бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по курсу Культурология

такой культуры, которая представляла бы собой лишь хрупкую модель

поведения; никогда не было культуры, сведенной лишь к технике действия,

знания, толкования. Если нравы и идеалы производят, подобно тому, как

производят лен и полотно, зачем думать о них? Не остается ли смотреть, как

их производят?

И, наконец (это третья черта горизонта зрелища), в подобной ситуации

существенную роль играют посредничество и посредники. Между культурой как

средой и культурой как горизонтом продолжают существовать посредничество и

посредники, влияние которых значительно возросло: священник, мудрец,

проповедник, философ, ученый, критик в области искусства и литературы,

учитель, профессор... Наши школы и наши университеты, наши церкви и наши

партии, наши академии и наши парламенты основываются на этом постулате.

Промежуток между культурой как средой и культурой как горизонтом занимает

педагогика в самом широком смысле этого слова.

Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен

“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи,

музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной

неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного”

вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в

структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных

миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура

представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов,

которые требуется синтезировать в единое целое.

В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что она

отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных

разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями

традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе

с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре

широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко

эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя

это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два

века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура

рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература

получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой

толкучего рынка”.

16. Революция театра в 20 веке и искусства рожденного техникой. Кино.

Театр –его истоки в глубокой древности, в обрядовой практике.

Греческий театр возник из обрядов посвященных богу Дионису, праздновавшихся

с 24 марта, в течение 10 дней (свита бога - сатиры). Люди одевались в

костюмы, готовили сценарии, тексты. Затем стали создаваться театральные

постановки – комедии и трагедии. Они шли в следующем порядке: 3 трагедии

(«козлиная песня»), затем 1 комедия.

В России возникновение театра также связано с обрядовой практикой (в

Заонежье до начала 20 в. сохранились пародийные свадьбы, «розыгрыши»). 1805

г. в Карелии появился первый любительский театр.

Екатерина Великая – «народ, который поет и пляшет, не мыслит худого». При

ней активно развивались театрализованные маскарады, праздничные гуляния,

театры создавались в крупных поместьях.

20 век – профессиональный театр в Петрозаводске. 16 актеров из Питера и

несколько местных жителей из любительских театров. Делали по 3 премьеры в

месяц.

Революция театра в России:

А) Станиславский и Немирович-Данченко – правдо- и жизнеподобие.

Б) Брехт, Маяковский, Мейерхольд – отстранение, гротеск, буффонада.

Петрозаводск – 1918 –профессиональный театр, революционные идеи; 1930 –

национальный финский театр.

17. Телевидение – от средства доставки информации к искусству.

Как всякое массовое искусство несет 3 функции: развлечение, отдых,

мифологическая (обнадеживающая).

Минусы телевидения: «жвачка для ума», «ящик для дураков», отсутствие живого

звука, сопричастности, сопереживания, которые присутствуют в кино и

концертном зале, а также в театре.

Плюсы телевидения: иллюзия непосредственного участия, доверительного

контакта (не ты идешь к кому-то, а кто-то пришел к тебе).

Телевидение дает поверхностную, оглушающую информацию, крайне редко можно

увидеть серьезные вещи (как правило, это классика кино и театра, отдельные

публицистические и литературные программы).

18. Понятие контркультуры.

Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен

появился раньше.

Массовая культура Элитарная культура

(упрощенная) (усложненная)

Контркультура

2 группы художников:

а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество –

заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad

marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством

не дает им возможности заработать на жизнь.

б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не

дают им это сделать.

|Культура |Контркультура |

|Признается государственная|Отрицание всех старых |

|система, правовые |структур власти, |

|учреждения, экономическая |судопроизводства, |

|система |экономики. Анархизм. |

|Политические и |Отказ от политики и |

|идеологические доктрины |идеологии. Деполитизация и|

| |деидеологизация общества. |

|Система образования и |Отказ от старой системы |

|воспитания |образования; отрицание |

| |всякой системы в |

| |воспитании и образовании |

|Искусство |Нетрадиционное искусство: |

| |поп-рок, панк-искусство |

|Религия |Нетрадиционные формы |

| |религии: мистика, |

| |восточные культы |

19. Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры.

Вспомним песню В. Высоцкого «Охота на волков», люди которые не вписываются

в окружающую действительность – отстреливаются, не имеют права на

существование. Но если преодолеть страх перед красным флажком, есть шанс

выбраться из этого круга.

Разрешение вопроса – «как вырваться из круга?» – задача, которую решает

антитоталитарное искусство.

Еще современники Маркса критиковали его за то, что в основу общественного

богатства он положил – капитал, труд, природные ресурсы. А где интеллект,

мысль, талант, гений?

Накопление творческого потенциала человека стало цениться выше, таланты и

гении поощряются, награждаются, вызывают гордость и желание добиться того

же.

20. Массовая и элитарная культура. Культура и массовые коммуникации.

Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое

явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не

культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”. Здесь нет места

искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении

посредством искусства, ни о собственно художественном наслаждении. Нет

смысла рассуждать о “художественном качестве”, “эстетической ценности” и

тому подобном. Все эти слова — из словаря высокой культуры. Но именно

высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в

европейском художественном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась

в их тени.

Сегодня кое-кто желает считать масскульт “фольклором промышленной эпохи”.

Но фольклор, народное искусство, потому и зовется “народным”, что всегда

зарождается в низах общества, в народных глубинах. Напротив, масскульт

создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами

(эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры, и

сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное

художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру,

паразитирует на ней. Достаточно вспомнить многочисленные оперетты и

мюзиклы, использующие классические сюжеты и тексты, экранизации и

инсценировки классики, поражающие безвкусицей.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы

олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна

из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры,

слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного

искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям

Индостана. Двести лет — срок слишком малый для зарождения и развития

общенационального фольклора, тем более в столь разноязыком и разнородном

обществе, которое образовалось в американских промышленных городах

вследствие обильной иммиграции со всего света.

Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои

эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих

поколений, культурное сознание. Зарождались эти сказания у оседлых народов

среди крестьян, живших миром, общиной, являвшейся некой культурной и

экономической общностью.

Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы

быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой

национальной традиции.

Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации

европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие

европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и

телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.

Главную роль здесь, безусловно, играют достижения в области электронных

средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения и передачи

информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску, кабельному

телевидению и пр. Печатные материалы в виде книг, журналов и газет

экономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи

последних известий и развлекательных программ по радио и телевидению.

Компьютеры и высокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно

стирают различие между печатной и визуальной информацией. Информационное

сообщение все чаще поступает от записывающей аппаратуры репортера

непосредственно на воспринимающий аппарат редактора, а оттуда на экран

домашнего телевизора, и при этом оно ни разу не фиксируется на бумаге.

Развитие электронных средств связи — основная историческая тенденция,

имеющая непосредственное отношение к проблеме культурного многообразия.

Некоторые скептически настроенные культурологи склонны считать, что новая

техника телекоммуникаций несет с собой еще большее засилье американской

“поп-культуры” с той лишь разницей, что воспроизводить ее будет японская

электроника. Другие указывают на то, что у технических усовершенствований

имеется одна особенность, которая может расширить культурные связи. Речь

идет о так называемой теории последствий развития средств коммуникации.

Все это может привести к изменению традиционной тенденции, при которой с

появлением телевидения и других средств массовой информации в развивающихся

странах увеличивался спрос на американские и европейские программы.

21. Основные направления современной молодежной культуры.

22. Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной

культуры.

Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково

в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная

культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю

и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми

вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,

которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека

добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь

собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,

регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование

их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с

помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое

поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,

которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта

этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,

с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта

неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда

преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они

старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо

наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве

магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм

представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в

себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию

изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его

превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и

специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет

собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с

тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма

контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу

регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер

пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу

был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и

обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том

числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи

(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,

что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из

новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине

дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему

сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в

мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу

помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.

Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт

самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-

экономической сфере.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о

важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном

творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции

древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно

представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,

тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры

или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем

мифологическом сознании осваивал пространство и время.

23. Культура Древнего мира:

Древний Египет. Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом

древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное

бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в

области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в

ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции

требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо

сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счигать медицинские

знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что

характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной

и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой

истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика,

одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной

системы счисления. Любая административная и техническая деятельность

(особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская

административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На

достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой

степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В

“Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на

вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне

также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели

решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в

Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III

тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я

спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние

нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего

сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы

нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне

свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип

древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном

богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”,

“истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю

богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями

установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие

хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было

ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской

культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе

календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете,

египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко

закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно

“гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит

древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали

влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве

прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую

литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих

к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к

двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее

достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет

перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов

и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих

лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия,

Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и

от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен

культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в

Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее

пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов

египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Древняя Месопотамия. Если Древний Египет представлял империю со всеми

вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в

Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром,

имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации

цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем

Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.

Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в

долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли

первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе

Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные

формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было

воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур,

Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны

развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и

Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь

производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин

были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили

дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего

хозяйственного и культурного развития Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали

клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до

н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров

благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.

Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели

эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до

н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию,

примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.