|
Совершенствование деятельности культурно-досуговых центровсреда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека. Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни. Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире. Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека. Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок: а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды; б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю; в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории; г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды. Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность. В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется: Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг. Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности. Демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность. Основные функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности: - организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения; - разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом; - апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга. - сальной средой, приближенной к жилью; - выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба; - культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционых, компьютерных и т.д.); - приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам; - использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц; - создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок. В заключение следует подчеркнуть, что: - модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений; - культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют собой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного творчества специалиста учреждения культуры; - принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально- культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения. Таким образом, в наше время происходит развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно- досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей потребность активного участия в ней. При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых центрах, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами, архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений культуры. Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы: Таблица № 3 Формы поведения в досуге. |Типы ориентации поведения |Формы ориентации поведения | |с точки зрения самоценности |с точки зрения определенности | |предмета занятия |предмета занятия | |Культурно - ориентированное |Целевая | |Социально – ориентированное |Поисковая | |Рекреационно – ориентированное | | Рекреационно-ориентированное поведение как тип досугового поведения предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непроложенных обязанностей (на производстве, в быту и т.д.) здесь часто не столь важен достигаемый уровень владения той или иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не означает, что данному типу досугового поведения (как и другим, рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения «рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но главная характеристика рекреационно-ориентированного поведения все ж не в этом. Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе. Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать. А игра как раз и характеризуется развлекательностью, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п. Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией. Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных “официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным “ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации. Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально- насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных , общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями. В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны», гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом. Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать, что значение таких объединений будет возрастать. Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д. Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления». Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком. Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности. Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско- подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания. Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности. Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания: Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения. Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посещение объекта развлечений, отдыха без заранее намеченной программы. Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей. Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые знакомства, расширить социальные контакты. Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной культурной программы. Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный вид занятия. Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение). Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая может применяться в культурно-досуговых учреждениях: Таблица № 4 |Тип досугового |Тип клуба-общности |Соответствующий тип | |поведения | |клуба-учреждения | |1.Рекреационно-ориент|Подростковые клубы- |Клубное учреждение с | |ированное |общности с |доминированием одного | |целевое поведение |развлекательной |вида или родственных | | |направленностью; |видов рекреационных услуг| | |любители какого-либо вида|(видеосалон, дискотека, | | |развлечений в группе; |оздоровительный комплекс | | |-оздоровительный клуб и |и т.д.) | | |т.д. | | |2.Рекреационно- |Временный игровой |Клубное учреждение с | |ориентированное |коллектив, возникающий в |набором различных видов | |поисковое поведение |процессе посещения |рекреационных услуг | | |рекреационной |(например, клуб-кафе, | | |развлекательной программы|развлекательный центр, | | |(например, команды |“кабаре” и т.д.) | | |участников игры) | | |3.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубное учреждение, | |ориентированное |е клубы-общности, |ориентированное на | |целевое поведение |оформленные |однородный по какому-либо| | |организационно (членство,|социально | | |программа, правовой |демографическому признаку| | |статус) |состав посетителей (по | | | |полу, возрасту, | | | |национальности, | | | |социальному положению, | | | |религиозному признаку) | |4.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубные учреждение, | |ориентированное |е клубы-общности, не |ориентированное на | |поисковое поведение |оформленные организационо|взаимодействие разных | | |(объединенные, в |социально-демографических| | |основном, по образу жизни|групп для решения общей | | |и социальным проблемам. |социальной проблемы | | |(Например: «лимитчики» в |(например, клубы | | |городе) |знакомств) | |5.Культурно- |-Коллектив |Клубное учреждение как | |ориентированное |самодеятельного |система кружков, студий, | |целевое поведение |творчества; |курсов | | |-постоянная аудитория | | | |просветительных, учебных | | | |программ | | |6.Культурно- |- дискуссионный клуб; |Клуб как система кружков,| |ориентированное |- «Клуб интересных |студий, курсов | |поисковое поведение |встреч” | | Анализ деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в практике наименее распространены поисковые досуговые программ. Между тем, значительная часть населения ориентирована в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно- досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ). Важно, чтобы все эти возможности были представлены в одном или ином регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических начал в организации культурно-досуговой деятельности. Нельзя не отметить, что некоторые развитые любительские объединения предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения, представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |