бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дефицит бюджета и государственный долг

акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее

перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые

автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим

законодательством;

подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным

действующим законодательством;

платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими

ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в

бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете субъектов

федерации акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, плату за землю,

доходы от приватизации, налог на покупку иностранных денежных знаков и

платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Краевой бюджет Алтайского края на 1998 год по расходам был утвержден в

сумме 3 985 353 тыс. рублей и по доходам в сумме 3 685 353 тыс. рублей,

предельный размер дефицита краевого бюджета - 300 000 тыс. рублей[9].

Доходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[10]:

|Виды доходов |Сумма |

|Налоговые доходы, всего |316 869 |

|в том числе: | |

|НДС |263 801 |

|акцизы |255 015 |

|Трансферт |2 163 494 |

|Средства, полученные из федерального бюджета по взаимным |218 000 |

|расчетам на содержание финансовых и земельных органов, | |

|ведомственного жилья и социальной сферы, переданных в | |

|муниципальную собственность | |

|Средства от реализации продукции по краевому заказу |300 000 |

|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |

|Возврат средств фонда поддержки АПК |96 000 |

|Средства на поддержку депрессивных территорий |100 000 |

|Неналоговые доходы, всего |41 617 |

Основные расходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[11]:

|Виды расходов |Сумма |

|Государственное управление |93 384 |

|Международная деятельность |994 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |180 082 |

|Фундаментальные исследования и содействие |625 |

|научно-техническому прогрессу | |

|Сельское хозяйство |594 385 |

|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |14 534 |

|Жилищно-коммунальное хозяйство |7 013 |

|Развитие рыночной инфраструктуры |1 652 |

|Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных |10 078 |

|ситуаций и стихийных бедствий | |

|Образование |110 523 |

|Культура и искусство |33 120 |

|Средства массовой информации |5 943 |

|Здравоохранение и физическая культура |210 923 |

|Социальная политика |698 273 |

|Охрана окружающей среды |1 586 |

|Финансовая помощь районам и городам (дотация) |841 878 |

|Национальная оборона |4 779 |

|Промышленность, энергетика и строительная индустрия |419 926 |

|Прочие расходы |47 453 |

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий

год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств,

полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих

расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов

Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя

менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100

% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона,

особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ

(в том числе и Алтайскому краю) осуществляется помощь из федерального

бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований

(подробнее об этом - в разделе 2.5 настоящей работы).

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской

Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования

(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам

ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительны

расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов,

однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при

которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании,

уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы

покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики

Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях)[12] превращает

органы местного самоуправления в постоянных просителей. В конце 1994 г.

собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9 %, поселков - 11,9 %,

сельских районов - 11,8 %, сельских поселений - 5,8 %[13]. Очевидно, что

для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить

задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за

последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного

бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до

31 %.[14]

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех

расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру,

42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство,

67 % - на образование.[15] Таким образом, важнейшие направления

государственной политики финансируются не с федерального, а с местного

уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения

местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию

формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления

за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям

бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно .

Этот закон является следствием общероссийской политики в области

финансирования местных бюджетов: финансирование производится за счет

перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не

путем разграничения между уровнями самих доходов.

Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления

собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со

стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо

меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов,

если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно

говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Объем и структура финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации

из федерального бюджета в 1992 - 1997 г.г. (в % к ВВП) [16]

| |Индивидуальные |Единые правила распределения |

| |согласования |финансовой помощи |

| |1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|

| | | | | | |(январь|

| | | | | | |- |

| | | | | | |сентябр|

| | | | | | |ь) |

|Субвенции |0,79 |0,69 |0,42 |0,12 |0,12 |0,04 |

|Трансферты |0,00 |0,00 |0,36 |0,86 |0,68 |0,87 |

|Трансферты за счет |0,00 |0,00 |0,00 |0,31 |0,36 |0,34 |

|НДС | | | | | | |

|Средства, |0,61 |1,95 |2,54 |0,42 |0,81 |0,16 |

|переданные по | | | | | | |

|взаимным расчетам | | | | | | |

|Ссуды за вычетом |0,09 |0,03 |0,02 |0,00 |0,23 |0,27 |

|погашения | | | | | | |

|Недоперечислено |0,00 |0,00 |0,00 |0,02 |0,05 |0,00 |

|отчислений из | | | | | | |

|бюджетов субъектов | | | | | | |

|РФ в целевые | | | | | | |

|бюджетные фонды | | | | | | |

|Всего |1,49 |2,68 |3,33 |1,72 |2,24 |1,70 |

. Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской

Федерации на 1999 г. и на период до 2001 г., одобренной Правительством РФ

23.04.98, предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий. Программа

стабилизации экономики и финансов также содержит подробный перечень мер по

упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых:

Бюджетная политика Российской Федерации

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов

и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из

основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная

политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием

Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее

марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным

дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной

политики может быть оценена по результативности деятельности органов

исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных

финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,

поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может

выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной

политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить

следующие[17]:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного

бюджета;

уровень монетизации бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного

дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,

характеризующие специфику современного этапа в развитии российской

экономики:

масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной политики

приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше критериями

(Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за период - 1994 - 1997

г.г.[18]

|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |

|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |

|курировавшие финансовую| |Чубайс |Кадан-ни|Потанин,|Чубайс |

|политику | | |ков |А. | |

| | | | |Лившиц | |

|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |

| |Дубинин |Пансков |Пансков |Лившиц |Чубайс |

|Период |февраль-|январь-д|январь-а|сентябрь|апрель-н|

|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |

| | | | |1997 г. | |

|Доходы федерального бюджета (по определению МВФ) |

|с элиминированием сезонной составляющей |

|(в среднем за период, в % к ВВП) |

|Наличными деньгами и | | | | | |

|денежными суррогатами: | | | | | |

|Все доходы |12,0 |12,4 |10,3 |9,0 |10,6 |

|в том числе: | | | | | |

|налоговые доходы |11,9 |10,8 |8,7 |8,0 |8,6 |

|неналоговые доходы |0,1 |1,6 |1,7 |1,0 |2,1 |

|Удельный вес в | | | | | |

|налоговых доходах, в % | | | | | |

|наличных денег |98,9 |89,6 |82,3 |85,3 |91,7 |

|денежных суррогатов |1,1 |10,4 |17,7 |14,7 |8,3 |

|Выполнение бюджетных обязательств |

|Расходы федеральн. | | | | | |

|бюджета (по определению|23,2 |17,4 |18,0 |21,1 |16,0 |

|МВФ) в % к ВВП | | | | | |

|Просроченная зад-ть по | | | | | |

|оплате труда из-за | | | | | |

|отсутствия бюджетн. | | | | | |

|финансир-ния на конец | | | | | |

|периода: | | | | | |

|млрд. руб. |915 |2736 |6107 |11305 |4940 |

|во всей зад-ти по опл. |17,3 |17,3 |17,0 |21,5 |10,1 |

|труда, % |4,4 |6,6 |14,9 |27,7 |9,1 |

|в фонде оплаты труда, %| | | | | |

|Дефицит бюджета и государственный долг |

|Дефицит фед. бюджета | | | | | |

|(по определению МВФ) в |11,1 |5,3 |7,7 |8,0 |5,3 |

|% к ВВП | | | | | |

|Государственный долг, | | | | | |

|оформленный ГКО-ОФЗ, на| | | | | |

|конец периода, в % к |1,0 |3,2 |7,9 |11,3 |12,6 |

|ВВП | | | | | |

|Прирост гос. долга, | | | | | |

|оформлен-ного ГКО-ОФЗ, | | | | | |

|процентных пунктов ВВП:| | | | | |

| |0,08 |0,18 |0,59 |0,48 |0,14 |

|в среднем в месяц |1,0 |2,2 |7,1 |5,8 |1,7 |

|в пересчете на год | | | | | |

|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |

|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |

|курировавшие финансовую| |Чубайс |Кадан-ни|Потанин,|Чубайс |

|политику | | |ков |А. | |

| | | | |Лившиц | |

|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |

| |Дубинин |Пансков |Пансков |Лившиц |Чубайс |

|Период |февраль-|январь-д|январь-а|сентябрь|апрель-н|

|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |

| | | | |1997 г. | |

|Макроэкономические результаты финансовой политики |

|Темпы прироста ВВП в | | | | | |

|ценах сентября 1997 г. |- 12,8 |- 4,2 |- 5,0 |- 2,4 |0,4 |

|в расчете на год,% | | | | | |

|Законы о федеральном бюджете и их исполнение |

|(по определению Министерства финансов РФ) с элиминированием |

| сезонной составляющей (в среднем за период, в % к ВВП) |

|Законы о федеральном | | | | | |

|бюджете: |15,9 |18,8 |15,1 |15,5 |12,2 |

|доходы |26,8 |26,7 |19,5 |19,4 |15,5 |

|расходы |10,9 |7,9 |4,4 |4,0 |3,3 |

|дефицит | | | | | |

|Фактическое исполнение:| | | | | |

| |13,7 |14,3 |11,6 |9,9 |11,3 |

|доходы |23,5 |15,6 |15,9 |12,3 |14,4 |

|расходы |9,9 |1,3 |4,4 |2,4 |3,1 |

|дефицит | | | | | |

|Степень исполнения | | | | | |

|законов о бюджете, %: | | | | | |

|доходы |85,9 |76,1 |76,6 |64,4 |93,2 |

|расходы |87,7 |58,6 |81,8 |63,5 |93,3 |

|дефицит |90,4 |16,6 |99,7 |60,0 |93,6 |

|доходы и расходы в |86,8 |67,3 |63,9 |63,9 |93,2 |

|среднем | | | | | |

Доходы федерального бюджета: анализ данных показывает, что наихудшая

финансовая политика в сфере доходов федерального бюджета проводилась в

сентябре 1996 - марте 1997 г.г. В этом периоде произошел бурный (почти 4-

кратный в реальном выражении рост выпуска КНО и проведения денежных

зачетов). В результате доля денежных суррогатов возросла с 1/6 до почти 1/2

налоговых доходов бюджета. Перелом в тенденции сокращения удельного веса

налоговых доходов в денежной форме в ВВП произошел в 5-ом периоде. Этот

перелом является одной и важнейших особенностей бюджетной политики,

проводившейся в течение апреля-ноября 1997 г., когда наиболее отрицательные

последствия политики предшествующего периода в основном пришлось

преодолеть.

Выполнение бюджетных обязательств: Динамика расходов федерального

бюджета отличалась значительными колебаниями. В течение 2-го, 3-го, 5-го

периодов проводилась умеренно жесткая политика по ограничению

государственных расходов, в 4-м периоде произошел существенный рост

бюджетных расходов, однако это не привело ни к сокращению бюджетных долгов

по заработной плате, ни к прекращению их роста. Напротив, принципиальной

особенностью 5-го периода стало существенное уменьшение накопленной в

предыдущие периоды просроченной задолженности по оплате труда.

Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом: Сохранение

огромного дефицита бюджета в 1-м периоде привело к инфляционной волне

осенью-зимой 1994-1995 г.г. и валютному кризису в «черный вторник» 11

октября 1994 . Поэтому во 2-м периоде бюджетная политика была ужесточена, в

результате чего произошло существенное сокращение дефицита федерального

бюджета. Избирательная кампания 1996 г. сопровождалась заметным увеличением

бюджетного дефицита и рекордно быстрыми темпами прироста государственного

долга, оформленного ценными бумагами (ГКО и ОФЗ). После завершения

избирательной кампании возврата к сокращению бюджетного дефицита не

произошло, напротив, его размеры возросли. В течение 5-о периода дефицит

бюджета был вновь сокращен. Хотя государственный долг продолжал

увеличиваться, темпы его прироста были значительно снижены - по сравнению с

3-м периодом более чем в 4 раза, с 4-м - почти в 3,5 раза.

Особенности макроэкономической динамики: Мягкая бюджетная политика 1-го

периода (расходы бюджета - 23,2 % ВВП), способствовала сохранению высоких

темпов экономического спада - 12,8 % в годовом выражении. Сокращение

бюджетных расходов о 17,4 - 21,1 % ВВП во 2-м - 4-м периодах заметно

уменьшило темпы экономического спада, однако не смогло прекратить его

полностью. Лишь существенное сокращение бремени государственных расходов,

снижение бюджетного дефицита, уменьшение правительственных заимствований на

финансовом рынке, сопровождавшееся падением реальных процентных ставок,

обеспечили необходимые условия для кредитования частного сектора

коммерческими банками и начала экономического подъема. В апреле-ноябре 1997

г. российский ВВП стал увеличиваться со скоростью 0,4 % в расчете на год.

Степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о

бюджете: Степень исполнения законов о бюджете в 1994-1997 г.г. трудно

назвать слишком высокой, что свидетельствует, прежде всего, об их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.