|
Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культураБрежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной напряженности и всеобщее разоружение под эффективным международным контролем. Правительство Франции поддержало выдвинутую социалистическими странами идею общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки. Во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», отказалась вернуться в интегрированную военную организацию НАТО. Французское правительство вновь высказалось за вывод американских войск из Индокитая и осудило налеты американской авиации на территорию Демократической Республики Вьетнам. Французская дипломатия способствовала успеху переговоров между США и Вьетнамом, которые происходили в Париже и в январе 1973 г. завершились соглашением о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. В области европейской политики правительство Помпиду, идя навстречу «европеистам», сняло выдвинутые де Голлем возражения против вступления Англии в ЕЭС. В апреле 1972 г. во Франции состоялся специальный референдум по этому вопросу. Большинство избирателей одобрило предложение правительства согласиться с вступлением Англии и связанных с нею стран в «Общий рынок». Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию французского ядерного оружия. В начале 70-х годов Франция уже располагала всеми основными видами ядерного оружия: баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали силам США и СССР. 2.5.1. Сближение левых сил. В 70-е годы значительно активизировалась деятельность левых сил. Состоявшийся в 1970 г. XIX съезд ФКП призвал к созданию антимонополистического фронта левых сил для борьбы за передовую демократию, открывающую путь к социализму. Коммунисты считали, что для установления передовой демократии необходимо создать демократическое правительство, которое осуществит глубокие преобразования экономической, социальной и политической жизни, включая национализацию банков и основных отраслей промышленности, будет проводить политику мира, национальной независимости и дружбы между народами. Коммунистическая партия предложила всем левым силам, в первую очередь социалистам, объединить усилия для совместной борьбы против режима личной власти, за интересы трудящихся. Социалистическая партия переживала в это время серьезный внутренний кризис, вызванный событиями мая – июня 1968 г. и сокрушительным поражением кандидата социалистов на президентских выборах 1969 г. Генеральный секретарь партии Ги Молле вынужден был уйти в отставку. Чрезвычайный съезд Социалистической партии, состоявшийся в 1968 г., а затем ее учредительный съезд в 1969 г. принял решение обновить партию путем ее слияния с другими близкими группировками, пересмотреть прежнюю политическую линию и сменить руководство. Учредительный съезд новой Социалистической партии (ФСП) заявил, что партия возьмет курс на единство левых сил и будет воздерживаться «от союзов с политическими силами, представляющими капитализм». На съезде ФСП в 1971 г. ее первым секретарем был избран Франсуа Миттеран, ранее принадлежавший к одной из близких к радикалам групп. Возглавив Социалистическую партию, Миттеран высказался за «разрыв с капитализмом» и за совместные действия с коммунистами. Он понимал, что без помощи коммунистов Социалистическая партия не сможет победить на выборах и прийти к власти. Кроме того, Миттеран надеялся в ходе совместной борьбы увеличить влияние социалистов и опередить компартию. Он рассчитывал осуществить «перебалансировку» левых сил в пользу Социалистической партии так, чтобы 3 млн. из 5 млн. избирателей, обычно голосовавших за коммунистов, перешли на сторону социалистов. Считая необходимым объединение всех левых сил, компартия пошла на соглашение с социалистами. 27 июня 1972 г. в преддверии очередных парламентских выборов. Коммунистическая и Социалистическая партии подписали совместную правительственную программу. Вскоре к ней присоединилась небольшая группа левых радикалов. В совместной программе говорилось, что подписавшие ее партии стремятся одержать победу на выборах, чтобы «положить конец несправедливостям и несообразностям существующего режима» и «открыть путь к социализму». Программа обещала, что в случае победы левых партий на выборах будет проведено повышение заработной платы, пособий и пенсий, а также увеличение оплачиваемых отпусков. Она предусматривала демократизацию государственных учреждений, проведение политики мирного сосуществования, всеобщее разоружение, отказ от ядерного оружия. Программа предлагала национализировать частные банки и 9 крупнейших финансово-экономических групп, повысить налоги на прибыли и крупные состояния при одновременном уменьшении налогового бремени для трудящихся. На парламентских выборах 1973 г. коммунисты, социалисты и левые радикалы впервые выступали согласованно на основе совместной программы. Они собрали 45% голосов избирателей, добившись наилучшего результата за всю предшествующую историю Пятой республики, но при этом социалисты увеличивали число своих избирателей быстрее, чем коммунисты Впервые за послевоенный период они почти догнали коммунистов по количеству голосов избирателей (ФКП–21,3%, ФСП–20,4% голосов) 6 Выборы 1974 г. Правительство Жискар д'Эстена. В апреле 1974 г. президент Помпиду скончался. В мае состоялись внеочередные выборы президента республики В качестве единого кандидата всех левых сил выступал Ф Миттеран. Главными кандидатами правых партий были бывший премьер-министр, видный деятель деголлевского движения Ж. Шабан- Дельмас и лидер «независимых республиканцев» В Жискар д'Эстен. В первом туре выборов Жискар д'Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре ненамного опередил Миттерана. Собрав 50,8% голосов избирателей, он был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили этот важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они вошли в состав правительственной коалиции, и один из их молодых лидеров – Жак Ширак – занял пост премьер-министра, но важнейшие министерства оказались в руках «независимых республиканцев». Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д'Эстен заявил, что Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества» В соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о дальнейшей «либерализации» экономики, т. е. сокращении сферы государственного планирования Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудящиеся. Были повышены заработная плата, пенсии и семейные пособия, снижен возрастной ценз на выборах с 20 до 18 лет Идя навстречу общественному мнению, правительство облегчило процедуру разводов, уравняло в правах «законных» и «незаконных» детей, приняло закон, разрешающий добровольное прерывание беременности Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами Оставаясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять экономические, политические и военные связи с США. Было облегчено проникновение иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных инвестиций составила 14% от общего объема капиталовложений. Транснациональные корпорации с преобладанием американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли французской промышленности – информатику, энергетику, автомобилестроение. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО Присоединившись в 1974 г. к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, Франция продолжала его подземные испытания на островах Тихого океана Вопреки прежней линии президента де Голля, правительство Жискар д'Эстена высказалось за расширение полномочий «наднациональных» органов «Общего рынка», предложило ввести единый европейский паспорт, согласилось избирать депутатов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием. Франция вошла в европейскую валютную систему и приняла единую европейскую платежную единицу (экю). Доля стран «Общего рынка» в ее внешней торговле возросла с 27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г. Вместе с тем правительство Жискар д'Эстена стремилось сохранить хорошие отношения с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д'Эстена с советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов. Летом 1975 г. Жискар д'Эстен от имени Франции подписал Заключительный акт. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое состоялось в Хельсинки и предусматривало дальнейшую разрядку международной напряженности. 2.6.1. Кризис французского общества. «Биполяризация» партий. В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу экономического кризиса. Правда, абсолютный объем промышленного и сельскохозяйственного производства Франции сокращался только в 1975 г., но ежегодные темпы экономического развития резко снизились. Если в 1950–1973 гг. они составляли в среднем почти 6% в год, то в 1973–1980 гг. не превышали 1,4%. Напротив, цены в отличие от предыдущих кризисов продолжали быстро расти, увеличиваясь ежегодно на 10–12%. Во Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось новое явление – «стагфляция», т. е. сочетание стагнации экономики с инфляцией. Со второй половины 70-х годов стало очевидным отставание некоторых отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Особенно тревожным было положение в угольной, сталелитейной, судостроительной и автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промышленного развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту безработицы. Если в 50–60-е годы число полностью безработных во Франции не превышало 200 тыс. в год, то в 1977 г. оно достигло 1 млн., а в 1980 г. – 2 млн. человек. Массовая безработица и инфляция значительно снизили жизненный уровень трудящихся. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и случайные заработки. В тяжелом положении оказались лица, получавшие минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более возросло. 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального богатства, а 10% наиболее бедных – 0,5%. В обстановке кризиса оживились расистские настроения. Расисты утверждали, что в массовой безработице повинны рабочие-иммигранты, которые составляли 8% населения и 20% наемной рабочей силы. Появилась новая, крайне правая расистская организация, главой которой стал бывший пужадист и ультраколониалист, миллионер Ж.-М. Ле Пен. Присвоив себе наименование Национального фронта, она требовала выслать из Франции всех иммигрантов, разжигала ненависть к ним, устраивала нападения на негров и арабов. В обстановке экономического кризиса усилился процесс «биполяризации» партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали. На парламентских выборах 1973 г., президентских выборах 1974 г., выборах в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты выступали совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых партий постепенно росло, но влияние социалистов увеличивалось быстрее, чем влияние коммунистов. На выборах в местные органы власти в 1976 г. Социалистическая партия впервые за весь послевоенный период опередила компартию. Благодаря подписанию совместной программы, содержавшей популярные в массах требования, социалисты восстановили и даже увеличили свое влияние среди рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие быстрорастущих средних слоев населения, которые в своем большинстве отрицательно относились к коммунистам и гораздо охотнее голосовали за социалистов. Таким образом, союз левых сил на основе совместной программы оказался более выгодным для социалистов, чем для коммунистов. Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, XXII съезд ФКП, состоявшийся в 1976 г., провозгласил необходимость мирного пути построения демократического «социализма по-французски». Съезд постановил отказаться от термина «диктатура пролетариата» и заменить его формулировкой «власть рабочего класса и других категорий трудящихся». Съезд призвал не ограничиваться союзом левых сил и создать на основе совместной программы широкий «союз французского народа», необходимый для победы на выборах, формирования левого правительства и осуществления демократических перемен. В 1977 г. компартия предложила «актуализировать» совместную программу, дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно расширить количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство Социалистической партии и левых радикалов отклонило предложения коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать. Значительные изменения происходили и в лагере правых. Партия ЮДР, утратившая пост президента республики и прежнее влияние в правительстве, переживала серьезный кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние ЮДР среди избирателей сократилось почти вдвое. Напротив, возглавляемая Жискар д'Эстеном партия «независимых республиканцев» укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в правительстве. Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь Ж. Ширак решил уйти из правительства и заняться реорганизацией партии, В августе 1976 г. он покинул пост премьер-министра. Его сменил близкий к Жискару д'Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р. Барр. В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде ЮДР было принято решение ввиду предстоявших в 1978 г. очередных парламентских выборов создать на основе ЮДР новую партию, принявшую название «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Председателем ОПР стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о намерении хранить «основные ценности голлизма», повысить темпы экономического развития, бороться с безработицей, а главное – не допустить победы левых сил на выборах 1978 г. Продолжили свою перегруппировку и «независимые республиканцы». В 1977 г. они переименовали себя в Республиканскую партию, а в марте 1978 г. объединились с остатками бывшей правой оппозиции в Союз за французскую демократию (СФД), лидером которого являлся Жискар д'Эстен. Таким образом, на парламентских выборах 1978 г. в борьбу вступили четыре главные партии – две правые и две левые. В первом туре голосования левые партии, выступавшие на этот раз раздельно, впервые в истории Пятой республики собрали в общей сложности 48,4% голосов – больше, чем правые, причем социалисты вновь опередили коммунистов. Однако благодаря расколу левых сил и выгодной для правых мажоритарной системе голосования правые партии, получившие в совокупности 46,5% голосов, завоевали абсолютное большинство мест в парламенте. Больше всего избирателей голосовало за социалистов и партию ОПР (по 22,6%), немногим меньше–за СФД (21,5%). Компартия увеличила число своих избирателей на 800 тыс. человек, но собрала только 20,6% голосов и оказалась на четвертом месте. 7 Правительство левых сил. В связи с истечением полномочий В. Жискар д'Эстена в мае 1981 г. во Франции состоялись очередные выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент В. Жискар д'Эстен и основатель ОПР Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф. Миттерана, Коммунистическая партия – генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Согласно закону, во втором туре выборов могли участвовать только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре: Жискар д'Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы кандидата правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г., набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист. Поскольку большинство мест в Национальном собрании прежнего состава принадлежало правым партиям, Миттеран распустил парламент и назначил новые выборы. Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии заключили соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором туре в пользу того из левых кандидатов, кто соберет наибольшее число голосов в первом туре. ОПР и СФД подписали аналогичное соглашение. Выборы состоялись в июне 1981 г. и принесли огромный успех Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество голосов избирателей–37,5%. Благодаря мажоритарной системе голосования, которая теперь действовала в пользу социалистов, этого оказалось достаточно, чтобы Социалистическая партия одна завоевала абсолютное большинство в Национальном собрании Успех социалистов объяснялся прежде всего стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших провести в жизнь совместную программу, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда. За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей- коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов на успех, чем компартия. Вместе с тем за Социалистическую партию голосовала и часть избирателей правых партий, разочаровавшихся в политике своего руководства. Поскольку в большинстве избирательных округов социалисты в первом туре выборов опережали коммунистов, им было выгодно соглашение о взаимном снятии кандидатов левых партий во втором туре. Компартия понесла серьезные потери. Она потеряла более 1,8 млн. избирателей по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1978 г. и собрала лишь 16% голосов. Сокращение влияния ФКП объяснялось рядом причин. Длительное участие коммунистов в совместной деятельности с социалистами на основе общей программы привело к тому, что в представлении части избирателей стала стираться принципиальная разница между Коммунистической и Социалистической партиями. Чтобы добиться победы над правыми, они голосовали за кандидатов Социалистической партии, которые, по их мнению, имели больше шансов быть избранными, чем коммунисты. Существенное влияние на исход выборов оказали изменения в структуре рабочего класса и всего населения Франции. К этому времени стало явственно ощутимым падение удельного веса тех слоев рабочего класса, где коммунисты традиционно имели большое влияние (железнодорожники, шахтеры, металлисты, автомобилестроители и др.), и увеличение таких категорий трудящихся (рабочие новых отраслей промышленности, средние слои населения), которые отдавали предпочтение социалистам. Часть избирателей- коммунистов была недовольна сотрудничеством ФКП с Социалистической партией, которая оставалась на позициях социал-реформизма, другая же часть, напротив, не одобряла «актуализацию» совместной программы, полагая, что это мешает единству левых сил. Наконец, крайне неблагоприятное влияние на положение французской компартии оказывали все более нараставшие кризисные явления в жизни социалистических стран и жесткий внешнеполитический курс тогдашнего руководства Советского Союза, в особенности ввод советских войск в Афганистан, вызвавший протесты в различных слоях французского общества. После выборов Миттеран сформировал правительство, в котором основные посты заняли социалисты и левые радикалы. Он предложил коммунистам войти в правительство, и компартия приняла это предложение. Коммунисты возглавили 4 министерства из 44: министерства транспорта, здравоохранения, профессионального образования, общественных служб и административных реформ. Премьер-министром стал видный деятель Социалистической партии П. Моруа. В течение 1981–1982 гг. правительство левых сил с участием коммунистов осуществило ряд мер, предусмотренных совместной программой. Оно национализировало все крупные частные банки и 9 крупнейших монополистических групп. Вместе с ранее национализированными банками и предприятиями государственный сектор охватил 95% кредита, 32% промышленной продукции, 24% рабочих и служащих. Под контроль государства перешло 84% авиационной промышленности, 80% производства стали, 50% производства химической промышленности. Владельцы национализированных предприятий получили выкуп, соответствующий максимальной рыночной стоимости акций Национализированные предприятия продолжали действовать в соответствии с законами капиталистического рынка. Правительство левых сил провело демократическую налоговую реформу Оно отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |