бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

Министерство науки и высшего образования РК.

Университет “Кайнар”

Кафедра “Мировая экономика”

Факультет “Международная экономика”

Дипломная работа

На тему: ”ГАТТ/ВТО и его роль в развитии международной торговли”

Специальность 0714 “Международная экономика”

Студент:

Юдин Н. В.

Научный

руководитель, к. э. н.

Искакова А. К.

Допускается к защите

Заведующий кафедрой

“Мировая экономика”

к. э. н., профессор

Темиргалиев Б. Б.

Алматы 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Формирование многосторонней системы международной торговли.

1.1. История развития ГАТТ ……………………………………. стр. 6

1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ ..………….стр. 12

Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних торговых

отношений.

2.1. Итоги деятельности ГАТТ …………………………………..стр. 24

2.2. Создание ВТО ………………………………………………..стр. 34

Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.

3.1. Глобализация экономики Казахстана ……………………….стр. 38

3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО……………...стр. 51

3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО…………...стр. 56

Заключение………………………………………………………...стр. 62

Список использованной литературы……………………………..стр. 65

ВВЕДЕНИЕ

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с

началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-

экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить

необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в

обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые

ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе

наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии

внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и

либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем

процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных

отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в

результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и

торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается

и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе

способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках

осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач

является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.

Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы

- общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и

механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с

его вступлением в ГАТТ/ВТО.

Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную

Торговую Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное

Соглашение по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила

наша страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ,

поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта “уругвайского”

раунда страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент

подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами

ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ.

Поэтому в рамках настоящей работы, состоящей из трех глав, введения и

заключения, во-первых, рассматривается собственно Генеральное Соглашение по

тарифам и торговле. Так, первый параграф Главы 1 посвящен истории

возникновения ГАТТ и основным тенденциям его развития. Во втором параграфе

анализируются основополагающие принципы ГАТТ, на базе которых строится

многосторонняя система международной торговли.

Принимая во внимание тот факт, что, вступив в силу в январе 1948 года,

Генеральное Соглашение за время своего существования претерпело

существенные изменения, отражающие его динамичное развитие, во-первых, как

многостороннего торгового договора, и, во-вторых, как механизма

регулирования международных торговых отношений, особого внимания

заслуживает рассмотрение вопроса о результатах деятельности ГАТТ (Глава 2.

Параграф 2.1.), важнейшим среди которых является создание принципиально

новой международной организации - ВТО (Глава 2. Параграф 2.2.).

Глава 3 непосредственно связана с проблемой присоединения Казахстана к

системе ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО

недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой

организации других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен

перспективам вступления Казахстана в ВТО. Механизм вступления в систему

ГАТТ/ВТО, а также прогресс Казахстана в этом направлении составляют

основное содержание второго параграфа. Глава 3 завершается параграфом, в

котором подробно рассматриваются проблемы, требующие решения в контексте

вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

В процессе написания настоящей работы была использована различная

литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а

также вопросам, связанным с присоединением Казахстана к этой системе.

Прежде всего, следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой

“ГАТТ: правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт-

Петербургского государственного университета в 1992 году. Наряду с

вопросами, вошедшими в название монографии, в работе подробно рассмотрены

тенденции развития ГАТТ и проблема приобретения им статуса международной

организации.

В работе кандидата экономических наук Чернышева С.В. “Механизм

регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, вышедшей в

1991 году в издательстве Всесоюзного Научно-исследовательского

Конъюнктурного Института МВЭС РФ дан постатейный анализ положений ГАТТ, а

также приведены комментарии западных специалистов.

Наряду с монографиями в настоящей дипломной работе были использованы

материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в

журналах “Континент”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США: экономика,

политика, идеология” и газете “Деловая неделя” за период с 1996 по 2002

годы, а также их электронные издания.

Полный список использованной литературы приведен в конце работы.

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

1.1. История развития ГАТТ.

Для того чтобы в полной мере представить современную ситуацию,

сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить

достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы

кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую

необходимость координации вопросов макроэкономической политики на

многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в

предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила

игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением

тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям,

значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях

приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и

стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний

уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг

59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах

большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой

экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на

60%.[1]

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе

(США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы,

выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии

экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования

торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве

примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей

(Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об

охране промышленной собственности и другие.[2] Однако они не были

системными и не всегда доводились до конца.

Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание

универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с

МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся

системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне

социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики,

экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики,

инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на

конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции

(август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой

Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе

США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее

развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня

таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных

экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч

тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10

млрд. Долларов).[3] Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом

торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по

взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод

этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок

получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на

временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими

странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года.

Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I,

состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме

наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и

списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и

представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел

III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о

применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен

Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по

требованию развивающихся стран.

В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого

раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО,

и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в

силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских

проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что

Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом

схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой

политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в

себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном

органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме

того, Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же

касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными

положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении

урегулирования разногласий.

Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом

(что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в

рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и

разработан механизм разрешения споров.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон.

Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на

них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а

не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года

Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать

Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный

Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-

участницами.[4]

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции.

Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные

толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также

предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных

случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному

Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными

полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-

участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу

компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат

Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая

организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в

первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем

превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения

(юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На

секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди

стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование

экономического развития и торговой политики стран-участниц.

В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого

входило обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных

и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым

проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция

Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по

платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного

Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще

сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4

июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет

Представителей ГАТТ.

Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался

около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач

и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех

стран-участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии

Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить

следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся

Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их

деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и

других вспомогательных органов.

С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика

формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для

изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме

того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной

основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в

них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые

из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям,

Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела

IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым

переговорам создавались временно для наблюдения за ходом многосторонних

торговых переговоров.

Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную

структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального

наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.

В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного

Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.

Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого

органа. Он является главным должностным лицом, назначаемым

Договаривающимися Сторонами, выступает своеобразным арбитром в спорах меду

сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию

возникших споров.

Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь

многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой

инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и

списками тарифных уступок; многочисленные протоколы и решения

договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие

первоначальный текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений, появившихся в

1979 году в итоге многосторонних торговых переговоров “токийского” раунда,

интерпретируют его отдельные статьи, распространяют действие положений ГАТТ

на новые области или конкретизируют их. Большую роль в развитии правовой

системы ГАТТ играет практика прецедентов.

Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ -

ее институционализацию, создание разветвленной сети постоянных органов, что

в значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на

первоначально временный статус, в действенный многосторонний механизм

регулирования международной торговли.

1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ.

Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ,

является стремление стран-членов развивать международную торговлю и

обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на

рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных

рынках и регламентации действий правительств по регулированию

внешнеэкономической сферы.[5] Достижение этих целей обеспечивается

соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального

соглашения:

- недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным

предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в

отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними

таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного

подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов

и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального

рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически

проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их

юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и

переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем

рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения

которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Остановимся кратко на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены

изложенные выше принципы, а также другие основополагающие положения.

Режим наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во

многом ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны-участницы

должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это

положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые

операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным

операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в

отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с

внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними

связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования

(вместе с национальным режимом) распространяется на внутренние налоги и

сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу

товаров на внутренних территориях стран-участниц.

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I,

носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять

эту статью в ее полном объеме: “В отношении таможенных пошлин и сборов

всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на

перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении

метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил

регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое

преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов,

предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару,

происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой

страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному

товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному

для всех других стран-участниц”.[6]

ГАТТ содержит ряд исключений из режима наибольшего

благоприятствования. Крупнейшее из них - это разрешение создавать зоны

свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы,

предоставляемые, а рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое

важное положение - это разрешение развивающимся странам пользоваться на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.