|
Шпора: Шпоры по административному праву УкраиныШпора: Шпоры по административному праву Украины1. Административное право в системе юридических наук: значение, взаимоотношение с другими отраслями права. Административное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, призванных регулировать в интересах граждан и государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти всех уровней, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления объединениями граждан внешневластных управленческих функций. Как наука – административное право имеет общенаучные цели, а именно выявление, описание явлений, закономерностей и формулирования на этой основе прогнозов и реакций в целях усовершенствования и развития админ-й практики. а) Разграничение административного и конституционного права. Нормы конституционного права являются основополагающими для административного права. В административном праве конкретизируются т.е. реализовываются. Если взять за критерий метод правового регулирования то увидим, что конституционное регулирует отношения находящиеся в статическом состоянии. Цель конституционного регулирования зафиксировать разнообразные общественные отношения, например создание органов гос. Власти и управления их компетенция. Живая управленческая деятельность регулируется административным правом. б) Административное и финансовое. Административное тесно связано с финансовым отношения по поводу перемещения финансовых средств между гос. Органами. Регулируются по типу власть – подчинение. Предмет финансового права – аккумулирование и распространение гос-м денежных средств между потребителями этот процесс осуществляется в формах бюджетного финансирования, распространения ценных бумаг, налогообложения, кредитования, субсидирования. Материальное регулирование финансовых отношений предмет финансового права , а административное право своими нормами устанавливает процедурурные правила разрешении финансовых вопросов, организационной структуры, формы финансовых отношений, полномочия финансовых отношений. в) Административное и трудовое – общим фактом является неравенство статусов субъектов, одна сторона отношений наделена властными полномочиями относительно другой. Что касается предмета правового регулирования то трудовое право регулирует трудовые отношения работников как участников трудового процесса эти отношения возникают и развиваются на основе материального стимулирования, соц. Страхования, рассмотрения трудовых споров, привлечения к материальной ответственности. Админ-е право регулирует трудовую деятельность людей, организацию трудового процесса. г) Административное и гражданское. Традиционно эти отрасли разграничивались характером интереса, лежащего в основе тех или иных правоотношений. С данной точки зрения админ. Право занимает одно из главных мест в системе публичного права в противоположность гражданскому праву, которое занимает в гражданском праве. В отличие от публичного частное защищается в исковом порядке. Что касается разграничения админ-го и гражданского права по предмету правового регулирования, то следует учитывать, что нормы административного права регулируют некоторые отношения имущественного характера, например управления гос имуществом. В ведении министерств находятся здания сооружения, денежные и валютные средства. Основные задачи по распределению гос имущества выполняет фонд гос имущества, данные отрношения хоть и являются имущественными, но выполняют административно-правовую деятельность по организационно властному распоряжению имуществом. В действующем ГК указано, что относительно имущественных отношений основанных на административном либо ином властном подчинении одной стороны другой гражданское зак-во, как правило не применяется, ст. 2 ГК. Для разграничения следует применять и предмет и метод правового регулирования. 2. Предмет и система административного права. У админ-ного права имеется свой предмет правового регулирования. Административно правовые нормы во 1-ых воздействуют на организацию, распорядительно - исполнительную деятельность, также регулируются организационно управленческие отношения основанные на гос собственности. Предмет – общественные отношения по поводу управления. Во 2-ых нормы административного права, ограничивая сферу свободы индивидов в интересах об- ва создают правоохранительный режим. Создают функцию борьбы с админ-ми правонарушениями. Система админ права. Состоит из 2-х частей: нормы рег-е управление в том числе гос, меньшую часть правоохранительные нормы (карательные). Административное право является классической отраслью права поскольку его нормы реализуют функции права, разграничивают интересы между органами и гражданами. Наличие двух направлений свидетельствуют о том , что эта отрасль, в отличие от других отраслей не имеет единого унифицированного характера , но эти 2 группы админ-но правовых норм объединяет то об-во, что регулируемые или воздействие на общественные отношения осуществляется на основе и для правового порядка – такой порядок управления гос или не гос структурой при котором любой акт админ или судебной власти основывается на законах. В рамках правового порядка админ-но правовые нормы в виде подзаконных актов являются основой определения компетенции органов и правовых статусов служащих, создают правовой режим ответственности за правонарушения. Нормы админ-го права несут важную ф-ю согласования личной свободы со свободой общей, что обеспечивается гос-м через поддержание правового порядка. 3. Метод административного регулирования: значение, содержание и практическое применение. Наряду с предметом административного права важное значение приобретает метод правового регулирования, характеризующий положение сторон в данных правоотношениях. Он связан с установлением и обеспечением прав и обязанностей сторон. В наиболее общем виде метод административно-правового регулирования можно обозначить как неравенство сторон, то есть как метод власти и подчинения. Один из участников отношений — субъект управления, другой — объект управления. Объект, как правило, является зависимым в той или иной степени от субъекта, поэтому объект имеет меньшую компетенцию, чем субъект. При этом одна сторона является юридически властна, а другая — юридически подвластна. Подвластность в управленческих отношениях характеризуется односторонним волеизъявленим, то есть орган, регистрирующий, например, устав какого-либо предприятия, наделен большими полномочиями, чем обратившийся с заявлением о регистрации, поскольку орган, регистрирующий устав, может на законных основаниях отказать в этом (например предъявлены не все документы, нарушен закон). Однако властность административно-правового метода заключается не столько в подчиненности одной стороны другой, сколько в односторонности и юридической обязательности предписаний субъекта управления. В административно-правовом регулировании управленческих отношений используется административное нормотворчество и распорядительство, а также админи-' стративные меры правоохранительного характера. Административное нормотворчество — это установление органами государственного управления подзаконных обязательных правил поведения в сфере исполнительской деятельности. Административное распорядительство проявляется в решениях должностных лиц органов управления приме нительно к вопросам индивидуального характера. Дальнейшее развитие административного нормотворчества и распорядительства в современных условиях связано с улучшением их форм, усовершенствованием законодательства, усилением экономических и организационных рычагов реализации управленческих решений, с повышением профессиональных знаний государственных служащих, внедрением научной организации труда, распространением основ и культуры управленческого труда. К административным мерам правоохранительного характера принадлежат разные формы и методы осуществления контроля и надзора за соблюдением законности и государственной дисциплины в сфере исполнительной деятельности, а также в применении мер воспитательного и принудительного воздействия, предусмотренных законом. Они используются для охраны общественного строя Украины, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления и общественного порядка, для укрепления законности, борьбы с правонарушениями и их предупреждением, воспитания у граждан уважения к Конституции и законам. Как видим, административно-правовой метод отражает властную природу государственного управления, односторонность и юридическую обязательность предписаний субъектов, его осуществляющих. 4. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и особенности. Правовое отношение – на основе норм права правовая связь участники которой обладают определёнными правами и обязанностями, взаимными и обеспеченными государством. Признаки административно-правовых отношений: - правовая связь - юридическая связь осуществляется через права и обязанности - связь имеет индивидуальный хар-р для какого правоотношения своя, персонально определённая связь - связь имеет волевой характер – изменение и прекращение от воли - охраняется гос-м Структура правовых отношений: - Субъект - Объект - Права (субъективные) и обязанности (юридические). Если делить юр. Отношения на 2 типа: - имущественные - неимущественные – создают организационно управленческие отношения Административно-правовые отношения разделяются на две большие группы: отношения материального характера и отношения процессуального характера. Возникают административно-правовые отношения на базе административно-правовых норм и являются юридической формой отношений в сфере государственного управления, где стороны принимают участие как носители прав и обязанностей. В этих отношениях обязателен субъект — орган управления или его представитель, поэтому административно-правовые отношения являются властными. Для административно-правовых отношений характеры своеобразные объекты: а) для основной части административно-правовых отношений объектом выступает поведение людей (действие либо бездействие), поскольку без этого отношения не могут быть реализованы; б) в некоторых административно-правовых отношениях, именуемых еще организационно-имущественными, существует сложный объект — поведение людей и имущество. Здесь права и обязанности сторон связаны с совершением определенных действий касательно вещей. Характерными особенностями административно-правовых отношений является следующее: 1. Они складываются в сфере исполнительной, то есть властно-организационной, деятельности. Права и обязанности сторон в этих отношениях всегда тесно связаны с задачами. 2. Эти отношения возникают только в связи с деятельностью органов исполнительной власти. 3. Для этих отношений характерен обязательный субъект — орган исполнительной власти. 4. Специальный субъект административно-правовых отношений всегда действует властно. 5. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако согласие или желание другой стороны не является обязательным. Это объясняется тем, что органы исполнительной власти полномочны по своей собственной инициативе создавать конкретные административно-правовые отношения. 6. Отношения между участниками отношений рассматриваются, как правило, во внесудебном порядке (т.е. административно-правовые отношения). Согласно новой концепции судебной реформы сфера внесудебного рассмотрения административно- правовых отношений сузится, оно будет применяться только в административно- политической деятельности, где существует строгая подчиненность. 7. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовой нормы, данная сторона несет ответственность перед государством в лице ее органов, которыми, как правило, и являются органы исполнительной власти. Они часто наделены правами по применению мер административного, дисциплинарного и материального воздействия. 5. Нормы административного права: понятие, структура, виды. Правовые нормы которыесодействуют поддержанию правового порядка м-ду гос. Органом исполнительной власти, другими гос и не гос структурами, физ-ми лицами являются административно – правовыми нормами, их совокупность составляет админ право. Наиболее существенным признаком правовой нормы является государственно- обязательный характер, по которому норму права отличают от других правил. Административно-правовая норма, как и любая другая, представляет собой установленное государством правило поведения. А специфика содержания административно-правовой нормы состоит в том, что, в отличие от норм других отраслей права, она регулирует отношения в сфере исполнительной деятельности, то есть в определенной сфере общественных отношений: экономических, социальных, административно-политических и др. Такие нормы применяются в отношении 2-х видов: - организационно управленческих - правоохранительных Административно-правовые нормы делятся на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Это деление несколько условно, ибо норма может быть одновременно запрещающей и обязывающей (проезд в транспорте: запрещается бесплатный проезд, а поэтому каждый обязан купить билет). В административном праве выделяются, по общему правилу, такие группы норм: I группа — нормы, определяющие порядок создания и правовое положение органов исполнительной власти; II группа — нормы, определяющие основы организации и деятельности хозяйственных предприятий и организаций; III группа — нормы, определяющие методы хозяйственного управления разных звеньев (от вышестоящих до нижестоящих); IV группа — нормы, закрепляющие принципы государственной службы, порядок ее прохождения, должностные права и обязанности служащих; V группа — нормы, определяющие юридическую форму и требования, предъявляемые к управленческим решениям; VI группа — нормы, регулирующие порядок осуществления надзора и контроля в сфере управления; VII группа — нормы, регулирующие порядок управления в отдельных сферах общественной жизни (например административно-политическая и др.). Административно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, имеют соответствующую внутреннюю структуру — гипотезу, диспозицию и санкцию. 6. Материальные и процессуальные административно правовые нормы. Материальные – закрепляют систему органов гос управления, структуру, права и обязанности, как органов гос управления так юр и физ лиц Процессуальные – определяют порядок реализации норм материальных устанавливают процедуру их осуществления в сфере исполнительной и распорядительной деятельности. Часто регламентирует порядок реализации материальных норм не только административного но и других 7. Источники административного права. В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм прочих отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы соответствующего поведенид органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные служащие, граждане, общественные организации наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также гарантии реализации прав и соблюдение обязанностей. Таким образом, благодаря действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим управленческой деятельности. Административно-правовые нормы содержатся непосредственно в Конституции, законодательных актах, нормативных приказах, постановлениях правительства, решениях местных рад, в других нормативных актах государственных органов. К источникам административного права принадлежат не только сами нормативные акты государственных органов, но и утвержденные этими актами кодексы, уставы, правила и т.п., регулирующие управленческую деятельность. Таким образом, источник административного права — акт правотворчества органа государственной власти или управления, состоящий из административно-правовых норм либо даже из одного правила поведения и регулирующий исполнительно- распорядительную деятельность. Ясли акт охватывает наряду с нормами административного права нормы других отраслей права (финансового, гражданского и др.), то для административного права он будет являться источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовыми нормами. Каждый источник административного права отличается от других своими особенностями, обусловленными целевой направленностью и содержанием норм, его составляющих; их юридической силой, масштабом функционирования (действия). Он может быть общего и локального действия, обязательным для исполнения всеми органами управления и объектами, независимо от подчиненности либо только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, издавшему акт. В систему источников административного права включены нормативные акты, действующие не только в пределах Украины, но и регулирующие работу украинских учреждений за границей. Относительно административно-территориального устройства республики могут существовать источники, действующие в рамках области, района, города и т.д. Специфика источников административного права определяется и их упорядоченностью, отражающей, в свою очередь, действие принципа централизма, составной частью которого является обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Упорядоченность источников выражается в следующем: а) все они основаны на нормах Конституции и законов, имеющих юридическую силу; б) источники — нормативные акты органов государственной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, принимаемых нижестоящими органами исполнительной власти; в) источники — нормативные акты высших органов исполнительной власти отличаются большим масштабом действия, чем аналогичные акты нижестоящих органов; г) источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера основываются на источниках общего характера. Учитывая разнообразие источников административного права, целесообразно разделить их на такие виды: 1. Конституция Украины (Основной Закон). 2. Законодательные акты Украины: — законы Украины — Закон Украины «Об образовании» (от 23.03.96) и др. — кодексы, положения, уставы и другие кодифицированные акты управленческого характера — Кодекс Украины об административных правонарушениях и др. 3. Постановления Верховной Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характера: Положение о паспорте гражданина Украины (от 02.09.93 г.). 4. Указы и распоряжения Президента Украины — Положение о министерстве юстиции Украины (от 02.08.93 г.). 5. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины: — нормативные постановления в распоряжения Кабинета Министров Украины; — положения, уставы, правила, инструкции, другие акты, утвержденные Кабинетом Министров Украины — Положение о порядке легализации объединений граждан (от 26.02.93 г.); — нормативные приказы, инструкции руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств Украины. 6. Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, объединений, учреждений и организаций. 7. Нормативные акты местных Рад, их исполнительных органов (решения, предусматривающие в случае их нарушения административную ответственность и др.). 8. Распоряжения местных государственных администраций (их глав). 9. Межправительственные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством. 10. Акты Конституционного Суда Украины (решение о соответствии Конституции Украины постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях»). Особое место в системе источников административного права занимают нормативные акты, регулирующие административную ответственность. Это — Кодекс Украины об административных правонарушениях, законодательные акты Украины. Данные акты в комплексе направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитания граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения прав, чести и достоинства других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. 8. Государственное управление как объект административно-правовых отношений: понятие, структура, функции. Государственное управление обязательно включает три элемента: принятие решения, его выполнение и контроль исполнения. Государственное управление как часть государственной деятельности имеет своим основным назначением осуществление исполнительной власти и включает все три названных элемента. Государственный характер такого управления состоит в том, что в его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства. Для его осуществления создаются специальные органы (учреждаются должности), действующие в рамках закона и в пределах своих полномочий. Исполнительная деятельность является основным назначением государственного управления и составляет наиболее важную его сторону. Вместе с тем для непосредственного руководства экономикой, социально-культурным строительством и административно- политической деятельностью, исполнительная деятельность связана непосредственно с распорядительной, составляющей другую сторону государственного управления. Исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти проявляется в отношениях власти и подчинения, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |