бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по культурологии

Лекции по культурологии

[pic]

Международный институт

экономики и права

В.В.Горохов

И.Е.Кознова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Москва 1998

Автор В.В.Горохов, И.Е.Кознова

Культурология: План-конспект лекционного курса. — М.: МИЭП, 1998. — 81

с.

Курс разработан в соответствии с принятой в МИЭП концептуальной

формулой образовательной деятельности

© Международный институт экономики и права, 1998

Курс культурологии входит составной частью в цикл общеобразовательных

дисциплин, преподаваемых в высшей школе России. Культурология является

особой наукой и особой учебной дисциплиной в том смысле, что она

синтезирует гуманитарное знание. Гуманитарное знание непосредственно

включает в себя философию, историю, право, психологию, педагогику,

филологию, мораль, искусство, мифологию, религию. Необходимость

преподавания культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного

знания в современном обществе. На протяжении последних веков точные науки

постоянно сравниваются с человековедческими. В недавние времена пальма

первенства неизменно принадлежала так называемым конкретным наукам. Однако

в ХХ в. существеннейшей тенденцией развития научной мысли является все

более активное взаимодействие естественных и гуманитарных наук, двух

культур, еще недавно дошедших до казалось бы полного взаимного отчуждения –

sciences и humanities. Если продуктивна связь гуманитарного знания с

естествознанием, то тем органичнее взаимодействие разных наук, изучающих

человечество, общество, культуру. Ведь культура охватывает все

многообразные формы человеческой деятельности. Сегодня мы осознаем

безусловное значение гуманитарного знания. Оно многолико и разнообразно. За

ним постоянно стоит человек – творец и творение культуры.

Цель данного курса – на основе полученных и имеющихся у студентов

знаний выработать понятие о происхождении, сущности, структуре культуры,

общих закономерностях ее развития и функционирования, специфики локальных и

региональных культур, их связи и преемственности с другими культурами.

Основной задачей курса выступает стремление помочь студенту стать

подвижником идеи диалога культур и непременным участником этого диалога.

Структура курса определяется необходимостью познакомить студента с

основными понятиями, школами, направлениями и концепциями современной

культурологии. Основное внимание в курсе уделяется историческому

культуроведению, позволяющему рассмотреть историко-культурный процесс в

единстве и многообразии отдельных культур и целых культурных эпох (темы

1–16).

За последние годы в нашей стране обнаружил себя некий

“культурологический бум”. Вышли в свет индивидуальные и коллективные

исследования, посвященные различным аспектам истолкования культуры,

издаются сборники первоисточников, антологии работ представителей мировой

культурологической мысли. Среди них можно рекомендовать следующие:

Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.

М., 1996.

Введение в культурологию: Учеб.пособие для вузов /Рук. авт.колл. и отв.

ред. Е.В.Попов М., 1995.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Спб., 1995.

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1995.

Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.

Культурология. История и теория культуры: Учебное пособие. М., 1996.

Культурология ХХ в.: Антология. М., 1995.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.

Мифы народов мира. В 2 т. М., 1996.

Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

Учебный курс по культурологии /Науч.ред. Г.В.Драч. Ростов-на-Дону, 1996.

Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. М., 1997.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв.: Учебное

пособие. М., 1996.

Введение. Культурология как область гуманитарного знания

Основные вопросы темы

1. Сущность и предназначение культуры.

2. Культурология – что это такое?

3. Культура в системе ценностей человечества.

Культура – ключевое понятие культурологии. Определений, что такое

культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду

совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о “второй

природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир

человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового

уничтожения – тоже в определенном смысле явления культуры, равно как и

душегубки Освенцима или какие-нибудь суперсовременные суперточные ракеты

дальнего поражения. Можно говорить о культуре как своего рода

производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем

такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура

карточной игры.

Для многих культура – это прежде всего сфера духовной деятельности

людей на протяжении всего исторического развития человечества. Под

духовными ценностями мы подразумеваем все то, что не связано

непосредственно с человеческим существованием и выживанием. В этом смысле

культура – всегда роскошь, излишество, но ведь именно потребностью не

довольствоваться лишь необходимым и отличается человек от животного.

Культура может включать в себя такие понятия как образование, воспитание,

этикет, но не сводится к ним, мало того, все эти понятия, формируемые

обществом и средой, весьма относительны. Мы употребляем сейчас такое

определение, как ментальность. Можно сказать, что и образование, и

воспитание, и этикет ментальны, то есть в разной среде, в разных

цивилизациях, разных национальных контекстах имеют и разное содержание.

Культура же всегда национальна, исторична, конкретна по своему

происхождению и предназначению, а понятие – мировая культура – также весьма

условно и являет собой лишь сумму национальных культур. Изучают мировую

культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических

проявлениях ученые самых различных специальностей – историки,

искусствоведы, социологи, философы.

Что же в таком случае остается на долю культурологам, тем более, что

само понятие – культурология появилось лишь в ХХ веке и до сих пор

оспаривается как недостаточно точное и научное. Наука ли культурология

вообще? Может быть, это просто сумма всех знаний о культуре, достигнутых

гуманитарными науками, вообще – все гуманитарные науки? Нет, культурология

– наука, ибо имеет и свой собственный объект изучения – какой, мы отметим

позже – и свой собственный метод изучения. В основу культурологии положено

понятие ценности, сформулированное еще в 40-е годы XIX в. немецким

философом Г.Зиммелем, но тогда не получившим должного резонанса. Существуют

духовные ценности устойчивые, непреходящие, создаваемые человечеством на

всем протяжении своего существования и временные, но исторически важные,

значимые, представляющие историко-культурный интерес, шедевры мирового

художественного творчества и значимые творения безвестных мастеров,

характерные для своей эпохи, своего времени или, наоборот, противостоящие

характерным тенденциям своего времени, словом, все, что составляло и

составляет культурную ауру человека и выражается ярче и полнее всего

сознательно ли, бессознательно ли – в художественном творчестве.

Культуролога интересует и когда художник говорит, и когда проговаривается,

и когда молчит или не договаривает.

Общие рассуждения можно подкрепить примером хорошо всем знакомого

архитектурного шедевра – храма Василия Блаженного в Москве на Красной

площади. Историк, говоря о храме, непременно свяжет его строительство с

фигурой и деятельностью основного заказчика – Ивана Грозного. Для него

важно, в каком году и в честь какого события, кем был построен храм, что

означала постройка храма в деле укрепления авторитета царской власти.

Философ или историк философии вспомнит концепцию “Москва – Третий Рим” и

поговорит об идейной стороне этого строительства.

Искусствовед обратит внимание прежде всего на композиционные

особенности постройки, ее художественное оформление, стилевые особенности,

влияния, веяния. Для культуролога же все это тоже важно и представляется

интересным, но лишь попутно. Для него главное – какие новые ценности

утверждал храм и какие характерные традиционные ценностные представления

эпохи он выразил собой. В этом смысле для культуролога храм прежде всего

памятник культуры, явление в истории русской культуры.

Но в чем отличие произведений искусства от памятников культуры, разве

это не одно и то же – спросите Вы? Нет, и лучшим ответом на этот вопрос

будет другой пример. Можно ли назвать, скажем блочные “пятиэтажки” образца

1959-1963 гг. произведением искусства, не шедевром, а просто –

произведением искусства? Пожалуй, нет, ибо в архитектуре этих сооружений,

уже не говоря об их примитивном инженерном решении, вообще отсутствует

какое бы то ни было художественное, образное начало. Однако, вместе с тем –

это очень характерное и интересное явление, символ культуры 60-х годов.

Сама простота сооружений говорит о ценностных ориентациях времени, когда

главной задачей было как-нибудь, более-менее нормально расселить людей,

рассредоточить перенасыщенные центры мегаполисов в кратчайшие сроки и по

типовым проектам. Таким образом, пресловутые “хрущобы” несут весьма

содержательную историко-культурную информацию.

Таким образом, культурология всегда имеет дело со смысловым содержанием

эпохи, которое может быть выражено и на уровне бессознательного, что

особенно интересно и перспективно в научном плане.

Особый вопрос, какую роль вообще играла и играет культура в системе

других человеческих ценностей, когда она востребована, когда отходит на

второй план и что именно из всего культурного богатства прошлого и

настоящего становится популярным, массовым, а что – теряется в дымке

времен. Комплексно эта проблема рассматривается только культурологами, а

между тем – проблема из важнейших, ибо она помогает оценить перспективы

человечества с точки зрения творцов и потребителей духовных ценностей в

целом. Богатство современного культурного мира зачастую лежит мертвым

грузом, оседает на складах, пылится в запасниках. Интересное наблюдение

сделано музыковедами-социологами – 90% хранящихся в музыкальных библиотеках

Европы произведений вообще никогда и никем не исполнялись, то есть они

существуют как музыкальные произведения т.к. они зафиксированы в нотах и

изданы. Однако эти произведения оказались невостребованными в реальный

ценностный мир человека, почему – это уже отдельная проблема, требующая

специального изучения.

Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно

сформулировать: культура с точки зрения культуролога – это созданные на

протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные

ценности; во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности,

характерные для различных исторических эпох, во-вторых, что может быть

особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и

процессе производства, распределения и потребления этих ценностей. Все эти

процессы изучает формирующаяся наука, область гуманитарных знаний особого,

комплексного рода, условно называемая культурологией.

Литература

Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.

М., 1996.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.

Культурология: История и теория культуры. М., 1996.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.

Учебный курс по культурологии /Науч.ред. Г.В.Драч Ростов-на-Дону, 1996.

Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.

Тема 1. Культура первобытной эпохи

Основные вопросы темы

1. Генезис и основные черты первобытной культуры.

2. Роль мифа в становлении человеческого сознания.

3. Искусство первобытной эпохи. Ценностный мир первобытного человека.

Процесс становления культуры начался с... облавной охоты на крупного

зверя – основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества.

Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно

большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же

более результативной. Те племена, которые не ощущали этого “зова будущего”

и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких

животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в

лучшем случае, на длительное застойное существование – ведь не было никаких

стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и

заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня,

но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е.

совершенствовали, развивали свое умение.

Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого

человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг

нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться

функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время

была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое

мышление. Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два

полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой

работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком

сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира

реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы

называем синкретической.

В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у

всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски,

мифы, обряды – одинаковые, короче, “я” растворено в “мы”. В такой

культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над

осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от

раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в

противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей

откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее

доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.

Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее

традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой

родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной

деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми.

Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный

мифологическими представлениями.

Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и

природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое.

Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим

характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни –

робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией

природного мира.

Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но

мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом.

Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой,

универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении

ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если

основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно

подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в

основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец,

если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого

общества как своему миру.

С другой стороны, общество сохраняет жизнеспособность лишь там, где у

граждан есть убеждение в осмысленности его норм, в наличии в обществе

собственных общезначимых ценностей и потенциальной осуществимости этих

ценностей, в значительности его традиций. Между тем сама действительность

не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных

оснований, поскольку она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы

видеть, а интересы каждого никогда не могут полностью и целиком совпасть с

общими интересами. Неизбежно возникающий зазор если не исчезает, то

отступает на второй план лишь там, где человек способен верить в свое

общество и его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но,

в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь идет на помощь

мифология. Вера как мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта

всей жизни, общества, культуры.

В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу

неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности,

т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного

искусства: это – и познание, самоутверждение человека, и систематизация

мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и

т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного

непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с

развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности

лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже

различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется

свободное время, т.е. когда решена основная проблема – проблема выживания и

решается уже другая, качественно иная проблема – жизни. Однако, первобытное

искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем

коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное

бессознательное эпохи – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично,

образно. В Европе – от России до Франции на территории протяженностью

несколько десятков тысяч километров с запада на восток – найдено огромное

количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых

обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки

некоторых образов, например, так называемых “палеолитических Венер”,

символов плодородия, продолжения рода.

В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек

обращается к магии. В основе магии лежал принцип аналогии – вера в

получение власти над предметом через овладение его образом (ведь в

мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали,

неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту.

Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах

пещер и отдельных предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных следов

являются сознательно оставленными человеком знаком своего присутствия в

данном месте. Позднее этот знак становится знаком обладания и приобретает

тем самым магический смысл.

В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с различными

видами искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в которых

использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные рисунки и

наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны

искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где

начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен

экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики,

живописи.

Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его

социальных особенностей и характера самого уклада общества, о которых уже

говорилось выше, был относительно неширок, однако, со временем, создавались

естественные возможности для его расширения. С течением времени, с

развитием ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого

зачаточного, первобытного искусства и первобытной культуры выросли не

только культура скотоводческих племен, которая так и оказалась обреченной

на замкнутый характер развития в условиях консервации кочевых форм жизни и

примитивного ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу

человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Это прежде

всего:

. культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных

землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные

государственные образования, поскольку государство оказывалось

необходимым для проведения крупномасштабных оросительных работ как

условия продуктивного земледельческого хозяйства;

. культура древних греков и римлян, опирающаяся на развитое ремесло,

мореплавание, международную торговлю, культура, которая базировалась

в “городах-государствах” нового типа, отличавшихся более высоким

уровнем ремесленного производства, обеспечивавшим, в свою очередь, и

более высокий уровень духовной и художественной жизни.

Литература

Введение в культурологию /Рук. авт.колл. и отв.ред. Е.В. Попов. М., 1995.

Алексеев В.П. Первобытное общество: проблемы изучения. М., 1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.