бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров

Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения

культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг,

но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и

обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем

основным показателям деятельности другие учреждения общественного

обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры

досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим

показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы

досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает

центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере

досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга

потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических

средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-

правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в

формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым

шагом к его активному функционированию является подготовка кадров,

обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для

формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться

специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники,

режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс

переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной

позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

Такой специалист должен будет освоить практически:

культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее

аспектах;

все современные технические средства, используемые как для

непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения

условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;

методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их

реализации;

искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их

собственной деятельности;

логику разработки и постановки новых досуговых программ;

методику организации деятельности творческих мастерских, формирования

постоянного актива посетителей центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан

с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации

интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются

в жесткие рамки традиционных форм.

Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит

отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства,

мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию

и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей,

подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума

гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус

авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков,

а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для

творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен

вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным

образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и

необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные

социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей

интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На

основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга

через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с

семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров

как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры

внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и

нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой

направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья»,

«дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить

различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери;

Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания;

«Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы

семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок;

читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских,

подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений,

фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических

экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации

детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных,

малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые

телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные

гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и

других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный

опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты,

дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для

осуществления творческих замыслов.

Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра

«Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра

нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную

программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и

малохудожественной самодеятельности.

Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной

«Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки,

хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были

задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась

великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией:

Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы

социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-

творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную

доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет –

чувствовали себя в общем доме.

Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно

высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и,

конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея

(концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные

методы обеспечения).

Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое

время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный

человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-

юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от

античности до русского классического театра, а также в организации

постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными

коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на

себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она

реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению,

постоянному анализу и контролю выполнения».

Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не

обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские

идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.

«Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно

приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение

человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка”

культуры труда, поведения, отношений».

Одним из подразделений городского культурного центра является центр

социально-психологической помощи подросткам «Перекресток», который работает

в плане социально-психологической реабилитации «трудных» детей и подростков

уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей

и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся

в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на

помощь.

Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной

справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в

том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям

и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные

отечеству, что у каждого есть будущее.

Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и

откроется его душа, и засветится в ней искорки Веры, Надежды, Любви».

Вся работа по социально-психологической реабилитации «трудных»

подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:

«Старший друг», или семейная программа предусматривает осуществления

семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или

психологом неблагополучных семей с целью обучения родителей и детей

правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде

всего, проблема родителей.

«Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить

не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться

панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в

незнакомом коллективе.

-«Право и дети» - программа, направленная на оказание юридической помощи

несовершеннолетним, их родителям.

«Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира

ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями

великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных

и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в

художественной самодеятельности.

Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр

проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями

и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует

постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.

Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до

этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью

центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По

окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в

осуществлении волонтерской программы.

Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного

центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10

самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия,

доброжелательности и перспективной программы действий, создать

многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-

творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.

Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже

испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы

«управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения

«Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на

энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается

каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети

улицы».

Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала

“Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-

психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.

Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные

Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную

направленность.

Городской «Культурный центр» города Пскова делится своим опытом в

журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех

культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий:

Пушкиниана (модель)

Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он

был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого

российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.

Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто

жители города, независимо от возраста и положения.

На вечере можно читать:

любые произведения до 5-20 минут по времени;

стихи А.С.Пушкина;

стихи о Пушкине;

стихи поэтов времен А.С.Пушкина;

стихи собственного сочинения…

Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.

Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два

раза в месяц.

Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.

Клубные выставки (модель)

Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме

культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади

(стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и

организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых,

тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК

могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! –

выставки, независимо друг от друга.

Пути организации:

Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам

сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.

Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан

города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов,

экономической и политической ситуации.

Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или

другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа

работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров,

самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.

Салоны в Клубе (модель)

Музыкальный салон;

Литературный закон;

«Мой край родной»;

Театральный салон;

Юридический салон;

«Из недр земли»;

Программа салона:

встреча гостей;

знакомства и представления;

обозначение темы ведущим;

несколько взглядов на тему (выступление гостей);

о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);

короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;

выступают гости салона (песни, танцы, стихи…);

кофе, чай;

слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;

внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;

внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;

- уход гостей (прощание, проводы).

Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга

необходимо для каждого социального работника, социального педагога,

культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в

одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров,

нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе

молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых

программах, когда они разнообразны и привлекательны.

Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи

любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего

досуга.

В современных культурных центрах основой содержания работы является

самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в

рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно

эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить

процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В

региональных программах социально-культурного развития предусматривается

совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и

физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с

наркоманией, пьянством и т.д.).

Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены

по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной

среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда

необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-

досуговая среда как часть общей среды существования и более всего

соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-

досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями

мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек

пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других

людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает

большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения

уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная

окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря

этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от

любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека

использует здесь особенности пространственно-временного устройства

культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых

здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой

самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую

собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности.

Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее

человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и

отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется

деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с

актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным

залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового

пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-

пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и

деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к

культурно-досуговой среде.

В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по

особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему

эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его

различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в

котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей

целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек

сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его

оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно

воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием,

временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются

предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая

среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна,

рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-

досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство,

музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают

прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают

следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные

праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены

пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства:

декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и

ремесла и т.д.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении,

насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу

высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-

досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек

включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во

взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда

как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая

среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.

Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть

ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни.

Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя,

духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное

переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого

поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может

измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление

представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса

деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную

смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.