|
Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналыприсутствие той самой «светской жизни», тех самых «светских львов», и, например, в Москве, передачи такого плана актуальны и интересны зрителю. А на региональном канале, даже учитывая интересы его аудитории, несколько неуместно рассуждать о высокой моде «от кутюр». Два года тому назад на «Дон-ТР» уже была неудачная попытка запуска телепрограммы «Стиль и Мода», которая так и не нашла своего места в рамках местного вещания. Кроме того, на местных телеканалах осуществлялись попытки создания различных вариантов ток-шоу по образцу выходящих в эфире центральных каналов, которые так и не стали популярными в силу специфики местного вещания. Сегодня на канале «Дон-ТР» выходит авторская программа В. Ткаченко «Закулисье», цель, задачи и замысел которой повторяют известную программу Оксаны Пушкиной «Женские истории» (ОРТ) (а затем – «Женский взгляд» на НТВ) и программу «Кумиры» на ОРТ. В программе «Закулисье» ведущий интервьюирует звезд эстрады, кино и театра, приезжающих на гастроли в г. Ростов-на-Дону. Структура программы, вопросы, оформление студии, даже звуковое сопровождение очень напоминают столь популярный проект О. Пушкиной. По этому образцу построена и программа «Женский клуб» на канале «Эксповим». Героинями программы становятся известные ростовчанки – врачи, учителя, научные работники, бизнес-леди. Правда, единственное отличие регионального проекта от московского в том, что «Женский клуб» более чем наполовину состоит из рекламных материалов. Еще одно нововведение на российских телеканалах не осталось незамеченным региональными телевизионщиками – это многочисленные лотереи такие, как «Русское Лото», «Бинго-Шоу». На канале «Дон-ТР» около полугода назад появилась телевизионная лотерея «Призы Дона», уже, однако, снискавшая печальную славу из-за связанных с ней скандалов и судебных дел. Телекомпания «Дон-ТР» производит программы для детей и молодежи: «МАРТ», «Труба», «Пломбир» (цикл еженедельных передач для детей и юношества), чего не делает больше ни одна другая ростовская телекомпания. Но почти все они в структурном, тематическом и содержательном аспектах являются аналогами программ центрального телевидения. Так, например, программа «Труба» – точная «копия» программы «До 16 и старше», выходящей на центральном телеканале уже не один десяток лет. Повторяется не только структура передачи – сменяющие друг друга сюжеты, несколько ведущих постоянных рубрик – но и тематика, дизайн программы, оформление студии и пр. Программа «Угадай мультяшку» даже в своем названии копирует известную телевикторину, выходившую на телеканале ОРТ несколько лет назад. Только в проекте центрального телевидения, в свою очередь «сканированного» с образца, предложенного западными продюсерами, взрослые игроки «угадывали» мелодии известных эстрадных песен, а в местном варианте детишки угадывают названия мультфильмов по их отрывкам. На «Дон-ТР» с 1991 по 1999 год предпринимались попытки создания телепрограмм по подобию ток-шоу и викторины центральных телеканалов. Например, «У костра», «Угадай мультяшку» и другие. Но в силу недостаточного профессионализма из попыток сделать ток-шоу получалось традиционное проблемное интервью. ГТРК «Дон-ТР» объявила о ток-шоу «У костра». В назначенный день и час на Театральную площадь, где был зажжен костер, пришли все желающие принять в нем участие. Ведущая Евгения Апарина задавала интересные вопросы. Ей из толпы отвечали, и довольно толково. Но это действие никак нельзя было назвать «представлением», которое имеет зачин, развитие, кульминацию и развязку. Долгое время телекомпания «Дон-ТР» выпускала в эфир программу «С той ноги!», которая была аналогом программ центральных телеканалов: «Доброе утро» (ОРТ), «Доброе утро, Россия!» (РТР), «Утро на НТВ» (НТВ), «Утро на ТВС» (ТВС). Программы, выходящие в утренние часы, ориентированные на взрослую аудиторию и строящиеся по принципу журнала, в котором один за другим сменяются новостные репортажи с короткими очерками, появились на отечественном телеэкране в конце 80-х годов и сразу же заняли свою нишу в эфире. На Западе этот жанр чрезвычайно популярен, так как позволяет привлечь зрителей к экрану в тот час, в который ни у кого нет времени сидеть перед телевизором. Программы такого типа можно смотреть «как бы походя», в буквальном смысле слова - «между делом». Программа «С той ноги!» была попыткой организовать вещание в утренние часы, хотя сейчас этот проект исчез из телевизионной сетки вещания, а его место занял новый, но с такой же структурой и содержанием – «Ранняя пташка». Еще одна программа телеканала «Дон-ТР» построена по уже давно используемой и популярной модели «кулинарных программ». Таких программ достаточно много на центральных телеканалах: «Кулинарный поединок» (НТВ), «Властелин вкуса» (ОРТ), «Вкусные истории» (НТВ). Но ростовская «Донская кухня» построена по образцу программы «Смак» на телеканале ОРТ, в которой ведущий приглашает известных людей – политиков, актеров, музыкантов – в студию, где они готовят разные блюда. Съемочной площадкой служит кухня в квартире ведущего; в процессе программы он рекламирует товары, которые используются во время приготовления блюд – газовую плиту, посуду, бытовую технику, продукты питания, и т.п. То, что действие происходит не в телестудии, а на реальной кухне, придает программе некий шарм, домашняя обстановка создает впечатление уюта, и все эти факторы отличают «Смак» от других аналогичных программ центральных телеканалов. В программе «Донская кухня» ведущий использует собственную кухню, он также постоянно рекламирует продукцию местных производителей. Единственное отличие этого проекта от программы «Смак» в том, что на «Донскую кухню» не приглашаются гости – ведущий готовит сам. Не только жанр, тема, декорации, но и образ ведущего повторяется: ведущий «Смака» – популярный музыкант, а ведущий «Донской кухни» – также достаточно известный в Ростовской области артист, бывший участник народного казачьего хора. Программа «Синемания» (РТР) посвящена кино и построена по следующему принципу: анонс репертуара кинотеатров Москвы, обзор новых фильмов, новости кинобизнеса, телевикторина для зрителей. В программе «Пойдем в кино!» («Дон-ТР»), которая является аналогом «Синемании», рассказывается о киноновинках, выходящих на экраны города Ростова-на-Дону, о новых фильмах, которые снимают известные режиссеры, об известных актерах и т. д. В каждой программе проводится викторина, победитель которой получает в качестве приза билеты на киносеанс или видеокассеты с записями фильмов. На центральных телеканалах популярны программы о здоровье. Первая из них – «Здоровье» – появилась на советском телевидении в 70-х годах и продолжает регулярно выходить на телеканале ОРТ. Кроме того, аналогичные программы выходят на телевизионных каналах РТР («Здоровье»), НТВ («Без рецепта»), ТВС («Здоровый интерес»). Все они построены по следующей модели: ведущий – человек с медицинским образованием – рассказывает о новых лекарственных препаратах, медицинских технологиях, дает советы телезрителям о том, например, как в зимнее время уберечься от простуды, какие профилактические меры следует предпринимать во избежание того или иного заболевания, и пр. Выходящая на региональном канале «Дон-ТР» программа «Теледоктор» и проекты центральных телеканалов по медицине похожи, как две капли воды, по тематике, структуре, имиджу ведущих и т.д. Различие состоит лишь в том, что ведущий «Теледоктора» еще и рекламирует лекарственные препараты и аптеки, в которых их можно купить. Как и в аналогичных программах центрального телевидения, ведущий отвечает на вопросы телезрителей, присланные в адрес редакции, или просит прокомментировать их специалиста в той или иной области медицины. Программа «Слово пастыря» (ОРТ) – единственная на центральном телевидении религиозная программа. Ведущий – служитель культа – рассказывает приверженцам православной веры о традициях, обрядах, праздниках православия, об истории религии, читает главы из религиозной литературы. На телеканале «Дон-ТР» с недавнего времени стала выходить программа «Жизнь в слове», построенная по этому образцу. Ее ведущий – священник Ростовской епархии, который отвечает на вопросы прихожан в эфире. Интерьер, декорации, тематика, замысел, цель и задачи обеих программ полностью идентичны. Аналитическая программа «Завтрак с Соловьевым» выходит в утренние часы на телеканале ТВС, чем, собственно, и обусловлено ее название. Ведущий В. Соловьев приглашает в студию гостя – известного политика, бизнесмена, актера, журналиста – и обсуждает с ним одну из тем дня как бы «за завтраком». Ведущий и его гости анализируют события, явления, актуальные и важные для общества; делают выводы и дают прогнозы их развития. Эта модель утренней аналитической программы выбрана довольно удачно, так как позволяет телезрителю, во-первых, получить компетентный комментарий того или иного события дня, а во-вторых, в такой программе за счет атмосферы завтрака достигается эффект присутствия, сопричастности. А на ростовском телеэкране уже завоевывает популярность программа «Деловой завтрак» (35-й канал «Теле-Х»), отличие которой от программы телеканала ТВС состоит в том, что в ней обсуждаются вопросы, актуальные для региона, области, города. Гости этой программы – политики, депутаты Городской Думы, работники аппаратов губернатора и мэра, бизнесмены и т. д. Подобно «Завтраку с Соловьевым», она уже заняла прочное место в программной политике местных телеканалов. Программа «Камертон» («Дон-ТР») похожа на авторскую программу С. Белзы (ОРТ), посвященную классической музыке. В своем большинстве телепрограммы регионального телевидения, имеющие аналоги на федеральных каналах, не могут составить им конкуренцию и, к сожалению, не обладают большой популярностью у зрителя в силу ряда причин, среди которых недостаточный профессионализм авторов и ведущих, недостаточная техническая оснащенность телеканалов. Тем не менее на региональном телевидении время от времени появляются очень удачные проекты, имеющие собственное лицо и популярные у телезрителя. Например, телекомпания «Южный регион» не производит такое количество программ, как государственная компания, но делает ставку на информационно-аналитические программы. Еженедельно на седьмом телеканале выходит информационно-аналитическая программа «Точка зрения». В ней дается независимый анализ важнейших политических и экономических событий в регионе. Передача выходит каждое воскресенье, тем самым как бы подводя итоги главным событиям недели и анализируя их. Она делается на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о возросшем профессиональном мастерстве журналистов. Направление программы «Точка зрения» было выбрано очень верно, так как на местном телевидении больше нет ни одной телепрограммы, рассказывающей о событиях недели, их развитии, дающих анализ этих событий и их прогноз. Для создания программ часто используется и прямой эфир. Так, еженедельно выходит передача «Тема для разговора», которая существует в форме диалога с гостями в студии. При подготовке этой программы телеканал опирается на социологические исследования, медиа- исследования, мониторинги и прочее, что помогает создателям и ведущим программы как можно более полно информировать местного зрителя и обеспечить его информационные потребности. Телепрограмма «Ритм дороги» отражает специфику возникновения телекомпании. Она была создана на базе Северо-Кавказской железной дороги и стала первой «собственной» программой ТРК «Южный регион». Популярностью у зрителей пользуется и передача «Музыкальная шкатулка», которая приносит телекомпании кроме зрительского внимания и стабильный доход (в ней за определенную плату передаются музыкальные поздравления с праздниками). Популярность этой программы обусловлена спецификой регионального телевидения, его близостью к местной аудитории. Новостные же программы федеральных телеканалов не способны удовлетворить информационные потребности населения регионов. Основная тематика информационных выпусков в большинстве своем посвящена событиям, происходящим за рубежом и в столице. А местному зрителю часто интереснее узнать, например, о законопроектах, принятых Городской Думой, нежели о новом пленарном заседании депутатов в Государственной Думе в Москве, так как все, что происходит в регионе, области, городе, селе, напрямую касается местного зрителя. События, происходящие рядом, в непосредственной близости от потребителя информации, как правило, всегда более важны и интересны. Формирование сетки вещания – очень важный процесс, от которого зависит величина телевизионной аудитории. Чтобы она была максимальной, программы должны занимать соответствующие места в вещательной сетке. Это могут быть собственные программы, т. е. те, которые создаются станцией за ее счет, и приобретенные программы. В каждом конкретном случае телекомпания должна решить, что эффективнее: произвести программу, способную дать высокий рейтинг, самому или купить ее у другого производителя. Большинство телекомпаний производят только новостные программы, отдельные из них пытаются производить тематические, аналитические, развлекательные, но при этом делают ставку на информационные программы. Сама жизнь доказала, что это – самый экономически эффективный путь для привлечения обширной аудитории, поскольку здесь «работает общая закономерность, а именно высокий интерес аудитории к местной событийной информации»[135]. Однако, если станция хочет поставить в программную сетку развлекательные программы, то экономически невыгодно, во всяком случае, для местной телестанции, производить их самостоятельно. Сегодня в регионах пока еще плохо развит рынок программ, отсутствуют программопроизводящие телестудии, поэтому телеканалы вынуждены покупать программы у московских и санкт- петербургских фирм. При этом необходимо знать, какая аудитория и в какое время доступна, какая группа зрителей наиболее привлекательна и как учитывать эти обстоятельства при составлении сетки вещания. Информирование аудитории – специфическая функция регионального телевидения. Но это не означает, что единственная задача местных станций – создание собственных информационных выпусков. Ведь если телекомпания и создает подобные программы, но неумело размещает их в сетке вещания, то они не принесут ей ни зрительского внимания, ни дополнительной прибыли. Сегодня российский зритель имеет большой выбор различных телеканалов. Следовательно, местное телевидение должно найти свою нишу и извлекать максимальную выгоду из преимуществ, которыми оно располагает (доверительный характер общения со зрителем, приближенность к местной аудитории и т.д.). Небольшие телестанции должны полностью использовать каждую возможность, которая позволит им отличаться от других телестудий. «Местное вещание – это ткань, которая связывает и объединяет местные районы, на которые вещает телестанция, и здесь успех той или иной местной телекомпании зависит от того, в какой степени аудитория считает ее исключительно “своей”»[136]. Поэтому большая часть ресурсов местных телекомпаний должна быть направлена на организацию телевизионных программ и на вовлечение местного сообщества в деятельность регионального телевидения, чему способствует процесс программирования. Будь то программы новостей, спортивные программы, трансляции выступлений местных деятелей, короткие телезарисовки и коммерческие программы или все перечисленное вместе, самое главное – это связать телестанцию с интересами населения. Установить прочную связь с аудиторией через ее вовлеченность в деятельность телекомпании – это самая главная задача, значение которой невозможно переоценить. Сегодня перед региональными телеканалами стоит цель найти на местном уровне новаторские, творческие и надежные пути достижения этого. Необходимость идентифицировать конкретную привлекательность программ с конкретными группами населения подчеркивает возрастающую потребность в проведении исследовательских работ в двух направлениях. Во- первых, необходимо хорошо изучить нынешнюю аудиторию: как она воспринимает информацию, какова ее реакция на конкретную программу, личности, сегменты, форматы? Такое исследование рынка приобретает все большее значение даже для небольшой местной телестанции. Если телекомпания хочет выжить в условиях все обостряющейся конкуренции, то ее усилия должны быть целенаправленными и сосредоточенными, а ошибки должны быть сведены к минимуму. После того как телекомпания займет нишу, отвечающую потребностям и желаниям аудитории, необходимо исследовать саму программу, ее соответствие потребностям групп выбранной аудитории. Знание аудитории – это необходимое условие деятельности начальников отделов программ. Они должны быть знакомы с работами ученых, занимающихся проблемами общества, футурологов и исследователей «поп-культуры», чтобы иметь возможность прогнозировать реакцию, потребности и процесс мышления аудитории. Сегодня в силу сложившихся условий на региональном телевизионном рынке, когда в его пределах функционирует большое количество телестанций, стремящихся к стабильным доходам от рекламы, просто необходимо применять новаторские приемы. Местные телекомпании пока еще находятся в поиске приоритетных программ для различных слоев населения. Новая общественно- политическая и экономическая ситуация в государстве требует применения избирательного подхода к телевидению, следовательно, наряду с планированием программ для широкой аудитории необходимо оставлять некоторое время для вещания на какую-то конкретную часть этой аудитории. При этом основой, на которую необходимо опираться при создании или выборе «адресных программ», являются социологические исследования местного рынка. Если исследования рынка указывают на необходимость в медицинской информации, то телекомпании следует транслировать телепрограммы и\или короткие сюжеты в области здравоохранения, нацеленные на эту группу аудитории, и продавать время рекламодателям, которые заинтересованы в данной аудитории. Такой способ, получивший название «планирование программ для получения дохода», вполне оправдан до тех пор, пока существует зрительский интерес. Типичными темами таких новаторских местных усилий являются музыка, здравоохранение и т. п. На сегодняшнем этапе развития российского общества региональные телекомпании оказались в ситуации, когда они сами решают все проблемы, связанные с их вещательной политикой, им больше не указывают, что производить и в каком объеме. С одной стороны, это дало свободу в реализации творческих проектов телекомпаний (результатом чего стало производство все большего количества программ лучшего качества), с другой – усложнило процесс построения вещательной политики, в котором телекомпании сами находят новые источники программирования, сами разрабатывают его стратегию. Учитывая определенные факторы и условия программирования, свойственные региональному телевидению, местная компания имеет возможность улучшить свою вещательную политику, привлечь максимальную аудиторию и увеличить свои прибыли. Сегодня на региональном телевидении процессы создания и развития новых форм, методов, жанров происходят в высшей степени динамично. Кроме того, на местные телеканалы экспансируются такие жанры, как ток-шоу, телешоу, различные викторины, телеигры «в буквы и слова», лотереи и т.п., которые, в свою очередь, появились на центральных телеканалах после 1985 года вследствие экспансии западных телевизионных жанров. Новые жанры на региональном телевидении внедряются довольно быстрыми темпами, ежегодно появляется несколько программ такого рода. С одной стороны, эти процессы закономерны, поскольку изначально местное телевидение было создано по образу и подобию телевидения центрального. Местным телеканалам невозможно избежать экспансии жанров центральных телеканалов, так как эта экспансия – результат развития в целом системы новых форм, жанров отечественного телевидения. С другой стороны, местные телевизионщики ни на минуту не должны забывать о специфике регионального телевидения. То, что пользуется успехом у зрителей центральных каналов и имеет высокие рейтинги, не всегда найдет отклик у аудитории каналов региональных, местных. Таким образом, следует учитывать, что невозможно представить на суд регионального зрителя полностью «сканированную» программу центрального телеканала, не изменив ее с учетом потребностей местной аудитории, связанных с микросредой ее обитания. Тем более необходимо производить телевизионную продукцию с учетом того, к какой форме организации телеканалов – государственной или коммерческой относится эта компания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основными тенденциями в «переходном» периоде развития телевидения в России, который делится на два этапа: с 1985 по 1991 год и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |