кредита осуществляется ежедневно. Собственный капитал должен иметь реальную способность покрыть непредвиденные убытки банка. В его состав включается оплаченный уставный фонд, созданные за счет прибыли другие фонды банка, нераспределенная прибыль за минусом иммобилизованных средств и суммы недоначисленного резерва на возможные потери по сомнительным долгам. Значения экономических нормативов не являются раз и навсегда данными и могут изменяться Национальным банком. Кроме вышеперечисленных нормативов, в регулировании деятельности банков важное значение имеет система обязательных резервов. Ее цель — регулирование объемов кредитных операций банков, усиление их зависимости от рефинансирования Национального банка и ужесточения таким образом контроля за их ликвидностью. Повышение норм обязательных резервов и уменьшение объема рефинансирования снижает ликвидность банков, их кредитоспособность и наоборот. Одновременно сумма депонированных в Национальном банке средств является обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам, т. е. отвечает интересам вкладчиков. Коммерческим банкам устанавливается размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке. Коммерческие банки составляют по установленной форме расчет размера средств, подлежащих резервированию на 1-е число каждого месяца и представляют его учреждению Национального банка по месту открытия корреспондентского счета. (5, с. 383) Национальным банком установлены дифференцированные нормативы резервирования от суммы привлеченных средств в зависимости от срочности депозитов. Контроль за соблюдением норм обязательных резервов и экономических нормативов осуществляется Национальным банком на основании балансов и другой отчетности, к которым прилагаются справки с расчетом фактических значений экономических нормативов. В случае их нарушения к коммерческим банкам могут быть применены разного рода экономические санкции вплоть до постановки вопроса о замене руководства банка, проведении его реорганизации, а в отдельных случаях и ликвидации в соответствии с действующим законодательством. 2. Инструменты контроля за рисками и ликвидностью банка 2.1.Теории управления банковской ликвидностью Теории управления банковской ликвидностью появились практически одновременно с организацией коммерческих банков. В настоящее время различают четыре теории: коммерческих ссуд перемещения, ожидаемого дохода и управления пассивами. (20, с. 306) Теория коммерческих ссуд корням уходит в английскую банковскую практику XVIII в. Сторонники этой теории утверждают, что коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии деловой активности. Иными словами, банкам следует финансировать последовательные стадии движения товаров от производства к потреблению. В современных условиях эти ссуды получили бы название ссуд под товарные запасы или пополнение оборотного капитала. На протяжении почти всей истории банковского дела считалось, что банки не должны кредитовать покупку ценных бумаг, недвижимости, потребительских товаров или предоставлять долгосрочные кредиты сельскому хозяйству. Хотя теория коммерческих ссуд широко пропагандировалась экономистами, органами контроля и управления, а также банками, ее применение на практике не было столь широким. Текущая ликвидность банковской системы определяется как способность банков обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств, в том числе и за счет перераспределения средств между банками через денежный рынок. Ликвидность зависит от соотношения совокупных ликвидных активов банков с их совокупными обязательствами, а также от мобильности и надежности денежного рынка. Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Национальным банком Республики Беларусь денежно-кредитной сферы и подчинено макроэкономическим и монетарным целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основной монетарной целью денежно-кредитной политики является достижение определенной величины денежной массы, находящейся в обращении, и определенного размера процентных ставок, используемых в кредитных правоотношениях. Целями регулирования ликвидности банковской системы в 2000 году будут являться: обеспечение бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня рублевых остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном банке; достижение рыночными методами уровня ставок денежного рынка, необходимого для реализации стратегических целей денежно-кредитной политики; сглаживание колебаний конъюнктуры финансовых рынков и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера; формирование экономических ожиданий участников рынка посредством объявления параметров операций Национального банка по регулированию ликвидности; содействие развитию различных сегментов финансового рынка. Операции Национального банка по поддержанию текущей ликвидности банковской системы носят исключительно краткосрочный характер (до одного месяца). Их целью не может являться исправление структурных диспропорций балансов банков и разрешение вопросов, связанных либо вызванных проблемами долгосрочного характера. Приоритетность выполнения целевых ориентиров, закрепленных в Основных направлениях, которые предполагают: прекращение целевого кредитования банков Национальным банком; осуществление срочного рефинансирования банков исключительно на краткосрочной основе (до одного месяца); поэтапное изменение механизма регулирования ликвидности в соответствии с этапами выхода на единый курс белорусского рубля; после выхода на единый стабильный курс белорусского рубля – переход на осуществление ресурсной поддержки банков в основном посредством покупки Национальным банком иностранной валюты; обеспечение условий для поддержания устойчивости курса белорусского рубля на втором этапе. Целевая направленность: использование банками инструментов рефинансирования исключительно для целей регулирования ликвидности, установление Национальным банком процентных ставок по своим операциям таким образом, чтобы исключить со стороны банков заинтересованность в наращивании кредитной экспансии за счет постоянного краткосрочного рефинансирования в Национальном банке. Обеспеченность: операции по рефинансированию банков Национальным банком обеспечиваются высококачественным залогом, в качестве которого могут выступать ценные бумаги, включенные в Ломбардный список (далее — ценные бумаги), и иностранная валюта, входящая в перечень валют, используемых при проведении Национальным банком операций по встречному размещению депозитов и сделок СВОП (далее — иностранная валюта). (91, с. 14) Прозрачность и стандартизация: логическая обоснованность, полное информирование банков о выработанных на 2000 год принципах политики Национального банка на денежном рынке и четкое следование этим принципам в течение всего 2000 года должно обеспечивать необходимую предсказуемость действий Национального банка по регулированию ликвидности банковской системы; неизменность процедуры выработки и утверждения согласованных между собой параметров механизма регулирования ликвидности (приоритетность операций, лимиты по операциям, процентные ставки и т. д.) имеет целью гласное управление системой регулирования ликвидности. Адаптивность и объективность: решения об установлении и изменении процентных ставок по операциям регулирования ликвидности принимаются Комитетом по операциям Национального банка на основе оперативного анализа в целях обеспечения соответствия политики Национального банка текущей конъюнктуре финансовых рынков и динамике основных денежно-кредитных показателей, Доступность и гибкость: минимальные требования к контрагентам по операциям Национального банка и к документарному оформлению сделок; существующий спектр операций предполагает возможность выбора как вида залога, так и механизма осуществления операций, наиболее соответствующих возможностям и интересам контрагентов Национального банка. Оперативность: упрощение процедуры осуществления операций; возможность совершения любой операции в течение рабочего дня. Ликвидность зависит от структуры пассивов, если по вкладам до востребования вкладчики вправе потребовать деньги в любой момент, то срочные вклады находятся в распоряжении банка более или менее длительный срок. Поэтому повышение удельного веса вкладов до востребования и снижение доли срочных вкладов снижает банковскую ликвидность. Надежность депозитов и займов, полученных банком от других кредитных учреждений, также оказывает существенное влияние на ликвидность баланса банка. Ликвидность банка зависит от степени риска отдельных кредитных операций: чем больше доля высокорисковых активов в балансе, тем ниже ликвидность банка. На практике к надежным активам принято относить наличные денежные средства, а к высокорисковым — долгосрочные вложения банков. Степень кредитоспособности заемщиков банка оказывает существенное влияние на своевременный возврат ссуд и тем самым на ликвидность баланса банка: чем больше удельный вес высокорисковых кредитов в общей сумме выданных кредитов, тем ниже ликвидность банка. Поэтому банк считается ликвидным, если суммы денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. В целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера. (20, с. 312) Существуют факторы, влияющие на размер ликвидности банков: а) количество наличных денег в обращении (увеличение снижает ликвидность банков и наоборот); б) изменение золотовалютных резервов страны (приток иностранной валюты повышает ликвидность банков и наоборот); г) изменение объема кредитных обязательств Центрального банка перед национальным казначейством (рост объема помощи, полученной Центральным банком от казначейства, увеличивает ликвидность банковской системы и наоборот); г) эмиссионная политика Национального банка, которая может усугублять последствия стихийных факторов, либо ограничивать их воздействие. Воздействие на уровень реальной ликвидности банков является одной из основных целей денежно-кредитной политики в той мере, в которой она направлена на контроль за ростом кредита. Другими словами, рестрикации в отношении ликвидности одновременно ограничивают возможности развития кредитных операций. Эта цель в основном может достигаться следующими действиями: а) регламентация объема наличности во взаимоотношениях коммерческих банков с Национальным — изменение размеров обязательных резервов и модификация правил учета в Национальном банке (ставок по переучету, "потолков" переучета); б) интервенция на денежном рынке, призванная ограничить или расширить предоставление кредита за счет снижения или повышения уровня процентных ставок. Можно выделить три группы причин нарушения ликвидности банка. Первая группа причин связана с просчетами в деятельности банков, когда они не доучитывают степень возможных рисков. Ко второй группе относятся причины, не зависящие ни от заемщиков, ни от банка, но из-за которых кредитор не может получить обратно ссуженный им капитал. Третья группа причин – это возможность неплатежеспособности банка по своим обязательствам из-за разбалансированности его баланса во времени, т. е. несоответствие структуры активов и пассивов во времени (нет равновесия между сроками поступления и платежа). (20, с. 313) Для поддержания необходимой ликвидности банки должны проводить Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |