|
История народного хозяйствабесплатная еда, жилье, форменная одежда и з/п 1$ в день. Руководили ими офицеры из резерва Вооруженных Сил. Работами по сохранению ресурсов являлись: строительство автомагистралей, очистка лесов, создание лесонасаждений, благоустройство парков, т.е. общественно-полезные работы. Май 1933г. - “Закон о федеральной чрезвычайной административной помощи”. По нему штатам предоставлялись средства для оказания помощи нуждающимся. В период НК получили широкое распространение общественные работы. В январе 1934г. на них было занято 5млн человек, а пособия получали 20млн. В 1934г. английский экономист Кейнс встретился с Рузвельтом. Кейнс отрицательно относился к принудительному фиксированию цен, т.к. эта мера при ограниченной покупательной способности населения не приводит к выходу из кризиса, предложил пойти на увеличение государственных расходов, финансирование общественных работ, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета, т.к. это приведет к повышению инфляции, но это повысит экономическую активность и дефицит бюджета будет перекрыт. Ну так они и сделали. В период НК проводилась активная пропаганда национального возрождения. Эмблемой был синий орел. Предлагалось покупать только те товары, на которых он был изображен. Эти меры оказались весьма эффективными. За несколько месяцев 1933г. объем промышленного производства возрос на 70%, а к июлю этого года он равнялся 90% от уровня 1928г., т.е. перед самым началом кризиса. И деловая общественность перестала поддерживать НК, стали говорить, что он тиранический, что закон НИРА антиконституциональный, и в 1935г. этот закон перестал существовать. Другая группа мер связана с законом ААА (Agriculturial Ajustment Act). Закон о регулировании с/х. Положен в основу с/х политики НК. Главные меры в соответствии с этим законом: Имел место сильный кризис перепроизводства с/х продукции, принимались меры по сокращению поголовья скота и посевных площадей, чтобы повысить цены до уровня, при котором хотя бы окупались затраты. Фермерам предоставлялась компенсация за каждый незасеянный гектар и средства брались из налогов на компании и из 30% налога на муку и х/б пряжу. До этого цены были очень низкими. Также были приняты меры по консолидации фермерской задолженности, фермерам предоставлялись кредиты и скоро прекратилась массовая продажа ферм с аукционов. Кризис был преодолен, но 10млн акров под хлопок, 1/4 посевных площадей зерновых уничтожено, 6 млн свиней под нож. Сама природа способствовала успеху в борьбе с понижением цен, т.к. в 1936г. в США была жесточайшая засуха, песчаные бури, что привело к снижению урожая и повышению цен на с/х продукцию. Таким образом, к 1936г. доходы фермеров были вполне нормальными, но 10% фермеров за эти смутные годы разорилось. Одним из последствий ВД была девальвация доллара, что привело к инфляции в других государствах. Правительство США встало на путь инфляционного развития, но вопрос “Какой путь выбрать?”. Обесценение доллара затрудняло активизирование торгово-платежного баланса США. Был найден оригинальный путь для усиления внешнеторговой экспансии доллара. Правительство скупило золото по более высоким ценам, чем это соответствовало курсу доллара по отношению к золоту, что привело к искусственному снижению курса доллара. 5 Лекция 7. Оригинальный способ искусственного обесценения доллара был найден путем скупки золота по повышенным ценам. Взамен федерально-резервным банкам выдавались сертификаты, а золото шло в казначейство. 1934г. - Рузвельт установил официальную цену на золото, равную 35$ за унцию (28,35 грамм). Эта цена сохранилась до 1971г., когда был запрещен свободный обмен золота на доллары. Таким образом, было зафиксировано золотое содержание доллара. Последствия искусственной девальвации доллара Очевидно, последствия были многообразны. Обесценение национальной валюты привело к росту экспорта, поскольку выросла конкурентоспособность, но торгово-платежный баланс был активным. Произошло перераспределение богатства в пользу промышленного капитала за счет банковского капитала. Должники банком могли расплатиться по своим долгам обесцененной валютой, но это было выгодно отчасти и банкам, т.к. меньшая тяжесть долгового кредита приводит к большей возможности расплатиться. Первая волна начала 1933г. - волна банкротства. Вторая волна была предотвращена. Франклин Рузвельт проводил целенаправленную экономическую политику, но ее нельзя назвать односторонней. Главная цель - экономическое возрождение США . Использовались методы, не характерные для либеральной идеологии. Наглядный пример. “Программа развития долины реки Теннесси” В принципе, это локальный эксперимент, но с весьма благоприятными последствиями для экономики в целом. В бассейне реки не было благоприятной конъюнктуры. В XIXв. - процветающий регион (хлопководство), но хищническое использование земли (вырубка лесонасаждений) привело к нищете. В конце I мировой войны строится плотина и завод по производству нитратов для взрывчатки. После I мировой войны финансов не было и доходы населения этого региона упали. Рузвельт не стал надеяться на инициативу частного капитала. В мае 1933г. была создана государственная корпорация для комплексного решения экономических и энергетических проблем долины реки Теннесси, “Управление долиной реки Теннесси” (Tennesseu Valley Authority) (ТVА). Результаты осуществления этой экономической политики были очень хорошими. За короткое время было построено примерно 20 плотин, восстановлены лесонасаждения, доходы существенно возросли. Администрация ТVА осуществляла контроль над промышленностью, которая потребляла электроэнергию от электростанций на Теннесси. Это уникальный эксперимент по осуществлению экономической региональной политики. Банковская реформа (в рамках курса Рузвельта) Эта проблема включает и ряд других аспектов, которые мы должны рассмотреть, т.к. именно в этот период сложились основы современной банковской системы. К тому же современная банковская система РФ ориентируется в значительной мере на американский образец и претворяет его в жизнь в последние годы (после перестройки). Суть Нового Курса - в усилении государственного вмешательства в экономику косвенными методами. Государственный контроль над экономикой невозможен без государственного регулирования банковской системы. В конце 1933г. в США взят курс на дефицит государственного бюджета (ДГБ). Существование в условиях ДГБ чревато усилением инфляции и негативными последствиями, которые могут быть ослаблены только в том случае, если платежеспособность государства будет обеспечена кредитами банков. А это возможно при государственном контроле банков. Это означает, что правительство США не встало на путь выпуска необеспеченных денег, а банки поглощали государственные долговые обязательства (гос. облигации). В основе банковской реформы США были 2 закона. 1933г. - “Закон Гласса-Стигалла” (ЗГС). 1935г. - “Закон Флетчера-Стигалла” (ЗФС) ЗГС действует до сих пор. Суть его: 1. Усиление контроля федерально-резервной системы (аналог ЦБ) над частными банками. В частности, разъединение инвестиционных и коммерческих банков. Одни и те же банки, которые принимают депозиты, не могли вкладывать деньги в ценные бумаги, предприятия, пускаться в рисковые операции со средствами клиентов. Имелся в виду печальный опыт 1929г., который привел к биржевому краху, когда многие банки были вовлечены в операции с ценными бумагами. Для этого существовали специализированные банки. 2. Создание Федеральной корпорации, которая страховала вклады клиентов коммерческих банков. В начале 1933г. произошла паника среди населения, и чтобы избежать этого в будущем были созданы страховые корпорации. ЗФС знаменовал собой завершение банковской реформы. Суть его была в усилении контроля федерального правительства над Федеральной Резервной Системой (ФРС) и над банками в целом. Основные моменты: 1. Президент США получил право назначать членов Совета Управляющих ФРС, а т.к. Совет Управляющих ФРС назначал директоров 12-ти федерально- резервных банков, то президент США мог косвенно влиять и на эти назначения. 2. Совет Управляющих ФРС устанавливал нормы резервов для банков-членов ФРС. 3. Совет Управляющих ФРС устанавливал учетную ставку для федерально- резервных банков. 4. Совет Управляющих ФРС полностью контролировал иностранные операции федерально-резервных банков, а также операции на открытом рынке. Существуют две группы таких операций: покупка/продажа национальной валюты, в целях регулирования ее курса; вторая связана с гос. ценными бумагами (выкуп их государством и т.д.). ФРС (аналог ЦБ) была создана в 1913г. (по совету Бонифация, надо почитать “Экономикс” Самуэльсона). В ходе банковской реформы были предприняты меры по предотвращению ситуации 1929г. на Нью-Йоркской фондовой бирже. Усилился контроль над биржей и рынком ценных бумаг. Были предприняты следующие меры: 1. Устанавливался контроль над выпуском акций и других долговых обязательств фирм в ценных бумагах. Директора компаний-эмитентов несли персональную ответственность за выпуск ценных бумаг. 2. Создание специальной комиссии, назначавшейся президентом. 3. Приняты нормативные акты, которые ограничивали использование банковских кредитов в биржевых операциях. 4. Вводилась ежегодная публичная отчетность корпораций, зарегистрированных на бирже. Деловые круги отнеслись к этим моментам резко отрицательно, и многие эксперты предсказывали паралич на рынке ценных бумаг. Но в целом банковская реформа была успешной, были заложены основы современной банковской системы США. Основные законы действуют и сейчас, хотя в 1995г. в США велись дискуссии по поводу ЗГС. Подобная дискуссия велась и в РФ в конце 1995г., и существовали две точки зрения. Руководитель Управления ценными бумагами Андрей Казьмин считает, что весь объем операций должен осуществляться коммерческими банками, а Чубайс ссылался на ЗГС в США. Российские банки осуществляют более полный объем операций, чем банки США. 1933г. - Закон НИРА о восстановлении промышленности, закреплении важнейших прав профсоюзов. Был признан неконституционным Верховным Судом США и отменен. 1935г. - Закон Вагнера-Коннэри. Провозглашал необходимость коллективной защиты трудящихся через профсоюзы. Устанавливал обязательное заключение коллективного договора. Запрещал дискриминацию членов профсоюзов. Через несколько недель был принят закон о социальной обеспеченности, по которому создавались пенсионные фонды, выплачивались пособия по безработице. Эти законы вызвали недовольство представителей бизнеса, т.к. не было денег на их реализацию и опасались повышения налогов. Так оно и случилось. Особенно на сверхдоходы, ссылаясь на неоправданность чрезмерной концентрации богатства. Стали поговаривать о наступлении эры “Справедливого распределения доходов”. Деловые круги вели активную агитацию против Рузвельта перед выборами, но у них ничего не вышло. Рузвельт также пытался реформировать Верховный Суд, опасаясь, что он отменит законы Вагнера и социального обеспечения. Реформа не удалась, но и законы остались. 1937г. - “Закон о справедливых условиях труда”. - запрещалось использование детского труда; - устанавливался минимум з/п (25 центов в час, а в течение 6-ти лет был доведен до 40 центов в час); - устанавливалась максимальная продолжительность рабочей недели (44 часа, а затем в течение 2-х лет до 40 часов); 1937г. вообще был кризисным в США. Казалось, что экономика стала выздоравливать, и вдруг опять кризис, потребовались методы Рузвельта. С 1937г. ослабилось сопротивление бизнеса и стал возможным новый этап методов Рузвельта (1936-40гг.). 2-ой этап НК находится под влиянием кейнсианства. В 1938г. Рузвельт получает письмо от Кейнса, в котором тот предлагает дальнейшее расширение фронта общественных работ и увеличение гос. расходов, в целях увеличения спроса. 1938г. - Рузвельт объявляет начало осуществления плана “Подкачки насоса”. Суть его состояла в том, что спрос должен был повыситься с помощью гос. инъекций в экономику (строительство жилья, автомагистралей и т.д.). ДГБ заметно повышается, увеличивается количество людей, получающих пособия. На это сознательно шли, т.к. это оживило экономику, возросли гос. доходы, снижается ДГБ. Под влиянием кейнсианства появляется свой Кейнс - американский экономист Хансен. 6 Лекция 8 Экономическая политика фашизма Фашисты не создали собственного направления, а на формирование фашистской идеологии большое влияние оказали несколько групп теоретиков, в частности: 1. Немецкий экономист кон.XIXв. Лист. 2. Большое влияние оказала политика солидаризма (француз Дюги). Суть ее в том, что государство носит надклассовой характер и своими действиями выражает интересы всех слоев общества, т.е. солидарность общества. 3. Геополитическая и расовая доктрины фашизма. В общих чертах: - антимарксизм; - экономический национализм; - социальная демагогия; - концепция корпоративного государства. Существует много разновидностей фашизма, наиболее известный Германский фашизм (национал-социализм). Экономисты-идеологи: Федер, Бакке, Бринкман, Кранхмальг и др. Характерные черты для национал-социализма: - “Идеология третьего пути”. Суть его в том. что это не капитализм, и не социализм, а некий третий путь, движение по которому определяется национальной идеей, национальной целью. В Германии - пересмотр Версальского договора. - Тезис о том, что наличие у нации цели ликвидирует социальные (классовые) антагонизмы, в рамках хозяйственной системы, построенной по расовому принципу, а это устраняет представителей неарийских рас, происходит пропаганда корпоративного государства, единства интересов предпринимателей и рабочих. - Пропаганда “фюрер-принципа”. В каждом подъезде были ляйтеры (leiter) - фюреры. На роль естественных лидеров попадали собственники предприятий. - Принцип экономического национализма (Лист), суть которого состояла в том, что любая нация должна стремиться к экономическому самообеспечению, а из-за границы можно брать только то, чего нет в своей стране (принцип экономической автаркии). - Концепция больших пространств, западных хозяйственных блоков. Была предложена Бакке. Будущее мировое хозяйство, по этой теории, должно состоять из хозяйственных блоков, которые были бы созданы по расовому признаку. Предполагалось, что будут высокоразвитые блоки и блоки-придатки. - Демагогическая борьба против плутократии, процентного рабства, происходила конфискация богатства у евреев, хотя после этого процентное рабство не исчезло. Итальянский фашизм - корпоративизм. Официальная доктрина - принцип корпоративного государства, согласно которому реализовать общенациональную идею может только государство, опирающееся на систему корпораций, построенных по отраслевому признаку. Руководство осуществляло государство, фашистская партия. а также представители ассоциации предпринимателей. Координацию действий осуществлял Центр корпоративного совета, который возглавлял ДУЧЕ (вождь наций). Членство было принудительным, т.е. всеобщим. Все демократические свободы ликвидированы, забастовки объявлялись уголовным преступлением. Испанский фашизм - фалангизм. Главное содержание идеологии - национальный синдикализм, очень похож на итальянский корпоративизм. Синдикализм - это промежуточное звено между судьбой нации, национальной целью и экономикой. Если итальянский корпоративизм имел отраслевую структуру, то испанский синдикализм социальную (объединение трудящихся). Синдикаты охватывали весь производственный цикл от заготовки сырья до реализации. Поле деятельности синдикатов ограничивалось экономической областью, государство не принимало участие в управлении ими, т.к. ограничилось контролем над банковской системой и внешнеэкономической деятельностью. Португальский фашизм - салазаризм. Мало отличается от итальянского корпоративизма, но присутствует сильное влияние католической церкви. Меньшая экономическая роль государства. Осуществлялась программа долгосрочного планирования. Неофашизм. Ориентировался на принцип экономической автаркии, сокращение иностранного капитала, сокращение налогов, классовая сословная солидарность, сокращение помощи развивающимся странам. Историко-экономическая характеристика германского фашизма НСНРП - по-русски (национал-социалистическая немецкая рабочая партия). НСДАП - National Sozialistisihe Deutsche Arbeiterpartei. Тесно связан с монополиями, но имел массовую социальную базу (крестьяне, рабочие), но главная опора - монополии. 1926г. - Гитлер, который являлся немецким фюрером, встречается с промышленниками. 1927г. - Новая встреча. Тесные связи НСДАПа с ведущими промышленными магнатами (Тиссен, Крупп, Флик и др.), которые открыли банковские счета для НСДАП. В январе 1933г. к власти пришел Гитлер, это было подготовлено неустойчивостью государственной власти. 30 января 1933г. - Германский президент Гинденбург назначает Гитлера рейсканцлером, требование о назначении которого выдвигалось в ноябре 1932г. крупными промышленными магнатами. 2 февраля 1933г. - распущен рейхстаг. 14 июля 1933г. - были запрещены все политические партии, кроме фашистской. май 1933г. - запрещены все профсоюзы, кроме фашистского. О тесной связи торгово-промышленных магнатов с НСДАП говорят занимаемые ими высокие посты. Например, Крупп был вождем тяжелой промышленности, с/х, был председателем имперского союза, генерального совета германского хозяйства. Гугенберг, газетный магнат, был имперским министром хозяйства до 1934г., когда его сменил Шахт. Тиссен был назначен стацсекретарем. Еще в конце I мировой войны в Германии образовалось 2 основные группы монополий: 1. Группа Стиннеса. Горно-металлургическая промышленность (Крупп, Тиссен), в сферу интересов входили месторождения сырья, рынки сырья, планировался захват СССР. 2. Группа новых отраслей (Г.Фарбен, АЭГ, Сименс, Штрассер, Рэм). Цель - завоевание рынков сбыта, главным противником были США. Реально политика (и экономическая) определялась следующим образом: 1934г. - ликвидировано левое крыло НСДАП (Штрассер, Рэм), победа 1-ой группы. 1936г. - лидером стала 2-ая группа (Геринг). Характерные черты: - использование методов прямого воздействия на экономику (государственные монополии, слияние государственных и частных банков); - установление твердых цен; - вмешательство в распределение; - огосударствление рабочей силы; - экономический террор; Пример. 15 июля 1933г. - “Закон о принудительном синдицировании”. Суть его была в том, что - министр хозяйства имел право объединять в синдикаты, картели и т.д. существующие предприятия. - имперский министр хозяйства мог присоединять возникающие предприятия к существующим союзам. - имперский министр хозяйства мог запретить производство определенных видов продукции, мог потребовать увеличение производства других видов продукции, что создало основу для имперской государственной регламентации деятельности промышленного производства. Трудовое законодательство 1935-38гг. - законы, которые означали введение в Германии всеобщей трудовой повинности. Фашистское государство активно использовало и косвенные методы воздействия (в отличие от СССР). Сохранялась рыночная экономика с частным предпринимательством. Методы рыночного регулирования: В частности, политика налогообложения. - значительные налоговые льготы предоставлялись частным предпринимателям (мелкому и среднему бизнесу), а также налоговые льготы корпорациям, которые обновляли налоговые фонды. - для должников существовали налоговые боны, которые можно было распределять по недоимкам. Был взят курс на интенсивную милитаризацию экономики, что привело к дефициту государственного бюджета, но инфляции не было, т.к. дефицит гос. бюджета покрывался специальными платежными средствами . Основные: ОЭФФА - векселя (ОВ); МЭФО - векселя (МВ). ОВ выплачивались от имени специальных кредитных учреждений, для финансирования общественных работ. МВ для покрытия гос. военных расходов (1934-38гг. до 40% покрыли военные расходы). Также происходило расширение гос. инвестиций. Постепенно Рейхсбанк перешел под контроль государства. 1924г. - денежная реформа. 1930г. - Рейхсбанк переходит под контроль банка Международных расчетов. 1933г. - банк Международных расчетов дал согласие на изменение закона об имперских банках и Рейхсбанк перешел под власть правительства. Фашисты обещали свести безработицу на нет, и действительно Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |