|
История народного хозяйства(19.02.1918г.). В советском правительстве были представители левых эсеров, этот декрет явился результатом их усилий. По нему крестьяне получали землю в уравнительное землепользование на условиях систематически переделов, но в то же время это не явилось просто повторением аграрных установок эсеров. В этом декрете содержатся положения о том, что советская власть будет поддерживать коллективные формы производства в деревне, было положение о том, что эти коллективные форм производства имеют преимущества, перспективу, по сравнению с обычным уравнительным крестьянским землепользованием (программа эсеров не предусматривала этого). Главная работа по претворению этих законов была проделана весной и летом 1918г. Не все восприняли это одинаково. Беднота требовала не только конфискации помещичьих земель, но и передела кулацких земель, земель хуторян (черный передел). Передел по душам был распространен в ЦЧР, в Поволжье, в других случаях передела не было, но беднота получала дополнительные участки. В результате передела заметно уменьшилось количество малоземельных и безземельных крестьян. Второй черный предел был осуществлен летом 1918 года. 11 июня 1918г. был принят декрет ВЦИК о создании комитетов деревенской бедноты, которые существовали до ноября 1918г. За это время стало ясно, что они произвели в деревне такую смуту, что их пришлось упразднять. Комбеды мобилизовали Красную Армию, осуществляли разного рода реквизиции, распределение хлеба, предметов первой необходимости, средств производства с целью снабжения бедноты, организация общественной обработки земель (но это не было преобладающей функцией), оказывали содействие продотрядам, которые занимались конфискацией продовольствия у крестьянства. Четвертая часть конфискованного зерна доставалась комбедам, деревенской бедноте. Комбеды провели второй черный передел. Они отобрали у кулаков 50 млн. га земли. Деревня осереднячилась, но в ней усилилась классовая борьба. Требованием партии большевиков всегда было установление 8-ми часового рабочего дня, и с приходом их к власти это требование было реализовано. 29 октября 1917г. был издан Декрет об установлении 8-ми часового рабочего дня. Для лиц младше 18 лет - 6-ти часового рабочего дня, а детям младше 14 лет вообще запрещалось работать, было запрещено использовать подростков и женщин для труда в ночные смены. Положение о рабочем контроле (14 ноября 1917г.). По этому положению право осуществления рабочего контроля было предоставлено контрольным комиссиям, фабзавкомам и т.д. Для обеспечения рабочего контроля на предприятиях отменялась коммерческая тайна. Но деятельность органов рабочего контроля находилась под сильным влиянием идей синдикализма, а точнее, анархо-синдикализма. В это время выдвигаются требования, в соответствии с которыми заводы, фабрики и т.д. должны принадлежать не государству, а рабочим, трудовому коллективу фабрики, завода и т.д. Большевики с этим согласиться не могли. Для ликвидации этих требований 2-5 декабря 1917г. был принят и опубликован Декрет о создании ВСНХ. ВСНХ существовал до 1932г., когда он был упразднен, и на его базе были созданы первые советские промышленные наркоматы. Его функции постоянно менялись, а в данный период они были следующими: - разработка общих норм и планов развития НХ - согласование деятельности местных и центральных экономических органов, хозяйственных наркоматов, органов народного контроля На местах создавались совнархозы, они находились также в подчинении местных советов (помимо подчинения ВСНХ). В первые годы советской власти народнохозяйственные планы не составлялись. Первый такой годовой план был составлен для 1925/26 хозяйственного года. План первой пятилетки - 1928/29гг. - 1932/33гг. Главная функция ВСНХ в тот период - координация деятельности промышленных предприятий. В составе ВСНХ были главки (главные комитеты), отделы, а вся структура ВСНХ возглавлялась президиумом ВСНХ. Структура у этого органа была очень сложной, президиум первоначально состоял из 9 человек, а возглавлял его Оболенский, самым высшим органом ВСНХ был пленум (первоначально 69 человек), самой влиятельной структурной единицей в первые годы была Комиссия использования, которую возглавлял известный экономист и государственный деятель того времени Крицман. Прийдя к власти, большевики стали осуществлять национализацию промышленности и банков. В национализации промышленности можно выделить 3 (или 4, если брать период военного коммунизма) этапа: I. Последние месяцы 1917г. - весна 1918г. Для этого этапа характерна национализация крупных предприятий, носившая беспорядочный, бесплановый характер, национализировали что, кому понравится. 16 февраля 1918г. был издан декрет, по которому местные власти и органы могли осуществлять национализацию лишь с разрешения ВСНХ и Совнаркома. II. Весна 1918г. Для этого этапа характерна национализация целых отраслей. Она осуществлялась более менее планово. III. Лето 1918г. 28 июня 1918г. был принят декрет о всеобщей национализации крупной промышленности. По нему были окончательно национализированы ж/д. IV. Период военного коммунизма. Помимо всего прочего, на этом этапе были национализированы мелкие и кустарные предприятия. Была проведена действительно всеобщая национализация. Подготовительной формой национализации явилось введение на предприятиях рабочего контроля. Активно использовалась такая форма национализации как секвестр. Это прекращение (приостановление) права пользования имуществом, иными активами и прибылью предприятия со стороны собственника. Наиболее распространенной формой национализации была конфискация собственности. Имели место случаи выкупа предприятий (национализация с использованием небольшого вознаграждения), но это было нетипично. Были национализированы целые отрасли, причем не только промышленности. 22 апреля 1918г. была национализирована внешняя торговля, 26 декабря 1917г. была национализирована судостроительная промышленность и т.д. В рассматриваемый период развернулась борьба между Лениным и левыми коммунистами. Когда началась национализация, стало ясно, что национализировать просто, а вот гораздо сложнее наладить производство на национализированных предприятиях, обеспечить его прибыльность, обеспечить качество продукции. Стали поговаривать о том, что формальное осуществление производства это не одно и то же, что индустриальное осуществление производства, что страна скатывается в пропасть в результате такой национализации, сами рабочие стали понимать это, начались забастовки, митинги, возникла угроза существования советской власти. На этом фоне исход борьбы с левыми коммунистами, которые требовали продолжения атаки на капитал, был предопределен. Ленин весной 1918г. потребовал изменения тактики в этом вопросе и стал активно призывать к использованию государственного капитализма. Государственный капитализм это не только предприятия со смешанной формой собственности, это не характерная форма для Советской России, потому что буржуазия не хотела сотрудничать с Советской властью. Были и некоторые другие формы государственного капитализма, но эта политика - ориентация на государственный капитализм - была переходом к политике военного коммунизма, который был в значительной мере вынужденным, следствием чрезвычайных обстоятельств, иностранной интервенции. Если бы не гражданская война, иностранная интервенция, то курс на государственный капитализм, который был взят весной 1918г. и провозглашен еще раз, и обоснован в книге Ленина “Очередные задачи Советской власти”, он мог бы развиться в некоторое подобие НЭПа. Неслучайно в 1921г. Ленин, когда обосновывал НЭП, говорил, что эта политика является новой по сравнению с политикой военного коммунизма, но она не является новой по отношению к политике, проводимой весной 1918г. Денежной обращение в Советской России в первое время существования Советской власти. Большевики быстро национализировали банки. Во главе старой кредитной системы стоял Государственный банк. Государственный банк отказался выполнять требования правительства о выплате денег (саботаж). 7 ноября 1917г. Государственный банк занят красногвардейцами. Частные и коммерческие банки продолжали функционировать и Государственный банк даже выдавал им ссуды. Но по заявлениям правительства эти коммерческие банки поддерживали контрреволюцию, и 14 декабря 1917г. были заняты красногвардейцами коммерческие банки в Петербурге, 15 декабря в Москве, телефонная связь между ними была заблаговременно прервана, 15 декабря был издан указ о национализации банков в стране. Вклады не конфисковывались, они передавались на счет клиента в Государственном банке, акционерные капиталы банков тоже пока не конфисковывались, а золото и драгоценности изымались и передавались государству. 5 января 1918г. правительство запретило выплачивать какие-либо дивиденды по банковским акциям, а 26 января 1918г. правительство объявило о конфискации акционерных капиталов банков, банковские акции были аннулированы. в это же время правительство объявило об отказе платить по долгам царского и Временного правительства. В феврале 1918г. финансовые органы практически перестали функционировать. На зарубежных биржах и рынках царские деньги очень высоко котировались. Ажиотаж особенно усилился после подписания Брестского мира. На дезорганизацию денежного обращения повлияли различного рода диверсии, например, выпуск германскими властями на оккупированных территориях ост-рублей, фактически суррогата. Возникла необходимость денежной реформы. Это вполне соответствовало курсу на социализм, т.к. не было ориентации на военный коммунизм с первых дней. Весной 1918г. Ленин говорил о денежной реформе. Каждый человек по декларации мог обналичить определенную сумму на новые деньги по курсу 1:1, а избыточную сумму денег 1:1,5. Но не было золота, к тому же помешала гражданская война. В конце лета 1918г. Советская республика лишилась значительной части золотого запаса (захват ее в Казани и передача Колчаку). Считается, что 8 октября 1917г. золотой запас России составлял 1713 млн. рублей. Из этой суммы 612 млн. находилось за рубежом, соответственно 1101 млн. в России. Из них 650 млн. были вывезены на Восток и в 1918г. попали в руки к Колчаку. В январе 1920г. Колчака арестовали, изъяли 409 млн. рублей, остальная часть истрачена, разграблена, попала атаману Семенову. Сразу после октябрьской революции появились романовские деньги, но они быстро исчезали за границу, потом были думские деньги (с орлом без короны, с Таврическим дворцом). Определенная часть денежной массы была в марках. Также были металлические монеты и бумажные деньги. Но денег для обращения не хватало. На местах использовались суррогаты. На Кавказе были свои деньги, в Хорезме использовали плотные шелковые ленты с бахромой, в Якутии винные этикетки. В мае 1919г. Совнарком предписал отказаться от использования денег и ориентироваться на бухгалтерские проводки. В ходу были лимоны (миллионы) и лимарды (миллиарды). Были также купюры в 100 тыс. рублей, обязательства РСФСР по номиналу в 1,5 и 10 млн. рублей. Все это доказывает необходимость денежной реформы 1922-24гг. 16 Лекция 18 Механизм функционирования социалистической экономики СССР. (История хозяйственного механизма). Выделяют три группы проблем ; 1. История планирования. 2. История управления. 3. Развитие экономического стимулирования. Лектор остановится на этих проблемах применительно к периоду военного коммунизма (ВК) и НЭПу, и более подробно рассмотрит их применительно к истории довоенных пятилеток. С лета 1918 г. в нашей стране начинается период, который принято называть периодом ВК ( продолжался по 1920г.- до марта 1921г. ). ВК это период может быть назван лишь условно, т.к. ни о каком коммунизме речи быть в то время не могло, даже с точки зрения большевистской идеологии, поскольку коммунизм предполагает высокий уровень развития производительных сил. Политика ВК, по признанию самого Ленина, была вызвана, конечно же , военной необходимостью, а также ошибками руководителей партии и государства. В годы ВК отношения между рабочим классом и крестьянством строились на базе продразверстки; имела место натурализация и отчасти аграризация экономической жизни; каких-либо хозрасчетных отношений не существовало; был взят курс на строжайший центризм в управлении. На 8-ом съезде партии ( март 1919г. ) было решено, что в условиях войны никакой другой альтернативы централизации управления нет. Управление промышленности в то время сосредоточивалось в Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ). Главными подразделениями ВСНХ были Главки (Главные Комитеты). Под “Главком” на разных этапах развития системы управления советской экономикой понимаются разные структурные подразделения этой системы. Применительно к периоду ВК под “Главками” понимались прежде всего отраслевые Главные Комитеты. Далее, в системе ВСНХ существовали также Центры (Центральные Комитеты). Структурными единицами ВСНХ были также Производственные Отделы. Кол-во этих структурных единиц в разное время было различным ( перед переходом к НЭПу в структуре ВСНХ было примерно 52 Главка). В годы ВК осуществлялось трестирование промышленности. Создавались кустовые, районные тресты ( в отличие от первых лет НЭПа, когда создавались хозрасчетные тресты, пользовавшиеся значительной хозяйственной самостоятельностью ). Трестирование в годы ВК осуществлялось с тем, чтобы облегчить управление предприятиями, разбросанными по стране, и обеспечить всестороннюю регламентацию их деятельности. В системе ВСНХ существовали также функциональные структурные единицы. Это, в первую очередь, Центральная Производственная Комиссия ( ЦПК ). ЦПК имела в качестве своей главной задачи согласование и утверждение планов отраслевых Главков ( каждый управлял своей отраслью экономики ). Главки осуществляли планирование, и их планы должны были согласовываться на национальном уровне. Эту функцию и осуществляла ЦПК. Капитальным строительством в то время ведал Комитет Государственных Сооружений. Был также ГлавТоп ( ведал топливными ресурсами ). Весьма влиятельной и важной была Комиссия Использования Материальных Ресурсов. Она ведала распределением всего (а многое было дефицитом). Местными органами ВСНХ были губернские Совнархозы, а также существовал особый Туркестанский Совет Народного Хозяйства. Вскоре были созданы органы ВСНХ на уровне групп губерний, т.е. на уровне областей ( области в то время объединяли в несколько губерний ). Возникли областные Промышленные Бюро. Отношения между органами управления экономикой (ОУЭ) и промышленными преприятиями. ОУЭ давали предприятиям необходимые ресурсы бесплатно, а предприятия бесплатно сдавали этим органам произведенную продукцию. Ранее уже упоминалось, что никаких хозрасчетных отношений не было, в стране была страшная инфляция. Некоторые высшие руководители страны считали, что это хорошо, потому что инфляция уничтожает богатство буржуазии и приближает страну к социализму ; с другой стороны, предполагали, что при коммунизме денег не будет. Конечно, велось счетоводство, но средства между предприятиями перечислялись на уровне бухгалтерских налогов. На 9-ом съезде партии ( 1920 г. ) обнаружилось понимание недостатков существовавшей системы управления экономикой. Система управления в период ВК получила название “Главкизм”, но Главки всегда были в советский период. Когда мы говорим о Главкизме, то мы имеем в виду не просто существование Главков, а существование жестко-централизованной бюрократической системы управления экономикой, в которой практически отсутствовали всякие материальные стимулы. В частности, в решениях 9-го съезда партии содержалась критика системы Главкизма по ряду направлений. Отмечалось, что такая система порождает разобщенность предприятий по отраслевому принципу, на уровне района и области. Говорилось о том, что снабжение чрезмерно централизовано, а следовательно, неэффективно. Отмечалось также отсутствие у предприятий хозяйственной заинтересованности, бюрократизм и волокита. Эти моменты пытались постепенно изживать с разной степенью успеха. Общим направлением решения этих проблем считалось обеспечение сочетания территориального управления с управлением отраслевым. Эта задача ставилась всегда : и в 20-е, и в 30-е, и в 60-е, и в 70-е годы, но никогда эту проблему не удавалось решить полностью, т.к., по мнению лектора, она, видимо, неразрешима в условиях плановой экономики. С переходом к НЭПу Главкизм был ликвидирован. В 1921-22гг. происходит трансформация системы управления экономикой, возникшей при военном коммунизме. Она разветвляется, становится менее жесткой, менее централизованной. С переходом к НЭПу осуществляется синдицирование на хозрасчетной основе. Предприятия и тресты переводятся на хозрасчет. Распространяется система денежной оплаты труда в сочетании с материальным регулированием. Осуществляется денационализация кустарной и мелкой промышленностей. ВСНХ продолжает существовать, оставаясь штабом советской промышленности (государственной промышленности ), но в то же время важную роль играли в экономике синдикаты. Синдикаты существовали в нашей стране до 1930г. (до постановления от 5 декабря 1929г., когда они были ликвидированы, точнее слиты с Главками ВСНХ). В системе ВСНХ образуются два крупнейших структурных подразделения : - ПромПлан ( промышленное планирование ); - ЦУГПром ( центральное управление государственной промышленностью ). Для системы управления экономикой при НЭПе характерна конкуренция между отраслевыми Главками ВСНХ и синдикатами. Такая конкуренция была неизбежной, потому что синдикаты сосредоточили в своих руках важнейшие функции такие, как снабжение предприятий и трестов сырьем, материалами, а также сбыт продукции этих предприятий и трестов. Так как для любого хозяйствующего субъекта функции снабжения и сбыта являются основополагающими, то фактически синдикаты контролировали тресты и предприятия, и дело дошло даже до того, что в 1927-29гг. одной из функций синдикатов было распределение кредитов между подведомственными предприятиями. Хотя в годы НЭПа также существовала довольно развитая банковская система, существовал коммерческий кредит, множество банков, которые были более или менее самостоятельными, но тем не менее банки выдавали кредиты по распоряжению синдикатов. В то же время вертикаль - “Главки - Тресты” была важнейшей вертикалью управления. Главкам принадлежала административная власть; синдикатам - экономическая. В конечном счете система управления экономикой при НЭПе, конечно же, имела недостатки, и главные из них усматривались современниками в “параллелизме и многозвенности” управления экономикой. Но очень серьезной проблемой было и то, что предприятия в годы НЭПа не были хозрасчетными единицами, а если нет хозрасчета, то нет и никакой самостоятельности. Нужно понимать, что для идеализации НЭПа оснований все-таки нет. Даже если взять такой аспект как хозрасчет, то следует учесть, что хозрасчет при НЭПе не был хозрасчетом на уровне рабочего места, а раз так, то у работника нет стимулов к высокопроизводительному труду. Хозрасчет и не мог быть на уровне предприятий, потому что последние не имели самостоятельного баланса. До 1929г. (а точнее до 1930г., поскольку в 1929г. было принято соответствующее постановление) балансы предприятий входили в консолидированный баланс трестов. Современники усматривали недостаток существовавшей системы в том, что по положению о государственных трестах ( 1923г. ) главной задачей треста считалось получение прибыли. В этом усматривали большую проблему, потому что такая ориентация толкала тресты на повышение цен. И одной из серьезных проблем, возникших в советской экономике в первые годы НЭПа, была проблема затоваривания, проблема “ножниц цен” на промышленные и сельскохозяйственные товары. Одной из причин такого явления была Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |