бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по межкультурной коммуникации

выделять три группы поз.

+ Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость для

контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук сплетенными в

замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины

назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело

повернуть! к партнеру, туловище наклонено вперед.

+ Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании»

над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника.

Зависимость — взгляд снизу вверх, сутулость.

+ Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей

позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная

поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы кинезиса, позы различаются не только в разных

культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных

группах. Так, почти все западные люди сидят на стуле, положив ногу на ногу.

Но если этот человек, находясь в Таиланде, сядет так и направит свою ногу

на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным. Дело в том, что тайцы

считают ногу самой неприятной и низкой частью тела. Если североамериканский

студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, в африканских и

азиатских культурах это сочтут за отсутствие уважения и почтительности.

С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как на

физическое самочувствие и возраст человека, так и на его моциональное

состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость,

длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и

головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти параметры

Формируют разные типы походки — ровной, плавной, уверенной, твердой,

тяжелой, виноватой и др.

Походка с резко выпрямленной верхней часть туловища проводит впечатление

гордого вышагивания (как на ходулях) и выражает надменность и высокомерие.

Ритмичная походка, как правило, является свидетельством воодушевленного и

радостного настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами

является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия ее

владельца. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть туловища и активно

двигаются руки, то это служит верным признаком того, что человек находится

во власти своих переживаний и не желает поддаваться чьему-либо влиянию.

Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя

в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же время

изворотливость. И, наконец, волочащаяся, медленная походка говорит или о

плохом настроении или об отсутствии заинтересованности; люди с такой

походкой чаще всего ершисты, не обладают достаточной дисциплиной.

Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая целиком

обусловлена спецификой той или иной культуры. Иногда по одежде мы узнаем о

событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает

на профессию ее владельца. Так, человек в полицейской форме уже одним своим

присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека,

сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе.

Если девушка желает произвести впечатление или установить с кем-то

отношения, то она надевает свое лучшее платье. Если при этом она оденется

неряшливо, то, вероятнее всего, не сможет достигнуть необходимого общения.

4.2.3.2. Тактильное поведение

Сложилось особое научное направление, изучающее значение и роль

прикосновений при общении, которое получило название такесики.

Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в

разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в

зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие

типы:

- профессиональные — они носят безличный характер, человек при этом

воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

- ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

- дружеские;

- любовные.

Как утверждают результаты исследований различных культур, в одних из них

прикосновение очень распространено, а в других оно совсем отсутствует.

Культуры, принадлежащие к первому типу, получили название контактных, а ко

второму — дистантных. К контактным культурам принадлежат

латиноамериканские, восточные, южно-европейские культуры. Так, арабы,

евреи, жители Восточной Европы и средиземноморских стран используют

прикосновения при общении довольно активно. В противоположность им

североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы принадлежат к

низкоконтактным культурам. Представители этих куль-тур предпочитают

находиться при общении на расстоянии от собеседника, причем азиаты

используют большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы.

Немцы, англичане и Другие англосаксонские народы считаются людьми, которые

редко пользуются прикосновениями при общении.

Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев

подтвердили, что принадлежность к контактной или дистантной культуре

зависит также и от личности человека и его половой принадлежности.

В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме прочего, также

чувства патронирования и превосходства. Прикосновение к плечу или спине в

них означает дружбу. В арабских и некоторых восточно-европейских странах

выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий. Среди

мусульман объятия являются выражением мусульманского братства, впрочем, в

тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских культурах,

например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как

обида. Поэтому, в азиатских культурах учителя зачастую бьют учеников по

голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание.

Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет

свое символическое значение.

+ Ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означай готовность

подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.

+ Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стрем I ление к

доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль!

+ Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксируй положение равенства

собеседников.

+ Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну № донь собеседника)

подчеркивает стремление к искренности, ДРП желюбию, доверительности.

4.2.3.3. Сенсорика

Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся

на чувственном восприятии представители других культур. Наряду со всеми

другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру

формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от

того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и

звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение

с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов

чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.

Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи

тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с

человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Особенности национальной

кухни также сильно различаются у разных народов. Цветовые сочетания,

используемые в разных культурах, тоже сильно варьируются. Нам могут не

нравиться эти сочетания, узоры, они могут казаться слишком яркими или

чересчур блеклыми. Слуховые предпочтения также зависят от конкретной

культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов.

Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой. Все

сенсорные факторы действуют совместно и в результат создают сенсорную

картину той или иной культуры.

4.2.3.4. Проксемика

Проксемика — это использование пространственных отношений при коммуникации.

Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа

закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния

территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного

общения. Специальные исследования показали, что они существенно отличаются

в разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации.

Каждый человек для нормального своего существования считает, что

определенный объем пространства вокруг него является его собственным и

нарушение этого пространства рассматривает как вторжение во внутренний мир,

как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на

определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным

показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Тем самым

изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса

коммуникации. Кроме того, дистанция партнеров по коммуникации зависит также

от таких факторов, как пол, раса принадлежность к какой-либо культуре или

субкультуре, конкретика социальных обстоятельств и др. Э. Холл в результате

своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

+ интимную — разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в

свою жизнь третьих лиц;

+ личную — расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой

и всеми другими людьми;

+ социальную — дистанция между людьми при формальном и светском общении;

+ публичную — дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в

аудитории и др.).

Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека, и

в ней он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира

вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято. Учеными доказано, что

чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови

вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило,

готовится к самозащите. Это заложено природой, гормоны стресса помогают

организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. Если

нет возможности осуществить то или другое, тогда гормон борьбы превращается

в «яд». По этой причине человек, нарушивший интимную зону партнера по

общению, причиняет ему и психологический, и физиологический вред.

Однако для процесса коммуникации наиболее важным является личное

пространство, непосредственно окружающее тело человека. Эта зона равняется

45—120 сантиметров, и в ней происходит большая часть всех коммуникационных

контактов человека. На таком расстоянии физический контакт не обязателен.

Это Оптимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и хорошими

знакомыми.

В азиатских культурах личное пространство может зависеть и от кастовой

принадлежности участников коммуникации.

Социальная зона — это то расстояние, на котором мы держимся при общении с

незнакомыми людьми или при общении с малой группой людей. Социальная

(общественная) зона располагается в промежутке от 120 до 260 см. Она

наиболее удобна для формального общения, поскольку позволяет ее участникам

не только слышать партнера, но и видеть. Поэтому такое расстояние принято

сохранять при деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции и

пр.

Социальная зона граничит с личной, и в ней, как правило, происходит большая

часть формальных и служебных контактов. В ней происходит общение учителя и

учеников, начальников и подчиненных, обслуживающего персонала и клиентов и

т.д. Здесь очень важно интуитивное чувство дистанции общения, поскольку при

нарушении социальной зоны бессознательно возникают отрицательная реакция на

партнера и психологический дискомфорт которые приводят к неудачным

результатам коммуникации.

Публичная зона — это расстояние, предпочтительное при коммуникации с

большой группой людей, с массовой аудиторией. Зона предполагает такие формы

общения, как собрания, презентации, лекции, доклады и речи и пр. Публичная

зона начинается с расстояния от 3,5 метров и может простираться до

бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому

публичную зону еще называют открытой. Наиболее часто публичную зону

коммуникации можно наблюдать во время совершения светских или религиозных

церемоний, когда глава государства или глава религиозного института

находятся на почтительном расстоянии от большинства людей.

4.2.3.5. Хронемика

Хронемика — это использование времени в невербальном коммуникационном

процессе. Для общения время является не менее важным фактором чем слова,

жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью

невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах.

Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные

модели использования времени: монохронную и полихронную.

При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной

ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к

тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься

только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных

контактов. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там

может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в

виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем

являются культуры, в языке которых вообще нет слов, относящихся ко времени

(например, североамериканских индейцев).

Если в монохронной культуре время постоянно отслеживается, считается, что

время — деньги, в полихронной культуре такой необходимости нет, о точном

использовании времени даже не задумываются.

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в

крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких

деревушках.

Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени.

Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое

время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время,

напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и

т.д. Одной из наиболее частых помех в межкультурной коммуникации является

ситуация, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его

оппонент, принадлежащий к другой культуре, — неформальным, Первый приходит

на встречу к двум часам дня, а другой — примерно во второй половине дня,

если приходит вообще.

13. ПОНЯТИЯ «СВОЙ» И «ЧУЖОЙ». КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.

Природа и сущность понятий «свой» и «чужой»

В ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений

другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой».

Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и

ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными

явлениями. Понятие «чужой» приобретает ключевое значение. Но проблема

заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное

определение этого понятия. Понятие «чужой» имеет несколько значений и

смыслов:

+ чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной

культуры;

+ чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным

окружением;

+ чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;

+ чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек

бессилен;

+ чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который

воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание

(что-то не так), при котором мнение и понимание не совпадают. Как правило,

обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а

занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость,

невежественность или злой умысел.

Провозглашая собственные стандарты абсолютными, европейцы осуждали всякое

отклонение от европейского обе раза жизни, не допуская при этом мысли о

том, что туземцы могут иметь собственные стандарты.

Этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Он

позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей;

существует сознательном стремлении изолировать одних людей от других,

сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.

Каждый элемент этой системы имеет определенный смысл для той или иной

социальной общности. Процесс познания культуры при таком подходе

представляет собой выявление ценностных значений соответствующих предметов,

явлений, отношений. Результаты этой познавательной деятельности

закрепляются в сознании людей в виде соответствующих смыслов. Смысл в свою

очередь представляет собой элемент сознания индивида, в котором

раскрывается сущность изучаемого предмета или явления, его свойства и формы

культурной деятельности, его породившие.

Осмысление явлений чужой, неизвестной культуры принципиальна отличается от

осмысления тех или иных явлений своей собственное культуры. В данном случае

оказываются неприемлемыми попытки использовать нормативно-ценностную

систему своей культуры, поскольку это неизбежно приводит к неадекватным

результатам. И наоборот, попытка осмыслить чужую культуру характерными для

нее способами также приносит те же неверные результаты.

Интерпретация (объяснение) явлений чужой культуры происходит в результате

столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения, в

соответствии с которой понимание чего-то нового, неизвестного происходит

путем сравнения с привычными и известными явлениями подобного рода из

собственной культуры. Такой механизм освоения чужой культуры придает

изучаемым ею явлениям вторичный характер, поскольку прообразом и критерием

(первичным) становится здесь какое-то явление собственной культуры.

Вторичный характер знания о чужой культуре не является второсортным по

своему качеству. Это знание также представляет ценность, поскольку по

своему содержанию зависит от наличия и соотношения в нем различных

компонентов понимания (объема информации, культурной значимости, способов

интерпретации). В зависимости от этого интерпретация может быть адекватной

или неадекватной.

Этноцентризм в целом представляет собой негативное явление, равнозначное

национализме и даже расизму. Эта оценка этноцентризма проявляется в

тенденции неприятия всех чужих этнических групп в сочетании с завышенной

оценкой собственной группы. Но как любое социальное психологическое явление

он не может рассматриваться только отрицательно. Хотя этноцентризм часто

создает препятствия ДЛЯ межкультурной коммуникации, но одновременно он

выполняем полезную для группы функцию поддержания идентичности и даже

сохранения целостности и специфичности группы.

Исследователи этноцентризма отмечают, что он может проявляться в большей

или меньшей степени. Последнее зависит от особенностей культуры. Так,

существуют данные, что представители коллективистских культур более

этноцентричны, чем члены индивидуалистских культур. При анализе

этноцентризма необходимо также учитывать социальные факторы, поскольку на

степень его выраженности оказывают влияние прежде всего система социальных

отношений и состояние межэтнических отношений в данном обществе. Если в

обществе некритическое отношение распространено не на все сферы

жизнедеятельности этнической группы и присутствует стремление понять и

оценить чужую культуру, то это благожелательная, или гибкая, разновидность

этноцентризма. При наличии этнического конфликта между общностями

этноцентризм может проявляться в ярко выраженных формах. При таком

этноцентризме, получившем название воинственного, люди не только судят о

чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают последние другим.

Воинственный этноцентризм выражается, как правило, в ненависти, недоверии,

обвинении других групп в собственных неудачах.

2.3. Сущность и формирование культурной идентичности

2.3.1. Понятие «культурная идентичность»

Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных

стран и культур выражаются среди прочего и в постепенном стирании

культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры,

которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется

одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Более старшие поколения

стремятся сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. (

проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или

иной культуре.

Человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности,

которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он

должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы

сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения,

принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной

жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер,

а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Суть

культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком

соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации

и языка, понимании своего «ян с позиций тех культурных характеристик,

которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными

образцами именно этого общества.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс

межкультурной коммуникации. Она предполагает совокупность определенных

устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или

люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого

мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.

14.ЭТНОЦЕНТРИЗМ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ.

2.2. Сущность этноцентризма и его роль в МКК

При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.