бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика 90 вопросов

Экономика 90 вопросов

1. Зарождение экономических знаний. Основные этапы развития экономического

учения

Донаучные элементы отрывочных экономических знаний встречаем в мифах,

легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в

древности в рамках единой философской науки.

Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения

домашнего хозяйства.

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает

экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время

экономическое мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень

систематизации знаний не обеспечивал достаточных предпосылок для

выделения экономической теории в отдельную науку. Первая школа

экономической науки – меркантилизм. Этот период завершили меркантилисты.

2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась

классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами

Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал

принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику).

3. Современный этап.

1 этап. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы

экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал

задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы.

Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических

взглядов.

Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего

хозяйства». Отрывочные экономические воззрения встречаются с древних времен

у: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

В средние века экономические воззрения встречаются у: Фомы Аквинского,

Кальвина

Первая школа экономической науки – меркантилизм. В то время широкое

распространение получает «венецианский счет», т.е. бухгалтерия, регулярно

сопоставляющая доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и

банковского дела. Появилось много трактатов о деньгах. Постепенно возникла

школа меркантилистов (от слова купец), что явилось началом появления первых

систематизированных экономических воззрений. У. Петти (1623-1687)

представить первой школы экономической науки – меркантилизма. Источником

богатства меркантилисты считали торговлю. Был первым профессиональным

экономистом. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения

контрактов и способствовала моральному оправданию проценту.

3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником

общественного богатства признавали производство, причем только в сельском

хозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века.

Источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Наиболее

выдающиеся физиократы : Кенэ, Кантильон, Тюрго, Венсиан де Гурне (ему

приписывают выражение «пусть все идет так, как идет» – это первая

историческая формулировка принципа экономического либерализма.) Главная их

заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

2 этап (конец 17в до 30-х гг. 20)

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и

обособлению. Возникновение специальных исследований относится еще к началу

17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков).

Классическая наука возникла в связи с проникновением капитала в сферу

производства. Представители: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо. Они

обосновали то, что источником общественного богатства является все

общественное производство, предприняли попытку объяснить законы,

управляющие экономическими явлениями, выступали за ограничение

вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.

Адам Смит (1723-1790) – родоначальник классической экономической науки. Он

отстаивал принцип естественной свободы, но в отличие от физиократов считал

промышленный и торговый капитал производительным. Рост богатства

достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в

условиях экономической свободы.

Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал,

что правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего

не отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и

ремесленники могут быть собственниками, все имущество которых учтено и

излишек отбирается государством. Развитие этих идей нашло отражение в

марксистском экономическом учении, которое вышло на арену экон. теории с

середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном

своем произведении "Капитале" Марксом дано достаточно глубокое теорет.

отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в. н.

19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были

ошибочными.

3 этап

Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом

направлений, школ, течений. Основные: 1) Неоклассическое; 2) кейнсианское;

3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются

трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в

экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о

рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и

развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается

единственно эффективным способом функционирования экономики.

Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического

равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теориях предельной

полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода

буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г.

работу "Общая теория занятости, процента и денег".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить

кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее

вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания -

антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с

использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций

для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие

общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в

центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной

идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за

индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные

доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию

государством переквалификацию работников в связи с технологической

безработицей.

Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются

теории: индустриального, постиндустриального, технотронного,

информационного общества.

Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики,

микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения

политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне

отдельных отраслей.

2. Производительные силы общества. Ресурсная (факторная) эффективность и ее

показатели

Производительные силы общества представляют собой целостный, динамичный

комплекс, в который входят:

а) средства производства (предмет труда и средства труда);

б) люди, приводящих их в движение;

в) технология,

г) инфраструктура и т.д.

а) Средства труда - это то, что человек помещает между собой и предметом

труда, и чем воздействует на предмет труда. Предмет труда - это то, на что

человек воздействует своим трудом и изменяет его. Средства труда:

производственные здания, сооружения, станки, машины, оборудование,

инструменты.

б) При этом ведущим элементом произв. сил является работник — человек с

известным опытом и навыками к труду.

в) Технология - совокупность способов воздействия человека на предмет труда

с исп-ем соотв. средств труда, а также различных режимов протекания произв.

процессов.

г) В структуру произв. сил входят также производственная и социальная

инфраструктуры. Инфраструктурой называют вспомогательные составные части,

обеспечивающие нормальное функционирование всей системы производительных

сил. Производственную инфраструктуру образуют транспорт, связь, энергетика,

особое место занимает маркетинговая деятельность, научно- техническая. К

социальной инфраструктуре относятся: образование, здравоохранение, жилищно-

коммунальное хоз-во, и т.д.

Производство всегда предполагает взаимодействие 3 основных факторов:

рабочей силы, предметов труда и средств труда. Соизмерение результатов

производства с используемыми затратами факторов производства (т.е.

трудовыми и материальными ресурсами) характеризует ресурсную эффективность

производства. В общей форме — Эффективность = Результат производства:

Затраты факторов производства. Эффективность — важнейшая характеристика

производства. Общество всегда стремится определить оптимальный вариант

экономического развития, т.е. такой, при котором не только будут

отсутствовать потери (прямые и косвенные), но и наилучшим образом

использоваться факторы производства (средства производства и рабочая сила).

Показатели эффективности. Для характеристики ресурсной (факторной)

эффективности применяется система показателей, таких как,

производительность труда, фондоемкость и материалоемкость.

Производительность труда выражается в количестве продукции, произведенных в

единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу

продукции. Фондоемкость — стоимость основных производственных фондов на

единицу объема производства продукции. Снижение фондоемкости означает рост

эффективности использования основных производственных фондов.

Материалоемкость — один из важных показателей эффективности использования

материальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Она

определяется отношением стоимости материальных затрат к величине

произведенной продукции. Обобщающими показателями экономической

эффективности являются норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в

рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий

эффективности производства. Показателем эффективности здесь выступает норма

прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство.

Рентабельность характеризует результативность использования средств

производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной

предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов. В условиях

перехода к рыночной экономике изменяются содержание и показатели

эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики и

предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетного

показателя экономической рентабельности выступает величина прибыли на

единицу затрат и ресурсов на единицу затрат. В новых условиях сохраняется и

общенациональный показатель эффективности: величина национального дохода,

валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов.

3. Система производственных отношений (организационно-экономические и

социально-экономические отношения).

В системе общественных отношений экономика выделяет производственные

отношения, т.е. отношения по поводу производства. Производственные

отношения подразделяются на 2 блока: соц-экономические отношения и

организационно-экономические. Это обусловлено следующим. Сырьевые, трудовые

ресурсы и потребители естественно рассредоточены по территории страны.

Соответственно этому и все общественное пр-во рассредоточено по многим

предприятиям и фирмам. В связи с этим различается два уровня производства:

1) пр-во как процесс труда, протекающий непосредственно на предприятиях

(микроуровень); 2) пр-во как процесс данной страны, нации в целом

(макроуровень).

На втором или на макроуровне между людьми складываются социально-

экономические отношения. Здесь люди выступают как хозяева, наемные рабочие

или организаторы пр-ва. На первом же или на микроуровне люди выступают как

непосредственные работники. На нем между людьми складываются

непосредственно трудовые отношения или организационно-экономические.

В связи с этим в экон. литературе часто термином "произв. отношения"

обозначаются не только собственно производств. отношения, но и базирующиеся

на их основе социально-экономические отношения. В таких случаях термин

"произв. отношения" наделяется широким смыслом. СЭО - это отношения между

людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и

потребления между классами и социальными группами, между странами,

предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными

собственниками и т.д.

В узком смысле слова произв. отношения - это отношения между людьми по

поводу их совместной трудовой деятельности, по поводу кооперации труда, его

профессионального разделения в рамках предприятия, т.е. на уровне

микроэкономики действуют организационно-экономические отношения. Эти

отношения носят разрозненный характер, они локальны. Они функционируют

непосредственно на рабочих местах и только в самих трудовых процессах.

Объектами произв. отношений людей являются не производимые продукты, а лишь

процессы их создания, вопросы взаимодействия работников в технолог.

процессах, вопросы психологической совместимости работников и т.д.

Вся система производственных отношений рассматривается во взаимосвязи, в их

единстве, и определяется формами собственности на средства производства.

Система производственных отношений должна соответствовать состоянию

производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное

функционирование. Материальное производство является материальной основой

производственных отношений. Производительные силы и производственные

отношения образуют способ производства. По Марксу способ производства

прошел 5 исторических этапов в своем развитии, каждому из которых

соответствовали свои производственные отношения. Зарубежные экономисты

периодизацию в развитии человеческого общества строят на основе теории

стадий экономического роста (Ростоу). Он выделяет 5 стадий экономического

роста:

- традиционное общество;

- переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);

- стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;

- послеиндустриальное общество;

- стадия массового потребления.

Каждому способу производства соответствуют свои производственные отношения

— организационно-экономические и социально-экономические.

4. Проблема выбора в экономике. Понятие экономической эффективности

(Паретто-эфективное состояние экономики.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается

богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так

и общества. Необходимость выбора в экономике обусловлена двумя

объективными причинами: потребностью и ограниченностью ресурсов. Общество

всегда стремится определить оптимальный вариант экономического развития,

т.е. такой, при котором не только будут отсутствовать потери (прямые и

косвенные), но и наилучшим образом использоваться факторы производства

(средства производства и рабочая сила). В любом обществе решается триединая

проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого

производить. Любое общество располагает ограниченным количеством

экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены

кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих

ресурсов. Необходимо решать вопрос распределения жизненных благ в условиях

ограниченных ресурсов. Английский экономист Лайнен Роббинс дал следующее

определение: "Э - это наука, которая изучает поведение человека с точки

зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими

альтернативное использование («проблема выбора)". Самуэльсон дал следующее

определение—экономическая теория изучает, как люди и общество выбирают

способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые

назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить

их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп

общества. Т.е. перед любым обществом стоит выбор как использовать

ограниченные ресурсы, что производить, сколько и когда. В этом заключается

«проблема выбора». Экономические цели любой экономики в конечном итоге:

экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, экономическая

свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность,

торговый баланс. Но решать эти проблемы можно по-разному, можно добиваться

целей любой ценой или с оптимальными затратами. Насколько экономика

эффективна зависит от того, как она решает дилемму «безграничность

потребностей –ограниченность ресурсов». Общество вынуждено определит, какую

комбинаций каких продуктов и какой ценой оно желает производить.

Эффективное состояние экономики подразумевает, что эти задачи решаются

исходя из «эффективного использования ограниченных производственных

ресурсов». Экономическая эффективность определяется насколько рационально

используются ограниченные ресурсы.

Термин «Паретто-эфективное состояние экономики» или «оптимум Паретто»

введен итальянским экономистом Паретто. При изучении проблемы выбора он

использовал для характеристики предпочтений (предельных полезностей ) между

выбором и нескольких благ понятие «кривых безразличия». Каждая точка таких

кривых соответствует некоторой комбинации двух благ, суммарная полезность

которых одинакова во всех точках. Это подвело его к понятию оптимума,

который обозначает равновесное состояние экономики («Паретто-эфективное

состояние экономики» ) и характеризуется такими основными условиями:

- Взвешенные (по ценам) предельные полезности (предподчтения) равны для

всех товаров,

- Для каждого субъекта сумма его доходов равна сумме расходов,

- Количество всех благ до установления равновесии после этого — равно,

- Цены готовых товаров равны издержкам их производства,

- Запас производительных благ используется полностью.

Это равновесное состояние экономики длилось бы вечно, если бы не изменялись

условия, но они постоянно меняются. «Паретто-эфективное состояние

экономики» — это состояние экономики, при котором невозможно улучшить

положение какого-либо участника обмена без того, чтобы не ухудшить

положение другого. При таком состоянии экономики дальнейшее улучшение

возможно только путем глубоких структурных перестроек.

5. Экономические категории и экономические законы. Экономическая теория и

экономическая политика

Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию

множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экон. науке

являются экон. категории. Экон. категория - научное собирательное понятие,

абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных,

аналогичных экон. явлений.

Экономические законы - выражают внутренние, существенные, устойчивые,

повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических

отношений людей. Они возникают и действуют в результате производственной

деятельности людей. Действуют объективно (независимо от воли и сознания

людей). Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их

деятельности. ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике

хозяйствования.

Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические

законы.

В обществе действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны между собой. Различают

след. ЭЗ:

1. Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития

человеческого общества, а) З. Возвышающихся потребностей; б) З

общественного разделения труда; в) З повышения производительности труда и

др.

2. Общие ЭЗ - действуют при наличии общих социально-экономических условий

(товарно-денежные отношения): а) З стоимости; б) З спроса и предложения;

в) З денежного обращения и т.д.

3. Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого

общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и

свойственные ей социально-экономические отношения.

Экономическая теория — это наука, изучающая ЭЗ и движение экономической

жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы и т.д.

Экономическая теория раскрывает сущность и содержание экономических

процессов в системе понятий, категорий и законов, принципов и методов

хозяйствования в обществе в целом. этим она выполняет познавательную

функцию (обеспечивает накопление научных знаний в области пр.-хоз.

деятельности людей, вооружает их знанием объективных законов. Кроме того

экономическая теория выполняет практическую функцию - обеспечить на основе

теоретических разработок экономическую политику. На основе открываемых ею

законов и ее теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют

свои программные цели, экон. стратегию и тактику. Обоснование экономической

политики должно опираться на объективные экономические законы,

закономерности и принципы. Цели экономической политики в конечном итоге:

экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность

(максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен,

экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая

обеспеченность, торговый баланс.

6. Предмет и функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории

с другими экономическими науками

Предметом экономической теории является то, что она изучает. ЭТ изучает

сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных

ресурсов.

Существует несколько различных определений предмета экономической теории:

- Марксистское определение: «Экономическая теория изучает экономические

отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных

ступенях развития общества»

- Самуэльсон —экономической теории изучает, как люди и общество выбирают

способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь

многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары

и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных

индивидов или групп общества.

- Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю: Во-первых экономика -

это исследование поведения человека в процессе производства,

распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких

ресурсов. Во-вторых экономика исследует эффективное использование

ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.