бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по межкультурной коммуникации

культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их

порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные

функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные

контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает

связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет

коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет

горизонты понимания и интерпретации).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма

объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при

его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в

контекстах социокультурной коммуникации).

АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ - интерпретативное воплощение к.-л. формы культурной в

конкр. материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре,

информ. сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как

образец решения задачи по удовлетворению к.-л. групповой или индивидуальной

потребности (интереса) людей может быть реализована во множестве А.к.,

представляющих собой практич. акции и их материализованные результаты

(продукты), в т.ч. интеллектуальные, образные и т.п. по удовлетворению

соответствующей потребности.

Поскольку А.к. создается в условиях или при обстоятельствах, практически

никогда не бывающих идентичными тем, при к-рых порождалась исходная форма,

то и всякий А.к. никогда не бывает абсолютно тождествен воплощаемой им

культурной форме, а воспроизводит ее более или менее вариативно настолько,

насколько условия его реализации отличаются от условий генезиса этой формы.

При этом А.к. обрядов, ритуалов и иных церемониальных, этикетных и прочих

высоконормативных и процедурных форм поведения, как правило, преследует

цель максимально точного репродуцирования своего нормативного образца, что

реализуется с известной мерой условности. Тем не менее, корпус А.к. в

культурных архаич. и традиц. типах в целом отличается сравнительно меньшей

вариативностью по отношению к исходным формам, нежели в культурах

индустриального и постиндустриального типа.

Наиболее специфич. характеристикой А.к. является то, что он представляет

собой прежде всего продукт индивидуального восприятия исходной культурной

формы, а отсюда уже — частный случай ее субъективной интерпретации. В

наиболее чистом виде подобные А.к. воплощаются в исслед., филос., критич.,

информ. и иных текстах генерализующего плана, создаваемых специалистами,

или же в личных суждениях о данном культурном феномене частных лиц.

Символико-смысловая изменчивость подобных А.к, отличается наибольшей

динамикой (изменение обществ, вкусов, моды и т.п.). Но и в случае

непосредственного материального воспроизводства культурной формы (за

исключением механич. тиражирования) в каждом таком случае речь идет о ее

субъективной реинтерпретации в данном А.к. В конечном счете

интерпретативный А.к. и есть осн. форма существования культурных феноменов.

Срок жизни всякой культурной формы, т.е. период сохранения ее социальной

актуальности, исчисляется длительностью ее продолжающихся интерпретаций в

процессе воспроизводства, восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве

А.к.

25. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНЫХ СХЕМ ПО СТЮАРТУ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ.

Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные

единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это

множество культур от всех других.

Типологизация культур - метод научного познания, с помощью которого все

огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается,

классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы)

культур. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация

есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым

общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной

типологической модели культуры или типа.

СТЮАРД (Steward) Джулиан Хейнс - антрополог, этнолог. Ученик Крёбера и

Лоуи. С. проанализировал все существовавшие концепции культурно-истор.

процесса и определил три осн. типа: концепция однолинейной эволюции

(эволюционизм 19 в.), последователи которой выделяли стадии поступательного

развития культур; концепция общей (универсальной) эволюции Л. Уайта, Г.

Чайлда, которая позволяла вскрывать общие закономерности эволюции культуры;

концепция многолинейной эволюции С., действие которой автор ограничивает

рамками отд. регионов, исторической повторяемостью и процессами

параллельного развития. Этим культурный тип отличался от культурного

ареала, поскольку в описании последнего учитываются все элементы культуры.

В 1955 С. несколько изменил свой подход и определил культурный тип как

совокупность черт, образующих ядро культуры, возникающих как следствие

адаптации к среде и характеризующих одинаковый уровень интеграции. На этом

этапе анализа С. сделал серьезную попытку выявить истор. типы связей, к-рые

дают возможность классифицировать и сравнивать культуры.

27. КАТЕГОРИЗАЦИЯ КУЛЬТУР ПО ХОЛЛУ.

У каждой культуры есть своя логика и свое представление о мире. То, что

значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно

всегда с уважением смотреть на своего партнера — представителя иной

культуры. Каждая культура содержит в себе целый рад ключевых элементов -

культурных категорий, которые являются определяющими в способах общения и

поведения индивидов. Знание и учет этих категорий при межкультурных

контактах составляют основу концепции «культурной грамматики» Э. Холла.

1.1. Время

Во всех культурах категория времени служит важным показателем темпа жизни,

ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят

типы и формы общения людей. Так, если западная культура четко измеряет

время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то в арабских

странах в Латинской Америке и в некорых странах Азии опоздание никого не

удивит. Более того, для нормального и эффективного общения там принято

потратить какое-то время на произвольную беседу. При этом не должно

проявляться низкой поспешности, так как может возникнуть культурный

конфликт.

1.1.1. Жизненный ритм культуры

Наконец обнаружилось, что все человеческие процессы зависимы от времени и

регулируются временным ритмом. Постепенно временной ритм приобрел и

культурное значение, поскольку стал регулировать и определять течение и

характер многих культурных процессов.

Ритм жизни может связывать людей между собой или изолировать их друг от

друга. В одних культурах этот ритм очень медленный, в других — очень

быстрый. Люди с различными жизненными ритмами с трудом понимают друг друга,

так как они живут асинхронно. Способность изменять собственный временной

ритм, согласуй его с ритмом партнера, является важнейшей предпосылкой для

успешной коммуникации и совместной работы.

Люди с более медленным жизненным ритмом чувствуют давление, если они

контактируют с теми, кто привык к более высокому темпу. Однако люди с более

быстрым ритмом не становятся спокойнее, если им приходится общаться с

представителями культур с более медленным ритмом жизни. Они чувствуют

давление и внутренне противятся ему. Это не приводит к желаемым результатам

ни одну из сторон. Практические действия человека осуществляются во

времени. Следствием этого является планирование времени. Без планирования

времени было бы немыслимо функционирование современного общества. Чтобы

выяснить, что является наиболее важным, нужно посмотреть, что должно быть

сделано в первую очередь. То есть временем регулируются приоритеты и

предпочтения людей. Важным показателем того, как обходятся со временем в

разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих

странах пунктуальности придается большое значение.

Другим очень важным аспектом является основная временная перспектива,

существенно различающаяся от культуры к культуре. Это означает, что

некоторые культуры и страны могут быть ориентированы в прошлое, настоящее

или будущее. Например, Иран, Индия и некоторые страны Дальнего Востока

ориентированы в прошлое; США ориентированы в настоящее и в недалекое

будущее. Для России, скорее всего, характерна ориентация на прошлое и

будущее. Причем, максимальное внимание уделяется будущему, а настоящему

придается не столь большое значение.

1.1.2. Монохронные и полихронные культуры

По способу использования времени культуры принято разделять на два

противоположных вида: в одних культурах время распределяется таким образом,

что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности,

поэтому одно идет за другим, как звенья одной цепи. Культуры, в которых

доминирует такой вид распределения времени, называются монохронными, так

как в них за один период времени выполняется только одно дело. В других

культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок

времени возможен не один, а сразу несколько видов деятельности. Такие

культуры называются полихронными, поскольку сразу несколько дел выполняются

одновременно.

В монохронных культурах время понимается как линеарная система, наподобие

длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в

прошлом. В них время можно экономить, терять, наверстывать, ускорять.

Полихронное время является полной противоположностью монохронному. В

культурах этого типа большую роль играют межличностные, человеческие

отношения, а общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. К

типичным полихронным культурам относятся Латинская Америка, Ближний Восток

и государства Средиземноморья, а также Россия. Пунктуальности и распорядку

дня в этих культурах не придается большого значения. Как правило, ни один

контакт между людьми, принадлежащими к различным временным системам, не

обходится без стресса. При этом очень сложно избежать негативных эмоций,

если приходится подстраиваться под другую временную систему.

28.КАТЕГОРИЗАЦИЯ КУЛЬТУР ПО ХОФСТЕДЕ.

В силу индивидуальных особенностей психики, социального окружения и

соответствующих черт культуры каждый человек по-своему воспринимает

окружающий мир, является носителем определенного образа мыслей и

потенциальных действий. Подавляющее большинство социальных моделей

поведения людей формируется в детском возрасте, поскольку именно в детстве

человек наиболее восприимчив к процессам обучения. Как только определенные

ощущения, формы мышления и способы действий возникают и закрепляются в

сознании индивида, они консервируются и слабо поддаются новациям. Ведь для

этого сначала нужно отказаться от старых образцов, чтобы потом усвоить что-

то новое. А отказ от привычных ощущений, мыслей и моделей поведения дается

всегда труднее, чем обучение с «чистого листа». Такие механизмы

формирования ощущений, мыслей и поведения называются в культурной

антропологии ментальными программами. Источниками ментальных программ

являются культура и социальное окружение, то есть те условия, в которых

происходит социализация и инкультурация человека. Это означает, что

ментальные программы определяются так называемыми измерениями культуры,

включающими в себя:

+ дистанцию власти;

+ коллективизм — индивидуализм;

+ маскулинность — феминность;

+ избегание неопределенности.

2.1. Дистанция власти

Измерение «дистанция власти» показывает, какое значение в разных культурах

придается властным отношениям между людьми и как варьируются культуры

относительно данного признака. Некоторые культуры имеют преимущественно

иерархическую или вертикальную структуру, в то время как в других культурах

иерархия выражена не так сильно или наблюдается горизонтальная структура

построения властных отношений. В иерархических обществах с высокой

(большой) дистанцией власти всем вышестоящим лицам, начальникам или

родителям оказывается подчеркнутое уважение и демонстрируется послушание.

В культурах с низкой (малой) дистанцией власти наибольшее значение

придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная

свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников

подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный

характер, чем в культурах с высокой дистанцией власти. В культурах с низкой

дистанцией власти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и

подчиненными незначительна. Например, сотрудники всегда могут подойти к

своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. В культурах с

высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между

начальниками и подчиненными.

В семейных отношениях члены семьи, наделенные властью (родители, старшие

братья, сестры и т.д.), также требуют послушания. Развитие независимости не

поощряется. Главной добродетелью считается уважение к родителям и старшим

членам семьи. В культурах с малой дистанцией власти дети рассматриваются в

качестве равноправных членов семьи с того времени, как только они начинают

активно включаться в семейную жизнь. Идеальным состоянием в семье считается

личная независимость, а потребность в независимости является едва ли не

самым важным элементом людей в культурах с малой дистанцией власти.

Способ распределения власти обычно исходит из поведения наделенных этой

властью членов общества, то есть из когорты руководителей, а не из

остальной массы руководимых. Однако здесь важно учитывать то, что авторитет

может возникнуть только там, где он встречает послушание и покорность. В

культурах с большой дистанцией власти эта власть видится как некая

данность, имеющая фундаментальные основы. Те или иные конкретные культуры

находятся где-то в середине этого континуума.

2.2. Индивидуализм - коллективизм

Если дети вырастают в больших семьях (семейных кланах), то они учатся

воспринимать себя как часть «мы-группы». «Мы-группа» отличает себя от

других групп в обществе и является источником создания собственной

идентичности. Между индивидом и группой изначально развиваются отношения

зависимости. «Мы-группа» служит защитой для индивида, от которого в ответ

требуется постоянная лояльность в отношении группы. В большинстве

коллективистских культур прямая конфронтация с другими людьми считается

невежливой, нежелательной. В таких обществах не существует «личного

мнения».

Если дети вырастают в малых семьях, то они быстро учатся воспринимать свое

«я» отдельно от других людей. Это «я» определяет личную идентичность

человека и отделяет его от других «я». Причем, в основе классификации

других людей лежит не их групповая принадлежность, а индивидуальные

признаки. Цель воспитания в том, чтобы сделать ребенка самостоятельным, то

есть научить независимости, в том числе и от родителей. Более того,

ожидается, что как только цель воспитания будет достигнута, ребенок покинет

родительский дом. Нередко случается, что, уходя из дома, дети сводят

контакты с родителями до минимума или даже прерывают совсем. В таких

обществах от физически здорового человека ожидается, что он ни в каком

отношении не будет зависеть от группы.

2.3. Маскулинность - феминность

Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин в женщин.

Биологические различия между мужчинами и женщинами одинаковы во всем мире,

но их социальные роли в обществе лишь в малой степени объясняются

биологическими различиями. Понятия маскулинность и феминность, согласно

Хофстеду, определяют социальные, заранее определенные культурные роли.

Однако относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой

конкретной культуре существуют различные мнения. Поэтому в качестве

критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофстеде предлагает

традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость,

ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Женщинам

приписывается ориентация на дом, семью, социальные ценности, а также

мягкость, эмоциональность и чувственность. Естественно, что эти понятия не

являются абсолютными. Некоторые мужчины могут иметь черты женского

поведения, а женщины — мужского, но это рассматривается как отклонение от

нормы.

Согласно такому разделению в маскулинных культурах центральное место

занимают работа, сила, независимость, материальный успех, открытость,

конкуренция и соперничество и существует ясное разграничение мужских и

женских ролей. В феминных культурах эти признаки считаются не столь

важными. На первом плане здесь находятся эмоциональные связи между людьми,

забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования.

Например, конфликты в таких культурах пытаются решать путем переговоров и

достижения компромисса, в то время как в маскулинных культурах конфликты

решаются в свободной борьбе, по принципу «пусть победит лучший».

Соответственно в маскулинных культурах у детей поощряется честолюбие, дух

соревнования, самопрезентация. В работе здесь больше ценится результат, и

награждение происходит по принципу реального вклада в работу. В феминных

культурах при воспитании детей большее значение придается развитию чувства

солидарности и скромности. Культуры феминного типа - Швецию, Норвегию,

Нидерланды, Данию, Финляндию… Россия… К маскулинным культурам относятся

Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мексика, Великобритания,

Германия…

2.4. Избегание неопределенности

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в ситуации

неизвестности индивид испытывает стресс и чувство страха. Высокий уровень

неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу

у индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии.

Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопределенности

наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких

обществах создаются особые каналы. Это проявляется в существовании

многочисленных формализованных правил, регламентирующих действия, которые

дают возможность для людей максимально избегать неопределенности в

поведении. Например, в обществах с высоким уровнем избегания

неопределенности в организациях создаются особенно подробные законы или

неформальные правила, которые устанавливают права и обязанности

работодателя и наемных работников. В таких культурах постоянная спешка

является нормальным явлением, а люди не склонны к принятию быстрых

изменений и препятствуют возможным нововведениям.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди в большей

степени склонны к риску в незнакомых условий и для них характерен более

низкий уровень стрессов в неизвестной ситуации. Молодежь и люди с

отличающимся поведением и образом мыслей воспринимаются в таких обществах

позитивнее, чем в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности. В

странах с низким уровнем избегания неопределенности наблюдается отчетливое

противоборство относительно введения формализованных правил, которое чаще

всего эмоционально окрашено. Поэтому правила устанавливаются только в

случае крайней необходимости. В таких обществах люди считают, что они

способны решать проблемы и без множества формальных правил. Они в состоянии

много работать, если необходимо, но при этом не чувствовать потребности

быть постоянно активными.

В культурах с разным уровнем избегания неопределенности можно наблюдать и

разные установки относительно поведения учителей и учеников. Например, в

культурах с высоким уровнем избегания неопределенности ученики или студенты

видят в своих учителях и преподавателях экспертов, от которых они ждут

ответов на все вопросы. В таких странах ученики обычно придерживаются той

научной позиции, которая не отклоняется от научных взглядов их учителя. В

частности, если аспирант сталкивается с тем, что его подход к решению

научной проблемы идет вразрез с мнением научного руководителя, ему остается

либо отказаться от своей позиции, либо поискать нового руководителя для

своей диссертации.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности учителя и

преподаватели не воспринимаются как непогрешимые эксперты. Здесь

допускается, что учитель может ответить на вопрос учеников «я не знаю» и

это не будет считаться признаком его некомпетентности. Несовпадение мнений

между преподавателем и учениками в таких культурах является скорее

признаком критического мышления последних и чаще всего поощряется.

К культурам с низким уровнем избегания неопределенности относят такие

страны, как Сингапур, Ямайка, Дания, Швеция, Ирландия, Великобритания,

Индия, США и др. Греция, Португалия, Гватемала, Уругвай, Бельгия, Япония,

Франция, Чили, Испания… Необходимость учета культурных категорий

объясняется тем, что они существенно облегчают осознанное принятие во

внимание культурных различий. Это в свою очередь позволяет гибко

реагировать на неожиданные действия партнера по межкультурной коммуникации

и избегать возможных конфликтов при контактах с представителями других

культур.

29.ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ.

4.1 Понятия «инкультурация» и «социализация»

Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного

вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек

усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока

большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в мир происходит

путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей,

образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.