|
Диплом: Проблемы формирования бюджета— предоставление инвестиционного кредита за счет налога на прибыль; — Налоговый кодекс устранил некоторые пробелы в предоставлении инвестиционного налогового кредита, изменил перечень оснований, по которым он может быть предоставлен (НИОКР, инновационная деятельность) и позволяет с достаточным масштабом вливать средства на развитие производственной деятельности предприятий. Однако остались положения (п. 10 ст. 80), когда субъекты Федерации могут предоставлять инвестиционный кредит и на других условиях. На практике это может привести к предоставлению кредита за счет других налогов, а он должен предоставляться только за счет налога на прибыль, так как только она может быть источником его возврата; — смещение акцента с косвенного налогообложения на прямое, более полно учитывающее финансовое и социальное состояние налогоплательщика; — введение принципиально нового вида участников налоговых отношений — консолидированной группы налогоплательщиков. Эта мера предполагает уплату налога на прибыль исходя их консолидированного баланса, суммируя прибыль и убытки отдельных родственных предприятий. В этом случае обороты внутри группы рассматриваются как внутризаводской оборот и выводятся из-под налогообложения, и это увеличивает инвестиционные возможности предприятий; — корректировка налогооблагаемой прибыли в условиях инфляции (например, путем ускорения амортизации), учитывая, что налоги и инфляция тесно взаимосвязаны; — создание более нейтральной к налогоплательщику налоговой системы, что позволит избежать бюджетных потерь и обеспечить реализацию основных принципов налогообложения; — изменение порядка определения налогооблагаемой базы и, в первую очередь, себестоимости в целях повышения заинтересованности производителя в честном ведении налогового учета (изъятие только действительно полученной, а не искусственно рассчитанной прибыли). В Налоговом кодексе значительная часть корректировок произведена, однако ряд затрат (расходы на подготовку кадров, проценты за кредит) остались лимитированы. 4.2. Один из новых способов пополнения бюджета. Федеральный долговой центр при Правительстве РФ создан постановлением Правительства РФ от 06.01.98 № 6. Основной задачей Центра является "создание организационных, экономических, информационных и иных условий эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество организаций-должников, в том числе при истребовании задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды". Из содержания основной задачи следует, что Федеральный долговой центр будет обслуживать исполнительное производство, осуществляемое лишь в отношении юридических лиц. Речь идет также о том, что специализированное государственное учреждение, каковым является Центр, обеспечивает исполнительные действия, связанные исключительно с наложением ареста на имущество на основании судебных решений и актов других органов, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право принимать подобные решения. [17.c.12] Необходимость существования Федерального долгового центра продиктована практикой, сложившейся в деятельности органов, осуществляющих взыскание в бюджеты всех уровней. При этом необходимо заметить, что с образованием Центра порядок наложения административного ареста на имущество не претерпел никаких изменений. Как и прежде, взыскание задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты осуществляется по решениям судов, а также по постановлениям руководителей налоговых органов и Федеральных органов налоговой полиции. Процедура действий представителей этих органов установлена Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденным Госналогслужбой России 25.05.94 № ВГ-4-08/57н, ДНП России 26.05.94 № СА-574, Минфином России 25.05.94 № 58, а также Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199. В соответствии с данными нормативными актами продажа арестованного имущества должника производится на комиссионных началах организацией, уполномоченной лицом, осуществляющим взыскание, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно так и была вынуждена поступать Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, заключая соответствующие соглашения с отдельными торговыми организациями и уполномачивая их на действия в пользу бюджета. Последние, будучи заинтересованы в получении комиссионного вознаграждения, в большинстве случаев не утруждали себя премудростями оценки и не заботились о зачислении в бюджет выручки, соответствующей истинной стоимости имущества. Вопрос ликвидности арестованного имущества не поднимался как таковой, что также сказывалось на поступлениях в бюджет. Из арестованного органами налоговой полиции в 1997 году имущества на сумму свыше 70 млрд руб. поступления в бюджет составили менее 10 % от суммы арестованного имущества. Основная масса арестованного имущества предприятий-должников не реализуется даже на доступных федеральным органам налоговой полиции местных рынках, в то время как значительная его часть могла быть востребована на других территориях. В аналогичную ситуацию рискует попасть и созданная недавно в составе Минюста России Служба судебных приставов. Известен факт, когда контрольный пакет акций "Пур-нефтегаза" Российского акционерного общества "Роснефть", арестованный судебными приставами, был продан за 10 млн. долларов США. По оценке российских и западных специалистов стоимость реализованного пакета в десятки раз выше. Из практики следует, что деятельность по реализации и оценке имущества не свойственна государственным органам, призванным осуществлять принципиально иные функции. Можно говорить о неликвидности того или иного имущества либо о непрофессионализме отдельных лиц, но следует также признать неэффективность существовавшего подхода, страдающего отсутствием единых методических основ, информационных систем, невозможностью аналитического и иного профессионального обеспечения. Вступивший в силу Федеральный закон от 21.07.97 №119-ФЗ "Об исполнительном производстве" определил, что продажа имущества должника, в том числе недвижимого, осуществляется специализированной организацией. Такой организацией и является Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации, руководством которого принято решение до формирования территориальных подразделений провести конкурс по отбору и аккредитации уполномоченных организаций. Проведение такого конкурса — первый этап в создании прозрачной и контролируемой государством системы оценки и реализации имущества организаций -должников. Принципы построения такой системы содержатся в концепции собственной региональной политики Федерального долгового центра при Правительстве РФ, которая предусматривает три основных этапа организации работы на территории России. Проведение на первом этапе вышеупомянутого конкурсного отбора и аккредитация уполномоченных организаций позволит оставить в данной сфере деятельности организации, всесторонне подготовленные к ней во всех отношениях. Имеется в виду наличие установленных законодательством лицензий, необходимых кадров и материально-технических возможностей. Предпочтение при подведении итогов конкурса будет отдаваться организациям, которые наряду с прочими условиями положительно зарекомендовали себя ранее в работе с местными фондами государственного имущество, органами налоговой полиции и Службой судебных приставов. На территории всех субъектов Российской Федерации будут определены организации-координаторы, способные наряду с оценкой и реализацией имущества исполнять некоторые задачи централизации процесса на данной территории. Отношения Центра с организациями-координаторами будут отражены в соответствующих соглашения, содержащих требования к методической работе, учету результатов и отчетности на данной территории. На этом же этапе планируется приступить к созданию территориального подразделения Центра в г. Москве. На примере московского территориального подразделения будут отработаны принципы взаимоотношений Центра с его территориальными подразделениями в регионах Российской Федерации, создание которых станет вторым этапом организации работы Федерального долгового центра. Пролонгация договоров с уполномоченными организациями на втором этапе будет зависеть от результатов их деятельности и .конкретной обстановки, складывающейся в регионе. Говоря о территориальных подразделениях Федерального долгового центра, следует упомянуть и о создании таковых на территориях государств ближнего, а в случае необходимости, и дальнего зарубежья. В этой связи планируется использовать уже имеющиеся возможности торговых представительств, других государственных организаций и их специалистов. На третьем этапе мы предполагаем довести сеть филиалов Федерального долгового центра до состояния, когда она будет обеспечивать наиболее эффективную работу по реализации имущества, созданию единого информационного пространства, контроля за уполномоченными организациями. Необходимо, чтобы количество филиалов было достаточным для организации работы с надлежащим качеством, с учетом экономического развития и "долгового благополучия" того или иного региона. Иными словами, филиалы будут функционировать там, где они действительно необходимы и, следовательно, смогут оправдать свое существование. Не исключено, что в ряде случаев будут продолжать работать только уполномоченные организации-координаторы, выполняя отдельные задачи филиалов Федерального долгового центра. Возвращаясь к вопросу о предмете деятельности Федерального долгового центра при Правительстве РФ, хотелось бы затронуть еще одну очень важную и болезненную тему для российской экономики. Как известно, одним из аспектов проблемы неплатежей является наличие гигантских задолженностей предприятий друг перед другом. Положение дел в данном вопросе вызвало к жизни такое явление, как осуществление всевозможных зачетных схем. Последствиями проведения подобных операций становятся громадные потери для бюджета. Реализация арестованной дебиторской задолженности и создание рынка долговых обязательств — отдельное направление в работе Федерального долгового центра при Правительстве РФ. Правовая база формирования рынка долгов заложена в приказе Минюста России от 03.07.98 № 76, утвердившем Временную инструкцию о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников. Формирование такого рынка позволит упорядочить взаимоотношения между его участниками, стимулировать своевременные расчеты между предприятиями и принести дополнительные средства в бюджет. Работа Федерального долгового центра при Правительстве РФ призвана положить начало разрешению ряда серьезных проблем в российской экономике. 4.3. Проблемы теневой экономики Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли. Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма многообразные виды экономической деятельности, оказывающие совершенно различное воздействие на экономику страны и на ее экономическую безопасность. Главными и наиболее типичными видами теневой экономической деятельности являются следующие три блока: — законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах). Это весьма полезная для общества деятельность и ее необходимо всячески стимулировать. — законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть теневой экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во- вторых, в виде создания криминальной экономической среды; — нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства. Госкомстат России учитывает в своих расчетах только два первых вида теневой экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть теневой экономики можно называть неформальной экономикой. Параметры неформальной экономики были определены при расчете системы национальных счетов (СНС) за 1997 год. Параметры неформальной экономики на тот момент выглядели следующим образом: Таблица 4.3.1. Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике
Таблица 4.3.2. Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1996—1998 годы (1998 год — I полугодие (в процентах)
Используемая при оперативных расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности определить параметры неформальной экономики. По косвенным данным можно предположить, что удельный вес неформального сектора с 1997 года несколько возрос и достиг 23—25 % ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во второй половине прошлого года. В последние месяцы сколько-нибудь существенного роста доли не формального сектора не наблюдается. В развитых странах эта часть теневой экономики обычно оценивается в 10—15 %, хотя разные методы дают большой разброс в величине этого параметра. Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это — криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав теневой экономики. Эту часть теневой экономики следует называть незаконной экономикой. По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, теневая экономика составляет порядка 40—45 % к ВВП. Применительно к неформальной экономике стоит задача "ее вывода из тени" путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью. Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь. Условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной экономики. Большое внимание проблемам теневой экономики уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество различных методов количественной оценки масштабов теневой экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры теневой экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер). В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %. В финансовой и банковской сфере развитию теневой экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно-правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие. 1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента. 2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность: - за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке; - за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком; - за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью; - за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие. 3. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |