бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по культурологии

мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. В

то же время типично римским действом был триумф. Рим стремился слить

зрелища с реальной жизнью. Тем, чем для греков был театр, для римлян была

жизнь. Праву принадлежала особая роль в римском обществе. Причем даже

религия первоначально была очень близка к праву.

Римской культуре оказались присуща открытость, способность вбирать в

себя культурные ценности других народов, прежде всего греческой культуры.

Однако культурный синтез был бы невозможен без наличия точек

соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее

удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как

культура синтетическая. Все: научные и философские идеи, мифология и

искусство переосмысливались с позиций доминанты римского сознания – “Рим –

центр мира”. Однако, в отличие от Греции, где художников чтили как

избранников богов, искусство Рима было вполне утилитарным. Культ пользы

пронизывал все различные сферы творческой деятельности, особенно ораторское

искусство, образование и науку. Этому вполне соответствовали и новые

литературные жанры: публицистика, мемуаристика, политические памфлеты,

сатира, реалистический роман.

Практичность мышления римлян проявилась и в архитектуре. Открытие

бетона создало новые конструктивные возможности строительства гигантских

сооружений и сводчатых перекрытий. Купол храма символизировал мощь Рима,

единство власти, единую государственность и господство над Вселенной. У

римлян иные, чем у греков, не сопоставимые с человеком, а подавляющие его,

масштабы зданий. Пафос полезности во имя государства был реализован в

строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для

торжественного въезда победителей и воспевания имен триумфаторов), храмов,

терм – общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров

(для развлечения публики), дорог, акведуков. Трезвый, рациональный ум

римлян способствовал развитию портретного жанра в скульптуре. Если греки

стремились к созданию идеально прекрасных образов граждан, то римляне

передавали персональные особенности своих моделей.

Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным

владыкам, имело и теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. В

империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в

завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли. Римская

аристократия своими руками (и в этом железная логика истории) создала

общество, где государство было выше человека, и стала его первой жертвой.

На нее обрушились императорские репрессии. Она наиболее остро ощутила

утрату обществом свободы. К концу IV в. христианство становится

господствующей религией в Римской империи. Диктатура крупных

землевладельцев нашла в христианской религии необходимую идеологическую

опору. Массы – психологическую поддержку.

С падением Рима (476 г.) пала и античная цивилизация в ее классическом

виде. Наступила эпоха смены культурных ориентиров.

Литература

Античность как тип культуры. М., 1988.

Античность: история и культура. Уч. 1-2. М., 1996.

Винничук Л.И. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре

античного Рима. М., 1994.

Мировая художественная культура. М., 1996.

Хрестоматия по мировой художественной культуре. М., 1997.

Тема 4. Религиозные преобразования культурного наследия древности: Византия

и Арабский Халифат

Основные вопросы темы

1. Византийская культура.

2. Мир исламской культуры.

Важную роль в становлении и развитии европейской культурной традиции

сыграла Византия. Вплоть до конца XII столетия Византия оставалась наиболее

культурной страной. Здесь не было глубокого перерыва культурной традиции по

сравнению с Западной Европой. Непрерывное существование государственных

институтов и городских центров предполагало сохранение определенного уровня

грамотности и культуры.

В Византии светское государство ограничивало духовную власть церкви.

Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия не только не утратила

культурного наследия античности, но и испытала мощное воздействие восточных

цивилизаций, что придало византийской культуре неповторимый колорит. В

течение столетий Византия была огромной мастерской, где синтезировались

культурные течения всего Средиземноморья и Ближнего Востока. Православие –

восточное христианство – стало основой византийской культуры.

Православие допускало ведение богослужения на местных языках. Подобно

Западу, Византия прошла период ожесточенной борьбы между христианством и

наследием античности. Будучи государственной религией, православная церковь

утверждала свое идеологическое господство, закрывая школы, университеты,

библиотеки, преследуя античную философию, науку и литературу. Но очень

скоро стало понятно, что христианство не может упрочить свое господство без

помощи идеалистических систем и формальной логики античности. В борьбе с

ересями теоретики христианства более активно стали обращаться к мыслителям

древности, сохраняя тем самым культурное наследие античности. Так,

основатель византийской схоластики Иоанн Дамаскин, опираясь на учение

Аристотеля, систематизировал богословие христианства, провозгласив тезис:

“Философия – служанка богословия”. В IX в. в Константинополе открылась

высшая богословская школа, взявшая за образец систему обучения античной

школы. На ее базе в XI в. был создан университет, состоявший из двух

факультетов: философского и юридического.

Этот своеобразный синтез культур нашел свое яркое отражение в

литературе. Она отличалась большим разнообразим жанров: речи, беседы,

стихи, эпиграммы, письма. Господство богословия в литературе привело к

появлению такого нового жанра, как “Жития святых”, в которых восхвалялось

подвижничество, самоотречение мучеников за веру. Борьба идей, направлений в

литературе возродила такую форму литературного жанра античности, как басня.

Наряду с баснями распространяются и апокрифы – тайные неканонические,

отреченные книги, содержавшие острую критику официальной церкви.

В формировании православного образа Византии огромная роль принадлежит

изобразительному искусству – росписи храмов, мозаике, иконописи, книжной

миниатюре. Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением,

художественная культура изменяет образную природу. Представление о ценности

человека переносится в потустороннюю сферу. Изображения становятся

плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых

пятен света, ритмической красоты линий обобщенных силуэтов. Человеческие

образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом.

Уже в Х в. станы и оводы церквей сплошь покрываются мозаиками и

фресками, расположенными в строго определенном иерархическом порядке и

подчиненными композиции крестовокупольной постройки. Тем самым создается

единая по содержанию архитектурно-художественная среда, в которую

включается также и икона, размещенная на иконостасе. Византийская живопись

изображала исключительно фигуры людей. Тело имело значение лишь как символ

духа, поэтому люди изображались абстрактно, неестественно, упрощенно.

Основным элементом фигуры были лицо и глаза, торс, имевший в античном

искусстве большое значение, в иконописи никакой роли не играл. Отсюда и

понятие натуры не имело при создании иконы никакого смысла. Достаточно было

схемы (канона). Икона предназначалась не для обозрения, а для набожного

сосредоточенного созерцания, для молитвы.

Византия оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур

многих стран средневековой Европы. Еще важнее то, что духовные ценности,

созданные Византией, перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных

культур, подвергались глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь,

приобретали иные черты под воздействием национальных творческих начал, тем

самым способствуя прогрессивному развитию этих культур.

Многие выдающиеся достижения античной культуры дошли до европейцев

(особенно в средние века) через мусульманских посредников, в переводе с

арабского. Под влиянием арабского мира развивались различные направления

средневековой европейской науки, техники, искусства. Арабо-мусульманская

культурная традиция представляет собой своеобразную ветвь восточной

культуры.

Ислам как духовное явление возник в начале VII в. в результате

процессов этнической и культурной консолидации и интеграции Аравии. Ислам

стал особой системой догматов и ритуалов, он способствовал формированию у

мусульман ощущения своей духовной исключительности. Культ ислама опирается

на пять столпов веры. К ним относятся: исповедание единобожия и признание

пророческой миссии Мухаммеда, молитва, пост, налог в пользу бедных,

паломничество. В раннем исламе утверждалась неразделимость духовной и

светской властей в руках главы мусульманской общины, что в дальнейшем

обострило проблему борьбы за власть и раскололо мусульманскую общину на

религиозно-политические группировки, предопределив идеологическую и

политическую судьбу всего мусульманского мира.

Главной особенностью исламской духовной традиции, отличающей ее от всех

других, является нераздельность в ней религиозного и светского начал. В

отличие от христианства, в исламе человек не может утверждаться как

безусловная ценность, ибо безусловное принадлежит Богу. В то же время

правом высказать свое мнение по вопросам религии всегда обладал любой

мусульманин – лишь бы оно не противоречило Корану и сунне (сборник

нравственных норм и правил поведения). Уход людей в многобожие, язычество,

грех исламские мыслители объясняют “материальностью”, бездуховностью

человека или соблазнами сатаны (шайтана), что в конечном итоге приводит

общество к моральному упадку. Такое положение может быть исправлено либо

карой божьей, либо приходом божьего посланника – пророка, несущего людям

истинное Слово Божье. Одной из ключевых идей ислама является представление

о постоянном отходе человечества от истинного пути, его углубляющемся

духовном кризисе. Для мусульманина “прогресс” есть движение не к лучшему, а

к худшему, ибо общество все больше погружается в грехи, что означает

близость его духовного падения, которое неминуемо повлечет за собой

благодатное божественное вмешательство.

Другой характерной особенностью мусульманской духовной традиции

является корпоративность. В отличие от православия, ислам личное спасение

души возлагает не столько на личное подвижничество человека, сколько на

жестко предписанное участие в делах общины (уммы). Поэтому в исламе

интересы индивида как бы растворяются в интересах общины. Вне общины

личность полноценной быть не может, что предполагает всеобъемлющее,

коллективное регулирование личной жизни на основе шариата (свод религиозно-

этических предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну).

Арабская средневековая культурная традиция сложилась в процессе

взаимодействия арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего

Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Усвоив и переработав

значительную часть культурного наследия персов, сирийцев, народов Средней

Азии, иудеев, а также наследие античной культуры, арабы достигли

значительных успехов в области художественной литературы, философии,

истории, географии, математики, астрономии, медицины, орнаментального

искусства. Но освоение арабами наследия античности в определенной мере из-

за влияния ислама было односторонним. Охотно переводились сочинения по

точным, философским наукам, меньше внимания уделялось художественной и

исторической литературе.

В основе арабо-мусульманской научной мысли лежит идея космической

детерминированности всех земных явлений и процессов, зависимости всего

земного от движения небесных сфер. Это породило характерную особенность

научного менталитета арабского Востока “философичность”. Вся наука арабо-

мусульманского средневековья называлась “фальсафа”, т.е. философия. Пытаясь

постигнуть устройство мироздания, в поисках принципов идеального

общественного устройства и гармоничного развития личности ученые считали

небходимым предварительно познать не только мир в целом, но и его

составляющие. Поэтому в круг интересов интеллектуальной элиты входили все

известные тогда науки, изучающие мироздание. Это придавало арабо-

мусульманской научной мысли такую существенную черту, как

энциклопедичность. Ученый (философ) был одновременно математиком, врачом,

звездочетом-прорицателем и часто поэтом. Вот почему научно-философские

труды нередко облекались в форму поэзии.

Религиозный запрет изображать людей и животных (из-за боязни

идолопоклонства) помешал развитию скульптуры и живописи. Исключение

составляет арабская книжная миниатюра, являвшаяся непреложной частью

научной и художественной литературы. Среди памятников архитектуры арабского

Востока преобладают культовые (мечети, медрессе, мавзолеи) и дворцовые

здания. Арабская архитектура, формируясь на местной почве, испытала

воздействие иранской, византийской и других культур. Для арабского

средневековья характерен принцип декоративности, породивший богатейший

орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, именуемый арабеской

(памятники исламской архитектуры Сесильи, Кордовы, Гранады, Багдада, Кипра

и др.).

Арабо-исламская культура была ярким самобытным явлением в истории

мировой цивилизации эпохи средневековья. Она оказала глубокое влияние на

значительную часть Азии, Северной Африки и самой Европы.

Современный ислам характеризуется разными типами религиозного сознания

– “идеальным” и “бытовым”, “официальным” и “народным”. Его используют

различные политические силы, все настойчивее заявляет о себе исламский

фундаментализм.

Литература

Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни, стиль мышления. М., 1990.

Ислам: традиции и новации. /Отв.ред. А.В. Малашенко, А.В.Кудрявцев М.,

1991.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1970.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

Тема 5. Древнерусская культура

Основные вопросы темы

1. Становление древнерусской культуры.

2. Расцвет русской средневековой культуры.

3. Новые явления в русской культуре.

Культура и художественный стиль древнерусского искусства были связаны с

самобытной культурой восточнославянских племен, заселявших территорию

Восточно-Европейской равнины, подвергавшейся с Юга набегам кочевых племен.

Изначально в отечественной культуре столкнулись два мировых потока истории:

европейский и азиатский. Языческая аграрная культура древних славян –

древнейший пласт отечественной культуры.

Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. Древняя Русь

искала и нашла свой путь в христианстве. Выбор христианства был продиктован

не только политикой, но и потенциальной предрасположенностью древней

восточнославянской культуры к нему. Доминантой, определившей этот выбор,

были черты духовной оседлости, стабильности христианства. Восточное

христианство – православие – с его откровенным обожествлением

(сакрализацией) светской власти способствовало одновременно укреплению

единства страны и этноса под знаком установления сильной единоначальной

государственности и сохранению идеалов первобытного родоплеменного

демократизма в сфере духовно-нравственной, религиозной, собственно

культурной. Однако подобное соединение противоположных начал становилось

основой и будущих противоречий русской культуры.

Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно

взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период

способствовали “обрусению” византийских и греческих художественных норм и

создавали самобытность культуры средневековой Руси.

Важной особенностью формирования древнерусской культуры было уникальное

сочетание верхнего слоя аристократической христианской культуры и древних

языческих народных традиций. В “двумирной” средневековой культуре

христианское постничество, благочестие, величие церемониала при княжеском

дворе существовали одновременно с буйством “смехового” гротеска в ритуале

народных земледельческих праздников. Христианские ценности и образы

постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, но чаще

перемешиваясь с ним.

С приходом христианства стала развиваться книжность. Основные

проводники книжной мудрости, заказчики и ценители – князья, опирающиеся на

монастыри и монахов. Литература Киевской Руси была многожанровой. При этом

разнообразие жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные

неповторимые формы: летописи, житийная литература, поучения, притчи,

хождения, моления, слова (речи).

Богатство устной языковой культуры древних славян запечатлелось в

разнообразной народной поэтической песенной традиции, календарной обрядовой

поэзии. Значение исторических жанров фольклора возросло с образованием

русского государства. К Х в. относится возникновение нового эпического

жанра – былин. Существовали дружинные песни.

Византийцы принесли на Русь мастерство каменного строительства,

крестовокупольных храмов, искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной

миниатюры, ювелирное дело, которые были творчески переработаны русичами. В

Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство.

В условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества

действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности

древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской

письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически

всех отраслей древнерусской культуры: архитектуры (преимущественно

храмовой), иконописи, музыки (в частности, хоровой), летописания,

литературы, естественнонаучных представлений. Именно благодаря единству

интенсивно развивавшейся древнерусской культуры на месте распавшегося

государства Киевская Русь не возникло множества стран и народов, как в

Западной Европе. Более того, сама раздробленность, ослабляя Русь как

надэтническое единство, как великую европейскую державу, в то же самое

время усиливала русскую средневековую культуру, рождая многочисленные

культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород, Псков и другие со своими

архитектурными, живописными, летописными, литературными стилями, не

выходящими за пределы общекультурного единства и национального своеобразия.

Именно это многообразное культурное единство Древней Руси помогло

русской культуре противостоять экспансии кочевнической культуры в период

монгольского завоевания и ордынского ига.

Во второй половине XIV в. был преодолен кризис и началось возрождение

русской культуры, идейным стержнем которой стали национальный подъем, идея

единства. Центром объединения русских земель стала Москва. В отличие от

Новгорода, заботившегося лишь о собственной независимости, Москва выдвинула

совершенно новую “программу” своего политического и культурного развития –

объединение русских земель, восстановление мощной государственности.

Гражданский и нравственный подвиг преподобного Сергия Радонежского

ознаменовал победу православной духовности над политическим утилитаризмом

государственных деятелей, торжество культурно-религиозного единения народа

вокруг русской церкви и ее вождей. Сергию удалось возглавить нравственное

сопротивление татаро-монгольскому игу и тем самым укрепить авторитет

русской православной церкви в русской истории и культуре.

Главное, к чему стремилась культура – и это нашло отражение, прежде

всего, в искусстве – открыть ценности человеческого существования. В

жестких испытаниях векового противостояния с Ордой рождалась потребность во

внутренних достоинствах человека. В русской художественной культуре

получает развитие эмоциональная сфера, преобладает экспрессивно-

эмоциональная образность, а в идейной жизни все большее значение

приобретает “безмолвие”, уединенная молитва, совершаемая вне церкви, уход в

пустынь, в скит. Это уединение соответствовало в тех условиях духу

“развивающегося личностного начала”.

Этот взлет русской культуры на рубеже XIV-XV вв. принято считать

Предвозрождением. Для Западной Европы этот этап естественно перешел в

Возрождение, ставшее символом по-новому осмысленной античности. В Древней

Руси в силу различных причин не оказалось условий для Возрождения. Период

секуляризации культуры еще не наступил. Более того, подъем национального

самосознания на Руси проходил в рамках, прежде всего, христианской

духовности.

В это время собираются многочисленные летописные своды, редактируются

местные летописи. Расширяется количество житий святых, развивается

публицистика (Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет). Особое место в

литературе занимают памятники Куликовского цикла. Во второй половине XV в.

возникают новые жанры, близкие к беллетристике.

Россия сбросила золотоордынское иго дорогой ценой, в том числе ценой

культурных потерь. Были ликвидированы прежние городские вольности.

Московские правители перенимали политическую культуру, методы управления

Орды. Постепенно усиливалась несвобода всех слоев населения.

Формирующаяся общерусская культура в конце XV-XVI в.была подчинена

задачам служения “государеву делу”. Заботами о Российском государстве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.