бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дефицит бюджета и государственный долг

малореалистичности. В наибольшей степени были исполнены секвестированный

бюджет 1997 г. и бюджет 1994 г. При этом следует иметь в виду, что в 1994

г. высокая степень исполнения «мягкого» бюджета привела к валютному

кризису, инфляционной волне и дополнительному падению реального

производства. Исполнение более жесткого бюджета в апреле-ноябре 1997 г.

способствовало началу макроэкономического подъема.

Однако, несмотря на внешне обнадеживающие показатели конца 1997 г.,

огромный государственный долг, нарастающим итогом

Таким образом, до ноября 1997 г. в экономике России отмечались

определенные позитивные тенденции - снижение инфляции, прекращение спада и

небольшой рост производства. Происходил рост денежной массы и кредитных

вложений в реальную сферу (на 38 % за год), процентные ставки для конечных

заемщиков снизились примерно с 70 до 30 % в ноябре, существенно возросли

иностранные инвестиции.[19] Однако эти позитивные тенденции развивались на

фоне ряда застарелых слабостей нашей экономики, прежде всего бюджетного

кризиса, связанного с плохим сбором налогов, высокими обязательствами

государства по расходам и неэффективной системой контроля за использованием

государственных средств и, как следствие, со значительным дефицитом

федерального бюджета. Покрывать его приходилось за счет растущих

заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга (процентных

расходов). За 1997 г. эти расходы значительно возросли, составив 28 % всех

расходов бюджета против 16 % год назад. Структура государственного долга,

особенно внутреннего, неблагоприятна в силу преобладания коротких и дорогих

расходов по ГКО, вызывающих рост процентных расходов. Несмотря на

сокращение бюджетного дефицита (4,4 % против 6,6 % ВВП в 1997 г.) и

превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд.

руб. за 5 месяцев) все больше средств Правительству пришлось использовать

на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по

чрезмерно высоким ставкам доходности. Политическая нестабильность вызвала

ряд резких падений котировок российских государственных и корпоративных

ценных бумаг. В результате к середине 1998 г. в стране разразился новый

финансовый кризис, для преодоления которого Правительством был предпринят

ряд экстренных мер: изменение границ «валютного коридора», реструктуризация

задолженности по государственным ценным бумагам (выплата денежных средств

по ГКО будет производится поэтапно в течение 3 лет), введение временного

моратория на выплату российскими заемщиками денежных средств по иностранным

займам и др. В результате роста курса доллара по отношению к российскому

рублю произошла фактическая девальвация рубля, рост цен на импортные

товары, резко ухудшилась ситуация на рынке инвестиций. Финансовый кризис

дополнился политическим, Правительство России было отправлено в отставку.

Очевидно, что именно непоследовательность, ошибки в проведении бюджетной

политики явились одними из наиболее значительных, если не главенствующих

причин сегодняшнего кризиса.

Основные направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные

Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной

политики называют следующие:

41. осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и

повышение на этой основе собираемости налогов;

42. осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и

упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;

43. полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее

субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

44. сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных

обязательств;

45. сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;

46. снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения

при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок

до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор

экономики;

47. совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет

подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих

успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта.

Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств

политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая

низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая

поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению

финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению

устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а,

следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Глава 2.Проблемы бюджетного дефицита и способы его устранения.

2.1.Основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения.

Исследование его масштабов в различных странах с рыночной экономикой.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета

превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности

государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В

зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.

Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного

долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет

не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой

долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень

внимательно.

В данной главе я рассматриваю основные виды бюджетных дефицитов.

Анализируются такие виды, как:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных

стабилизаторов.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами

бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом

инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита

и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит государственного бюджета.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является

результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"

(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить

амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к

частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система

налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе

страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные"

стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных

временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы

"включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования

совокупного спроса в период спада экономической активности правительство

принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости

и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений

госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих

мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит

госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания

инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными

внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или

ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в

парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки

возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов

экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного

вмешательства правительства.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и

страхования занятости является первоочередной задачей для переходных

экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с

отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов

макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от

величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции

автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван

автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и

увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического

спада (подъема) деловой активности. Рис 1:

Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается

(Y2 > Y0), и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а

трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает

циклический бюджетный излишек и инфляционный бум относительно сдерживается.

В фазе циклического спада совокупный доход снижается (Y1 < Y0), и поэтому

налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге увеличивается

циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного

спроса и объема производства, что относительно ограничивает глубину спада.

Величины циклических дефицитов (излишков) определяются степенью

"крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой

функции T определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол

наклона функции государственных расходов G - величиной, которая

характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и

изменением величины дохода. Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый

налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно

представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего

дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем

выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T. В

положении T1 величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше,

чем в положении T2, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более

сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов и

излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются тем

выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше

соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и изменением

величины национального дохода.

В то же время, увеличение степени встроенной стабильности экономики

противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики -

укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту

экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому

риску и к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного

снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение

сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и

излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности

экономики.

Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами

бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и

для индустриальных, и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний

равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают

амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных

дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной

политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не

приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь

место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как

правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Структурный дефицит государственного бюджета.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность

между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический

дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной

бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в

индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в

большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами

правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов,

естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют

расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя

именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается

эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще

более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется

манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще,

уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование

может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

1. "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам,

ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю

сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

2. мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

3. введение временных или добавочных налогов;

4. отсрочка расчетов с поставщиками;

5. отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного

сектора;

6. отсрочка обязательной индексации заработной платы в

соответствии с динамикой уровня инфляции;

7. расширенная практика приватизации государственной

собственности, включая распродажу прав на исследовательские и

изыскательские работы.

В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется

в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем

циклическими колебаниями экономики. Только после корректировки текущего

бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих

экономических колебаний может быть получен характерный для переходных

экономик аналог структурного дефицита, который иногда определяется как

коренной дефицит бюджета.

Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чем оценки

структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и

структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на обычные

оценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная

политика должна быть в большей мере сориентирована на коренной дефицит, чем

на фактический.

ТАБЛИЦА 1:[20]

|Доля общего | | | | | | | |

|дефицита | | | | | | | |

|государственного | | | | | | | |

|бюджета в ВВП в | | | | | | | |

|некоторых | | | | | | | |

|Странах с | | | | | | | |

|переходной | | | | | | | |

|экономикой.(в %) | | | | | | | |

|страны | | |1997 |1998 | | | |

|Армения | | |2,5 |2,2 | | | |

|Киргизия | | |2,4 |2,2 | | | |

|Украина | | |2,3 |2,2 | | | |

|Россия | | |3,5 |3,7 | | | |

|Молдавия | | |2,4 |2,2 | | | |

|Казахстан | | |3,1 |3,3 | | | |

|Грузия | | |2,8 |3 | | | |

|Азербайджан | | |2,7 |3 | | | |

Операционный дефицит государственного бюджета.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за

вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию

государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и

постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является

важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе

преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных

процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в

динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это

завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит

государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и

долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики

правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на

инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между

номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года,

умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между

величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного

дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора

приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя

и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации

бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при

активном участии Центрального Банка.

|Таблица 2: | | | | | | | |

|Показатели | | | | | | | |

|долгового | | | | | | | |

|бремени в | | | | | | | |

|некоторых | | | | | | | |

|странах.[21] | | | | | | | |

|Страны | | |Отношение долга | |Отношение долга к | | |

| | | | | |денежной | | |

| | | |к ВВП (%%) | |массе М2 в %% | | |

|Великобритания| | |49 | |47 | | |

|Испания | | |65 | |59 | | |

|Люксембург | | |1,6 | |1,5 | | |

|Швейцария | | |23 | |18 | | |

|Япония | | |87 | |75 | | |

|Исландия | | |55 | |144,4 | | |

|Россия | | |47 | |378 | | |

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны

предопределяется прежде всего способностью (или неспособностью) государства

его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные

денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем

от размеров ВВП.

В условиях, когда показатель монетизации экономики, равный

соотношению между объемом денежной массы М2 и ВВП, достаточно близок к

единице, отношения объемов государственного долга к ВВП и к М2 если и не

совпадают, то достаточно близки по значению. Картина существенно изменяется

тогда, когда из-за низкого доверия к национальной валюте (вследствие,

например, ранее пережитой высокой инфляции) уровень монетизации экономики

низок.

В этом случае показатель долг/М2 оказывается в несколько раз выше, чем

показатель долг/ВВП в экономике, величина которого обычно характеризуется

соотношением "долг/ВВП". Наличие первичного бюджетного дефицита является

фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его

обслуживания, что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли

первичного бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого

самовоспроизводства долга и его неуправляемого роста.

Квазифискальный дефицит государственного бюджета.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с

измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета,

обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в

государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше

рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной

задолженности;

2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях

экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля

недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых

обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам,

фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.