|
Совершенствование деятельности культурно-досуговых центровотвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг—это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений. Наиболее удобные формы для этого уже выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Чем привлекательны эти клубы? Они прежде всего многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и др. Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. Но клуб по интересам – это также искусный воспитатель. Может быть, в этом состоит главный критерий его деятельности. Дело в том, что каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научиться чему-то, а научась не хочет уходить, потому что по- настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности. Наблюдения за работой клубных объединений убеждают: чтобы досуг стал действительно привлекательным для молодежи, необходимо строить работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий. Сейчас в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи. Журнала «Социс» провел исследования о предпочтениях городской молодежи (на примере г.Зеленограда Таблица № 1 Предпочтения молодежи по проведению досуга | |Виды досуга |Доля | | | |опрошенных | |1 |2 |3 | |Дома |Чтение книг, журналов |54,0 | | |Просмотр телепередач, видеофильмов; |77,6 | | |прослушивание радиопередач, аудиокассет | | | |Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, |10,5 | | |вышивание) | | | |Художественные промыслы (рисование, лепка, |11,1 | | |фитодизайн, роспись по различным материалам и | | | |др.) | | | |Сочинение (стихи, проза) |9,7 | | |Компьютер (игры) |39,7 | | |Компьютер (программирование, отладка) |19,4 | | |Спорт, здоровый образ жизни |44,2 | | |Уход за домашними животными |28,2 | | |Общение с друзьями |73,6 | | |Другое |2,8 | | |Затруднились ответить |1,2 | |Вне дома |Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой |9,1 | | |песни, экологи, любители бега, футбола) | | | |Спортивные секции |27,4 | | |Посещение катка, бассейна, спортплощадок |33,1 | | |самостоятельно | | | |Курсы иностранных языков |19,6 | | |Секции и кружки технического творчества |1,2 | | |Секции и кружки народных промыслов |0,8 | | |Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. |14,7 | | |Факультативы при учебных заведениях |6,5 | | |Посещение библиотеки, читальных залов |14,5 | | |Посещение кинотеатров |30,0 | | |Посещение театров |32,3 | | |Дискотеки |57,3 | | |Посещение кафе-баров |40,9 | | |Дача, приусадебное хозяйство |24,2 | | |Массовые праздники, гулянья |37,1 | | |Профессиональная ассоциация |3,6 | | |Политические объединения |2,4 | | |Общение со сверстниками в клубах свободного |46,4 | | |посещения | | | |Другое |2,6 | | |Затруднились ответить |2 | Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама. Следующее требование, предъявляемое к организации и проведению молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков. Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением его проведения с учетом различных групп молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении молодежь, как особая социальная группа, неоднородна: сельская, городская, учащаяся, занятая в различных сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д. Естественно, что все эти подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры. Как известно, среди наиболее популярных у молодежи видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции, группы здоровья. Как свидетельствует опыт Северодонецка, где большой популярностью пользуются клубы любителей бега, подростковый клуб спортивной борьбы, клуб тяжелой атлетики, школа большого тенниса, кафе – клуб «Шахматное», туристские объединения, спортивно-технические секции, дружба населения со спортом и физкультурой способна не только его оздоровить, но и создать особую жизненную обстановку, особое настроение. Люди не только лучше работают, отдыхают, но и понимают друг друга. Владение специальными психическими, упражнениями создает основы психического саморегулирования, сокращает время восстановления нервных сил. Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них совсем не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга,— дело серьезное. Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки- клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая. Здесь, кроме того, можно решать забавные задачи, распутывать сложные детективные истории, участвовать в конкурсах эрудитов, потанцевать, выпить чашечку кофе или чаю. Сюда можно прийти как самому, так и с семьей, детьми. Привлекают молодых досуговые игры, связанные с использованием игровых автоматов и компьютеров. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры –зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы. Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового. Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы современного молодежного досуга? Рассмотрим досуг молодежи как особой социальной группы в целом. Можно «посидеть компанией», что является жгучей потребностью, формой самоутверждения для молодого человека. Исследования ученых, да и простейшие житейские наблюдения, показывают, что при всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста индустрии свободного времени – туризма, спорта, библиотечного и клубного дела и т. п. - при всем этом, молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Ясно, что ввиду всего этого домашний досуг, словно магнит, притягивает к себе юношей и девушек. Его благородного, развивающего влияния на личность молодого человека нельзя отрицать. И все же этот вид досуга не лишен минусов: изолированность человека в «коробке» четырех стек, общение с, духовными ценностями только «на прием», отрыв от физкультурно-спортивных форм досуга, а это не может не усиливать пассивности, инертности молодого человека. Несомненно, домашний досуг юношей и девушек требует корректного участия старших, в особенности родителей, их помощи и контроля. Удобной в этом отношении формой выступают поездки на отдых всей семьей и организация досуга в семейных клубах (кооперативах). Отдых всей семьей очень сплачивает и обогащает детей и родителей. Но, к сожалению, он пока не всегда возможен. Что должен учитывать молодой человек, избирая те или иные формы досуга? Прежде всего его отношение к ним не должно быть односторонним. Нужно учиться видеть в каждом виде досуга все его содержание (познавательные, эстетические, воспитательные, развлекательные элементы). Это поможет правильно управлять своим собственным развитием. Помочь человеку избавиться от однообразия будней, скучных, никому не нужных, если они истрачены зря, вечеров, найти рациональные способы и формы проведения досуга—все это актуальная и далеко не простая задача, решение которой, безусловно, позволит многим придать свободному времени высший смысл, очистить его от влияний антикультуры, расширить рамки своей «возвышенной деятельности», познать радость творчества. Актуальной для нашего общества является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально – досуговой деятельности. Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи. Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры –зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи. 2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах. Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества. Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует: самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно- теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п. Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям: 1) открытие своего внутреннего мира — восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»); 2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания; 3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется самоуважение — обобщенное отношение к себе: 4) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.). Таблица № 2 Периодизация развития личности |Возраст |Психологическое содержание возрастного периода | |Юность |Порог взрослой жизни; поиск своего мета в обществе. | |(18-23 года) |Личностное и профессиональное самоопределение. | |Молодость |Выработка индивидуальности, осознание нереальности | |(24-30 лет) |юношеских мечтаний. | | |Более конкретные представления о будущей жизни. | | |Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». | | |Специализация в выбранной профессии. | |Расцвет |Время высокой работоспособности и отдачи. | |(31-40 лет) |Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится | | |полноценным специалистом и семьянином. | Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |