бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Первые конституции азиатских государств. Сравнительный анализ

соответствии с существующими правилами и в границах, установленных законом

(ст. 13)35.

В статье 22 говорилось, что жилища османов неприкосновенны, и

общественная власть не могла силой проникать в жилища, исключая случаи,

определенные законом. Конституция предусматривала унифицировать и

упорядочить османскую систему образования. Все школы передавались под

контроль государства, однако было оговорено, что этим не будет нанесен

ущерб религиозному образованию, организованному в милетах.36

В разделе “О министрах” конституции 1876 г. сообщалось о должностях

великого везира и шейх-уль-ислама (высший мусульманский авторитет в

Османской империи). Эти должности султан вверял тем лицам, которым доверял.

Назначение остальных министров производилось императорскими ирадэ

(повелениями султана) (ст.27). В данном разделе упоминалось о работе совета

министров, который собирался под председательством великого везира. В

компетенцию совета министров входили все важные внутренние и внешние

государственные дела. Решение совета поступали на утверждение султана

(ст.28)37.

Конституция устанавливала создание двухпалатного парламента – сената

из членов, пожизненно назначаемых султаном, и палаты депутатов, избираемый

мужским населением империи (из расчета 1 депутат на 40 тыс. жителей)

(ст.42)38.По конституции султан мог ускорить время открытия палат,

сократить или продолжить их сессию (ст.44). Конституция запрещала быть

одновременно членами обеих палат (ст.50). Процедуре законотворчества была

посвящена статья 54, гласившая, что “проекты законов, изготовленных

государственным советом, вносится сначала в палату депутатов, а потом в

сенат. Проекты эти имеют силу закона только тогда, когда, будучи приняты

обеими палатами, они получают утверждение императорского ирадэ…”39.

Конституция 1876 г. определяла функцию сената: он рассматривал проекты

законов, которые поступали из палаты депутатов; отвергал или возвращал эти

проекты вместе со своими замечаниями в палату депутатов для их исправления;

рассматривал петиции, часть из которых пересылал великому везиру (ст.64).

Депутатами могли быть избранные подданные империи, владеющие турецкими

законами, достигшие 13-летнего возраста, пользующиеся гражданскими правами,

не находящиеся под следствием и не “претендующие на принадлежность к чужой

национальности” (ст.68).

Конституция предполагала установить каждому депутату жалование за

каждую сессию в размере 20 000 пиастров, а также возмещение “путевых

издержек” (ст.76)40.

Заседание палаты депутатов были публичны, но палата могла проводить и

тайные заседания по предложению министров или 15 членов (ст.78). В

конституции говорилось о неприкосновенности личности депутата, но если он

не пойман с поличным (ст.79).

Конституция определяла, что палата депутатов имеет право принимать,

отвергать или изменять различные постановления, касающиеся финансов и

конституции, и утверждать государственный бюджет (ст.80). Однако даже эти

скромные права палаты депутатов зависели от сената, который мог отвергать

законопроекты, принятые палатой депутатов.

В разделе о судебной власти провозглашались несменяемость судей

(ст.81), гласность и независимость судей (ст.82, 86). В статье 87

оговаривалось, что дела, относящиеся к мусульманскому праву, подлежат

ведению судов шариата, а разбирательство гражданских дел подлежит

гражданским судам (ст.87).

Статьи конституции, относившиеся к финансовому вопросу, устанавливали,

что взимание налога может производиться только на основе закона (ст.96) и

что все государственные расходы должны определяться бюджетом (ст.97);

статья 100 особо подчеркивала, что всякие сверхсметные расходы могут

производиться только после того, как будет принят специальный закон об этом

расходе.

Особого внимания заслуживает статья 113, по которой правительство

имело право объявлять осадное положение в случае волнений и временно

приостанавливать действие гражданских законов. Султану принадлежало право

высылать с территории Османской империи тех лиц, которые нанесли “ущерб

безопасности государства”.

Таким образом, конституция 1876 г. представляет собой важнейший

политический документ в истории Турции эпохи нового времени. Хотя

конституция практически не ограничивалась, большим шагом вперед в условиях

феодально-абсолютистского режима стали провозглашение буржуазных свобод

(неприкосновенность личности, имущества и т.п.) и введение в стране

парламентской системы. Конституция гарантировала личную свободу и равенство

перед законом всем подданным империи без различия вероисповедания. Вместе с

тем в ряде ее статей отразилось стремление увековечить господство турок над

угнетенными народами, так как все подданные султана объявлялись османами,

официальным языком империи провозглашался турецкий, знание которого

обусловливало допуск к государственной службе. Гарантировав свободу всех

вероисповеданий, конституция, тем не менее, объявила ислам государственной

религией.

Роль двухпалатного парламента была незначительной, она сводилась к

обсуждению и принятию законов, касавшихся финансов страны, поправок к

конституции, а также к утверждению бюджета.

Однако конституции 1876 г. была суждена недолгая жизнь. Абдул Хамид

стремился путем провозглашения конституции не допустить проведения

стамбульской конференции. Но эта цель достигнута не была, конференция

начала свою работу. Однако требования европейских держав о предоставлении

балканским народам независимости, Турция не выполнила.

Конференция в Стамбуле прекратила свою работу, Абдул Хамид II в

феврале 1877 г. сместил вдохновителя конституционной реформы с поста

великого везира. Мидхат-паша стал первой жертвой пресловутого дополнения к

статье 113 – его выслали по указу султана за пределы империи. Одновременно

из столицы были высланы другие активные сторонники конституции. Поражение

реформаторов показало узость социальной базы конституционного движения,

отсутствие поддержки масс в борьбе с султанским абсолютизмом.

Первая турецкая конституция была встречена подавляющей частью

населения в провинциях империи без энтузиазма, так как уровень его

образования и культуры, особенно мусульманской части, был таков, что сам

смысл конституционной реформы оставался для него непонятным. Современник

события Герман Вамбери отмечал, “… что большинство населения даже не знало

и не понимало смысла слов “конституция” и “парламент”41. Начальник штаба

Кавказского округа русской армии сообщал в донесении о 31 декабря 1876 г.,

что “… объявление конституции не произвело особого впечатления в восточных

вилайетах Анатолий; население считало, что конституция не устранит произвол

и злоупотребление властей”42.

Тем не менее, значение этого документа было огромным. Впервые в

истории Османской империи провозглашались конституционная монархия и

буржуазные свободы. Более чем десятилетняя деятельность "новых османов"

завершилась победой. Провозглашалось равенство всех подданных империи перед

законом, свобода печати, гласность судебных заседаний, депутатская

неприкосновенность. В то же время статьи конституции несли на себе след

борьбы между ее сторонниками и противниками и являли половинчатый характер.

Самым очевидным следствием борьбы между сторонниками и противниками

конституции была ст.113, принятая в последний момент.

При всей своей ограниченности конституция 1876 г. была важным

прогрессивным явлением в турецкой истории. Она нанесла серьезный удар по

феодально-абсолютистскому строю. Однако буржуазные элементы в турецком

обществе были слишком слабы, и существовавший режим сумел выстоять и

нанести ответный удар по либерально-конституционному движению, подвергнув

арестам лидеров "новых османов".

Разгромив сторонников Мидхат-паши, Абдул Хамид не решился упразднить

конституцию. В марте 1877 г. открылась первая сессия парламента. Он состоял

из 119 депутатов - 71 мусульманина и 49 немусульман. Среди депутатов были

турки, греки, армяне, евреи, болгары, сербы, арабы и т.д. Подавляющее

большинство депутатов-турок составляли отставные государственные служащие,

крупные землевладельцы, улемы. Среди депутатов-немусульман было немало

крупных предпринимателей. Основная масса членов парламента была послушна

воле султана, тем не менее, в ряде выступлений прозвучала критика в адрес

султанской администрации. Осенью 1877 г. Порта провела новые выборы в

парламент, но число оппозиционно настроенных депутатов увеличилось, а тон

их критических выступлений стал резче. В феврале 1878 г. парламент выразил

недоверие великому везиру и членам его кабинета за неспособность вести

успешные действия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Это и решило

судьбу парламента; он был распущен на неопределенный срок, не успев

обсудить важные вопросы. Фактически конституция 1876 г. перестала

действовать. Она осталась символической вехой времени и в течение многих

лет не имела какого-либо практического значения в общественной жизни

Османской империи.

Главной причиной поражения конституционной конституционного движения

была узость его социальной базы. Силы, заинтересованные в укреплении

конституционного режима, были слабы и разрозненны. Турецкая национальная

буржуазия лишь зарождалась. Доктрина "османизма" оттолкнула от движения

"новых османов" инонациональную буржуазию империи. Хотя молодая турецкая

интеллигенция еще прочно была связана с традиционной средой, она не искала

поддержки среди народа. Все эти факторы определили победу консервативных

сил.

Заключение

Таким образом, в Османской империи в 1876 г., а в Японии в 1889 г.

установилась новая для этих стран парламентская система. Но только в

Японии эта система смогла укрепиться, "прижиться", и конституция 1889 г.

просуществовала там до 1947 г., когда вступила в силу новая конституция. И

по новой конституции парламент являлся высшим органом государственной

власти.

Тем не менее, в первых конституциях двух азиатских государств очень

много общего. Как турецкая, так и японская конституции были разработаны с

учетом религиозных идеологий этих государств - с принципом тэнноизма,

божественности происхождения императора в Японии и с принципом халифата в

Турции, где султан являлся главой всех мусульман. В основу рассматриваемых

конституций легли положения, заимствованные из подобных европейских

законодательных актов. В конституциях органично сочетались западные

заимствования и идеологические особенности, имевшие место в Турции и в

Японии. Естественно, что все это предпринималось в интересах японской и

турецкой правящей верхушки.

Как турецкого султана, так и японского императора конституции

провозглашали главами государства и наделяли неограниченными правами. Их

личности объявлялись священными и неприкосновенными.

Обе конституции давали буржуазные права и свободу, но ничего не меняли

в жизни простых подданных своих империй: в Японии народные массы по-

прежнему были далеки от участия в политической жизни, а в Османской империи

нетурецкие народы так и не получили независимости. Кроме того, в турецкой

конституции очень ярко подчеркивалось превосходство турецкого населения

путем провозглашения ислама государственной религией и турецкого языка -

государственным.

Конституции Османской и Японской империй предусматривали создание

двухпалатных парламентов. Но их роль была незначительной и ограниченной, а

в Японии особо важную роль играл тайный совет.

Рассматриваемые конституции закладывали основу новой системы

судопроизводства и системы финансов. Японская и Османская конституции были

прогрессивным явлением того времени. Они провозглашали буржуазные права и

свободы, создали парламентскую систему в Турции и в Японии. Вследствие

этого государства смогли встать на путь буржуазного развития. Правда, в

Японии этот процесс шел более гладко, а Турции и младотуркам пришлось

побороться за этот путь.

Несмотря на многочисленные сходства этих двух конституций, все же

японская конституция отличалась от турецкой своей демократичностью.

Японский император не мог единолично решать все вопросы политической жизни

страны. Указы императора должны были подкрепляться правительством. Глава

японского государства царствовал, но не правил, реально у власти находилось

правительство. Турецкий султан играл ведущую роль в политической жизни

страны и обладал всею полнотой власти.

Это объясняется тем, что в XIX в. эти две страны развивались по-

разному. В Японской империи произошла революция и смена политического

режима. В результате этого к власти пришли новые слои, не связанные с

традиционным обществом. Этот процесс завершился принятием конституции,

которая стала первой действующей азиатской конституцией.

В Османской империи реформы проводились на протяжении всего XIX

столетия. Казалось, что именно здесь они должны увенчаться успехом, так как

был накоплен значительный опыт преобразований. Но все турецкие реформы

осуществлялись старыми слоями, чем и объясняется их половинчатость,

незавершенность и неэффективность. Конституция в Турции была принята, но не

введена в действие. Она осталась декларацией и была введена в действие

только в 1908 г.

Однако в истории принятия первых азиатских конституций много общего.

Как в Турции, так и в Японии на арену борьбы вышли прогрессивно настроенные

силы, представленные в Османском государстве «Обществом новых османов», а в

Японской империи – политическими партиями. Все они требовали введения в

своих странах конституционной формы правления. Под давлением этих сил

японский император согласился на создание тайного совета, а турецкий султан

издал указ о формировании комиссии, которые приступили к выработке проектов

конституции. Тем самым было положено начало перехода двух азиатских

государств к новому политическому строю.

В целом, схожесть текстов японской и турецкой конституций объясняется

тем, что в их основе лежала германская конституционная модель. Однако в

Японии эта модель «прижилась», и конституция вступила в действие, а в

Турции просуществовала недолго. Это объясняется тем, что в Османской

империи принятие конституции было всего лишь внешнеполитическим маневром.

Турецкие правящие круги ставили перед собой одну цель – освободиться от

европейской зависимости, не учитывая перспектив внутреннего развития

страны. Все это в конечном итоге привело к наиболее успешному развитию

Японии и отставанию Турции.

Тем не менее, принятие конституции явилось решающим шагом в процессе

модернизации азиатских обществ. Начался новый этап в развитии Японии и

Турции.

Приоритет в этом процессе, несомненно, принадлежал Японской империи,

которая в результате реформ Мэйдзи, встала на путь капиталистического

развития. Реформы положили начало заметному экономическому росту страны,

что, в свою очередь, дало ей возможность перейти на путь внешней экспансии.

Атака японской авиацией 7 декабря 1941 г. американской военно-морской базы

Пёрл-Харбор воочию продемонстрировала реальное начало конца

евроцентристского мира (Великобритания, Франция, Германия, Россия, Италия,

Испания, США, Канада) и стала точкой отсчета новой эпохи в мировой истории.

Что касается Османской империи, то к концу XIX в. держава турецких

султанов окончательно утратила свое прежнее влияние на ход мировой истории.

Происходил длительный процесс экономического закабаления Турции

иностранными колонизаторами. Иноземное засилье было связано с сохранением

феодальных и полуфеодальных форм эксплуатации и абсолютистским

деспотическим режимом султана Абдул-Хамида II.

Указанные различия во многом связаны с тем, что Япония утвердила

конституционный строй, а в Турции борьба за конституционную форму правления

еще продолжалась.

Примечания

Введение

1. Красильщиков В. Россия и мировые модернизации // Журнал российской

внутренней и внешней политики «Proet Contra». – 1999. – Т.4. - № 3. –

С.90.

2. Подробнее о третьем эшелоне см.: Эволюция восточных обществ: синтез

традиционного и современного. – М.: Главная редакция восточной

литературы, 1984. – С. 251-268.

3. Красильщиков В. Указ. Соч. – С.92.

4. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. – М.,

1994. – С.244.

5. Подробнее о фазах см.: Эволюция восточных обществ: синтез

традиционного и современного. – М., 1984. – С.249.

6. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. – М.,

1984. – С.249.

7. Подробнее о теории И.Е. Дискина см.: Российская модель социальной

трансформации //Журнал российской внутренней и внешней политики «Proet

Contra». – 1994. – Т.4. - № 3. – С.5-39; Реформы и элиты:

институциональный аспект// Общественные науки и современность. – 1995.

- № 6. – С.29 – 41.

8. Дискин И.Е. Реформы и элиты: институциональный аспект// Общественные

науки и современность. – 1995. - № 6. – С.30.

9. Там же. – С.30.

Глава I

1. Хрестоматия по новой истории: в 3-х тт./ Под ред. А.А. Губера. – М.:

Мысль, 1965. – Т.2. – С.685.

2. Там же. – Т.2. – С.685–686.

3. Содержание клятвы см.: Там же. – Т.2. – С.686.

4. Ванденберг Хуго. Историческое развитие Японии: от основания

государства до Цусимского боя: Пер. с нем. – С-Пб.: Тип М.П.С. (Т-ва

И.Н. Кушнерев и К°), 1905. – С.54.

5. Лаутерер И. Япония: страна восходящего солнца прежде и теперь: Пер. с

нем. – С-Пб.: Типография товарищества «Народная польза», 1905. – С.8.

6. Бедняк И.Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). – М.: Изд-во

восточной литературы, 1958. – С.198.

7. Бедняк И.Я. и др. Указ. соч. – С.200.

8. Бедняк И.Я. Указ. Соч. – С.204.

9. Ванденберг Хуго. Указ. Соч. – С.57.

10. Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего Японии. – С-Пб.:

Типография товарищества «Просвещение», 1905. – С.239-240.

11. Гюмбер Эме. Живописная Япония. – С-Пб.: Типография товарищества

«Общественная польза», 1870. – С.221.

12. Новая история стран Азии (вторая половина XIX – начало XX вв.): Уч.

Пособие для самостоятельной работы студентов вузов / Под ред. В.И.

Овсянникова. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – С.44.

13. Бедняк И.Я. Указ. Соч. – С.242.

14. Ханин З.Я. Партии в японском обществе (очерк социальной истории XVII-

XIX вв.). – М.: Наука, 1980. – С.167.

15. Бедняк И.Я. Указ. Соч. – С.229.

16. Бедняк И.Я. Указ. Соч. – С.230.

17. Лаутерер И. Указ. Соч. – С.230.

18. Гольдберг Д.И. Очерк истории рабочего и социалистического движения в

Японии в 1868-1908 гг. – М.: Наука, 1976. – С.16-17.

19. Япония периода Мэйдзи через современные источники. Токио, 1972. Т.3.

(перевод Ю.Д. Михайловой). – Цит. по: Новая история стран Азии (вторая

половина XIX – начала ХX вв.)/Под ред. В.И. Овсянникова. – М.: МГУ,

1995. – С.27.

20. Гюмбер Эме. Указ. Соч. – С.209.

21. Бедняк И.Я. Указ. Соч. – С.243.

22. Япония и ее обитатели. – С-Пб.: Брокгауз ефрон, 1904. – С.63-64.

23. Гюмбер Эме. Указ. Соч. – С.212.

24. Норман Г. Становление капиталистической Японии (экономические и

политические проблемы периода Мэйдзи): Пер. с англ. – М.: Изд-во

иностранной литературы, 1952. – С.138.

25. Гольдберг Д.И. Указ. Соч. – С.6.

26. Бедняк И.Я. Указ. Соч. – С.257.

27. Бедняк И.Я. Указ. Соч. – С.210.

28. Моррис Дж. Молодая Япония: Пер. с англ.. – Одесса: Издание Вл.

Распопова, 1905. – С.199.

29. Содержание акта см.: Хрестоматия по новой истории: в 3-х тт./ Под ред.

А.А. Губера. – М.: Мысль, 1965. – Т.2.- С.424.

30. Текст Хатт-и-хумаюна см.: Хрестоматия по новой истории: в 3-х тт./ Под

ред. А.А. Губера. – М.: Мысль, 1965. – Т.2.- С.428.

31. Живописные очерки Константинополя. – С-Пб.: Типография Эдуарда Праца,

1855. – С.113-114.

32. Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Решид-паша. – М.: Наука, 1984. – С.:?.

33. Вамбери Герман. Очерки из жизни и нравов Востока. – С-Пб.: Издание В.

Ковалевского, 1877. – С.198.

34. Новичев А.Д. История Турции: в 4-х тт. – Л.: Изд-во Ленинградского

университета, 1978. – Т.4. – С.170.

35. Вамбери Герман. Указ. Соч. – С.259.

36. Фадеева И.Е. Мидхат-паша. Жизнь и деятельность. – М.: Наука, 1977. –

С.92.

37. Внешнеэкономические связи Османской империи в новое время (конец XVIII

- начало ХХ вв.). – М.: Наука, 1989. – С.88.

38. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические

очерки. – М.: Наука, 1990. – С.197.

39. Внешнеэкономические связи Османской империи в новое время. – М.:

Наука, 1989. – С.90.

40. Внешнеэкономические связи Османской империи в новое время. – М.:

Наука, 1989. – С.92.

41. Там же. – С.92.

42. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время:

Уч. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С.217.

43. Акимкина Н.А., Люксембург М.А. Практикум по истории стран зарубежного

Востока (Индия, Иран, Турция). – М.: Высшая школа, 1963. – С.32.

44. Дулина Н.А. Указ. Соч. – С.106.

45. Там же. – С.106.

46. Дулина Н.А. Указ. Соч. – С.108.

47. Новичев А.Д. Указ. Соч. – Т.4. – С.123.

48. Новичев А.Д. Указ. Соч. – Т.4. – С.125.

Глава II

1. Моррис Дж. Молодая Япония: пер. с англ. – Одесса: Издание Вл.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.