|
Диплом: Проблемы формирования бюджета- статьи (показатели, нормативы), определяющие особенности регулирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год; - объем оборотной кассовой наличности. Дума автономного округа постатейно утверждает бюджет в форме закона Ханты- Мансийского автономного округа. В случае не утверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Дума автономного округа проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. В случае, если по данному вопросу не будет принято до 1 января планируемого года, вступает в силу порядок расходования средств в размере 1/12 объема предыдущего года с учетом уровня инфляции, установленного Правительством Российской Федерации, в течении каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходными статьям бюджета соответствующими органами власти.[26] Контроль за исполнением окружного бюджета и расходованием средств окружных внебюджетных фондов осуществляет Дума и Счетная палата автономного округа. Комитет по финансам и налоговой политике исполнительного органа государственной власти автономного округа ежемесячно представляет в Думу автономного округа и в Счетную палату отчет о состоянии бюджета и его исполнении. Исполнительный орган государственной власти автономного округа ежегодно в мае, следующим за отчетным годом, представляет в Думу автономного округа отчетный доклад и отчет об исполнении окружного бюджета за прошлый год. Отчет об исполнении окружного бюджета рассматривается и утверждается постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Отчет об исполнении окружного бюджета составляется в той же структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении бюджета. Дефицит бюджета , пути его снижения. В настоящее время в тяжелых рыночных условиях, недостаточности средств на покрытие расходов и при дефиците бюджета есть необходимость для создания фонда финансовой поддержки для оказания помощи субъектам Федерации. Для получения такой помощи в виде субвенции или дотации. Субвенция-это средства, выделяемые из одного бюджета другому на конкретную цель. В случае использования субвенции не по целевому назначению или неиспользования в установленный срок субвенция подлежит возврату в бюджет, из которого выдана. Дотация-это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования. Субъекту Федерации присваивается статус “региона нуждающегося или особо нуждающегося в поддержке”. Статус “региона нуждающегося в поддержке” предоставляется тем регионам, у которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Статус “региона особо нуждающегося в поддержке” предоставляется тем регионам у которых сумма федеральных налогов (налог на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории подлежащих зачислению в региональный бюджет в расчете на одного жителя региона, оказываются меньше 95% от средней аналогичной величины по Российской Федерации в целом, и условная сумма расходов оказывается меньше 100% расходов регионального бюджета. Регионы, получающие финансовую помощь из федерального бюджета, обязаны предоставить в Министерство финансов РФ для контроля подробные плановые и фактические данные обо всех расходах и доходов своих бюджетов и внебюджетных фондов. Наряду с предоставлением финансовой помощи, регионам выделяются бюджетные ассигнования на капитальные вложения для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия согласованные на федеральном уровне. Однако в последнее время бюджетных средств на все это недостаточно, а подчас и вообще нет. В стране сложилась финансовая ситуация, у государства нет денег на выплату заработной платы, полное обеспечение медикаментами и питанием, топлива и электроэнергии. Все это говорит о том, что деньги расходуются нецеленаправленно или было завышение средств на расходы. В такой ситуации стоит вопрос о сокращении расходов бюджета, необходимо обеспечить своевременную выплату заработной платы, пособий, стипендий, необходимым питанием и медикаментами. Для полного обеспечения всех программ не только правительство РФ но и все субъекты Федерации должны изыскивать доступные и недорогие пути получения средств на покрытие расходной части бюджета. Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита явилось: - низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей; - нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам; - неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. Итак, дефицит бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех доходов. Как же можно справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы: 1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, так как обычно финансируются те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их не прибыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества. 2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. 3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику – она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег – мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает “ гонку” с инфляцией. 4. Одалживание денег у граждан, банков, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке может их одолжить. Прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее занять деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% валового внутреннего продукта страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг. 2.3.Межбюджетные отношения на уровне Ханты-Мансийский округ - органы местного самоуправления В феврале 1997 года в городе Ханты-Мансийске по инициативе губернатора округа А.В.Филипенко был проведен семинар-совещание, на котором обсуждались проблемы местного самоуправления. Открывая семинар, губернатор заметил, что понятие “самоуправление” сегодня, как и десять лет назад, каждый трактует по-своему. Ученые - по идеальной схеме, а практики - как реальная жизнь подсказывает. Существующая сегодня в округе система местного самоуправления основана не на буквальном следовании букве федерального закона о местном самоуправлении, она имеет трехступенчатый характер, но именно это позволяет сохранять управление территорией. Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают местные бюджеты. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников и правом определять направления их использования и расходования. Основу экономической самостоятельности местного самоуправления составляют природные ресурсы, имущество и финансовые средства, находящиеся в муниципальной собственности. В случае недостаточности местных доходных источников органы государственной власти Ханты-Мансийского округа законодательно закрепляют за органами местного самоуправления (передают) часть отчислений от регулирующих налогов. На территории Ханты-Мансийского округа действуют следующие регулирующие налоги: - налог на прибыль предприятий; - налог на добавленную стоимость; - подоходный налог с физических лиц; - плата за недра; - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; Остальные налоги являются закрепленными за бюджетами различных уровней власти.[18] И все-таки в экономическом отношении Ханты-Мансийский округ выглядит значительно весомее других субъектов Федерации. При 1 % населения от общего количества жителей России округ дает 70 % всей российской нефти, имеет 500 крупнейших нефтяных и газовых месторождений, занимает второе место в стране по выработке электроэнергии. Округ отдает в центр 60 % собираемых налогов. В заключение данной главы хочется подчеркнуть, что Ханты-Мансийский округ - это равноправный субъект РФ, который решает не только задачу укрепления России, но и подъема жизненного уровня жителей округа. Сравнительная таблица по социально экономическим показателям представлена в приложении 2. Глава 3. Анализ доходной и расходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа за 1998г. 3.1.Анализ доходной части Одновременно идущие негативные экономические процессы, как девальвация рубля, скачок цен, паралич банковской системы, развал фондового рынка, снижение экспортных и импортных поставок, падение жизненного уровня и покупательной способности населения, не могли не затронуть и наш регион. Углубление кризисных явлений в экономике Российской Федерации самым негативным образом отразились на выполнении Закона ХМАО "Об окружном бюджете на 1998 год". План по доходам окружного бюджета за 1998 год выполнен на 86,9 %, получено доходов 9 125 421 тыс.руб., что ниже уровня прошлого года на 584 475 тыс.руб. или на 6 %. Денежными средствами поступило 2 221 300 тыс.руб., или 24,3 %, что на 526 900 тыс.руб. ниже уровня 1997 года. В 1998 году практически не произошло положительных сдвигов в повышении уровня собираемости ° , налогов. Некоторые крупные налогоплательщики увеличили недоимку как по платежам в окружной бюджет, так и в консолидированный бюджет округа: ОАО "Кондпетролеум" - на 234 425 тыс.руб. (на 1.01.98 г. 37 065 тыс.руб., на 1.01.99 г. – 271 310 тыс.руб.) 000 "Лукойл-Западная Сибирь" на 167 950 тыс.руб. (на 1.01.98 г. - 107 761 тыс.руб., на 1.01.99 г. - 275 511 тыс.руб.); ОАО "Мегионнефтегаз" - на 132 239 тыс.руб. (переплата на 1.01.98 г. - 35 261 тыс.руб., на 1.01.99 г. недоимка - 96 978 тыс.руб.); ДП "Сургутгазпром" - на 98 411 тыс.руб.( на 1.01.98 г. - 93 628 тыс.руб, на 1.01,99 г. - 192 039 тыс.руб.); ОАО "Варьеганнефтегаз" - на 69 351 тыс.руб. (на 1.01.98 г. - 17 629 тыс.руб. переплата, а на 1.01.99 г. недоимка - 51 792 тыс.руб.). Недоимка по состоянию на 1.01.99 года в территориальный бюджет составила 3 263 629 тыс.руб. – возросла на 391 383 тыс.руб. или на 13,7 %. Налоговых доходов (с учетом ВМСБ) поступило в доход окружного бюджета 7852 684,25 тыс.руб., и обеспечило выполнение годового задания по сбору этих налогов только на 79,1 %, а по консолидированному бюджету на 77,7 %, что ниже плана на 4 690 691 тыс.руб.. План выполнен лишь по двум доходным источникам: акцизы и налог на покупку валюты. Несмотря на значительное перевыполнение (соответственно 121,3 %, 118,1 %) дополнительно поступило в бюджет лишь 646 тыс.руб., так как данные доходы занимают менее 1 % в общем объеме налоговых доходов. Самое низкое исполнение по налогу на добавленную стоимость - 63,8 %, в целом по округу план по НДС выполнен на 85,7 %. Получено в консолидированный бюджет 2 780 525 тыс.руб. налога на добавленную стоимость, что ниже уровня прошлого года на 545 279 тыс.руб. или на 16,4 % и ниже плана на 641087 тыс.руб (недоимка в территориальный бюджет по состоянию на 1.05.99 года составила 895 678 тыс. руб.). Подоходного налога получено в окружной бюджет 476 281 тыс.руб., что ниже плана на 199 093 тыс.руб. или на 29,5 %., тогда как по округу исполнение составило 75,2 %. За истекший год поступило в бюджет округа подоходного налога ниже уровня прошлого года на 582 619 тыс.руб. или на 14,6 % (1997 год - 4 001 577 тыс.руб.; 1998 год -3 418 958 тыс.руб.). Невыполнение по данному источнику доходов объясняется несвоевременной выплатой заработной платы. В истекшем году поступило в консолидированный бюджет округа налога на имущество больше, чем в прошлом году на 78 888 тыс.руб., но ниже плана на 611 531 тыс.руб. или на 17,5 %. Соответственно исполнение по окружному бюджету составило 78,5 %. Полнота сбора по данному налогу позволила бы обеспечить выполнение плана по данному налогу (недоимка на 1.01.99 г. в территориальный бюджет составила 574 312 тыс.руб.). Наметилась тенденция к снижению по налогу за право пользования недрами: если за 1997 год поступило в окружной бюджет 1 733 293 тыс.руб., то в 1998 году при плане 1 653 873 тыс.руб. - 1 298 664 тыс.руб. или меньше прошлого года на 434 629 тыс.руб. и соответственно плана на 355 209 тыс.руб. План года выполнен на 78,5 %, что чуть выше исполнения в целом по округу (75,8% план 3 537 169 тыс.руб. факт - 2 679 568 тыс.руб.). В результате снижения цен на нефть по ряду объединений и падения добычи нефти по сравнению с прошлым годом на 2 182,2 тыс.тонн, (добыто в 1998 году – 166 678 тыс.тонн, в 1997 г.- 168 861,1 тыс.тонн). план не выполнен. Налога на прибыль поступило в окружной бюджет 925 251 тыс.руб. или меньше прошлого года на 191 122 тыс.руб. и плана на 227 566 тыс.руб, исполнение составляет соответственно 82,9 % и 80,3 %. В целом по округу план по налогу на прибыль выполнен лишь на 72,9 %: поступило 2 697 365 тыс.руб, при плане 3 702 379 тыс.руб., что меньше, чем в 1997 году на 1 232 138 тыс.руб или на 31,4 %. Недоимка по налогу на прибыль на 1.01.99 года составила 790 794 тыс.руб. Поступления в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы составили 3 939 943 тыс.руб., или 82,1 % к годовому назначению и 86,2 % к уровню прошлого года. Незначительной для окружного бюджета в 1998 году явилась сумма неналоговых доходов - 1 272 737 тыс.руб., доля которых в общем объеме поступлений составляет 13,9 %. Хотя план по данной группе доходов выполнен на 224,6 %, – дополнительно в бюджет поступило 705 987 тыс.руб. (при плане 566 750 тыс.руб. поступило 1 272 737 тыс.руб.). Перевыполнен план по возврату инвестиций в 1,7 раза; по доходам от имущества, находящегося в государственной собственности в 3,9 раза, что обусловлено заключением новых договоров по аренде имущества.; по доходам от продажи принадлежащего государству имущества в 4,7 раза за счет поступления доходов от продажи акций, закрепленных в федеральной собственности: от Тюменской нефтяной компании поступило 10 570,209 тыс.руб., от НК "Лукойл" -18 072,990 тыс.руб., от НК "Сибур" - 10 464 тыс.руб.. План по возврату средств инвестиционного налогового кредита выполнен на 54,5%, возврат процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом осуществлен на 69,4 %., в результате чего в окружной бюджет недопоступило средств на общую сумму 99 977 тыс.руб.. Возврат инвестиционного налогового кредита 000 "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" произведен на 58,9 % от суммы, предусмотренной к возврату в 1998 году ( предусмотрено 119 324 тыс.руб, уплачено 70 336,7 тыс.руб.; по ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" процент возврата средств составляет 88,1 % (предусмотрено 2 454 тыс.руб., уплачено 2 162 тыс.руб.); ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" – на 84,99 %; ОАО "Негуснефть" – 3,2 %. Высокий процент исполнения по данному источнику доходов обеспечили: ОАО "Сибнефтегазпереработка" (158,9 %), ОАО "Ноябрьскнефтегаз" (100 %), ОАО "Нижневартовскнефтегаз" (133,3 %), ОАО НК "Юкос" (100 %), ОАО "Варьеганнефтегаз" (280,1 %). Сумма инвестиционного налогового кредита, предусмотренная к возврату в 1998 году не была уплачена вообще ОАО "Юганскнефтегаз" - 47 123 тыс.руб.; ОАО "Кондпетролеум" – 4 508 тыс.руб.; ОАО "Сургутский ГПЗ" - 3 705 тыс.руб.; ОАО "Югандрев" - 80 тыс.руб.; ОАО "Автотранспортное предприятие # 1" - 357 тыс.руб.; ЗАО "Дебит" - 337 тыс.руб.; ОАО "Юганскнефтегеофизика"- 324 тыс. руб. В связи с неудовлетворительным исполнением доходной части бюджетами муниципальных образований не исполнен план по возврату средств досрочного завоза как федерального, так и окружных фондов. По федеральному фонду под досрочный завоз товаров в 1998 году полностью рассчитались по своим обязательствам МО г.Нефтеюганск (кредит – 256,6 тыс.руб., проценты – 82,4 тыс.руб.) и МО г.Нягань (кредит - 34 259,2 тыс.руб., проценты – 3 949,3 тыс.руб.). По окружному фонду под досрочный завоз товаров и процентам за пользование им в 1998 году полностью рассчиталась Администрация МО г.Нягань (кредит – 8 247,5, проценты - 1 308,7 тыс.руб.); предприятия – Ханты-Мансийское городское потребительское общество, ОГУОРП "Юграторг", Северная торгово- заготовительная межрайбаза. Частично погасили задолженность МО "Октябрьский район", МО "Советский район". Структура доходов окружного бюджета и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа в 1998 году характеризуется данными показанными в приложении 5. В доходах окружного бюджета наибольший удельный вес приходится на сумму налоговых доходов - 42,9 %. Аналогичная картина складывается и в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа, где на долю налоговых доходов приходится 73,0 %. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов окружного бюджета занимают платежи за право пользования недрами - 14,2 %, далее следует налог на прибыль предприятий - 10,1 %, налог на имущество - 7 %, НДС - 5,4 % и подоходный налог с физических лиц - 5,2 %. Основным источником налоговых доходов в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа является подоходный налог с физических лиц - 15 %. Доля поступлений налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость и платежей за право пользования недрами приблизительно одинакова, и составляет 12 %. Значительными как в окружном бюджете - 43,2 %, так и в бюджете ХМАО - 19 % являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В результате того, что начиная с 1997 года отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающиеся у предприятий стали учитываться в бюджете, их доля в общем объеме доходов увеличилась, чем объясняется снижение доли налоговых доходов в общей сумме доходов с 88,2 % в 1996 году до 79 % в 1997 году и 73 % в 1998 году. Данный налог образовал в 1998 году фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, расходы по нему носят целевой характер, финансируются геологоразведочные работы. Удельный вес неналоговых доходов к общей сумме доходов окружного бюджета составляет 4,8 %, а в бюджете ХМАО 3%. Поступление доходов в окружной бюджет в течение всего 1998 года осуществлялось неравномерно: так в первом квартале поступило 63,8 % доходов к плану на 1 квартал 1998 года (план - 2 625 062 тыс.руб., факт - 1 675 508 тыс.руб.); во втором квартале - 80,5 'А доходов к плану на ?1 квартал (план - 2 625 062 тыс.руб., факт - 2 114 136 тыс.руб.); в третьем квартале 55,5 % доходов к плану на 111 квартал (план - 3 150 074 тыс.руб., факт - 1 747 811 тыс.руб.; в четвертом квартале - 171,6 % доходов к плану на 1У квартал (план - 2 100 050 тыс.руб., факт - 3 602 982 тыс.руб). Августовский кризис, повлек за собой снижение платежеспособности предприятий, в результате чего в 111 квартале процент исполнения плана самый низкий. В целях своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися источниками выплаты, а также предотвращения неправомерного пользования бюджетными денежными средствами юридическими и физическими лицами, руководителям коммерческих банков и учреждений Центрального банка было направлено письмо, с просьбой усилить контроль за своевременностью уплаты предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам. В целях мобилизации доходов, в 1998 году еженедельно работала комиссия по решению оперативных вопросов на период ликвидации последствий кризиса, при участии Губернатора автономного округа, представителей ведущих отделов и Комитетов Администрации округа, Фонда имущества, ГНИ по ХМАО, Налоговой полиции, Прокуратуры, на которой рассматривались вопросы обеспечения безопасности населения и взаимодействия с муниципальными образованиями; формирования резервов материально-технических ресурсов, продовольственных товаров и лекарственных средств; погашения дебиторской и кредиторской задолженности Администрации округа, а также вопросы, касающиеся кредитных организаций, фондового рынка, ценовой политики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. Рассматривались предложения о возможности повлиять на ситуацию по установлению внутренних цен нефтяными компаниями, с целью увеличения поступления налогов в окружной бюджет. Взято на контроль создание нормативных запасов по территориям, их распределение, а также складывающиеся цены на товары в округе. Установлена очередность наложения ареста на имущество крупнейших налогоплательщиков-должников (заключено 4-х стороннее соглашение между налоговой инспекцией, налоговой полицией, службой судебных приставов и фондом имущества). 3.2 Анализ расходной части Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |