бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

постоянной основе в виде исключения из принципа наибольшего

благоприятствования четырьмя категориями торговых льгот (тарифные

преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие

в отношениях между развивающимися странами; более льготные

дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений, заключенных

в ходе “токийского” раунда; специальный режим в отношении наименее развитых

стран).

Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в

Статье III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных

и национальных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товарам

иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в

области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных

законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно

подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-

политических целях внутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого

ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о

присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме государственных закупок,

появившемся в итоге ”токийского” раунда.

Таможенно-тарифное регулирование. При создании ГАТТ предполагалось,

что основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования

экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства (хотя

на практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни

одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с

территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта

любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы,

никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или

экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или

других сборов”[7].

ГАТТ содержит ряд положений, регулирующих на многосторонней основе

таможенно-тарифную политику. В Соглашении, прежде всего, говорится о

намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения

таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. Статья I

Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей

страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования.

Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны

согласовывать списки тарифных уступок.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также

процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются

статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ,

на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому

вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами

переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного

таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке

тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения.

Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из

участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и

транзитных сборов.

За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных

вопросов, значительно расширились за счет многочисленных поправок и

дополнений. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей

XXXVI и XXXVII, в которых признается право развивающихся стран повышать

таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется

обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся

государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года)

рекомендовала всем странам-участницам принять меры для скорейшего

применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для

тарифных и статистических целей.[8]

Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Статья VI ГАТТ определяет

демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны

поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих

товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII,

посвященных субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ

(Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс). Смысл рассматриваемой статьи

заключается в создании юридических оснований для принятия странами-

участницами защитных мер против “нечестной практики” компаний или

правительств стран экспортеров. При этом еще в период разработки

Генерального Соглашения было достигнуто понимание, что Статья VI ГАТТ

относится только к ценовому демпингу. В целях устранения демпинга, который

“причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности

Договаривающейся Стороны,[9]” любая страна-участница, осуществив

предварительное расследование факта демпинга, может налагать на любой

поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не

превышающем демпинговую разницу. Последняя определяется как разница между

демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”, которая рассчитывается в

соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса. Обычно это цена, по

которой аналогичный товар продается в стране-экспортере. Термин

“аналогичный товар” трактуется как “продукт, подобный во всех отношениях

рассматриваемому продукту, а в случае отсутствия такового, другой продукт,

свойства которого имеют близкое сходство со свойствами рассматриваемого

продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.[10]

В соответствии со Статьей VI ГАТТ компенсационная пошлина может

налагаться на импортируемые товары в размере, эквивалентном дотации или

субсидии, которая представлена прямо или косвенно на производство или

экспорт этих товаров в стране происхождения или экспорта, причем в случае

явного применения экспортных субсидий Кодекс по субсидиям и компенсационным

пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины без доказательств

наличия или угрозы материального ущерба.

Статья VI запрещает квалифицировать освобождение от пошлин или сборов

аналогичных товаров, когда они предназначены для потребления в стране

происхождения или экспорта, как субсидирование, а, следовательно, и взимать

по этим причинам рассматриваемые пошлины.

Таможенная оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания

таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы

определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара

должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на

базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного

происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот

или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и

в таком месте, которое определяется законами страны импортера.

В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о

применении Статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке). Его положения

широко применяются в международной торговле. Принцип таможенной оценки,

положенный в основу этого Соглашения, заключается в использовании так

называемой цены сделки. Цена сделки - это цена, которая реально уплачена за

импортируемый товар. В эту цену может включаться ряд дополнительных

расходов покупателя (комиссионные, брокерские, расходы на лицензионное

вознаграждение, стоимость упаковки, оплата услуг, предоставляемых

экспортером). В случае невозможности определения цены сделки для таможенных

целей могут последовательно применяться четыре других способа: 1) цена

идентичного товара; 2) цена аналогичного товара; 3) цена за единицу

идентичного или аналогичного товара, везенного в то же время; 4) расчетная

цена товара.

Статья IX Соглашения указывает на необходимость использования курса

валют, опубликованного компетентными органами страны-импортера, который

должен, насколько это, возможно, реально отражать соотношение паритетов

валют по текущим коммерческим операциям.

Количественные ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим

правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь

то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме

таможенных пошлин, налогов и других сборов”.[11] Это общее правило, однако,

сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение

количественных ограничений: 1) в случае ограничения экспорта в целях

предотвращения нехватки продовольствия; 2) в случае ограничений в связи с

применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации

товаров, обращающихся в международной торговле; 3) в случае ограничений на

импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства,

необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке

положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях

устранения перепроизводства); 4) в случае ограничений в целях равновесия

платежного баланса.[12]

Важным является положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое

устанавливает недискриминационное применение количественных ограничений, то

есть в отношении количественных ограничений применяется режим наибольшего

благоприятствования.

Субсидии. ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования, как

производства, так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого

запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными

требованиями.

Во-первых, каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о

любых субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо

(субсидирование экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а

также консультироваться по вопросам применения субсидий, если того требуют

другие участники Соглашения. Во-вторых, страны не должны применять субсидии

на экспорт сырьевых товаров таким образом, чтобы в результате их применения

страна получила необоснованно высокую долю на мировом рынке данного товара.

Как и в ряде других статей ГАТТ для оценки величины обоснованной доли

используются данные за предшествующий период, а также принимаются во

внимание такие факторы, как повышение производительности, улучшение

качественных характеристик.

В ходе переговоров “токийского” раунда ГАТТ было разработано

Соглашение о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о

субсидиях), часть II которого целиком посвящена субсидиям. В частности,

конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам

требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более подробно

разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения,

ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует

положениям Статьи XVI. К числу запрещенных субсидий Кодексом, в частности,

отнесены: прямые правительственные субсидии фирме или отрасли

промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы удержания валюты

или любая аналогичная практика, которая предусматривает надбавки (премии)

за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные

транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на

льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок)

товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные

виды льгот при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по

заниженным ставкам.

Несмотря на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ

предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются

наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения.

Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров. Статья XIX

ГАТТ устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте

отдельных товаров. Она предусматривает, что “если в результате

непредвиденных обстоятельств и выполнения, взятых на себя какой-либо

Договаривающейся Стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-

либо товар импортируется на территорию этой Договаривающейся Стороны в

таких возросших количествах и при таких условиях, что они причиняют или

угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных

или непосредственно конкурирующих с ним товаров, Договаривающаяся Сторона

имеет право в отношении этого товара приостановить обязательство полностью

или частично, или аннулировать уступку, или внести в нее изменения в такой

степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения

или устранения ущерба”.[13] Реализация права стран-участниц на чрезвычайные

меры в отношении импорта отдельных товаров должна осуществляться на основе

принципа наибольшего благоприятствования.

Общие исключения. Статьи XX и XXI ГАТТ образуют группу исключений

общего для всех стран-участниц характера. Применяя их страны должны

соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны применяться на

недискриминационной основе, и, во-вторых, они не должны иметь характер

скрытых ограничений торговли. При соблюдении этих условий ничто в

Соглашении не должно трактоваться как препятствие принятию или

осуществлению какой-либо страной-участницей мер: необходимых для защиты

общественной морали; необходимых для охраны жизни и здоровья человека,

животных и растений; относящихся к импорту или экспорту золота и серебра;

необходимых для обеспечения соблюдения законов и постановлений (не

находящихся в противоречии с положениями ГАТТ), в том числе о выполнении

таможенного законодательства, законодательства о торговых монополиях, об

охране патентов, торговых марок и авторских прав; относящихся к товарам,

производимым трудом лиц, находящихся в заключение; принимаемых для охраны

национальных сокровищ художественной, исторической или археологической

ценности; относящихся к предотвращению истощения природных ресурсов, если

подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего

производства и потребления; связанных с ограничением экспорта отечественных

материалов, необходимого для обеспечения этими материалами отечественной

обрабатывающей промышленности; существенных для приобретения или

распределения товаров, дефицитных для отдельных районов или повсеместно.

Важное значение для обеспечения национальной безопасности стран-

участниц ГАТТ имеют положения Статьи XXI.[14]

Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано:

- как требование к какой-либо стране-участнице предоставлять такую

информацию, раскрытие которой она может рассматривать как противоречащее

интересам ее безопасности, или

- как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее

предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для охраны

существенных интересов своей безопасности а) в отношении расщепляемых

материалов или материалов, из которых они получаются, б) в отношении

торговли оружием, боеприпасами и военной техникой, в) если эти действия

предпринимаются в военное время или других чрезвычайных обстоятельствах,

или

- как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее

предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на

основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.

Таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья XXIV ГАТТ

устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы

Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья

определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий

одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и

создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли

определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все

или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что

целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть

облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в

торговле для других стран-участниц”.[15] Страны-участницы ГАТТ могут на

сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли

созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и

будет ли их создание содействовать развитию международной торговли. Эти

положения ГАТТ послужили основой решений в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ и

ряда других зон свободной торговли.

На основе ГАТТ и в значительной мере по инициативе ГАТТ в рамках

Совета по таможенному сотрудничеству и в других международных организациях

разработан ряд конвенций, регламентирующих многие стороны действия

таможенно-тарифных систем. Эти положения смыкаются с положениями ГАТТ,

создавая единую систему норм, требований и правил, на основе которых

функционирует современная международная торговая система. Более того,

национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ и многие

области их внутреннего экономического механизма построены на положениях

ГАТТ.

Глава 2. ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МНОГОСТОРОННИХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

2.1. Итоги деятельности ГАТТ.

В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность

была почти исключительно сосредоточена на либерализации международной

торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. В

результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов

промышленно развитых стран снизился с 40-50% в конце 40-х годов до 8-10% к

началу 70-х годов. Это в свою очередь стало важным фактором стимулирования

экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы:

за период с 1950 года по 1975 год мировой экспорт в текущих ценах

увеличился в 14,5 раза.[16]

Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметным

явлением в мировой торговле становились нетарифные ограничения, т.е.

различного рода административные меры, затрудняющие доступ иностранных

товаров на внутренний рынок. По этой причине в ходе “токийского” раунда

многосторонних торговых переговоров 1973 - 1979 годов (седьмого по счету)

сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена благодаря заключению

отдельных соглашений (всего 12), регламентирующих вопросы правил таможенной

оценки, технических барьеров в торговле, импортного лицензирования,

введения антидемпинговых и компенсационных пошлин, процедуру

правительственных закупок. В результате проведенных в те же годы тарифных

переговоров средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран-

членов ГАТТ была еще раз понижена, составив 4-5%. В ходе “токийского”

раунда переговоров по инициативе ведущих развитых стран, прежде всего США и

ЕС, было заключено и принципиально новое, “секторальное” соглашение по

торговле гражданской авиатехникой, в соответствии с которым страны-члены

соглашения полностью либерализовали торговлю гражданскими самолетами, их

компонентами, запасными частями, навигационным оборудованием, устранив в

данной области как тарифные, так и нетарифные протекционистские меры.

Тем не менее, множество нерешенных вопросов осталось в международной

торговле и после “токийского” раунда. Более того, со времени его окончания

стали накапливаться новые проблемы.

Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу,

научно-техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как

международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг

(например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и

способствующее) традиционной торговле товарами. Однако национальные

исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно

свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в

экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки,

туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее

время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства

приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в

международной торговле услугами (а компетенция ГАТТ распространялась только

на торговлю товарами) привело к значительному разнобою в национальных

нормативных документах, системах статистической отчетности, в

количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало

тормозом на пути международного обмена услугами.

На повестку дня также выдвинулся вопрос о выработке общих норм в

отношении торговых аспектов инвестиционной политики. Во многих странах

существуют достаточно жесткие требования в отношении иностранных

инвестиций. Зачастую иностранным инвесторам предписываются сферы и отрасли

приложения их капиталов, ставятся условия в отношении доли продукции,

поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования

компонентов и материалов местного производства и др. Подобные меры

государственного регулирования воспринимались крупными западными компаниями

как дискриминационные и отрицательно влияющие на свободный перелив капитала

и, следовательно, как барьер в международной торговле. По инициативе США

данная проблематика все настойчивее выдвигалась в рамках ГАТТ.

В начале 80-х годов на заседаниях органов ГАТТ также периодически стал

подниматься вопрос о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Это было связано с невиданными масштабами, которые повсеместно приобрели

торговля товарами с поддельными товарными знаками, видео- и компьютерное

пиратство, использования чужих научных и конструкторских разработок. Помимо

того, что компании, являющиеся владельцами товарных знаков, терпят

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.