|
Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культурана крупные состояния (свыше 3 млн. франков). Неоднократно повышались минимум заработной платы и семейные пособия. Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин), размеры пенсий увеличены. Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель, продолжительность рабочей недели сокращена с 40 до 39 часов. Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность. Правительство увеличило полномочия местных органов власти, отменило смертную казнь, провело амнистию. Внешнеполитическая программа правительства Миттерана – Моруа провозглашала необходимость преемственности внешней политики Франции, обещала проводить курс на разрядку международной напряженности и установление дружественных отношений со всеми странами, включая Советский Союз. Вместе с тем правительство особо подчеркивало приверженность Франции Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил Первые мероприятия правительства левых сил встретили одобрение трудящихся, но вызвали упорное сопротивление буржуазии, организовавшей «бегство капиталов» за границу Только в 1981 г. из Франции было вывезено 77 млрд. франков В 1982 г. около 500 млрд. франков (примерно 10% национального достояния) оказалось в швейцарских банках Застой в экономике продолжался 45% предприятий объявили себя дефицитными Цены росли, сводя на нет увеличение заработной платы, пособий и пенсий. За три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли почти на 35%, а промышленное и сельскохозяйственное производство увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился, но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг. франк девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось от проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии. Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино. Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом. В области внешней политики правительство Миттерана – Моруа продолжало линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х годов ухудшились и франко-советские отношения Экономические и культурные связи Франции и СССР сократились, хотя и не прерывались. Все это вызывало разочарование и недовольство широких народных масс, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы. 8 Выборы 1986 г. Победа правых партий. В марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы. Левые партии потерпели серьезное поражение. Социалистическая партия потеряла свыше 6% избирателей, Коммунистическая партия – 6%. Впервые за весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10% от общего числа голосовавших. Неудачи правительства левых сил зачастую воспринимались массами как свидетельство невозможности глубоких общественных преобразований. Они вызвали настроения разочарования и пессимизма, «сдвиг вправо» в общественном сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени курс на достижение общественных преобразований путем победы на выборах союза левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он породил иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал ослаблению компартии. Правые партии собрали в общей сложности 56% голосов, причем за крайне правую расистскую группировку. Национального фронта голосовало более 9% избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию. В результате выборов 1986 г. правительство сформировали правые партии – ОПР и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация: левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством в парламенте. Одним из первый мероприятий правительства Ширака была частичная денационализация промышленности и банков. Правительство предложило в течение 5 лет продать в частную собственность 42 банка, 3 страховые компании и 9 крупных промышленных предприятий, национализированных правительством левых сил, а также правительствами Четвертой республики. В 1986–1987 гг. было распродано около десятка государственных предприятий, в том числе банки, некоторые промышленные предприятия и оружейные заводы. По настоянию президента Миттерана дальнейшая распродажа была приостановлена. Во Франции сохранился крупный государственный сектор экономики и продолжала действовать система государственного индикативного планирования. Правительство правых отменило налог на крупные состояния, ликвидировало государственный контроль над ценами, над ввозом и вывозом капитала, сократило расходы на социальное страхование. Покупательная способность населения уменьшилась, безработица вновь возросла. Внешнеполитический курс правительства Ширака был направлен на продолжение сотрудничества с США и странами Западной Европы. Правительство считало одной из своих главных целей завершение интеграции стран «Общего рынка» к 1992 г. Оно увеличивало военные расходы, участвовало в гонке вооружений. В новых условиях, созданных победой правых, левые силы продолжали борьбу в защиту демократических свобод и экономических интересов трудящихся. 9 Выборы 1988 г. и политика правительства социалистов. Весной 1988 г. в связи с истечением полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Все главные партии выдвинули своих кандидатов. Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран, Коммунистической партии – член политбюро ЦК ФКП А. Ляжуани. От партии ОПР баллотировался бывший премьер-министр Ж. Ширак, от СФД – Р. Барр, занимавший пост премьер-министра в 1976– 1981 гг. В первом туре голосования наибольшее число голосов собрали Миттеран и Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее 7% голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж.-М. Ле Пена впервые высказалось более 14% избирателей – в два раза больше, чем за кандидата компартии. Стремясь не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать во втором туре за Миттерана. В результате Миттеран опередил Ширака и вновь был избран президентом Франции. Как и в 1981 г., президент Миттеран распустил парламент, в котором преобладали правые, и назначил новые парламентские выборы. Они состоялись летом 1988 г. На первое место вышла Социалистическая партия, собравшая почти 35% голосов. Коммунистическая партия несколько улучшила свои результаты: за нее проголосовало 11,3% избирателей – на 710 тыс. больше, чем на президентских выборах 1988 г. Правые партии – ОПР и СФД – потеряли часть избирателей, собрав в общей сложности 37,7% голосов (вместо 43% в 1986 г.). Много голосов потерял Национальный фронт, за который на этот раз проголосовало менее 10% избирателей. Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей продолжает пользоваться Социалистическая партия и лично президент Миттеран, в котором многие французы видели арбитра, способного поддерживать равновесие между правыми и левыми, гаранта сохранения демократических свобод и социальных завоеваний трудящихся. Премьер-министром нового правительства Миттеран назначил одного из руководителей Социалистической партии М. Рокара. Все основные правительственные посты заняли социалисты, но в правительство вошло и несколько представителей буржуазных «центристских» групп. Правительство Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию. Одновременно правительство сократило налоги на прибыль. Главной задачей внешней политики правительство Рокара, как и предшествующее правительство правых, провозгласило завершение «интеграции Европы» в рамках «Общего рынка». Оно подтвердило свою приверженность Североатлантическому пакту и дружественным отношениям с США. Улучшились отношения между Францией и СССР. В результате взаимных визитов руководители СССР и Франции договорились о проведении регулярных советско-французских встреч на высшем уровне и подписали более 20 совместных соглашений. В октябре 1990 г., во время очередного визита президента М. С. Горбачева во Францию, был подписан «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве». Основные направления политики социалистов продолжали осуществляться и после того, как в мае 1991 г. пост премьер-министра Франции заняла Эдит Крессон. 10 После 1991 г. Как уже было сказано, в мае 1991 г., когда Рокар ушел а отставку, Миттеран назначил на его пост социалистку Эдит Крессон, ставшую первой женщиной-премьером Франции. Крессон откровенно спорная политическая фигура вскоре была заменена Пьером Береговым в апреле 1992 г. после поражения социалистов в региональных выборах. В парламентских выборах следующего года социалистическая партия уступила большинство в Новом Собрании партии консерваторов. Союз во имя Республики, коалиция RPR Ширака, Союз во имя Французской Демократии (во главе с прежним президентом Жискаром) и несколько небольших консервативных партий выиграла 484 места в Парламенте, социалистам же досталось лишь 54 места. По результатам выборов президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуарда Балладура, члена RPR. В мае 1993 г. ревизия, уполномоченная новым правительством Балладура, показала, что прежний премьер-министр Береговой неумело справлялся с экономикой, или намерено вводил в заблуждение французов относительно экономической ситуации в стране, которая фактически находилась в затруднительном положении. Это вызвало большие опасения, ведь выявленный реальный дефицит бюджета оказался намного выше, чем многие думали ранее. Сложившаяся ситуация могла подвергнуть большой опасности планы страны по вступлению в Европейское Экономическое Сообщество (теперь в Европейский Союз, или EU). Ранее избиратели уже одобрили соглашение, усиливающее политическую и денежно-кредитную интеграцию в пределах Европейского Экономического Сообщества. Не дожидаясь публичного объявления результатов проведенной ревизии, Береговой совершил самоубийство. Балладур и его коалиционное правительство были переизбраны в марте 1993 г., собрав 45% голосов избирателей, когда как Социалистическая партия и ее союзники набрали лишь 29%. Экономика Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые особенности ее развития. Франция производит электронику, самолеты большинства типов, суда, электрическое оборудование, химическую продукцию и многое другое. Валовой национальный продукт составляет около 1,25 триллиона долларов. Национальная валюта – французский франк (1$ ( 5 FF). 1 Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики. Экономическое положение Франции в первые годы Четвертой республики было трудным. Только в 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень. В 1950 г. был превзойден довоенный уровень сельского хозяйства. Затем экономическое развитие ускорилось, хотя было неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс, крупные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали повышению темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная, химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли – угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. В сельском хозяйстве значительно увеличилось количество тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Стали широко использоваться химические удобрения и средства защиты растений. Большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано. В связи с быстрым ростом промышленности, транспорта и сельского хозяйства французский империализм постепенно утрачивал ростовщический характер. Основная масса капиталовложений теперь направлялась в промышленность. Вывоз капитала за границу сократился и стал осуществляться главным образом в форме производительного, а не ссудного капитала. Если в начале XX в. французские капиталовложения в облигации государственных займов и иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и торговлю, то в конце 50-х годов размер вывезенных за границу капиталов был почти в 6 раз меньше вложений в промышленность, торговлю и транспорт. Ведущую роль во французской экономике по-прежнему играли промышленные монополии и финансовый капитал. В 1952 г. крупнейшие предприятия, численность которых не превышала 0,5 % от общего количества промышленных и торговых заведений, использовавших наемную рабочую силу, выплатили почти половину (48,2%) всей суммы заработной платы. Зато на долю мелких и средних предприятий, составлявших 54,3% общей численности, пришлось всего 2,5 % суммы заработной платы. Наряду с высококонцентрированной промышленностью во Франции продолжало существовать множество мелких и мельчайших предприятий, ремесленных мастерских, мелких лавочек с 1–2 рабочими или совсем без наемных рабочих. В 1948 г. в стране насчитывалось около 1 млн. ремесленных заведений, причем половина из них не применяла наемного труда. В сельском хозяйстве число крупных капиталистических хозяйств (свыше 50 га) за годы Четвертой республики выросло почти в два раза. Составляя всего 5% общего числа хозяйств, они обрабатывали более 25% земли. Напротив, мелкие хозяйства (около 50% всех хозяйств) располагали лишь 16% обрабатываемой земли. Главными особенностями послевоенного французского государственно- монополистического капитализма являлись крупный государственный сектор и широкое применение программирования экономики. К 1957 г. в собственности государства находилось 36% всего национального имущества. Через государственный бюджет и государственные финансовые учреждения перераспределялось около 50% национального дохода. Государство управляло основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в нормальном функционировании которых были заинтересованы все частные предприятия. Наличие крупного национализированного сектора создавало возможность прямого государственного регулирования и планирования французской экономики. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий государственный план модернизации и реконструкции промышленности (план Монне). После его завершения появился так называемый второй план (1954–1957), действовавший почти до конца Четвертой республики. Государственные планы экономического (а затем и социального) развития стали постоянным элементом французской экономики. Французская система программирования или планирования носила не обязательный, а рекомендательный характер. Разработанные правительством программы были обязательны только для предприятий национализированного сектора. С частными предприятиями государство заключало специальные контракты, по которым предприниматели в обмен на предоставленные им преимущества обязывались придерживаться плановых заданий. Кроме того, системой косвенных мер (предоставлением государственных кредитов и налоговых льгот, введением предварительных разрешений на строительство крупных предприятий и т. п.) правительство также могло влиять на развитие экономики. Как правило, плановые задания разрабатывались при участии и в интересах монополий. Получив в результате национализации банков огромные финансовые ресурсы, снабжая монополии за счет государственного сектора углем, электроэнергией, газом, транспортом по низким тарифам, государство способствовало концентрации производства и техническому переоснащению крупных предприятий. Развитие промышленности и научно-технический прогресс повлияли на структуру населения Франции, как и других высокоразвитых капиталистических стран. Численность самостоятельных хозяев – ремесленников, торговцев, лавочников – сокращалась, количество лиц наемного труда увеличивалось. Сельскохозяйственное население уменьшалось, городское росло. За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 г. более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в таких странах, как США, Япония или ФРГ. 2 Экономическое и социальное развитие в годы правления де Голля. Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развивалась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза. Правительство регулярно разрабатывало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической, технической и социальной политики государства[2]. Стремясь к повышению конкурентоспособности французской промышленности, оно предоставляло огромные субсидии крупнейшим монополиям, влияние которых еще более возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю французскую экономику. На долю контролируемых ими предприятий приходилось более 60% всех капиталовложений. Тем не менее степень концентрации промышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капиталистических странах. В 1966 г. только 3 французские фирмы имели оборот более 1 млрд. франков, тогда как в США существовало 80 таких фирм, а в ФРГ – 29. Более 80% общего количества французских предприятий относилось к числу мелких, в каждом из которых было менее 5 рабочих. Значительно возросло техническое оснащение сельского хозяйства. К 1965 г. тракторный парк Франции увеличился в 30 раз по сравнению с довоенным временем, потребление минеральных удобрений возросло в 4 раза. В результате крупных капиталовложений и широкого применения научно-технических достижений урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота возросли. За 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов увеличилось на 66%. Франция стала вторым после США экспортером продовольствия. По наличию техники, инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики. Оно перешло в индустриальную стадию развития. Основные выгоды от интенсификации и индустриализации сельского хозяйства достались крупным капиталистическим фермам, получавшим правительственные субсидии. В 1968 г. всего 12% общего количества ферм производили около 50% сельскохозяйственной продукции. Положение не прибегающих к наемной рабочей силе семейных ферм, которые составляли почти 90% всех хозяйств, оставалось трудным. До 60% семейных ферм были нерентабельны и не получали субсидий от государства. Многим крестьянам приходилось искать работу в городе. За годы Пятой республики сельскохозяйственное население сократилось почти в два раза. К началу 70-х годов в деревне осталось лишь 12% активного населения. Среди городского населения быстро росла доля трудящихся, занятых в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |