бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по курсу Культурология

60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский

математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным

изобретением в истории человечества.

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи

вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого

научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на

недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить

сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную

концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В

общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей

и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и

шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако

они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой

материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно

шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как

царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”,

сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской

цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь

самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и

боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и

искусство писца, мир, победа, доброта и пр.

Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,

показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи

представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и

систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов,

не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное,

государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том,

“дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была

справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер,

устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и

преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до

Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Древняя Индия. Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории

мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении

более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще

творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим

собственным фундаментальным ценностям. Первые центры культуры в Индии

существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в

западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития

достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас

поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не

расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями.

Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами,

наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены.

Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не

найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого

совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях,

статуэтки.

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых

создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор

почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху,

когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже

преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком

уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной

ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные

формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали

городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных

скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы”

выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре

сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи),

зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно

переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что

произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой

культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского

феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из

ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными

нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего,

первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом

иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе

выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из

нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего

индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в

пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от

членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и

предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к

существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права

заниматься ничем иным).

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие

собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как

творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со

своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония

природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня

любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой

одноименного эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей.

Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или

аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в

руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет

страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы

символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной

задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии

необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных

в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки

индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах,

как “Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.

Древний Китай. Каждая из великих классических культур Востока уникальна.

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится, прежде

всего, к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного

сознания давно уже получил достаточно точное название — “китайские

церемонии”. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им

формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и

так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-

мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних

обществ. Место мифических культурных героев заняли искусно

демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость

были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих

богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных

клановых и семейных предков, а “живые боги” были вытеснены немногими

абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало

безлично-натуралистическое Небо.

Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении

Конфуция. В конфуцианстве понятие “ли” (“этика ритуала”), охватывающее

родственные понятия (“правила поведения”, “обряд”, “обычай”,

“благопристойность” и др.) стало высшим символом ритуализованной этики,

превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже

идеализированного, социального устройства и поведения человека: “Правитель

руководит подданными посредством ли”, “Преодоление себя и обращение к ли

составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли,

поднебесная вернется к гуманности”.

Нормы “китайских церемоний” четко предписывали каждому китайцу его

поведение, в соответствии с его статусом, который, кстати, мог меняться.

Простолюдин в Китае не раз становился даже императором, тем более он мог

стать даосом, буддийским монахом, а позже мусульманином или христианином.

Но в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он

вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем

незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.

Как известно, основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению

идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон

которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности — тех

самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко

ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают

идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством

долга. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека явилось одной

из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее

мощным бюрократическим аппаратом.

Экзистенциальная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма

(философия Лао-Цзы, старшего современника Конфуция) — учения, ставившего

своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы

жизни и смерти. В центре даосизма — учение о великом Дао, всеобщем Законе и

Абсолюте, господствующем везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто

не создал, но все происходит от него; невидимое и неслышимое, недоступное

органам чувств, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму

всему на свете; даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему,

слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил

популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди

долголетия и бессмертия. Исходя из идеи о том, что тело человека

представляет собой микрокосм, подобный макрокосму (Вселенной) даосизм

предложил ряд рецептов достижения бессмертия:

1) ограничение до минимума в еде (путь, изученный в совершенстве индийскими

аскетами — отшельниками); 2) физические и дыхательные упражнения, начиная

от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами (здесь

видно влияние индийской йоги); 3) совершение свыше тысячи добродетельных

поступков; 4) принятие пилюль и эликсира бессмертия; не случайно увлечение

волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное

развитие алхимии.

Древняя Япония. Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских

культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых,

необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась

в значительной степени под влиянием буддизма, к тому же она впитала в себя

достижения великих культур Азии.

Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет

сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.

Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены

гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом

торгашеских европейцев, считает японский ученый Какузо Ока кура. По его

мнению, “Япония — музей азиатских культур, и даже больше, чем музей”. Во-

вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна

исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что

нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями

основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут

играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо

Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни:

“Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме

аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в

наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были

продуктом просвещения Сун”. Это значит, что Япония сохраняет истинно

азиатскую душу, хотя она и “вплетает” ее в современные силы.

Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она

насыщена контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная

вежливость, гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с

другой стороны — острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к

самопожертвованию, которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом

воинов ислама. Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и

глубокой преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы;

необычное даже для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором

сочетаются скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды,

убранства, интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти

душевный покой в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре

крохотным двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать

и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое,

национальное, своеобразное, японское. Достаточно указать на дзэн-буддизм

как чисто японское явление в отличие от китайского дзань-буддизма.

Синто — путь богов. Это древняя японская религия, и хотя ее истоки до сих

пор не установлены, все исследователи единодушны в том, что она возникла и

развивалась в Японии независимо от китайского влияния. Синто представляет

собой род древней мифологии, ибо в раннем, буддийском синтоизме речь идет о

сверхъестественном мире — мире богов и духов (коми), которые издревле

почитались японцами. Известно, что истоки синтоизма восходят к глубокой

древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы

верований и культов — тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей

и т.д. Подобно другим народам, древние японцы одухотворили все окружающие

их явления природы и с благоговением относились к посредникам с миром духов

и богов — к магам, колдунам и шаманам. Только позже под влиянием буддизма

первобытные синтоистские шаманы стали жрецами, которые совершали ритуалы в

честь различных богов и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

Буддизм, как известно, проник в Японию еще до нашей эры, однако решительное

влияние на психологию японцев она стала оказывать только в V—VI вв., когда,

в Японию стали прибывать буддийские монаху, а вместе с ними и священные

буддийские книги, написанные на китайском языке. И хотя среди историков нет

до сих пор единогласия в объяснении причин успешного проникновения буддизма

в японское общество, тем не менее, почти полуторатысячелетняя история его в

Японии — своеобразный ренессанс после второй мировой войны (в виде так

называемых “новых религий”) свидетельствует о том, что буддизм нашел в этой

стране благодатную почву. Достаточно отметить, что буддизм явился

теоретической основой управления государством и именно в Японии в полной

мере воплотился принцип сэйкё-итти — единства политики и религии.

Древняя Греция. Веками классическая культура Древней Греции занимала

воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей

древневосточных культур, только приобрела новые черты и стала колыбелью

европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры

является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер.

Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-

запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а

около XVI в. до н.э. завоевали Крит. Именно на Крите, в Пилосе, обнаружено

и расшифровано линейное письмо, которое является уже греческим. Однако

культура ахейцев все еще слишком была зависима от критской культуры. В

результате взаимопроникновения возникла культура, представлявшая собой

своеобразную мешанину критской и архейской культур, остатки которой еще

можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и

Тиринфе. Завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык.

Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов,

также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами,

это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного

Причерноморья. Именно из сокровищницы архейской культуры с ее развитой

мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая

прекрасные произведения европейской литературы.

Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым

выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика.

Благодаря чему греки одерживали победы в битвах и победоносно завершили

персидские войны; первым применил эту технику афинянин Мильтидат под

Марафоном, затем спартанец Леонид под Фермопилами. Если в войнах Гомера

главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то

греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного

воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным

выражением интерактивной культуры греческих городов-государств (полисов). В

этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась

античная рабовладельческая демократия.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры.

Государство не существовало “вне” и “над” гражданами, они сами в своей

живой совокупности и были государством со всеми его культовыми,

гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере

свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека.

Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и

эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального,

которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической

культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в

сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело

уже с иной культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является

пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание,

восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух

полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их

шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата,

разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках

трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между

тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое

значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою

классическую форму в Олимпийских играх.

И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой

культуры, как энтропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер

провозглашает знаменитое изречение “человек есть мера всех вещей”, а в

софокловской “Антигоне” лучше всего выражено удивление свершениями

человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом

всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный

к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной

темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками.

Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм

характерен и для других сфер классической греческой культуры.

Древний Рим. До сих пор широко распространено представление о том, что

древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались

подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все

перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие

исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь

она представляет собой определенное единство, возникшее в результате

сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не

следует забывать того существенного момента, что древнеримская и

древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной

гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей,

которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким

ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской

общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея

верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и

героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в

Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии,

науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет

значение и отсутствие жреческой касты.

Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для

взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры

на римскую. Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом

отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого

начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.