|
роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике России[pic] Торговый партнер, от которого обычно зависит развивающаяся страна, почти всегда относится к категории промышленно развитых стран. Некоторые примеры приведены в следующей таблице (см. таблицу 2.3.) Таблица № 2.3 Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран от торгового партнера |Развивающаяся страна |Экспортный рынок |Доля экспорта | | | |развиваю-щейся | | | |страны, % | |Бруней |Япония |61,2 | |Центральноафриканская|Франция |44,1 | |Республика | | | |Маврикий |Великобритания |43,5 | |Мексика |США |64,7 | |Сомали |Саудовская Аравия |86,5 | 2)Социально- экономическое развитие России. В период макроэкономической стабилизации в России многие исследователи (особенно зарубежные) высказывали мнение о том, что по ее завершении страна перейдет к экономическому росту. Подобные ожидания базировались на опыте других стран с переходной экономикой. Практически речь шла о том, что либерализованная экономика при условии жестких бюджетных ограничений и подавлении инфляции немедленно поворачивает к росту. Возникло представление о повороте к росту как о естественной награде за глубокие рыночные реформы. Оно отчасти повлияло и на официальные прогнозы, что видно из следующей таблицы Таблица №2.4. Динамика макроэкономических показателей и прогнозы[14] (темпы прироста в %) |1992г |104,9 |2,8 |0,7 | |1993г |103,7 |9,0 |0,3 | |1994г |108,6 |11,3 |0,5 | |1995г |103,0 |17,4 |0,9 | |1996г |100,8 |24,2 |0,9 | |1997г |97,8 |33,0 |0,7 | |1998г[15] |95,0 |55,0 |1,2 | Ситуация, при которой государственные заимствования требовали значительно больше ресурсов, чем составляла величина внутренних ликвидных сбережений, предопределила решение о допуске нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. По данным Минфина РФ , в апреле 1998г. доля нерезидентов составляла около 28% рынка. Доступ нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга позволил решить задачу снижения процентных ставок в российской экономике, тем самым уменьшая нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга. Одновременно широкое участие иностранных инвесторов в финансировании дефицита государственного бюджета резко усилило зависимость экономики России от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Но существенное ослабление контроля за иностранными капиталом и соответствующее снижение стоимости обслуживания государственного долга создали у правительства иллюзию отсутствия проблем с обеспечением финансирования дефицита государственного бюджета, по крайней мере в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения допуск нерезидентов на рынок внутреннего долга увеличил риск выбора мягкой бюджетной политики, не предполагавшей резкого снижения бюджетного дефицита и соответственно потребностей в государственных заимствованиях. После кризисного обвала российская экономика постепенно приходит в себя. Однако перспективы оживления инвестиционных рынков, похоже, отодвинуты весьма и весьма надолго. Здесь ситуация гораздо хуже и не внушает особого оптимизма. Во-первых, неконтролируемая девальвация и спровоцированная ей инфляция разом обесценили ранее сформировавшийся потенциал сбережений и накоплений отечественной экономики. А ведь именно из этих ресурсов формируется спрос на рынке капитала, в том числе на инвестиции в реальные активы. Вторая причина - это замораживание внутреннего долга, что по сути дела вывело значительную часть ресурсов сбережений из хозяйственного оборона, усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны. В-третьих, значительная часть финансовых ресурсов оказалась жестко связана низкой платежеспособностью, по сути дела параличом банковской системы и потребностями обслуживания внутреннего и внешнего долга и практически не может использоваться в виде источника финансирования инвестиций реального сектора. Во многом ситуация оказалась адекватной началу либерализации экономики в 1992 году. В итоге падение инвестиционного спроса после августовских событий значительно ускорилось. В целом по итогам года сокращение инвестиций, согласно прогнозу, составит порядка 8-10 процентов. В сложившихся условиях падение спроса на инвестиции в текущем году могло бы быть значительно больше. Ведь по имеющимся оценкам, в результате инфляции и трехкратной девальвации рубля совокупный платежеспособный спрос в экономике с учетом структуры денежной массы сократился, как минимум, втрое. В ситуации общего сжатия спроса в экономике прежде всего страдают инвестиции, поскольку происходит закономерное перераспределение ресурсов от инвестирования к потреблению. Однако тот факт, что капитальное строительство в последние годы реально работает не на живых деньгах, а преимущественно на квазиплатежных инструментах - бартере, зачетах и т.д., - сделал отечественные рынки инвестиций не столь чувствительными к катаклизмам на финансовых рынках в сравнении с аналогичной ситуацией в развитом рыночном хозяйстве. Хуже другое - то, что углубление кризисных процессов на инвестиционном рынке в виде отклика на летний обвал наиболее сильно может проявиться в 1999 году. Темпы углубления кризиса в этот период в решающей мере будут определяться тремя критическими параметрами: темпами вероятной девальвацией рубля, уровнем инфляции на внутреннем рынке и уровнем реальной процентной ставки. Как показывают расчеты, пороговым значением среднемесячной инфляции, за которым обычно начинается регрессия объемов сбережений граждан и, как результат, падение инвестиционного спроса, является рост цен на уровне 8-10 процентов в месяц, что составляет около 250-310 процентов в год. Кстати, именно такая ситуация имела место быть в 1992-94 годах в период высоких темпов инфляции. Сегодня, даже если абстрагироваться от роста цен в сентябре (почти 40 процентов), угроза инфляционного разогрева экономики сохраняется. Уровень инфляции (например, в ноябре почти 6 процентов) оказывается весьма близок к критическому рубежу, инициирующему усиление спада инвестиций. Инфляция составляет важную часть экономики в связи с ее воздействием на процентные ставки, обменные курсы, стоимость жизни и общее доверие к политической и экономической системам страны. В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать будущую деятельность и вести прибыльные операции. Компании должны менять цены почти ежедневно, чтобы сохранить достаточный поток наличности для возмещения товарно-материальных запасов и поддержки деятельности фирмы. Точный прогноз инфляции труден, поэтому фирмы выпускают продукцию с заниженной или завышенной ценой, что приводит к нехватке денежных средств или к такой цене, которая оказывается слишком высокой, чтобы можно было сохранить свою долю рынка. Инфляция приводит к политической дестабилизации. Если правительство пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные доходы населения снижаются и наступает безысходность. Если правительство решает ничего не предпринимать, страна рискует ухудшить экономику до такой степени, что реальные доходы все равно уменьшатся. Введение финансовых ограничений ставит правительство в уязвимую позицию и, самое главное, трудно осуществимо. Изменение цен по секторам экономики России в 1998г. приведены ниже: Таблица 3.2. Изменение цен по секторам экономики России. на конец года в процентах | |К предыдущему месяцу|Октябрь 1998г. |Справочно | | | |к | | | |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабр|октябрь | | |т |рь |ь | |ю |97г. к | | | | | |1997г |1997г.|декабрю | | | | | | | |96г. | |Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 | |потребительских | | | | | | | |цен | | | | | | | |Индекс цен |98,8 |107,4 |105,9 |112,4 |112,0 |107,3 | |производи-телей | | | | | | | |промышленной | | | | | | | |продукции | | | | | | | |Индекс тарифов |100,6|105,0 |101,0 |112,2 |111,6 |100,4 | |на грузовые | | | | | | | |перевозки | | | | | | | В течение 1998г. темпы роста потребительских цен опережали изменение цен производителей промышленной продукции, однако в октябре прирост цен производителей был выше, чем на потребительские товары и услуги.(см.рис.3.1.) Рис 3.1. [pic] Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже: Таблица 3.3. Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг. на конец периода, в процентах | |К предыдущему месяцу |Октябрь 1998г. |Справочно | | | |к | | | |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабрю|октябрь97г| | |т |рь |ь |1997г. |1997г. |. к | | | | | | | |декабрю | | | | | | | |96г. | |Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 | |потребительских| | | | | | | |цен | | | | | | | |в том числе на:| | | | | | | | | | | | | | | | |102,4|139,5 |103,9 |158,2 |155,6 |107,4 | |продовольственн| | | | | | | |ые товары | | | | | | | |непродовольстве|107,1|154,3 |107,4 |182,2 |180,0 |106,7 | |нные | | | | | | | |товары | | | | | | | |платные услуги |101,2|103,4 |101,6 |116,9 |114,8 |120,3 | |населению | | | | | | | При анализе факторов, определяющих возникновение отрицательного сальдо платежного баланса по текущим операциям и изменение в 1997г. источников финансирования дефицита платежного баланса, важно иметь в виду внутреннюю противоречивость экономической ситуации в России. С одной стороны, при падении цен на нефть у экономических агентов возникли подозрения относительно завышенности курса рубля и соответственно появились ожидания девальвации. Эти ожидания усиливались также из-за роста спроса на валюту в связи с необходимостью обслуживания и погашения внешнего долга. Изменения конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей сделали корректировку проводимой курсовой политики и определенное обесценение рубля действительно необходимыми. ,то стало очевидным в IV квартале 1997г., когда обозначилась тенденция использования официальных золотовалютных резервов в качестве одного из основных источников финансирования дефицита. Однако, с другой стороны, в условиях экономической ситуации, которая характеризуется наличием короткого внутреннего государственного долга и высокой долей нерезидентов на этом рынке, любые попытки изменения курсовой политики (в частности, попытки ускорения обесценения рубля) вызывают массовый отток иностранных инвесторов с финансовых рынков, рост процентных ставок, увеличение спроса на валюту, снижение валютных резервов, повышение риска дефолта по государственным обязательствам и резкой девальвации. В результате политика постепенного обесценения рубля в целях уравновешивания платежного баланса становится практически неосуществимой. К середине ноября 1998г. затих фондовый рынок. Напуганные кризисом инвесторы постарались перевести свои средства в более стабильные финансовые инструменты. В результате объемы торгов российскими акциями упали до неприличных, по словам трейдеров, значений- в среднем чуть более $50 млн. в день (до кризиса объем в $200 млн. никого не удивлял). Такое снижение активности инвесторов привело к тому, что амплитуда колебаний котировок российских акций резко уменьшилась. Сложившаяся динамика цен характерна скорее для развитых, чем для развивающихся рынков. К сожалению, это вовсе не свидетельствует о том, что российский рынок перерос стадию развивающегося. Просто обычно его на 60-70% поддерживают нерезиденты, а сейчас игру ведут преимущественно российские участники. И такое положение дел, по оценкам начальника финансового управления Спецстройбанка Максима Рыкова, сохранится: «Сейчас нерезиденты выводят денежные средства с рынка акций- по американскому законодательству инвесторы в конце года должны держать активы в денежных средствах. Поэтому рынок будет поддерживаться лишь за счет российских операторов- крупных банков и инвестиционных компаний». Рассчитывать же на существенный рост активности российских брокеров не приходится. С особой остротой встает проблема инвестиций на возмещение и обновление производственного аппарата, на пополнение оборотных средств. Резервы стабилизации и роста производства за счет улучшения использования имеющихся производственных мощностей при увеличении спроса, которые кажутся весьма значительными, на самом деле не столь велики, поскольку даже при увеличении масштабов производства на этих мощностях издержки и качество продукции не будут отвечать новым требованиям и не обеспечат ее конкурентоспособности. Поэтому проблема состоит именно в инвестициях. Суть ее не просто в наращивании объемов. Повышение доли потребления в валовом внутреннем продукте при относительном сокращении инвестиций является, с одной стороны, естественным стремлением населения сохранить в период кризиса прежде всего уровень жизни. Но, с другой стороны, сокращение объема инвестиций в переходный период составляет неизбежный момент в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала: от свойственного планово-распределительной системе режима, в которой падающая эффективность вложений восполнялась ростом их объемов, к режиму, характерному для рыночной экономики, при котором рост эффективности инвестиций позволяет получать больший результат при тех же или даже снижающихся их объемах. Поэтому главное в проблеме инвестиций- их эффективность, создание условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета; предотвращать те капитальные и иные затраты, которые ведут лишь к растранжириванию ресурсов и усилению инфляции. Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чревато серьезными угрозами. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и возобновления экономического роста. Поэтому Российское законодательство должно быть направлено на привлечение иностранных инвестиций. Но сегодня при принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности. Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений- одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени. Становление законодательства об иностранных инвестициях- составная часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы наше государство стало действительно правовым. Пока что такое его определение, закрепленное в Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая реальность. Таким образом, появилась необходимость создания новых законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. *** В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией, продолжающимся экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности. Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”. 2.Иностранные компании на российском рынке. Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели: 1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых. 2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья. 3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен. 4) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции. 5) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово- сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы. 6) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана. 7) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей. Но несмотря на какие-либо привлекательные стороны инвестирования в российскую экономику иностранные инвесторы считают, что в сравнении с другими странами-импортерами капитала инвестиционный климат России является весьма рискованным. Для такого заключения у них есть основания, поскольку большинство западных исследований утверждает, что комплексная оценка риска вложений капитала в российскую экономику заметно выше, чем, например, в Западной Европе. По данным международного финансового журнала «Евромани», который оценивает риск зарубежного инвестирования по 100-бальной шкале (чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот), по состоянию на 1993г. показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет 18,13.[16] Более того, налицо не только низкий уровень привлекательности инвестиционного климата России, но и устойчивое ухудшение инвестиционного рейтинга в мировой иерархии. Так, по данным американской группы «Бизнес Риск Интернэшнл» в списке из 132 государств, «опасных»для инвестирования, СССР накануне своего распада в 1991г. занимал 58-е место. В рейтинг-листе стран, привлекательных для инвестирования, журнала «Евромани» в 1992 году России отводилось уже 129-е место, а в 1993 году - 149-е из 169 стран. Большинство инвесторов США, оценивая инвестиционный климат в России как не очень благоприятный, считают негативными факторами налоговую Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |