бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает

экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые

итоги.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного

прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития

молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия

макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру

общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого

поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой

стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых

людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их

поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на

социальном облике молодёжи.

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и

общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-

демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде

всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи

определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе

воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только

наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого

комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства

характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и

процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление

социального качества молодёжи связано со спецификой её социального

положения и определяется закономерностями процесса социализации в

конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности

молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов

которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи.

Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций,

опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и

мотивацию социальной деятельности.

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе

развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга,

обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством

деятельности.

Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций

развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.

Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности

ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и

унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности

образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентацией,

выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам,

для того чтобы эффективно построить работу.

Молодежь – это социально- демографическая группа, переживающая период

становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие

изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от

социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает

физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью

(период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется

достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной

стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной

социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения

ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

У молодежи есть особые черты, которые характеризует ее как самостоятельную

социально-демографическую группу.

Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные

с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов,

социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и

представителей многих других отраслей науки. Философов, например,

интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов –

как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений,

психологов – в плане изучения закономерностей проявления и формирования

различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т.д. Вместе с тем это

разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками

не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку

личность представляет собой сложное, но целостное образование.

Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность. Для

которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлением,

предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект

познания и преобразования мира.

Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во

всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры,

приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).

Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности –

процесс длительный, сложный и противоречивый.

Личность конкретного человека, являющегося членом человеческого

общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития и

формирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к

другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от

особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно

состоит в определенных отношениях с другими членами общества, с различными

группами и слоями общества, с различными группами и слоями общества. Вот

эти-то общественные отношения личности с обществом и являются тем

фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.

То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на

общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила

поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений,

навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим

ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися

через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются

основными в формировании личности человека, его сознания.

Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга

людей в культурно-досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение

проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их

соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое значение

эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в

соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как

интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых»

занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть,

разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать

позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные,

с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на

развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо

опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы

переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет

психофизиологическую ценность для разных людей.

Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя

занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и

другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия

на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры,

праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для

отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче

тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится

утомительным и даже начинает раздражать.

У современных культурно-досуговых учреждениях есть еще важная

специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы человека –

создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей.

Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление

гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами,

поднимала их.

Не должно в учреждении культуры быть таких фактов, когда уют и

эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии

с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо

организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение

бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают

недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию

целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и

содержание досуговых программ и вызывает у людей потребность активного

участия в них.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения,

состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно

более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело,

которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и

глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект,

нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-

досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой

системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в

отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности.

Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности

усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение

является институтом социализации.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной

жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный

процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с

младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество

постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и

нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются

его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение

своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы,

привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди

реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают

нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными

институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им

чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта.

Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или

менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных

обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет

фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и

целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со

счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего

неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может

быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому

нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои

существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает

несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к

жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым

агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей

оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей

близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом

этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками,

осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с

образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда,

когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Помимо родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию

личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры

внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие

программы средств массовой информации и т.д.

На юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном»,

«трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и

молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают

формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают

в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В

социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это –

возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые

несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во

многом по разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию

подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно

нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен.

Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому

добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы,

которые часто дают не лучшие результаты.

В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения,

умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей

характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность,

общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения

культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих

трех сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации

человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят

еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей,

присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным

смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых

аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это

можно назвать личностным выбором деятельности.

Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения

ему всех остальных деятельностей.

И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации

деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех

процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта

деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит

расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания,

углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь

происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение

ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов

деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности

человека.

И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь

осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта

деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности,

формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что

это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением

социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений

всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся

действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым

осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных

отношений (1,с. 280). Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт,

творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы

освоения действительности. Это и является важным положением, которое

означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на

каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением

социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и

реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-

досуговые учреждения.

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по

интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по

интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально

насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие

личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в том, что

здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в

профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня

социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых

социокультурных ценностей.

В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных

вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по

интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и

организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые

увлечения.

Процесс социализации и культурного развития личности участников

любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных

коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких

ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по

сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами

(хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации

и самоуправляемости.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные

отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-

творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают

процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В

них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции

человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В

качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий

интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную

направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и

микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников,

определяемой социально значимыми целями.

Определение показателей и классификация любительской деятельности

имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания

досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива,

любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой

деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к

разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом

приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее

социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное

досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять

степень социальной активности индивида, его самоопределения в соответствии

со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня

свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора

различных видов досуговой деятельности, свобода выбора различных видов

досуговой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида.

Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного

досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми

учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и

качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных

потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития

культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки

механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру

индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может

выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе,

другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработки интегральных

показателей, промежуточных и конечных результатов социокультурной

деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. Знание

определенных норм, которых придерживается индивид, социальная группа, т.е.

социальных стандартов, признанных в конкретном социокультурной среде,

позволит выйти на уровни социализации. Люди зачастую придерживаются норм,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.