бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь,

голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране

ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6

раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро

росло национально-освободительное движение Народ Вьетнама, входившего ранее

в состав Французского Индокитая, провозгласил свою независимость и создал

самостоятельное государство – Демократическую Республику Вьетнам.

Политическая обстановка в освобожденной Франции определялась огромным

влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического

и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который

сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии,

дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с

оккупантами, а также Радикальная партия, которая в годы войны распалась и

не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. На

первый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самой

крупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия –

активный борец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее

входило более 900 тыс. человек – в два с половиной раза больше, чем до

войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе

Франции – Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой

борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня –

5,5 млн. членов. Она была в 7 раз больше, чем численность второго

общенационального профсоюзного центра – Французской конфедерации

христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и

насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.

Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез,

считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в

восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод,

проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало

сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь

программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую

наказание фашистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся,

частичную национализацию промышленности и банков, установление «подлинной

экономической и социальной демократии, предполагающей устранение финансовых

и экономических олигархий от руководства экономикой».

Благодаря деятельности социалистов в движении Сопротивления сумела

укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал

Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350

тыс. членов – больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС,

входили в состав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство

действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем

не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению

капитализма и ликвидации классов.

Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть

буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления.

В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала

новую партию – Народно-республиканское движение (МРП) Характерной

особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с

социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали

необходимость «структурных реформ» частичной национализации банков и

промышленности, а также «реформы предприятия» в духе классового

сотрудничества, при «участии» рабочих в управлении. Партия МРП выражала

интересы части буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для

того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои

населения – с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся,

привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой – католики (особенно

крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций.

Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства,

основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Многие французы

считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и

«освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при

помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и

независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил

частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль

над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные

сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сперва не были оформлены

в особую политическую партию.

Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде

французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического

либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику,

к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривали

государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ.

Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники дирижизма,

выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения

защищали созданная в 1946 г. правая «Республиканская партия свободы» (ПРЛ)

и отчасти Радикальная партия.

Опираясь на поддержку демократических и антифашистских сил. Временное

правительство осуществило ряд мер, предусмотренных программой НСС. Началась

чистка государственного аппарата от сторонников вишистского режима. Более 2

тыс. активных вишистов во главе с руководителями правительства Виши Петэном

и Лавалем были приговорены к смертной казни, еще около 40 тыс.– к тюремному

заключению. Лаваля расстреляли, а Петэну заменили смертную казнь

пожизненным заключением.

Правительство восстановило 40-часовую рабочую неделю и двухнедельные

оплачиваемые отпуска. В 1945 г. был принят закон о социальном страховании,

значительно расширивший и дополнивший прежнее социальное законодательство.

Французская система социального страхования стала одной из лучших в мире.

Она предусматривала выплату пособий в случае инвалидности или болезни,

пенсии по старости, пособия по безработице, различные семейные пособия.

Материальное положение трудящихся улучшилось. Заработная плата, далеко

отставшая от роста цен, увеличилась на 45–50%, а семейные пособия – на

50–80%.

В 1944–1946 гг. были приняты законы о национализации угольных шахт, части

авиационных заводов, автомобильного завода Рено. Затем были

национализированы 5 главных банков, основные страховые компании,

электроэнергетическая и газовая промышленность. Собственникам

национализируемых предприятий (за исключением лиц, сотрудничавших с

оккупантами) уплачивался выкуп. В начале 1946 г. был создан Государственный

комиссариат по планированию, который занялся разработкой плана оснащения и

модернизации французской промышленности.

Коммунисты считали, что проведенные правительством реформы должны стать

началом более глубоких общественных преобразований. Напротив, буржуазные

деятели видели в них средство для предотвращения революционных взрывов, а

также для повышения эффективности экономики. Сохранив власть, буржуазия

использовала национализацию в своих интересах. Как и в других

капиталистических странах, национализация во Франции охватила лишь часть

отраслей промышленности. Управление национализированными предприятиями

находилось в руках буржуазного государства.

По существу, национализация означала переход некоторых предприятий и

банков из частной в государственно-капиталистическую собственность, т. е.

шаг в развитии государственно-монополитического капитализма.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за

укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. 10

декабря 1944 г. оно заключило с СССР Договор о союзе и взаимной помощи –

первый договор освобожденной Франции с великой державой. В то же время

Франция поддерживала тесные связи с Англией и США.

Большое место во внешней политике Временного правительства занял вопрос о

судьбе побежденной Германии. Временное правительство добивалось

присоединения к Франции Саара и левого берега Рейна, настаивало на

«интернационализации» Рура, требовало выплаты репараций в пользу Франции.

Колониальная политика Временного правительства предусматривала ряд

уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно

обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным

постам и дать ему представительство во французском парламенте.

2.2.1. Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г.

Крупным событием внутриполитической жизни Франции стали выборы в

Учредительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в Учредительное

собрание и одновременно референдум о его полномочиях состоялись 21 октября

1945 г. Выборы происходили по пропорциональной системе, в соответствии с

которой число депутатских мандатов должно быть прямо пропорционально

количеству голосов, полученных каждой партией. Впервые право голоса было

предоставлено женщинам. Подавляющее большинство избирателей (более 96%)

высказалось за созыв Учредительного собрания. Оно должно было разработать

конституцию, сформировать правительство и осуществлять функции парламента

вплоть до вступления конституции в силу.

По числу собранных на выборах голосов и мандатов в Учредительное собрание

на первое место вышла Коммунистическая партия. Она собрала свыше 5 млн.

голосов избирателей (26% от числа голосовавших) и завоевала 152 депутатских

мандата (из 545). Второе место заняла Социалистическая партия –4,6 млн.

голосов (24% от числа голосовавших) и 142 мандата в Учредительное собрание.

Совместно коммунисты и социалисты имели абсолютное большинство мандатов. На

третьем месте оказалась партия МРП – 4,5 млн. голосов (23,6% голосовавших)

и 141 мандат. Все остальные партии остались далеко позади. Партия

радикалов, которая была одной из ведущих партий Третьей республики,

получила немногим более 10% голосов. На долю всех правых группировок,

включая ПРЛ, пришлось около 15% голосов.

После выборов компартия предложила образовать демократическое

правительство, в котором большинство принадлежало бы коммунистам и

социалистам. Руководство Социалистической партии отклонило это предложение.

В результате было вновь сформировано коалиционное правительство под

председательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самых

крупных партий: Коммунистической, Социалистической и МРП, а также голлисты,

считавшиеся беспартийными, и близкие к ним группы. Большинство мест, в том

числе решающие посты председателя совета министров, военного министра,

министра иностранных дел, министра финансов, находилось в руках буржуазных

деятелей. Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получили

посты министров вооружения, экономики, промышленного производства и труда.

Генеральный секретарь ФКП М. Торез стал государственным министром, т. е.

министром высшего ранга.

Между партиями и группировками, входившими в состав правительства,

существовали разногласия и время от времени возникали серьезные конфликты.

Один из них был связан с взаимоотношениями правительства с Учредительным

собранием. Будучи сторонником авторитарных методов управления, генерал де

Голль находил обременительным постоянный контроль Учредительного собрания

над правительством. Напротив, социалисты и коммунисты, располагавшие

большинством мест в Учредительном собрании, считали, что в демократическом

государстве парламент должен строго контролировать исполнительную власть.

Не сумев избавиться от контроля Учредительного собрания и не желая

принимать против него насильственные меры, которые к тому же не имели бы

никаких шансов на успех, де Голль решил уйти в отставку. 20 января 1946 г.

он официально объявил о своем решении.

После отставки де Голля председателем совета министров был избран

социалист Ф. Гуэн, сформировавший правительство трехпартийной коалиции – из

коммунистов, социалистов и членов партии МРП.

В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на референдум подготовленный

им проект конституции. Преобладание коммунистов и социалистов в

Учредительном собрании предопределило демократический характер этого

проекта. В Декларации прав наряду с традиционными политическими свободами

были зафиксированы социальные и экономические права: право на труд и на

отдых, право на получение работы, право на участие трудящихся в определении

условий труда. Право собственности гарантировалось, но предусматривалась

возможность национализации «фактических монополий». Проект подтверждал

светский характер государства и школы.

Руководящее место в системе высших государственных органов отводилось

однопалатному Национальному собранию, обладавшему широкими правами и

контролировавшему деятельность правительства. Полномочия избираемого

Национальным собранием президента республики резко ограничивались.

Проект конституции вызвал решительное противодействие правых сил, которые

опасались, что в однопалатном Национальном собрании смогут (как это

случилось в Учредительном собрании) получить преобладание левые партии,

которые, используя положения конституции о национализации «фактических

монополий», пойдут по пути глубоких социальных преобразований. К ним

присоединилась партия МРП, требовавшая двухпалатного парламента и свободы

деятельности религиозных школ.

Незначительным большинством голосов (51,6%) проект конституции был

отклонен. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание, чтобы

разработать новый проект конституции.

Состав второго Учредительного собрания мало отличался от первого, но

социалисты потеряли часть голосов, а партия МРП приобрела. В итоге

коммунисты и социалисты утратили абсолютное большинство в Учредительном

собрании, а лидер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главы

трехпартийного правительства.

Желая быстрее покончить с Временным режимом, коммунисты и социалисты

пошли навстречу партии МРП и согласились внести в конституцию положения о

двухпалатном парламенте и свободе образования, сохранив в

неприкосновенности основное содержание проекта. После этого за новый проект

конституции призвали голосовать все партии трехпартийной коалиции:

коммунисты, социалисты и МРП.

На референдуме 13 октября 1946 г. новый проект был утвержден голосами

52,3% избирателей, участвовавших в голосовании.

Согласно новой конституции, Франция провозглашалась «светской,

демократической и социальной Республикой». К обычным демократическим правам

и свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789

г., она добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: на

труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование.

Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право

трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную и

политическую деятельность, на забастовку «в рамках законов». Допускалась

возможность национализации крупных предприятий, эксплуатация которых

«приобретает черты национальной общественной службы или фактической

монополии».

В конституции говорилось, что Франция обязывается избегать «всякой

системы колонизации, основанной на произволе». Воспроизводя текст первой

французской конституции 1791 г., она обещала «не предпринимать никаких войн

с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-

либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином

«Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения

Франции и населения колониальных стран, входивших во Французский союз.

Центральную роль в системе органов государственной власти по конституции

1946 г. играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета

республики. Национальное собрание, избираемое на 5 лет прямым всеобщим

голосованием, издавало законы. Совет республики, избираемый косвенным

голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительство несло

ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано

было уходить в отставку. Президент республики избирался обеими палатами

парламента. Он имел ограниченные полномочия, все его акты нуждались в

утверждении правительством.

Зафиксированные в конституции права и свободы являлись немаловажным

завоеванием демократических сил. Французская конституция 1946 г. была одной

из самых демократических конституций.

В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание.

Компартия вновь заняла первое место, собрав 28,6% голосов избирателей. Это

был наивысший результат за всю историю ФКП. На второе место вышла партия

МРП (26,3%), на третье – Социалистическая партия (17,9%). В соответствии с

демократическими традициями коммунисты предложили на пост председателя

совета министров лидера самой крупной фракции Национального собрания –

генерального секретаря ФКП М. Тореза, но его кандидатура не собрала

необходимого числа голосов. Главой правительства стал лидер социалистов

Блюм. Его правительство состояло только из социалистов и просуществовало

всего месяц. В январе 1947 г. было восстановлено правительство

трехпартийной коалиции, которое возглавил социалист П. Рамадье.

С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное

собрание закончился Временный режим. Начался период Четвертой республики,

продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958 г.

3 Четвертая республика.

2.3.1. Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического и

рабочего движения.

В первые годы Четвертой республики во Франции произошла глубокая

перегруппировка классовых сил, сопровождавшаяся расколом трехпартийной

коалиции.

Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли

трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более

глубоких общественных преобразований. В то же время усиление влияния

компартии и рабочего класса встревожило широкие слои мелкой и средней

буржуазии, опасавшейся за свою собственность, вызвало рост консервативных

настроений. Французская буржуазия, сохранив власть и сдержав первый натиск

демократических сил, перешла в контрнаступление. В обстановке обострения

международной напряженности и «холодной войны» она, пользуясь поддержкой

правящих кругов США, развернула широкую антисоветскую и

антикоммунистическую кампанию.

Лидеры Социалистической партии отказались от единства действий с

коммунистами и развернули борьбу против них. Движение Сопротивления

раскололось. Одни его участники продолжали сотрудничать с коммунистами и

добиваться осуществления программы НСС, другие перешли на

антикоммунистические позиции и стали сближаться с бывшими вишистами.

Судебные процессы против сторонников Виши прекратились. Осужденных ранее

вишистов амнистировали или досрочно освобождали. Демократическое движение

ослабевало, росло влияние правых сил.

В апреле 1947 г. генерал де Голль и близкие к нему буржуазные деятели

Сопротивления основали новую политическую партию правого толка –

«Объединение французского народа» (РПФ). Руководители РПФ резко нападали на

компартию и на все остальные политические партии, борьба которых якобы

«парализует государство». Они требовали отмены конституции 1946 г. и

создания «сильной власти» в лице независимого от партий президента,

обладающего широкими полномочиями. Внешнеполитическая линия РПФ

предусматривала объединение западноевропейских стран в экономический и

политический блок, который мог бы противостоять СССР, но в то же время

обеспечивал бы Западной Европе независимость от США.

На выборах в местные органы самоуправления в октябре 1947 г. партия РПФ

вышла на первое место, собрав более 38% голосов. Ссылаясь на эти

результаты, она потребовала роспуска Национального собрания (уже не

отражающего, по ее мнению, настроений избирателей) и проведения досрочных

выборов, которые привели бы РПФ к власти.

Оживилась деятельность и других правых группировок. ПРЛ и остатки

довоенных правых партий объединились в группировку «независимых».

Руководители «независимых» (П. Рейно, А Пине, Ж. Ланьель и др.) стояли на

консервативных позициях. Они возражали против расширения социального

законодательства и государственного вмешательства в экономику

Обострились разногласия в правительстве трехпартийной коалиции. Вопреки

обещанию сохранять дружественные отношения как с Советским Союзом, так и с

Великобританией и США, руководство МРП и Социалистической партии стало

поддерживать Соединенные Штаты Америки и Англию против СССР. Несмотря на

содержавшиеся в конституции 1946 г. обязательства «никогда не употреблять

своих сил против свободы какого-либо народа», французское правительство в

декабре 1946 г. начало колониальную войну во Вьетнаме. Ссылаясь на

необходимость борьбы с ростом цен, Социалистическая партия и МРП возражали

против повышения заработной платы Компартия решительно требовала соблюдения

предвыборной программы трехпартийной коалиции, выступала за повышение

заработной платы трудящихся, за немедленное прекращение колониальных войн,

за дружбу с Советским Союзом, но, не имея большинства ни в правительстве,

ни в Национальном собрании, не могла добиться осуществления своих

требований.

Когда министры-коммунисты поддержали бастующих рабочих завода Рено,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.