|
Шпора: Шпоры по административному праву Украиныдействий, организованность и порядок в общегосударственном масштабе. Режим законности должен пронизывать деятельность всех государственных и негосударственных органов и организаций, всех граждан, но особую роль он играет в сфере исполнительной деятельности, где имеет свои специфические проявления. Во-первых, среди субъектов власти органы государственного управления, администрация государственных предприятий, организаций и учреждений составляют наиболее многочисленную группу, а поэтому с ними чаще всего вступают в отношения граждане и их организации. Перед аппаратом государственного управления стоит задача обеспечения выполнения юридических норм большим количеством субъектов права. Во-вторых, субъекты исполнительной власти издают много правовых предписаний, которые должны отвечать действующему законодательству, а также применяют законы и другие законодательные акты. В-третьих, субъекты государственного управления используют меры административного принуждения, осуществляют юрисдикционную деятельность. В-четвертых, они наделены значительными властными полномочиями (которые могут расширяться в чрезвычайных условиях). В их ведении находятся армия, органы внутренних дел, исправительно-трудовые заведения и т.п. Важным для поддержания законности является то, чтобы органы исполнительной власти выполняли не только законы, но и те предписания, которые они издают самостоятельно. Они также должны обязательно выполнять изданные согласно закону акты высших органов управления, судебных органов, местных органов государственной исполнительной власти и органов местнего самоуправления. При таких условиях будет поддерживаться необходимая дисциплина в государственном управлении, которая имеет функциональное значение. Это дисциплина финансовая, ценообразование, штатная, трудовая, исполнительная, технологическая и т.п. Таким образом, создание стойкого правового режима требует: 1) наличия развитого законодательства и системы правовых норм, которая на нем базируется; 2) гарантий, которые обеспечивали бы надежное и последовательное выполнение юридических предписаний всеми участниками управленческих отношений; 3) механизма принуждения, четко действующего в пределах законности. Организация и функционирование аппарата государственного управления должны регулироваться, в первую очередь, законами как актами высшей юридической силы, закрепляющими принципы, основные направления, формы и методы управленческой деятельности, устанавливающими правовой статус граждан, их отношения с исполнительными структурами. Наряду с этим развитая правовая основа исполнительной деятельности должна отвечать и другим критериям: соответствие юридических норм праву, полнота и диференцированность системы норм, их стабильность, высокая юридическая техника, доступность нормативного материала. 44. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти. Все государственные органы наряду с осуществлением своих непосредственных функций обязаны принимать меры по поддержанию режима законности. Этим занимаются законодательные органы, органы государственной исполнительной власти, а также специально созданные органы — судебные и прокуратура. Определенное место в этом деле отводится общественности (трудовым коллективам, общественным объединениям). В деле обеспечения законности важную роль играет институт обжалования гражданами незаконных действий органов государственного управления, должностных лиц и негосударственных объединений, а также заявлений и обращений граждан к соответствующим органам исполнительной власти. Поддерживание режима законности в государственном управлении осуществляется путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и надзора. Контрольная деятельность обеспечивает систематическую проверку выполнения законов, других нормативных актов, соблюдения государственной дисциплины и правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию управления. Поэтому особенность контроля состоит во вмешательстве контролирующих в оперативную деятельность подконтрольных, в даче им обязательных указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления) принятии мер принуждения относительно подконтрольных должностных лиц. Проверка исполнения как составная часть контрольной деятельности носит тематический характер и состоит в проверке исполнения определенных законов и нормативных актов подчиненным аппаратом. Надзор имеет целью выявление, предупреждение правонарушений, устранение их последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы, осуществляющие функции надзора, не наделены правом вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность объектов надзора, изменять или отменять акты органов государственного управления. Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляемый органами прокуратуры, — общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV Конституции Украины) до ввода в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со стороны различных государственных инспекций и служб — административный надзор. Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, правительством Автономной Республики Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его осуществлении органы прокуратуры не наделены правом применять любые меры принудительного характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к административной, дисциплинарной ответственности, об уголовном преследовании. Административный надзор также имеет целью предупреждение, выявление и прекращение противоправных действий, устранение причин и условий правонарушений. Но при осуществлении этого вида надзора государственные инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в случае выявления нарушения соответствующих предписаний в сфере деятельности, подведомственной той или другой инспекции или службе. Последовательная реализация законности нуждается в соответствующей системе ее гарантий. В юридической литературе различают общие условия и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности. Среди общих условий можно отметить политические, экономические, организационные, идеологические. Реально они могут иметь место только в правовом государстве при условиях функционирования гражданского общества независимо от государства, распределения власти, независимой прессы и других информационных источников, политического плюрализма, децентрализации государственных структур, экономических свобод. Большое значение для поддержания режима законности имеет правовая культура должностных лиц и граждан, признание абсолютной ценности основных прав личности. Специальные юридические способы обеспечения законности — это поощрение, контроль и принуждение. 45. Соотношение контроля, проверок исполнения, надзора. Поддерживание режима законности в государственном управлении осуществляется путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и надзора. Контрольная деятельность обеспечивает систематическую проверку выполнения законов, других нормативных актов, соблюдения государственной дисциплины и правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию управления. Поэтому особенность контроля состоит во вмешательстве контролирующих в оперативную деятельность подконтрольных, в даче им обязательных указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления) принятии мер принуждения относительно подконтрольных должностных лиц. Проверка исполнения как составная часть контрольной деятельности носит тематический характер и состоит в проверке исполнения определенных законов и нормативных актов подчиненным аппаратом. Надзор имеет целью выявление, предупреждение правонарушений, устранение их последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы, осуществляющие функции надзора, не наделены правом вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность объектов надзора, изменять или отменять акты органов государственного управления. Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляемый органами прокуратуры, — общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV Конституции Украины) до ввода в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со стороны различных государственных инспекций и служб — административный надзор. Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, правительством Автономной Республики Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его осуществлении органы прокуратуры не наделены правом применять любые меры принудительного характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к административной, дисциплинарной ответственности, об уголовном преследовании. Административный надзор также имеет целью предупреждение, выявление и прекращение противоправных действий, устранение причин и условий правонарушений. Но при осуществлении этого вида надзора государственные инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в случае выявления нарушения соответствующих предписаний в сфере деятельности, подведомственной той или другой инспекции или службе. 46. Формы межведомственного контроля: понятие, виды, характеристика деятельности. Вневедомственный (межведомственный) контроль осуществляется по специальному кругу вопросов, касающихся органов управления, предприятий, учреждений, организаций независимо от ведомственной подчиненности, а в некоторых случаях и форм собственности. К органам вневедомственного контроля относятся контрольно-ревизионная служба и государственные инспекции: налоговая, по делам защиты прав потребителей, по контролю за ценами, за вывозом материальных ценностей, за состоянием ядерной и радиационной безопасности, за соблюдением стандартов, государственные пожарная, автомобильная, экологическая инспекции и др. К специализированным инспекциям принадлежат инспекции пробирного, сельскохозяйственного, газового, ветеринарного, рыбного, горного, технического надзора и тому подобное. В соответствии с Законом Украины от 26.01.93 г. «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» при Министерстве финансов создано и действует Главное контрольно-ревизионное управление Украины для осуществления государственного контроля за расходованием средств, материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности. В Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе действуют контрольно-ревизионные управления, а в городах, районах, городских районах — контрольно-ревизионные группы (отделы). Контроль осуществляется в формах ревизий и проверок. Ревизия — это документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по итогам которой составляется акт. Проверка — это обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется справка или подробная записка. Органы государственной контрольно-ревизионной службы, контролируя движение ценностей, средств и их фактическое наличие, вправе: беспрепятственно посещать любые помещения; прекращать на расчетных счетах операции; требовать от руководителей проведения ревизий; опечатывать помещения, кассы, изымать необходимые документы и получать от кредитных учреждений необходимые ведомости, документы, справки о бан ковских операциях и счетах; получать объяснение, выдвигать требования относительно устранения выявленных нарушений; взыскивать в пользу государства средства, полученные вследствие незаконных действий и нарушения законодательства; рассматривать дела об административных правонарушениях в финансовой сфере (ст. 2341 КоАП Украины). Государственные специализированные инспекции, создаваемые при отраслевых органах государственного управления, в соответствии со своим статусом осуществляют надзорные функции за соблюдением общеобязательных правил, действующих в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, финансов, охраны природы; контролируют соблюдение стандартов, нормативов, инструкций. Эти инспекции не имеют права вмешиваться в повседневную работу администрации подконтрольного объекта (независимо от форм собственности), оценивать управленческую деятельность органов исполнительной власти, администрации предприятий, организаций, учреждений. В соответствии со своим профилем инспекции осуществляют проверку, обследование, участвуют в проведении ревизий, рейдов и т.п. Должностные лица государственных инспекций вправе знакомиться с документами, требовать объяснений во время выявления нарушений и ставить перед высшими органами вопрос о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности, давать предписания об устранении нарушений законности, причин и условий, которые им содействуют. Определенные государственные инспекции и их должностные лица наделены правом применять меры административного принуждения, в том числе налагать на виновных административные взыскания. Перечень государственных инспекций, их должностных лиц и компетенция по вопросам наложения административных взысканий, предусмотрены КоАП Украины. Исполнительные комитеты местных Рад осуществляют контроль за деятельностью предприятий (любых форм собственности), учреждений, Аранспорта, за использованием природных ресурсов, за состоянием учета, отчетности, общественного порядка, санитарным состоянием, за выплатами в бюджет и выполнением общеобязательных решений, которые принимаются ими и местными Радами. 47. Судебный контроль за законностью деятельности исполнительной власти. Суды подчинены закону. Судебный контроль не прямой т.к. контролируется законность не законов, а актов основанных на законе. Законность действий гос служащих. Отличие от Англосаксонского где суд осуществляет законодательную деятельность. Суд осуществляет контроль в 2-х формах: - Деятельность суда по рассмотрению административных дел. Эта деятельность по проверке законности актов управления по обращениям заинтересованных лиц. Дела искового и особого производства. Глава 29-30 ГПК. Судебные решения отменяют или изменяют незаконные акты органив исполнительной власти. - Непрямой контроль в виде частных определений – информируют гос-е органы, объединения граждан о выявленных нарушениях закона. Ст 340УПК 235ГПК. Представление судъи имеет ти же цель. Выносится в свободной форме. Не применение мер по ликвидации влекут за собой админ ответственность. Конституционный Суд Украины является единым органом конституционной юрисдикции в Украине. Он решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. Свою деятельность Конституционный Суд осуществляет в соответствии с Конституцией Украины (разд. XII) Закона «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.96 г. При рассмотрении гражданских дел по искам, в том числе и таких, где одной из сторон является орган государственного управления, суд (судья) оценивает его действия с точки зрения их соответствия закону, восстанавливает нарушенные права и тем самым фактически отменяет (изменяет) незаконный акт управления, ставший основой конкретного спора, В таких случаях суд может также выносить отдельное постановление в соответствии со ст. 235 ГПК Украины, судья единовременно — представление. Цель отдельного постановления и представления при рассмотрении гражданских дел та же, что и при принятии решения по уголовному делу. В данном случае речь идет о гражданских делах искового и особого производства (об увольнении с работы, о возмещении убытков, нанесенных неправильными действиями должностных лиц, жилищных делах и др.). Оставление соответствующим органом или должностным лицом отдельного постановления или представления судьи без рассмотрения или неприменения мер по устранению указанных в них нарушений закона, как и несвоевременный ответ на отдельное постановление или представление, влекут за собой административную ответственность. Широкими полномочиями по контролю в государственном управлении наделены суды при рассмотрении жалоб граждан. Право на жалобу является неотъемлемым правом гражданина. Обжаловать можно любые действия, а также бездеятельность работников государственных и общественных органов, предприятий, организаций, учреждений, контролирующих и других структур. Предметом жалобы могут быть действия, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Значительное количество составляют жалобы граждан в связи с рассмотрением дел об административных правонарушениях юрисдикционными органами (уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях) и их должностными Улицами. Но в этих случаях жалобу может подать лицо, привлеченное к ответственности, или потерпевший. Порядок обжалования в этих случаях устанавливается ст. 288 КоАП Украины. При рассмотрении таких жалоб судья проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления в деле об административном правонарушении; если он найдет, что это постановление противоречит закону, отменяет его и закрывает дело. 48. Обеспечение законности в управлении способами общего надзора прокуратуры. Акты прокурорского надзора. Согласно закону Украины от 05.11.91 г. «О прокуратуре» прокуратура Украины осуществляет надзор за соблюдением и правильным применением законов. В сфере исполнительной деятельности органы прокуратуры осуществляют общий надзор, который заключается в проверке соответствия законам актов и действий всех государственных органов, объединений граждан, предприятий, учреждений (независимо от форм собственности, подчиненности, принадлежности), должностных лиц и граждан. Органы прокуратуры не осуществляют надзор за законностью актов, принимаемых Верховной Радой, а также указов и распоряжений Президента Украины. Правовые акты и действия всех других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан являются поднадзорными прокуратуре. При осуществлении общего надзора прокуроры не наделены непосредственно правом применения меры принудительного воздействия относительно устранения нарушений законности, отмены противозаконных актов управления и их изменения, освобождать или назначать работников, налагать на виновных взыскание. Выполняя свои надзорные функции, прокуроры используют присущие только им методы и формы. В юридической литературе под методами общенадзорной деятельности понимают те приемы и средства, при помощи которых выявляются нарушения законов. Так, прокуроры вправе: затребовать предоставление им документов и сведений, беспрепятственно входить в помещение, осуществлять на местах проверку законов, требовать от соответствующих органов и должностных лиц проведения проверок и ревизий подчиненных объектов, требовать от должностных лиц и граждан письменных объяснений по поводу нарушений законов. Одной из задач общего надзора прокуратуры — выявление нарушения закона и нарушителя, устранение выявленных нарушений и привлечение нарушителя к предусмотренной законом ответственности. Формы прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения законов — это те средства, которые используются прокурором для поддерживания режима законности, т.е. акты прокурорского реагирования. Закон называет четыре вида таких актов: протест, представление, предписание и постановление прокурора в порядке общего надзора. Протест (ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре») принимается прокурором (его заместителем) с целью отмены юридического акта или приведения его в соответствие с законом, а также прекращения незаконных действий руководителей, должностных лиц, восстановления нарушенного права. Протест приносится в орган, издавший противозаконный акт, или в вышестоящий орган, которые должны его рассмотреть в течение 10-ти дней и принять меры реагирования. О решении, принятом в связи с протестом, следует сообщить прокурору. Действие опротестованного акта прекращается до рассмотрению протеста. Если протест отклонен или соответствующие органы (должностное лицо) уклоняются от его рассмотрения, прокурор может обратиться в течение 15-ти дней с момента получения сообщения об отклонении протеста или истечении срока его рассмотрения с заявлением в суд о признании акта незаконным. Подача заявления приос-танавливает действие правового акта. Прокурор вправе отозвать протест или сделать в нем изменения до начала рассмотрения протеста в судебном заседании, а в ходе судебного заседании высказать другое, чем в протесте, мнение. Протест может быть отозван или изменен вышестоящим прокурором. Представление (ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре») — это письменный правовой акт прокурора, в котором анализируются выявленные нарушения законов в актах и действиях поднадзорных органов (должностных лиц). Оно имеет предупредительный характер, его цель — устранения нарушений, причин и условий, им содействующих, а также привлечения к ответственности виновных лиц. В месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им содействующих, и об этом сообщается прокурору. Оставление представления без рассмотрения или несвоевременный ответ влекут административную ответственность должностных лиц согласно ст. 1856 КоАП Украины. В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор (заместитель) выносит мотивированное постановление (ст. 24 Закона Украины «О прокуратуре») о дисциплинарном производстве, производстве об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц. Постановление о нарушении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении должно быть рассмотрено соответствующим органом (должностным лицом) в 10-дневной срок после его поступления. О результатах сообщается прокурору, который вынес постановление. Письменное предписание (ст. 22 Закона Украины «О прокуратуре») направляется в случае, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может причинить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, а также гражданам, если оно не будет немедленно устранено. Письменное предписание вносится прокурором (заместителем) органу или должностному лицу, допустившим нарушение, или органу или должностному лицу высшего уровня, правомочным устранить нарушение. . Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем сообщается прокурору. Оно может быть обжаловано соответствующим органом или должностным лицом вишестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение 10-и дней. Решение высшего прокурора является окончательным. ГРАЖДАНСКИЕ ИСКИ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |