|
Норма, образец в русской культуре второй половины XVIII веканедостатков крепостнического строя и борясь с ними, сколько хватит сил. Это доказывают его произведения: «Корион», «Недоросль», «Бригадир». Тема воспитания всегда сильно занимала его. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России. Устами Стародума в комедии «Недоросль» он говорит: «… я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение одну добродетельную душу»./64, с. 63/ Государственное и частное служение очень показательно в русской культуре второй половины XVIII века. Главным проводником политики Екатерины в области образования и государственного служения стал И. И. Бецкой, сам получивший неплохое образование за границей. Анисимов Е.В. пишет: «уже в 1763 году он был назначен директором Сухопутного шляхетного корпуса и президентом Академии художеств, а в 1764 году императрица утвердила разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в основе которого лежало популярное тогда в Европе идея «воспитание новой породы людей» /4, с. 182/ По замыслу автора, в России следовало создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались дети. В соответствии с этим проектом Бецкого уже в 1764 г. в Петербурге было открыто училище при Академии художеств и создано общество двухсот благородных девиц, а через год при нем было открыто отделение для мещанских девиц. В последующие годы была проведена реформа шляхетских корпусов, открыты воспитательные дома для сирот в Москве и Петербурге, коммерческое училище. Для всех новых учебных заведений Бецкой разработал специальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплотились в обязательные нормы. Уставами запрещалось бить и бранить детей, развитие качеств и склонностей поощрять лаской и уговорами. Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт) было первым в России женским учебным заведением и пользовалось особым покровительством Бецкого и самой императрицы. В это время зарождалась российская благотворительность – явление, которому многим обязаны русская культура и образование. Деятельности Бецкова И. И. покровительствовала Екатерина Вторая. Реформаторские усилия педагога и императрицы отчетливо выявили две тенденции развития просвещения и образования в России. Первая проявлялось в существенном расширении сети учебных заведений различного ранга. Вторая предполагала получение образования представителей высших сословий. На ряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, но не для крепостного крестьянства, увеличилось число сословных учебных заведений для дворян. В конце XVIII-го столетия существовало уже пять кадетских корпусов вместо одного в начале века. Новым типом учебных заведений для дворянских детей были благородные пансионы. Кроме государственной школы, по инициативе состоятельных частных лиц создаются училища для бедных детей и сирот в столицах, Владимире, Туле, Твери, Курске и ряде других губернских городов. В 1779 году при Московском университете открывается учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение. Заметно улучшилась подготовка врачебных кадров – к концу столетия в стране имелось три медицинских училища, Медико- хирургическая академия и медицинский факультет при Московском университете. Говоря о попытке Екатерины Второй и И.И. Бецкого создать «новую породу людей», крупнейший русский дореволюционный историк В. О. Ключевский пишет: «Эти мысли пропали бесследно». И подчеркивает эти слова. Чуть ниже читаем: «Вольтер не поверил бы, узнав, что его свободолюбивой философии в России суждено было служить цветной повязкой, прикрывающей постыдные пятна на лбу рабовладельца» /35, с. 566/ . Глубоко неверными были исходные пункты теории И. И. Бецкого – превосходство воспитания над обучением, открыв школы от жизни, преимущества «благонравия» над просвещенным разумом. Основным помощником императрицы стал выдающийся русский просветитель, сын отчества, и издатель XVIII-го века Н. И. Новиков. Настоящим своим делом он считал издательство; на типографию и книжную лавку положил он лучшие силы своего ума и сердца. «Типография, книжная лавка – это не просвещение, а только его орудия» /35, с. 364/. но именно как издатель и книгопродавец Новиков сослужил русскому просвещению большую службу, своеобразную и неповторённую. Важнейшим средством просвещения человека и, следовательно, достижения идеала общества благоденствия Н. Новиков считал печатное слово. Он издает лучшие российские журналы «Трутень» и «Живописец», с которыми не в состоянии соперничать «Всякая всячина», негласно издаваемая Екатериной, «Детское чтение для сердца и разума», газеты «Утренний свет», «Московские новости», выпускает ряд уникальных по своему значению изданий. «Он основал книжную торговлю в шестнадцати городах России, печатал книги в собственной типографии и продавал очень дешевые книги. Он основал школы для детей ремесленников и крестьян, библиотеку, бесплатную аптеку» /33, с. 370/. Он хотел оказать услугу своему отечеству и действительно его роль в просвещении русского общества велика. Ю. М. Лотман рассказывает о Новикове: «Новиков соединял в себе практика и мечтателя. Любое дело горело в его руках. Он умел и любил заниматься практическим организаторством, создавал типографии и журналы, научные общества и аптеки. Однако вся эта кипучая деятельность имела для него смысл лишь только потому, что с ее помощью он надеялся превратить Россию в прекрасное царство просвещения и братства…» /46, с. 134/. Общественно-политическое и издательская деятельность Н. И. Новикова, страстного обличителя порядков самодержавно-крепостнической России, горячего поборника просвещения, глубоко верившего в преобразующую силу науки,- это крупное явление в истории русской культуры XVIII-го века. Новиков происходил из дворянской семьи и вместе с Фонвизиным учился в гимназии при Московском университете, затем служил солдатом в Измайловском полку. Глубокое влияние на формирование антикрепостнических убеждений Новикова оказала работа в Комиссии по составлению нового Уложения, где перед ним в выступлениях депутатов и в проектах, подаваемых в Комиссию, открылась беспросветная нужда и бесправие крестьян, жестокость и произвол помещиков. Выйдя в 1769 г. в отставку, М. И. Новиков сумел развернуть большую издательскую деятельность. Он сплотил вокруг себя публицистов, писателей, переводчиков, издавал журналы, книги по всем отраслям знаний. В тяжелых условиях цензурного и полицейского надзора Новиков с большой силой изобличал язвы крепостнического режима, клеймил крепостное право как зло, приносящее неисчислимые бедствия России. Эпиграфом к журналу «Трутень» он взял слова из притчи Сумарокова: «Они работают, а вы их труд едите», адресуя эти слова помещикам. В сатирических журналах Новикова защищались передовые этические идеи, проникнутые гуманизмом, осуждались дворянско – аристократическое чванство, праздность и эгоизм. Новиков выдвинул положительную программу преобразования общества: воспитание новых поколений, способных установить справедливые взаимоотношения различных социальных групп под властью просвещенного монарха. С этой целью он создавал школы для обучения выходцев из бедных сословий. В 1792 г. Екатерина Вторая заточила его без суда в Шлиссельбургскую крепость сроком на 15 лет. В 1796 году он был освобожден Павлом Первым, но вернуться к общественной деятельности не смог. Труды Н. И. Новикова оказали большое влияние на развитие русской прогрессивной мысли. После закрытия сатирических журналов, выходивших в Петербурге, Новиков развернул издательское дело в Москве, создал Дружеское учение общество и Типографическую компанию, в которую объединились его друзья и единомышленники. Другое направление русской общественной мысли этого времени представлено именем А. Н. Радищева, он выдающийся писатель и философ. Он первым осознал коренные противоречия самодержавно-крепостнической России и встал на сторону угнетенного народа. Однако с наибольшей силой ненависть писателя к самодержавию и крепостничеству выразилась в «Путешествии из Петербурга в Москву» - произведение, которое раз и навсегда определило место Радищева в истории и культуре. Показательна его судьба, он, как и многие в России, был «угнетен» мыслью о рабском положении крестьян. Его слово – истина о рабстве в отечестве, о народе и нации, о потенциальных возможностях русского человека должна была быть услышана теми, от кого напрямую зависело благополучие народа. Он пишет страстное «Путешествие из Петербурга в Москву», надеясь книгой разбудить здоровые силы нации. Однако в Сибири, где он оказался как государственный преступник, Радищев с горечью осознает, что его голос не услышан, что «наш народ книг не читает». И тогда в его сознании рождается идея дела, поступка – героического самоубийства. «Пробуждение народа мыслилось Радищевым как результат своего рода психологического шока: героическая гибель великодушного философа, сознательно идущего на смерть, потрясет народ и разбудит его политическое самосознание» /41, с. 265/. Добровольная смерть философа не потрясла основ русской общественной жизни. Но тем не менее искреннее его желание не только провозгласить истину, но и восполнить ее даже ценой жизни, весьма показательна. Истинная же правда состоит в том, что «красота мира», «прекрасный в мире порядок», согласно которому свободные люди могут и должны жить в обществе, помогая друг другу, уродуется рабством и крепостничеством. Как отмечал Ю. М. Лотман, в основе идейной концепции «Путешествие из Петербурга в Москву» лежала руссоистская теория «естественного права» и «договорной природы власти». В соответствии с ней власть государственного лица, не оправдавшего доверия народа, может быть насильственно отобрана. А. Н. Радищев же в своей книге обратился к критике власти и дворянства, не желающих видеть ужасающего положения крестьян, неустройство в государственных структурах власти. В художественной системе произведения Радищев акцентирует проблему безотлагательного разрешения крестьянского вопроса. Традиционно полагается, что Радищев предложил способ революционного присвоения власти народом, то есть народной революции как средства уничтожения не только крепостного рабства, но и самодержавия. «Путешествие» содержит в себе урок правды о недопустимом рабском положении крестьян, обращенный к той части дворянства, которая еще сохранила человеколюбие, предостережение всему обществу, должному ожидать народного гнева и народного мщения при условии, если оно не предпримет решительные шаги по изменению положения крестьян. «Революционность» Радищева, на самом деле, не простиралась далее идейного акцентирования социального неблагополучия крестьян и указания – напоминания дворянам о необходимости исполнения своего гражданского долга, гражданской повинности по отношению к крестьянам. Все его творчество была проникнута горячим, страстным патриотическим чувством. В произведение «Беседующий гражданин» показывает свою любовь к своей Родине. Для автора «истинный человек» и «сын отечества», т.е. патриот – «одно и тоже». Поэтому отнюдь не каждый достоин «величественного наименования сына Отечества». В праве называться патриотом Радищев решительно отказывает большинство дворянского общества – в сём этим щеголям, вертопрахам, праздным тунеядцам, острые сатирические зарисовки которых он дает в своем произведении. Тем более отказывает он в этом праве «злодеям человечества», проливающим потоки слез и «реки крови» народной недвусмысленно разумея под этим крепостников – помещиков, царских фаворитов в роде Потемкина и, на конец, саму императрицу. Подлинным патриотом Радищев признавал только того, кто отдает все свои силы на благо народа. Патриот, пишет Радищев, «всем жертвует для благо одного» и если уверен в том, что «смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшиться пожертвовать жизнью» /20, с. 19/. Быть истинным сыном отечества – патриотом – значило для Радищева бороться за народную свободу и народные права, не только героически отстаивая их от внешних врагов, но и вырывая их из хищных когтей двуглавого орла – герб самодержавной царской России. Большой вклад в государственное служение отечества «было и со стороне Е. Дашковой, которая была первой женщиной на арене сумевшая оставить в истории екатерининского времени яркий и запоминающий след. Ключевский В.О. пишет: «Княгиня Дашкова шла впереди просвещенных дам своего времени не даром она занимала президентское кресло в русской Академии наук. Еще в молодости в 15 – 16 лет, зачитывалась до нервного расстройства произведениями Вальтера, Руссо …»/35, с. 347/ Русская женская личность, разбуженная петровским разгромом, выходит из своего затворничества, заставляет свою способность и требует участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России – и смело становится рядом с Екатериной. С первого свидания Дашкова любит Екатерину страстно, как и она ее. Зато она чувствует такое же искреннее отвращение от своего крестного отца Петра Федоровича. Дружба ее к Екатерине растет, они вели переписку в которой писали о литературе, о мечтах, пишут о Вольтере и о Руссо, стихами и прозой. Екатерина со своей стороны посылает ей свои статьи и с большой настойчивостью требует, чтоб она их никому не показывала. В 1783 г. она стала директором Петербургской Академии наук и президентом Российской Академии. Академия наук переживала тогда трудные времена. «Я очутилась запряжённой в воз, совершенно развалившийся …», - писала Дашкова. Она сумела упорядочить финансовое положение этого учреждения и оживить его научную деятельность. Одно из самых важных ее начинаний – учреждение общедоступных курсов (лекции) по основным отраслям знания, которые читались на российском языке «известными отечественными учеными и имели большой успех. При Дашковой активно пополнялись академическая библиотека и научные коллекции. Сама Екатерина Романовна принесла в дар Академии наук редкие книги коллекции минералов, образцов флоры и фауны Старого и Нового Света. Она добилась того, что Академия возобновила издательскую деятельность. При ней было выпущено первое собрание сочинений М.В. Ломоносова, «Описание земли Камчатки» - С.П. Крошенниникова «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям российского государства, в 1768 – 1772 гг.» (1771 – 1805 гг.). к сотрудничеству в новом журнале – «Собеседнике любителей российского слова» (1783 – 1784 гг.) Дашкова привлекла известнейших русских литераторов Г.Г. Державина, Д.И. Фонвизина, М.М. Хераского, В.В. Капниста, а также саму императрицу. Журнал составляли только из оригинальных (непереводных) сочинений, задачей его была защита екатерининского правления от нападок «остальных» людей и сатира на модные нравы «света». В журнале под псевдонимом Россиянка публиковались некоторые сочинения Дашковой: «Сокращение катехизиса честного человека», «Об истинном благополучии», «Искреннее сожаление об участии издателей «Собеседника»», «Картина моей родни». Они носили назидательный, воспитательный характер. По «всеподданнейшему докладу» Е.Р. Дашкова основала Российскую Академию для изучения русского языка. На ее учредительном заседании в октябре 1783 года. Она выступила с речью в которой изложила программу новой Академии: создать словарь и разработать грамматику русского языка. Работа над словарем длилась 11 лет и стала общенациональным достоянием. Как писал Ключевский В.О.: «Словарь Академии Российской издававшийся в 1789 – 1794 гг. содержал свыше сорока тыс. слов и сыграл огромную роль в установлении норм русского литературного языка» /35, с. 255/ Публикация трагедии “Вадим Новгородский” опального поэта Я.Б. Княжнина вызвала гнев императрицы. Екатерина Романовна была устранена от дел, взяла двухгодичный отпуск и 1794 г. снова отправилась в Москву. Последние годы жизни Дашкова провела в Москве и в своем имении Троицкое. Она занималась хозяйством и литературной деятельностью, сотрудничала с журналом «Друг просвещения», приводила в порядок свои бумаги. В рукописи сохранились ее трактат «О трагедии» и пьеса «Свадьба Фаблана …». «Записки» Екатерины Романовны Дашковой, «С явностью и правдоподобием рисует образ женщины, действительно достойной уважения и может быть, даже удивления потомства, женщины сердечной, с нежной впечатлительностью, вспыхивавшей внезапно и горячо на всякий благородный порыв, пускай в месте с тем женщины немного крутой и деспотичной». Ее записки – превосходный памятник русской культуры, в равной мере принадлежащей истории и литературе, там запечатлены многие идеи, образы выдающихся людей эпохи XVIII в. и нормы диктующие в это время: Лишь во второй половине XVIII-XIX веков женщины, принадлежавшие к высшему обществу России, устремляются к политическим делам и просветительской деятельности. В эту эпоху женщины выходят на широкую арену общественной деятельности. Е.Р. Дашкова была первой ласточкой, которая сумела оставить в истории екатерининского времени след. Таким образом царствование Екатерины стало временем появления незаурядны государственных, политических и военных деятелей, художников и писателей. Все они помогали Екатерине второй в преобразовании и просвещении государства. Являясь «служителями отечества», «сынами отечества» и «просвещенными деятелями», которые несли свой образец в культуру и историю России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное в работе исследование позволяет сделать вывод о том, что с именем Екатерины второй связан очень важный культурно-исторический этап, и понять его можно лишь внимательно вглядевшись в личность и деяние той, которая играла в нем столь существенную роль. Рассматривая деятельность того или иного русского царя, императора или императрицы, нужно прежде всего помнить, что это был политический деятель, волею судеб оказавшейся наделенным неограниченной самодержавной властью. И поэтому необходимо выяснять, какова была ее подготовка к осуществлению этой многотрудной миссии, ее взгляды, интересы, симпатии и антипатии и, наконец, личные качества, тем или иным образом сказавшиеся на ее деятельность, итоги этой деятельности. Именно Екатерина вторая была, быть может, самым успешным российским реформатором за три с лишним десятилетия ее были осуществлены серьезные преобразования, коснувшиеся едва ли не всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение и во многом предопределили в последующую историю. В работе была достигнута цель, решены все поставленные задачи. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – XIX века). – М.: Наука, 1985. – 271 с. 2. Альперович М.С. Россия и Новый Свет: последняя треть XVIII века. – М.: Наука, 1993. – 240 с. 3. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: борьба за наследие Петра. – М.: Мысль, 1986. – 239 с. 4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Исторические документы. – М.: Мирос, 1994. – 336 с. 5. Артемьева Т.В. Идеи истории в России XVIII века. – СПб, 1998. – 278 с. 6. Аспидов Ф., Cтепанов Д. Подъём-переворот: [о дворцовых переворотах в России ХVIII века] // Родина. – 1993. - №7. – С.91 – 93. 7. Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература – 1990. - №2-4. – С.34- 48. 8. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. Т.1. – М.: Современник, 1991. – 431 с. 9. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. – М.: Сворог и К, 2000. – 800 с. 10. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй: В 3 т. Т.1. – М.: Изд. Центр «Терра», 1996. – 206 с. 11. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века: историко-проблемный очерк просветительской мысли. – М.: Наука, 1990. – 300 с. 12. Век Просвещения: Век XVIII: документы, мемуары, литературные памятники. – М.: Наука, 1986. – 450 с. 13. Водовозов В. Очерки из русской истории XVIII века. – СПб.: Типография Ф.С.Сущинского, 1982. – 548 с. 14. Век Екатерины II: Дела Балканские / Рос. акад. наук, институт славяноведения. – М.: Наука, 2000. – 295 с. 15. Гаврилова Л.М. Екатерина II в русской историографии. – Чебоксары: изд. Чувашского университета, 1996. – 119 с. 16. Дашкова Е.Р. Записки. – Л.: Наука, 1985. – 288 с. 17. Дашкова Е.Р. Записки. Письма сестер. М.И К. Вильмонт из России. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 586 с. 18. Державин Г.Р. Оды. – Л.: Лениздат, 1985. – 334 с. 19. Державин Г.Р. Сочинения. – М.: Правда, 1985. – 576 с. 20. Державин Г.Р. Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма. – Л.: Художественная литература, 1987. – 504 с. 21. Державин Г.Р. Алмазна сыплется гора. – М.: «Сов. Россия», 1972. – 240 с. 22. Екатерина II. Сочинения Екатерины II. – М.: Современник, 1990. – 557 с. 23. Екатерина II и её окружение / Сост. вступит. ст. и примеч. А.И.Юхта. – М.: 1996. – 464 с. 24. Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории Русской культуры XVIII – начала XIX века. – М.: Наука,1996.- 430 с. 25. Законодательство Екатерины II: в 2-х т. Т.1 /Арапов Д.Ю., Давидян Г.М., Звонарёв А.В. и др. – М.: Юридич. литература, 2000. – 1053 с. 26. Законодательство Екатерины II: в 2-х т. Т.2 /Клеандрова В.М., Кутьина Г.А., Новицкая Т.Е. и др. – М.: Юридич. литература, 2001. – 982 с. 27. Записки императрицы Екатерины II. Репринтное воспроизведение. 1859. Лондон. – М.: Наука, 1990. – 288 с. 28. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Екатерининские орлы. – М.: Мысль, 1996. – 350 с. 29. Записки и воспоминания русских женщин. XVIII – I п. XIX в. – М.: Современник, 1990. – 538 с. 30. Записки императрицы Екатерины Второй. – М.: Наука, 1990. – 277 с. 31. Золотой век Екатерины Великой: Воспоминания /Изд. подг. В.М.Боковой и Н.Ч.Цимбаевым. – М.: 1996. – 330 с. 32. Из истории русской культуры (XVIII – начало XIX века). – М.: 1996. – Т.4. 33. Каменский А.Б. «Под сению Екатерины…» Вторая половина XVIII века. – СПб.: Правда, 1992. – 448 с. 34. Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины /Вопросы истории. – 1995. - №3 – С. 29-44. 35. Ключевский В.О. исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Наука, 1990. – 624 с. 36. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с. 37. Краснобаев Б.И. деятели русской культуры XVIII века. – М.: Мысль, 1980. – 372 с. 38. Каменский А.Б. Россия империя в XVIII веке: традиции и модернизация. – М.: Наука, 1999. – 457 с. 39. Климакова М. Российская культура XVIII века: образ жизни //История. – 1997. - №24. – С. 6-8. 40. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М.: Знание, 1997. – 287 с. 41. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПБ.: Правда, 1994. – 399 с. 42. Макогоненко Г.П. Н.Новиков и русское просвещение. – М., Л.: Правда, 1951. – 543 с. 43. Михайлов О.Н. Державин. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 336 с. 44. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.3. – 1995. – 315 с. 45. Михайлов О. Екатерина II – императрица, писатель, мемуарист. //Москва. – 1990 - №4 – С.199-207. 46. Новиков Н.И. и его современники: избранные произведения. – М.: Просвещение, 1980. – 226 с. 47. Очерки русской культуры XVIII века. Ч.1 /Под. ред. Янина В.Л., Кузьмина М.Н. – М.: издат-во Моск. университета, 1985. – 383 с. 48. Павленко Н.И. Екатерина Великая /Гл. ред. А.В.Петров – М.: Мол. Гвардия, 2000. – 495 с. 49. Павленко Н.И. Страсти у трона: история дворцовых переворотов: (Россия, 18 в.). – М.: Знание, 1996. – 317 с. 50. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М.: Молодая гвардия, 1999. – 495 с. 51. Путь к трону. История дворцовых переворотов 28 июня 1962 г / М.: 1997. – 560 с. 52. Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1989. – 544 с. 53. Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 320 с. 54. Русская мысль в век Просвещения. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 428 с. 55. Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. – 1996. - №6 – С.19-45. 56. Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» - СПб.: 1980.–245 с. 57. Радищев А.Н. Стихотворения – Л.: «Совет. писатель», 1975. – 272 с. 58. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин – М.: Книга, 1985. – 269 с. 59. Стегний П.В. Хроники времён Екатерины II.– М.:Олма-Пресс, 2001.–512 с. 60. Серман И.З. Державин. – Л.: Просвещение, 1967. – 119 с. 61. Словарь по культурологи XX века. – М.: Наука, 1997. – 440 с. 62. Труайя А. Екатерина Великая. – М.: Республика, 1997. – 382 с. 63. Тальберг Н.Д. Екатерина II: очерки истории императорской России. – М.: Изд. Сретен. Монастыря, 2001. – 47 с. 64. Фонвизин Д.И. Недоросль /Д.И. Фонвизин. Путешествие из Петербурга в Москву /А.Н.Радищев. Подщипа (Трумф) /И.А.Крылов; - М.: Просвещение, 1988. – 288 с. 65. Фонвизин Д.И. Драматургия, поэзия, проза. – М.: Правда, 1989. – 432 с. 66. Чайковская О.Г. Императрица: Царствование Екатерины II. – М.: Смоленск, 1998. – 508 с. 67. Чебанюк Т.А. Парадигма «человека просвещённого» в русской культуре конца XVIII – первой четверти XIX века. Монография – Владивосток: Изд- во Дальневосточного университета, 2000. – 400 с. 68. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения /Сб.ст. – М.: Политиздат, 1991. – 461 с. 69. Шишов А.В. Век Екатерины II – т.III, IV – М.: Русская литература, 1998. – 528 с. 70. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. – М.: Высшая школа, 1992. – 256 с. 71. Шлафли Д. Иезуиты в России в царствование Екатерины II, Павла I и Александра I //Родина – 1993 - №12 – с.16-19. 72. Шторм Г. Потаённый Радищев, Вторая жизнь «Путешествия из Петербурга в Москву». – М.: Художественная литература, 1974. – 416 с. 73. Щипанов И.Я. Философия русского просвещения. Вторая половина XVIII века. – М.: Правда, 1971. – 507 с. 74. Эйдельман Н.Я. Из потаённой истории России XVIII – XIX веков. – М.: Высшая школа, 1993. – 493 с. 75. Эйдельман Н.Я. твой восемнадцатый век /Под ред. Зарецкой М.А. – М.: Детская литература, 1986. – 286 с. 76. Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба в России, коней XVIII – начало XIX веков. – М.: Мысль, 1986. – 367 с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |