бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Шпоры по административному праву Украины

предоставлении субъектам этой деятель­ности юридически-властных полномочий.

Как самостоятельная форма государственной дея­тельности государственное

управление обладает прису­щими ему характерными чертами, вытекающими из его

природы, — осуществление исполнительных и распоря­дительных полномочий:

а) имеет общегосударственный характер, поскольку охватывает наиболее важные,

стороны жизнедеятельнос­ти государства и общества;

б) направлена на выполнение Конституции и законов Украины — т.е. является

подзаконной деятельностью;

в) имеет юридически-властный, распорядительный ха­рактер;

г) имеет организационное содержание, с его помощью достигается регулирование

и координация совместной работы людей;

д) является активной и целенаправленной, имеет не­посредственными объектами

своего влияния отрасли экономического, социального и административно-

поли­тического строительства;

е) осуществляется непрерывно и постоянно. Содержанием государственного

управления является комплекс функций, называемых функциями управления. Через

их реализацию субъекты исполнительной власти осуществляют управленческие

процессы, достигают по­ставленной цели. Функция управления связывает в од­но

целое запланированный результат, практическую дея­тельность по выполнению

намеченных задач и получен­ный результат. Запланированный результат может быть

достигнут лишь в случае, когда правильно, с учетом ре­альных возможностей

(обеспечения материально-финан­совыми, человеческими ресурсами (специалистами),

объ­ективной информацией, законодательной основой и т.д.) устанавливаются

управленческие задачи. Функции госу­дарственного управления относительно

самостоятельные элементы исполнительной государственной деятельности,

осуществляемой на основе закона либо иного правового акта специальной системой

органов исполнительной вла­сти, присущими им методами. Своей целью функции

управления имеют выполнение задач государства и об­щества путем

властно-организационной деятельности в разных процессуальных формах.

9. Характеристика принципов государственного управления.

Государственное управление осуществляется в соот­ветствии с принципами,

закрепленными Конституцией Украины. В современной юридической литературе

система принципов государственного управления, как пра­вило, не

рассматривается. Однако необходимо отметить, что любая деятельность имеет

какую-либо основу, а тем более управленческая. Конституция Украины дает

воз­можность отнести к принципам государственного управ­ления следующие:

— ответственности органов исполнительной власти (должностных лиц) за

порученное дело, перед человеком и государством;

— верховенства права;

— законности;

— участия граждан и их объединений в управлении;

— равноправия граждан в управлении;

— гласности.

Принцип ответственности органов исполнительной власти и должностных лиц перед

человеком и государ­ством вытекает из содержания ст. ст. 2, 17, 19 и др.

Кон­ституции Украины. Согласно ст. 2 Конституции госу­дарство отвечает перед

человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод

человека яв­ляется главной обязанностью государства.

Органы исполнительной власти ответственны перед Президентом Украины,

подконтрольны и подотчетны Верховной Раде Украины в рамках, предусмотренных

ст. ст. 85, 87 Конституции Украины, органам испол­нительной власти высшего

уровня, а также районным и областным радам в границах, предусмотренных

за­коном. Решения высших органов являются обязатель­ными для низших в

соответствии с распределением их полномочий. Взаимоотношения высших и низших

ор­ганов исполнительной власти осуществляются на осно­ве субординации.

Принцип верховенства права в Украине закреплен в ст. 8 Конституции. В

соответствии с ним Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу, а ее

нор­мы являются нормами прямого действия. Законы и дру­гие нормативно-

правовые акты принимаются лишь на основании Конституции Украины и должны ей

соответ­ствовать.

Принцип законности. Данный принцип непосредст­венно связан с принципом

верховенства права и выте­кает из него, а также базируется на положениях

Кон­ституции Украины, в соответствии с которыми Украи­на является суверенным и

независимым, демократиче­ским, социальным, правовым государством. Органы

го­сударственной власти и органы местного самоуправле­ния, их должностные лица

обязаны действовать лишь на основании, в рамках полномочий и способами,

пре­дусмотренными Конституцией и законами Украины. За­конность должна быть

реальной.

10. Система органов государственного управления в Украине, их правовая

основа. Субъекты административного права — это все те, кто

согласно административно-правовых норм наделены конкретным объемом прав и

обязанностей в сфере ис­полнительной власти.

Субъекты государственного управления — это не только органы исполнительной

власти, но и государственные служащие, общественные объединения и граж­дане,

являющиеся участниками исполнительной (управ­ленческой) деятельности.

Органы исполнительной власти наделены государст­венно-властными полномочиями

для осуществления возложенных на них функций, принимают правовые акты и

осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение выполнения законов и

своих же актов. Органы ис­полнительной власти различаются по совей

организаци­онной структуре, связанной с их задачами и функциями.

Прежде всего, внутреннее строение органов зависит от компетенции (чем

больше прав, тем больше обязан­ностей).

Тот или другой объем государственной деятельности, возложенный на конкретный

орган, или круг вопросов, предусмотренных правовыми актами, которые он

впра­ве решать, называется компетенцией органа (например, в положениях о

министерствах приводится круг вопро­сов, которые они решают).

К полномочиям органов исполнительной власти от­носится право совершения

различных действий, имею­щих юридический характер. Существуют следующие ви­ды

деятельности: нормотворческая; исполнительная;

правоохранительная, т.е. по применению норм права. Они и составляют

компетенцию органа исполнительной власти. Чем выше орган, тем больший у него

объем ад­министративных полномочий.

Каждый орган исполнительной власти осуществля­ет функции по управлению

какими-либо объектами и одновременно сам является объектом управленческо­го

влияния со стороны других государственных органов. Так, Кабинет Министров

осуществляет непосредственное руководство министерствами, а сам ответствен

перед Президентом.

Существует обратная связь между органами испол­нительной власти. Например,

Кабинет Министров, управ­ляя министерством, получает информацию, чтобы

улуч­шить его деятельность, т.е. обобщает полученную инфор­мацию и принимает

соответствующие решения. Вышесказанное позволяет сказать, что орган

испол­нительной власти — это организация, являющаяся ча­стью

государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру,

территориальный масштаб дея­тельности, создается в порядке, установленном

законом или другим правовым актом, владеет определенными методами работы,

наделена полномочиями выступать по поручению государства и призвана в порядке

исполни­тельной деятельности осуществлять руководство эконо­микой,

социально-культурным и административно-по­литическим строительством.

11. Классификация органов исполнительной власти вы зависимости от

государственного устройства, организационных форм, характера компетенции,

порядка решения подведомственных вопросов.

По объему компетенции органы исполнительной вла­сти делятся на:

1) органы общей компетенции (Кабинет Министров, совет министров АРК, гос.

администрации);

2) органы отраслевой компетенции (например Мини­стерство охраны здоровья,

ведомства(прокуратура),комитеты);

3) органы специальной компетенции, (это комитеты, выполняющие специфические

функции, например Глав­ное архивное управление).

К органам специальной компетенции относятся ор­ганы межотраслевой компетенции

(например Министер­ство финансов. Государственный комитет статистики, '

Министерство экономики и др.)

По порядку организации органы исполнительной вла­сти делятся на

создаваемые на основе закона (Кабинет Министров, министерства) и создаваемые на

основе дру­гих нормативных актов (ведомства при Кабинете Ми­нистров, отделы и

управления министерств).

12. Центральные органы исполнительной власти: понятие, компетенция, виды.

Нормативные акты регламентирующие их деятельность.

Центральные — это те органы, полномочия которых распространяются на всю

территорию Украины. К ним относятся:

1) Кабинет Министров Украины;

2) министерства, ведомства, гос комитеты, комитеты.

С целью усовершенствования структуры исполнитель­ной власти был принят Закон

от 18. 04. 1991 г. «О соз­дании Кабинета Министров Украины».

Этим законом Совет Министров УССР практически был реорганизован и на его базе

создан Кабинет Мини­стров, не отличающийся ни структурой и штатом, ни

по­рядком создания от Совета Министров.

В соответствии с действующей Конституцией Украи­ны и Указом президента от

14.12.96 «О составе каб. Мин-в» Кабинет Министров Украины создается в

составе:

Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-ми­нистр, три вице-премьер-

министра, министры.

Кабинет Министров является высшим органом в сис­теме органов исполнительной

власти. Он ответствен пе­ред Президентом Украины, подконтролен и подотчетен

Верховной Раде Украины в границах, предусмотренных ст. ст. 85, 87 Конституции

Украины.

Кабинет Министров Украины возглавляет Премьер-министр, руководящий его

работой, направляет ее на вы­полнение Программы деятельности Кабинета

Минист­ров, утвержденной Верховой Радой Украины.

Вновь созданный Кабинет Министров Украины по­дает на рассмотрение и

утверждение Верховной Рады Украины Программу деятельности на срок своих

пол­номочий.

Премьер-министр входит с предложением к Прези­денту Украины о создании,

реорганизации и ликвида­ции министерств и других центральных органов

испол­нительной власти.

Премьер-министр, другие члены Кабинета Министров имеют право заявлять

Президенту Украины о своей от­ставке. Следствием отставки Премьер-министра

является отставка всего состава Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров, отставка которого принята Пре­зидентом Украины, по его

поручению продолжает вы­полнять свои полномочия до начала работы вновь

сфор­мированного Кабинета Министров, но не более шести­десяти дней.

Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке

Кабинета Министров по решению Президента Украины либо в свя­зи с принятием

Верховной Радой Украины резолюции недоверия. Верховная Рада Украины по

предложению не менее одной трети народных депутатов Украины от ее

конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета

Министров Украины и при­нять резолюцию недоверия ему большинством

консти­туционного состава Верховной Рады Украины (ст. 87 Конституции Украины).

В рамках своих полномочий Кабинет Министров:

1) обеспечивает государственный суверенитет и эко­номическую

самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики

государства, выполне­ние Конституции и законов Украины, актов Президен­та

Украины;

2) принимает меры к осуществлению прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, ин­вестиционной и налоговой

политики; политики в сфе­рах труда и занятости населения, социальной защиты,

образования, науки и культуры, охраны природы, эколо­гической безопасности и

природопользования;

4) разрабатывает и осуществляет общегосударствен­ные программы

экономического, научно-технического, социального и культурного развития

Украины;

5) обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет

управление объектами го­сударственной собственности в соответствии с законом;

6) разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и

обеспечивает выполнение бюдже­та, утвержденного Верховной Радой Украины,

подает Верховной Раде Украины отчет о его выполнении;

7) осуществляет меры по обеспечению обороноспособ­ности и национальной

безопасности Украины, общест­венного порядка, борьбы с преступностью;

8) организует и обеспечивает осуществление внеш­неэкономической деятельности

Украины, таможенно­го дела;

9) направляет и координирует работу министерств, других органов

исполнительной власти;

10) выполняет другие функции, определенные Кон­ституцией и законами Украины,

актами Президента Ук­раины.

В рамках своей компетенции Кабинет Министров из­дает постановления и

распоряжения, обязательные к вы­полнению. Его акты подписывает Премьер-

министр Ук­раины. Постановления Кабинета Министров Украины носят нормативный

характер; распоряжения, как пра­вило, нормативный характер не носят.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Ук­раины, министерств и других

центральных органов ис­полнительной власти подлежат регистрации в порядке,

установленном законом.

Организация, полномочия и порядок деятельности Ка­бинета Министров

определяются Конституцией и зако­нами Украины (ст. 120 Конституции).

3. Министерства и ведомства в системе органов исполнительной власти

Центральными органами исполнительной власти, вы­полняющими задачи

общегосударственного руководства и действующими на всей территории Украины,

являют­ся министерства. Они являются главными субъектами

выработки и реализации государственной политики в соответствующих отраслях и

сферах деятельности, поэтап­ного внедрения административной реформы в

Украине.

С целью совершенствования системы государственного управления, повышения

эффективности функционирова­ния оранов исполнительной власти, усиления

ведущей роли министерств Указом Президента Украины от 13.03.99 г. «Об

изменениях в системе центральных ор­ганов исполнительной власти Украины»

внесены такие изменения: созданы, ликвидированы, преобразованы и

переименованы органы исполнительной власти, а также утверждена схема их

организации и взаимодействия.

Центральные органы исполнительной власти, не яв­ляющиеся министерствами,

называются ведомствами. К ним относятся: комитеты, главные управления,

госу­дарственные инспекции, комитеты и т.п., а также орга­ны, создаваемые при

Кабинете Министров или при ми­нистерствах. Разграничение министерств и

ведомств проводится в соответствии с характером, объемом и мас­штабом

деятельности, порядком формирования.

Министерства руководят определенной отраслью или несколькими отраслями

(Министерство экономики) либо сферами управленческой деятельности

(Министерство образования руководит дошкольным и школьным обу­чением,

профессионально-техническим образованием, высшим образованием и т.д.). При

министерствах мо­гут создаваться инспекции, которые выполняют функ­ции

межотраслевого характера.

Министры в рамках своих полномочий издают при­казы, а также инструкции,

распоряжения.

Министерства и другие центральные органы испол­нительной власти образуются,

реорганизуются и ликви­дируются по представлению Премьер-министра Украи­ны. В

таком же порядке Президент Украины назнача­ет членов Кабинета Министров

Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти (ст.

106 Конституции Украины).

13. Местные органы исполнительной власти: понятие, компетенция, виды.

Нормативные акты регламентирующие их деятельность.

Исполнительную власть в областях и районах, горо­дах Киеве и Севастополе

осуществляют местные государственные администрации. Они выполняют свои

функции в соответствии с законами о них. Особенности осуществления

исполнительной власти в городах Кие­ве и Севастополе определяются отдельными

законами Украины.

Состав местных государственных администраций формируют главы местных

администраций. Главы ме­стных государственных администраций назначаются на

должность и освобождаются от нее Президентом Украи­ны по представлению

Кабинета Министров Украины.

Главы местных государственных администраций при осуществлении своих

полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров

Украи­ны, подотчетны и подконтрольны органам исполнитель­ной власти высшего

уровня.

Местные государственные администрации подотчет­ны и подконтрольны радам в

части полномочий, деле­гированных им соответствующими районными или

об­ластными радами, а также органам исполнительной вла­сти высшего уровня.

Решения глав местных государственных администра­ций, противоречащие

Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут

быть в соответствии с законом отменены Президентом Украи­ны или главой

местной администрации высшего уровня.

Областная или районная рада может высказать не­доверие главе соответствующей

местной государствен­ной администрации, на основании чего Президент Ук­раины

принимает решение и дает обоснованный ответ. Если недоверие главе областной

или районной государ­ственной администрации высказали две трети депута­тов от

состава соответствующей рады. Президент при­нимает решение об отставке главы

местной государст­венной администрации.

Местные государственные администрации на соответ­ствующей территории

обеспечивают:

1) выполнение Конституции и законов Украины, ак­тов Президента Украины,

Кабинета Министров Украи­ны, других органов исполнительной власти;

2) законность и правопорядок, соблюдение прав и сво­бод граждан;

3) выполнение государственных и региональных про­грамм социально-

экономического и культурного разви­тия, программ охраны окружающей природной

среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных

меньшинств — также программ их на­ционально-культурного развития;

4) подготовку и выполнение соответствующих обла­стных и районных бюджетов;

5) отчет о выполнении соответствующих бюджетов Г и программ;

| 6) взаимодействие с органами местного самоуправления;

7) реализацию других наделенных государством, а также делегированных

соответствующими Радами пол­номочий.

Деятельность местных органов исполнительной вла­сти базируется на следующих

принципах:

а) законность;

б) личная ответственность;

в) объединение общегосударственных и местных ин­тересов;

г) взаимодействие с органами местного самоуправления;

д) гласность;

е) учет взглядов населения.

Для правового, организационного, материально-техни­ческого обеспечения

деятельности местных органов ис­полнительной власти создаются отделы,

управления и другие структурные подразделения местных органов ис­полнительной

власти. Их перечень утвержден постанов­лением Кабинета Министров Украины от

15.05.98 г. Ти­повые Положения о них разрабатываются и утвержда­ются также

Кабинетом Министров Украины.

14. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

Государственный механизм

Представительная власть – законодательные органы, органы местного

самоуправления, советы

Исполнительная власть – кабинет министров, администрации, исполкомы.

Юрисдикционная – судебные, прокурорские, контрольно-надзорные

В совокупности гос органы дают понятие гос механизма. Гос аппарат является

частью гос механизма, а гос орган частью гос аппарата.

15. понятие и признаки органа исполнительной власти.

Специфика гос органов исполнительной власти, что только они занимаются

непосредственно управлением. Орган исполнительной власти

организационно обособленная часть гос управленческого аппарата, который

осуществляет от имени и по поручению гос-ва соответствующие ф-ии и в

соответственно наделён компетенцией, структурой и территориальным масштабом

деятельности.

Признаки

- орган управления осуществляет функции государства реализуя законы

и подзаконные акты органов вышестоящего уровня.

- Наличие компетенции – предмет ведения, права, обязанности и

территориальные границы деятельности каждого органа закрепляются в штатном

расписании.

- Самостоятельность (относительная), автономия, т.е. каждый орган

исполнительной власти в праве в пределах полномочий принимать решения.

- Предметность. Для органа исполнительной власти необходимо

значительное количество ресурсов материальных, финансовых, людских.

16. государственные служащие как субъекты административно-правовых отношений:

правовая основа, права и обязанности, требования и ограничения, защита

статуса.

Государственная служба органически связана с госу­дарством, его ролью и

местом в жизни общества. В дея­тельности государственных служащих реализуются

за­дачи и функции государства, поскольку каждая долж­ность — это круг

служебных обязанностей, составляю­щих часть компетенции соответствующего

государствен­ного органа. Компетенция лежит в основе структуры ор­гана и

одновременно имеет целью создание личного со­става государственного органа

или его аппарата — го­сударственных служащих. С должностью — первичным

структурным подразделением (единицей) связан круг вопросов: установление

должностей, правила и способы их замещения, служебная карьера, порядок

перехода с одной должности на другую и т.д.

Принят ряд законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные направления

государ­ственно-служебной деятельности: о пограничных вой­сках Украины, об

Арбитражном суде Украины, о Про­куратуре Украины, о Вооруженных Силах

Украины, об образовании, о милиции Украины и др. Все они в той или иной

степени касаются вопросов организации и про­хождения государственной службы в

соответствующих государственных органах. Закон Украины от 16. 12. 1993 г. «О

государственной службе», направленный на урегулирование общественных

отношений, охватываю­щих деятельность государства по созданию правовых,

ор­ганизационных, экономических и социальных условий реализации гражданами

Украины права на государст­венную службу. В преамбуле Закона указано, что он

оп­ределяет общие принципы деятельности, а также статус государственных

служащих, работающих в государствен­ных органах и их аппарате, но содержание

Закона по­зволяет сделать вывод о том, что он практически регу­лирует

деятельность аппарата органов исполнительной власти.

Вместе с тем Закон «О государственной службе» — это первый законодательный

акт в истории Украины, на­правленный на урегулирование одной из важнейших

сторон (или частей) деятельности государства. В нем впервые на официальном

уровне сформулировано понятие государственной службы в Украине (ст. 1) как

про­фессиональной деятельности лиц, занимающих должно­сти в государственных

органах и их аппарате и полу­чающих заработную плату из государственных

средств. Есть все основания считать, что понятие государствен­ной службы

объединяет самые главные элементы содер­жания служебной деятельности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.