|
Экономика 90 вопросовкогда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России: - структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития; - закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий; - высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия; - внедрение в производство новой техники и технологии; - структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности; - ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения. Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения, открытых дверей и т.д. Особенности безработицы на современном этапе: - Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих. - Большой уд. вес молодежи - Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается пособие. - Главная причина - это НТР. Меры по сокращению безработицы следующие: - Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); - Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции); - Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); - Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям - Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя); - Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, => обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость - занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна старается сократить число незанятого населения. В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения. Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и международного права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса. Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости. Государственные республиканская и региональная программы занятости предусматривают: - Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения; - Меры содействия занятости населения в сельской местности; - Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста; - Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов; - Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства; - Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и научно-методической базы; - Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости. В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д. 83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди представителей различных школ. В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике. 1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название «экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным условием процветания государства является невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». С этой же точки зрения исходил традиционный либерализма 18-19 веков, его идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по- разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эффективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении. То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики). Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в 30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существовало несколько центров в Германии, США, Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард; Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф. Хайек. [10, с.293] 2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает новая концепция - кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами». Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-экономического регулирования На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных направления представлены в различных школах и направлениях: 1. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты “(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк- ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов => увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк. равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного обращения. 2. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход – сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения), т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости. Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы. Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.). 3. Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.). 4. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику. 5. Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. 6. Монетаризм — экономическая теория (в рамках неолиберального направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. 84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева (перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике. В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации. Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный). Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их требует короткого промежутка времени для успешного проведения макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по- разному: - Сокращением номинального предложения денег - Либерализацией цен - Увеличением реального объема производства - Снижением скорости обращения денег. Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть следующее: - Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным освобождениям от налогов отдельных групп производителей или потребителей товаров - Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в подпольную экономику - Система исчисления должна быть технически простой - Налоги должны уплачиваться неукоснительно. Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика «дорогих денег» Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы — мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий — это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |